Конспект "Возрождение русской песни" 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таркосалинская средняя общеобразовательная школа №3»
Пуровского района ЯНАО
Конспект внеклассного мероприятия
в 7 классе
«Возрождение русской песни»
подготовила
учитель музыки
Лемешева Эльза Викторовна
г. Тарко-Сале
2013г
Слайд 1
Возрождение русской песни.
"Национальное достояние России" - Пелагея.
(Внеклассное мероприятие для 6-7 классов, учащиеся 12-14 лет)
Цель: приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству, русской
народной музыке и её исполнителям; пробуждать желание петь и слушать русские
народные песни.
Задачи:
образовательная формировать интерес к песенному жанру, народной культуре,
позитивное отношение к ней; ориентировать учащихся на этнокультурные духовные
ценности;
развивающая развивать образное мышление; воспитать способность к межэтническому
и межкультурному общению средствами системных знаний музыкального искусства,
развитие исследовательских способностей; развитие умения анализировать музыкальные
произведения, делать самостоятельные выводы;
воспитательная привлечение внимания учащихся к творчеству русского народа, к роли
музыки в жизни человека.
Слайд 2
Родилась Пелагея Сергеевна Ефимович 14 июля в 1986 году в промышленном и
культурном центре Западной Сибири - Новосибирске. Сценическое имя Пелагея является
настоящим, данным при рождении. Как говорит сама Пелагея, «меня назвали в честь
моей прабабушки няни моей мамы. Она не дожила до моего рождения полгода, но,
говорят, я удивительным образом на неё похожа».
(В переводе с греческого имя Пелагея означает "морская". Святой
покровительницей является преподобная Пелагея. Она была призвана Богом служить
людям через тяжкий подвиг отречения от разума - высшего дара Божия человеку.
Пелагея Устюжская Христа ради юродивая была родом из мещан. Она потеряла мужа и
жила вдовой с двумя детьми. Каждый день подвергала она свое тело мукам. Спала она на
голых досках, ела только то, что подавали ей добрые люди, а деньги отдавала нищим.
Люди почитали ее как молитвенницу и подвижницу. Если заболевал человек, то шли к
блаженной Пелагее и просили помолиться о больном. Благодаря ее молитвам больной
выздоравливал).
Светлана Ханова, мать Пелагеи, бывшая джазовая певица, после потери голоса
стала театральным режиссёром и преподавала режиссуру и актерское мастерство в
Новосибирске. В настоящее время она является продюсером и режиссёром группы своей
дочери.
Слайд 3
С ранних лет проявила себя как незаурядная вокалистка - превосходный слух,
чистые интонации, индивидуальный тембр, способность легко воспроизводить
различные вокальные манеры, широкий диапазон и тончайшее проникновение в
музыкальный материал - данные, полученные ею от Бога, всегда приводили не только
неискушенную публику, но и всех специалистов в восторг.
Очень быстро СМИ разнесли по стране известие, что в Сибири живет девочка,
обладающая редким даром "вокального вундеркинда", тогда они и окрестили ее
"Национальным достоянием России".
Слайд 4
И не только благодаря необыкновенным способностям...
Девочка выбрала для себя совсем непопулярный в то время в России песенный
жанр: русский фольклор и романсы. Жанр, который у людей ассоциировался лишь с
празднично-застольным хоровым исполнением "Ой, мороз, мороз", либо с официально-
обласканными взрослыми тетушками в кокошниках.
Каждый раз, выбирая для исполнения какую-то известную вещь, Пелагея
удивляла слушателей четко проявленным творческим кредо - сочетанием, казалось бы,
несочетаемых компонентов: оригинальность подачи (от манеры исполнения до
аранжировки) и стремление к аутентичности.
В 8 лет Пелагея поступает без экзаменов в спецшколу при Новосибирской
Консерватории и становится первой ученицей-вокалисткой за 25-летнюю историю
школы.
Слайд 5
В 9-летнем возрасте она знакомится с лидером группы "Калинов Мост" Дмитрием
Ревякиным, и он направляет в Москву на "Утреннюю Звезду" видеокассету Пелагеи. В
это время там еще нет народного блока, Юрий Николаев идет на исключительное
нарушение правил конкурса и предлагает Пелагее участвовать сразу в конкурсе
Победителей "Утренней Звезды", где она благополучно занимает первое место и
становится обладателем почетного звания "Лучший исполнитель народной песни в
России 1996 года" и премией в 1000$.
Слайд 6
А тем временем, записанная на скорую руку в Новосибирске, и случайно
оказавшаяся в вещмешке одного из бойцов Новосибирского ОМОНа, исполненная
Пелагеей как Гимн воину, песня "Любо, братцы, любо!" становится хитом в Чечне...
Слайд 7
Получив приглашение от Московской Патриархии участвовать в одном из
концертов в Кремле и вести его, Пелагея знакомится с Патриархом Всея Руси Алексием
II и получает от него благословение на творчество. Будучи стипендиатом фонда "Юные
дарования Сибири" и участницей Международной программы ООН "Новые имена
Планеты", она все чаще выступает на самых престижных площадках страны - таких как
Театр Эстрады, ГКЗ Россия, Васильевский спуск на Красной площади, Кремлевский
Дворец.
Будучи не только талантливой, но и очень скромной, интеллигентной и
общительной, юная певица стремительно завоевала симпатии в постановочно-
концертной, музыкальной и артистической среде Москвы. И, что бывает крайне редко в
российском шоу-бизнесе, ее заслуги в возрождении русского народного певческого
искусства признали мастера самых различных жанров - от классического академического
русского народного.
Слайд 8
Среди высокопоставленных людей, с которыми познакомилась, за это время
девочка из Сибири, были Иосиф Кобзон, Никита Михалков, Хилари Клинтон, Андрей
Кончаловский, Наина Ельцина и многие другие.
В 1997 году происходит сразу несколько важных событий в биографии певицы.
10-тилетняя Пелагея становится членом команды КВН Новосибирского
Государственного Университета и самой юной участницей КВН за всю его историю.
Режиссер Михалков-Кончаловский приглашает ее участвовать в грандиозном шоу на
Красной Площади, посвященном 850-летию Москвы! Пелагея, исполнившая свой хит
"Любо, братцы, любо!", становится главной трагической фигурой представления,
которое транслируется телеканалом BBC на весь мир.
Слайд 9
В это же время происходит знакомство с Игорем Тонких, генеральным
директором звукозаписывающей компании "Фили", на то время самой независимой и
прогрессивной (выпускающей альбомы таких групп, как ТеккилаДжаз, Чайф, Коллибри,
и т.д.). После непродолжительных переговоров Пелагея подписывает с этой компанией
эксклюзивный контракт на запись нескольких альбомов.
Вместе с мамой девочка переезжает в Москву, снимает квартиру, учится в
музыкальной школе при Гессенском училище на фортепианном отделении и записывает
свой первый CD с рабочим названием "Любо!". В записи принимают участие самые
разные музыканты: Оркестр русских народных инструментов им. Осипова и Алексей
Зубарев (гитарист "Аквариума"), Академический хор им. Свешникова и Макс Головин
(проект "Эклектика").
Вокалом Пелагея занимается с мамой, развивая и укрепляя свою традиционно-
сибирскую манеру. Имея природный широчайший диапазон, она постепенно осваивает и
канителеное, бель кантовое пение (см. справочный материал). Живя в Москве, Пелагея
активно участвует в различных официальных мероприятиях, таких как церемония
вручения Национальной кинематографической премии НИКА и Всероссийской
театральной - "Золотая маска", концертах (Пасха в Кремле и т.д.), благотворительных
акциях.
Слайд 10
В марте 1998 года после выходов в эфир "Антропологии" Дмитрия Диброва с ее
участием, 11-летняя певица получает невероятное предложение от самого Президента
России.
Впервые со времен 2-ой Мировой войны встречаются главы сразу трех держав:
Франции, Германии и России. И на этой встрече единственной культурной программой
Протоколом предусматривается небольшой сольный концерт Пелагеи. Информационные
агентства разносят по всему миру: Жак Ширак назвал девочку усской Эдит Пиаф!", а
Борис Ельцин, прослезившись, - "символом возрождающейся России".
Слайд 11
В ноябре 1998 года она участвует в записи трибьютного альбома Depeche Mode
"Депеша для Depeche Mode", который издает "ФИЛИ", с композицией "Home", и журнал
"FUZZ" называет эту кавер-версию самой удачной, а музыканты «Depeche Mode» -
лучшим треком из трибьюта. В это же время видные деятели российской культуры
обращаются с прошением к Мэру Москвы об улучшении жилищных условий юной
певицы, и решением Правительства Москвы Пелагея становится москвичкой.
В июле 1999 года по приглашению Мстислава Ростроповича 12-тилетняя Пелагея
участвует в одном из самых престижных музыкальных фестивалей в Эвиане
(Швейцария), наряду с такими мировыми величинами, как Лео Маркус, Евгений Кисин,
Рави Шанкар, Паата Бурчиладзе, Би Би Кинг. Галина Вишневская в интервью
французской прессе пророчит Пелагее блестящую карьеру оперной певицы мирового
уровня...
Слайд 12
А уже в августе 1999 года она едет на самый крупный в мире театрально-
фольклорном международный фестиваль - FRINGE EDINBURGH FESTIVAL. Пелагея,
вместе с приехавшими с ней в Шотландию музыкантами, дает там 18 сольных
концертов! Результатом этой поездки стали многочисленные съемки и интервью на
BBC, трансляция ее выступления на огромный телеэкран в центральном парке Лондона,
предложение заместителя Мэра Эдинбурга по культуре записать альбом в Шотландии, и
знакомство с менеджером легендарного тенора Хосе Каррераса, который сделал
официальное предложение Пелагее участвовать в мировой премьере оперной звезды.
Слайд 13
В октябре 1999-го года происходит самое значимое в творческой жизни артистки
событие – она создает группу. Тогда еще без названия, - просто команду молодых людей,
объединенных едиными целями и задачами...
За годы существования группа претерпела многие изменения. Лишь одно
оставалось у нее неизменным - категорически принципиальная независимость от
продюсерских технологий российского шоу-бизнеса и творческая харизма, так ярко
выраженная в певице Пелагее, имя которой с 2003 года стало названием группы.
Кризис-не кризис, а у них - до лета расписаны гастроли от Калининграда до
Владивостока, переполненные залы на концертах в Риге, Таллинне и Гамбурге, между
выступлениями в Сеуле и Лондоне - аншлаги в Новосибирске и Красноярске... Кто они,
собирающие в наше сложное время стадионы, алчущие фолка?
Группа "ПЕЛАГЕЯ" - большей частью сибиряки-самородки. Музыканты -
виртуозы, обладатели званий и международных наград.
Первый номерной альбом группы ("Девушкины Песни") стал лидером продаж,
получил премию "Лучший рок-альбом 2007 года".
В честь Пелагеи называют родившихся девочек, ей посвящают стихи и песни... За
что? За какие заслуги, что за музыку они несут?
Слайд 14
Они смешивают фольклор и актуальную рок-музыку.
Фолк-рок это музыкальный жанр, объединяющий элементы фолка и рока (
смотри справочный материал). В основе такой музыки всегда лежала кельтская
культура...
Пресса о Пелагее: "Певица от бога. Такие люди рождаются крайне редко, но
находят себя очень рано, и всю жизнь, с самого раннего детства освещают своим даром
целые эпохи".
"Пелагея для современной песни это, своего рода, Пушкин для литературы 19
века — уникальные способности и какая-то сказочная мудрость в характере всего, к чему
прикасается эта певица, делает личность Пелагеи выше любого рядом стоящего
музыканта"
" Пелагея - это тот случай, когда человек живёт вне времени и вне любых
рассуждений".
Слайд 15
"ПЕЛАГЕЯ" стала первой в стране по-настоящему широко популярной группой,
возрождающей русскую национальную музыку. В отличие от официального
телевизионного фольклора, - в свежем, современном звучании и профессиональном
исполнении.
Молодые музыканты имеют все основания стать основоположниками и
законодателями мод в открытом ими жанре - РУССКОМ ЭТНО-РОКЕ, ведь их искусство
стоит на трех китах: Глобальные задачи. Новые идеи. Нестандартное решение.
Пелагея имеет не только широкую популярность и поклонение огромной
аудитории в России, она давно признана на Западе, это имя знают величайшие
музыканты современности.
Справка
Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших
на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень
разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-
угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени
(начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской
обрядовости.
Бельканто или Белькантовое пение - этим термином принято обозначать
музыкальный стиль, к которому относятся итальянские оперы примерно первой
половины 19 века. Россини, Беллини, Доницетти, Меркаданте, даже ранний Верди, и т.д.
Они имеют довольно определённую структуру. Если совсем по-простому - это номерные
оперы. Каждый номер в 90% случаях состоит из речитатива, арии и кабалетты. Кабалетта
исполняется с повтором, который певец должен спеть с вариацией, показывая свои
вокальные и технические возможности.
Фолк-рок (англ. folk rock) музыкальный жанр, объединяющий элементы фолка
и рока. В первоначальном и наиболее узком смысле, термин «фолк-рок» относился к
жанру образовавшемуся в США и Великобритании в середине 1960-х гг.
Первооткрывателем жанра является группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая
начинает исполнять традиционную народную музыку и песни Боба Дилана в типичной
рок - инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других британских групп.
Исполнители фолк - рока в России комбинируют элементы рок музыки, как с
русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных народов, а также
народов России.
Видео (из фото) на песню «В горнице моей светло» в исполнении Пелагеи.
Спасибо за внимание!
Справочный материал к конспекту
Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших
на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень
разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-
угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени
(начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской
обрядовости.
Аутентичность в искусстве это достоверность передачи, подлинность
образца. В музыке особая манера исполнения, использование определенных
инструментов.
Бельканто или Белькантовое пение - этим термином принято обозначать
музыкальный стиль, к которому относятся итальянские оперы примерно первой
половины 19 века. Россини, Беллини, Доницетти, Меркаданте, даже ранний Верди, и т.д.
Они имеют довольно определённую структуру. Если совсем по-простому - это номерные
оперы. Каждый номер в 90% случаях состоит из речитатива, арии и кабалетты.
Кабалетта исполняется с повтором, который певец должен спеть с вариацией, показывая
свои вокальные и технические возможности.
Трибьют-альбом или альбом-трибьют (англ. tribute, дословно: дань,
коллективный дар) —музыкальный альбом, полностью состоящий из кавер-версий.
Зачастую такой альбом представляет собой сборник произведений одного автора,
исполнителя или музыкальной группы, записанных разными музыкантами и, таким
образом, посвящённый этому исполнителю. Обычно такие альбомы являются знаком
почтения и уважения со стороны музыкантов, исполняющих кавер-версии, в отношении
творчества исполнителя, которому они посвящены.
Ка
́
вер-ве
́
рсия (cover version, от англ. cover покрывать) авторская
музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или
коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной
музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной
аранжировки
Фолк-рок (англ. folk rock) музыкальный жанр, объединяющий элементы
фолка и рока. В первоначальном и наиболее узком смысле, термин «фолк-рок»
относился к жанру, образовавшемуся в США и Великобритании в середине 1960-х гг.
Первооткрывателем жанра является группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая
начинает исполнять традиционную народную музыку и песни Боба Дилана в типичной
рок - инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других британских групп.
Исполнители фолк - рока в России комбинируют элементы рок музыки, как с русской
народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных народов, а также народов
России.
Список использованной литературы
1. Медиажурнал "Музыка сердца"
2. Википедия — свободная энциклопедия.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
3. http://musicaserdca.ru/
4. http://www.pelagea.ru/
5. http://ru.wikipedia.org/
6. http://images.yandex.ru/