Конспект урока "В мире русской народной песни" 8 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "В МИРЕ
РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ", 8 КЛАСС
ФИО: Малышева Надежда Вячеславовна
Должность: учитель
Категория: высшая
Место проживания: Россия, Саратовская область, Турковский район, с.Шепелёвка
Название учебного заведения: МОУ «ООШ» с. Шепелёвка
Дисциплина: литература
Учебник, по которому ведется обучение: Коровина В.Я., Журавлев В.П.
«Литература 8 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2-х ч., Москва
«Просвещение», 2010
Тема: Внеклассное чтение «В мире русской народной песни», раздел «Устное
народное творчество»
Класс: 8
Продолжительность урока: 45 минут
Использование педагогических технологий: развития критического мышления
Использование информационных технологий: презентация
MicrosoftPowerPoint2003
Конспект урока.
Тема: Внеклассное чтение «В мире русской народной песни»
Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной
культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение
русской песни – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи: учить учащихся чувствовать красоту и своеобразие песни, знать ее истоки,
понять, как средствами слова и музыки народ выражал свои чувства и настроения,
стремление к счастью и подлинной красоте жизни; помочь учащимся
почувствовать красоту песен, заинтересовать учащихся и вызвать эстетические
переживания; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать
интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и
творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического
произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к
традициям своей Родины, её культурному наследию.
Тип урока: урок-семинар.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Устное народное
творчество» и проводится в 8 классе на втором уроке литературы. Подходит для
любого УМК.
Оснащение урока:
· Компьютер, мультимедийный проектор.
· Презентация к уроку «Русские народные песни».
· «Литература. 8 класс» учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений. /Составитель В.Я.Коровина — Москва: Издательство «Просвещение»,
2010.
· Фонограмма русских народных песен.
Презентация.
Ход урока.
1. Целеполагание и составление «Бортового журнала» ( прием технологии
развития критического мышления) - прием обучающего письма, согласно
которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Это я уже знал
Узнал новое
Есть вопрос. Хочу узнать.
Мир народной песни
прекрасен. Песни
разнообразны, как труд
людей, их обычаи и
обряды.
Народные песни
обаятельные и
задушевные, раскрыва
ющие внутренний мир
человека.
Народные песни живут
очень долго.
Бытовые песни.
Календарные,
хороводные, игровые,
плясовые песни.
Лирические песни,
любовные, семейные,
обрядовые. История в
народных песнях
проходит такой, какой
пережил её народ, как он
её понял.
Что такое обрядовый фольклор?
2. Слово учителя:
Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В
основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют
народные песни.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые,
колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому
народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его
великом историческом пути.
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома нам. Однако это
богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные
особенности русского народа и который продолжает влиять на многие
современные тенденции.
Народные песни… Они поэтически обаятельные и задушевные, глубоко
раскрывающие внутренний мир человека, народные песни – свидетельство
одаренности, большого духовного богатства, талантливости русского народа. Они
не могут не волновать человека. «Сладостные звуки родимой песни и музыки в
живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитуют», - писал
М. Ломоносов .
Народные песни живут очень долго, ведь многие из них сложены несколько сот
лет назад, но до сих пор продолжают волновать нас. Ведь в каждой из них
страница родной истории. Родившись в труде, песни помогали человеку жить,
бороться, трудиться.
Еще в далеком прошлом, во время крепостного права народ слагал песни, в
которых говорилось о бесправном положении крепостного крестьянина, о
произволе бар-злодеев, которые
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушке позднешенько…
3. Ученик читает отрывок из песни «Как за барами житье было привольное»
(Приложение 1) .
Как за барами житье было привольное,
Сладко попито, поедено, похожено,
Вволю корушки без хлебушка погложено,
Босиком снегу потоптано,
Спинушку кнутом попобито;
Нагишом за плугом спотыкалися,
Допьяна слезами напивалися,
Во солдатушках послужено,
Во острогах ведь посижено,
Что в Сибири перебывано,
Кандалами ноги потерты,
До мозолей душа ссажена.
4. Устный анализ народных песен.
Учитель: Что вы можете сказать о прослушанном отрывке?
Ученик: В отрывке нарисована яркая картина жизни в крепостной неволе. Но в
песне чувствуется горькая ирония, которая пронизывает каждую строчку.
Учитель. Крепостные крестьяне уходили из деревень и нанимались бурлаками,
рабочими на фабриках, становились ямщиками, они очень страдали от
притеснений, нищеты и голода :
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Беспощадный царь-голод сгонял людей на волжские берега и заставлял
тянуть непосильную бурлацкую лямку. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки
тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки
объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным.
Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При
попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно
ускорял передвижение.
Ученик читает отрывок из поэмы С.Д. Дрожжина «Привал на Волге»:
Вдоль по Волге родной с хлебом барка плывет.
Слышно, лоцмана крик раздается.
Бурлаки во всю мочь налегают вперед,
Только мачта высокая гнется.
И шагают они по сыпучим пескам,
По горячим и острым каменьям,
Оглашая царицу всем русским рекам
За сердце хватающим пеньем…
Учитель: Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни, они облегчали
труд бурлаков. Своим содержанием и особенно музыкальным ритмом и напевом
песня направляла, организовывала труд всей рабочей артели (Приложение 2) .
Прослушивается песня «Эй, ухнем» В исполнении И.Петрова и
государственного русского народного хора имени Н.Осипова. Перед первым
прослушиванием учитель не дает никаких вопросов, чтобы не разбивать
впечатление, которое производит песня. Лучше всего узнать, что услышат
сами ученики.
При вторичном прослушивании учитель обращает внимание на характер
мелодии, на своеобразие ритма, на органическую связь музыки и слова, на
чувства, которые рождает песня.
Учитель: С чего начинается песня? ( Песня начинается с припева, который
потом несколько раз повторяется:
Эй, ухнем!
Эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!)
Учитель: Вначале эти слова звучат тихо, приглушённо. Слышатся вздохи людей,
которым тяжело идти. Четкое ритмичное движение мелодии соответствует
ровному, тяжелому шагу бурлаков.
Со слов:
Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву…
песня звучит громче, голос певца крепнет, музыка льется шире, свободнее,
происходит чудо: песня захватывает бурлаков, идти становится легче, они
забывают об усталости.
Слова песни:
Мы по бережку идем,
Песню солнышку поем.
Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,
Песню солнышку поем!..
Звучит во весь голос, бодро. Богатая напевная мелодия окрашивается в яркие
мажорные тона, а сочное звучание оркестра усиливает общее впечатление.
И когда мы слышим: «Эй, эй, тяни канат смелей!» - в нашем воображении
встают люди сильные, стойкие, которым «по плечу все тяжелое».
И ведь в песне звучит не жалоба, а вера в скрытые силы народа. «Такие
песни могли родиться у народа великой души в мятеже, тоске по правде и
справедливости», - говорил М.Горький.
Учитель: Ребята, я вам хочу предложить прослушать еще одну песню –
«Дубинушка» в исполнении Ф.И Шаляпина и хора. Но прежде, чем мы будем
слушать, подумайте над вопросами: как меняется мелодия песни? Какое
впечатление производит пение Шаляпина? Какое представление складывается у
вас о людях, которые поют эту песню? (Приложение 3) ( Артист не сразу запевает
песню. Музыкальное вступление подготавливает запев солиста. Голос Шаляпина
льется красиво, широко и спокойно:
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость, про горе мне пели…)
Учитель: Выразительная, напевная мелодия созвучна широким просторам
родной страны, которую прославляет певец. Запев солиста – это страстная
ораторская речь, обращенная к народу. Вдохновенно звучит его голос:
Та иди же вперед,
Ты, великий народ!
Позабудь свое горе-кручину,
И свободе святой
Гимном радостным пой
Дорогую, родную дубину.
Учитель? Ребята, что вы услышали ? ( В голосе артиста слышится
убежденность в успехе борьбы за свободу, теплота, с которой Шаляпин поет
последние слова. Припев звучит в два раза быстрее основных куплетов – хор с
готовностью отвечает на призыв певца:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!)
Учитель: В конце песни припев звучит особенно выразительно: в нем
чувствуется горячая любовь к родине и свободе, решимость поднять дубину «на
бар и царя». Мы прослушали две песни, которые говорят нам о тяжелой жизни
крепостного, о непосильном труде и желании приобрести долгожданную свободу.
Теперь я вам предлагаю послушать совсем другие песни – протяжные лирические.
Одна из них «Однозвучно звенит колокольчик». Эта песня о тяжелом,
однообразном труде ямщиков. Когда слушаешь песни ямщиков, невольно
представляешь такую картину: степь да степь кругом. Зимний морозный день, по
дороге мчится тройка. Кругом ни души…
Ни огня , ни черной хаты…
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
(Пушкин, Зимняя дорога.)
Тишина. Лишь колокольчик однозвучный утомительно звенит. Как-то
неуютно, тоскливо человеку на этой дороге:
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.
(И. Суриков, Степь.)
Вспомнит ямщик родные поля и леса, свою деревню, жену, детей. Что с
ними? Свою тоску он выльет в песне. Послушайте ее. (Прослушивание песни
«Однозвучно звенит колокольчик».)
Учитель: (Приложение 4) «Однозвучно звенит колокольчик» - это протяжная,
«равнинная» песня, она словно запечатлела необозримую ширь. Мягко и свободно
звучит ее мелодия. Человек один на один с песней, поэтому поет ее в полголоса. В
словах столько задушевности, а мелодия отмечена такой глубиной чувств, что
песня никого не оставляет равнодушным.
Столько грусти в той песне унылой,
Столько грусти в напеве родном,
Что в душе моей хладной, остылой
Разгорелося сердце огнем…
И припомнил я ночи иные,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза…
Учитель: Среди народных песен много образцов такого глубокого и
самобытного сочетания мелодии и слова, которое дает удивительно целостное,
картинное изображение того, о чем рассказывается в песне.
В этом отношении очень интересна песня «Матушка, что во поле пыльно».
Я предлагаю вам послушать песню в исполнении Л.Зыкиной. (Прослушивание
песни.) (Приложение 5)
Учитель: О чем песня?
Ученик: Песня повествует о горькой судьбе русской девушки, которую
выдают замуж за нелюбимого. Эта драматическая история рисуется в форме
разговора матери и дочери.
Учитель: Ребята, а как певица передает чувства матери и дочери? Как
музыка отражает переживания, настроения матери и дочери?
Ученик: Девушка ищет у матери защиты и сочувствия, поэтому особенно
Л.Зыкина произносит слова : «Матушка, матушка!». И с каждым новым
обращением в голосе дочери все сильнее и сильнее звучат волнение и страх, все
тревожнее становятся мелодические интонации песни.
Ученик: Слова матери Л.Зыкина поет на низких нотах, в ее голосе
слышится безнадежность, безысходность. Умудренная опытом, она знает, что
девушка не вольна в выборе. И хотя она дважды произносит : «Дитятко милое, я
тебя не выдам», - делает она это, чтобы хоть на время успокоить дочь.
Ученик: Последние слова девушки: «Матушка, матушка, образá снимают»,-
хватают за душу. Еле слышно она произносит: «Сударыня матушка, меня
благословляют». Так же тихо отвечает ей мать: «Дитятко милое, господь с тобою».
Обе женщины несчастны.
Учитель: Глубина и искренность чувств, выраженных в словах и музыке
этой песни, трогают за душу. Это яркая картина народной жизни нарисована
людьми большой души и доброго сердца. Слушаешь эти песни и поражаешься, как
могли люди, забитые нуждой, нищетой, непосильным трудом, создать такие
удивительные по своей красоте музыкально-поэтические произведения. И еще мне
хочется познакомить вас с шуточной плясовой песней «Из-под дуба, из-под вяза»
(Приложение 7) и юмористической песней «Жила-была Дуня, Дуня-тонкопряха»
(Приложение 6) . (Прослушивание песен.)
Учитель: Текст и мелодия этих песен незатейливы, но в них столько
наблюдательности, добродушного юмора и удивительной простоты! Подобные
песни – свидетельство силы и духовного здоровья народа.
Рефлексия. Синквейн.
Песня
Раздольная, душевная
Льется, величает, трогает
Когда на смерть идут – поют
Радость.
Использованная литература.
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература 8 класс»: Учебник для
образовательных учреждений: в 2-х ч., Москва, «Просвещение», 2010.
2. Кравцов Н.И. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия для
филолог. фак-тов пед. институтов, Москва, «Просвещение», 1971.
3. Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия:
Учебное пособие для студентов пед. институтов, Ленинград, «Просвещение»,
Ленинградское отделение, 1987.