Презентация "Средства раскрытия образа Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»" 9 класс

Подписи к слайдам:
  • Средства раскрытия
  • образа Чичикова
  • в поэме Н.В.Гоголя
  • «Мёртвые души»
  • ДЕТАЛЬ
  • ЗНАЧИМАЯ ПОДРОБНОСТЬ, ЧАСТНОСТЬ,
  • ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПЕРЕДАТЬ
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СМЫСЛОВОЕ
  • СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНЫ, ЭПИЗОДА ИЛИ
  • ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
  • Чаще всего в качестве детали изображаются
  • предметные подробности, придающие
  • дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи
  • Гоголь –
  • мастер детали
  • как средства
  • индивидуализации и
  • типизации
  • Портрет
  • «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»
  • «В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал как труба»
  • Портрет Чичикова композиционно примыкает к отступлению о толстых и тонких. Чичиков после колебания
  • присоединяется к толстым, которые «лучше умеют обделывать свои дела».
  • В отличие от портретов чиновников и
  • помещиков, здесь почти нет гротескных
  • деталей. Исключение – манера сморкаться
  • Одежда
  • «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой»
  • Чичиков очень заботится о своей
  • внешности.
  • Фрак Чичикова – сквозная (то есть
  • постоянно сопутствующая образу на
  • протяжении всей поэмы) деталь,
  • как и его бричка и шкатулка
  • Манеры, речь
  • «Приезжий во всём как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил… Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек»
  • Чичикову, как человеку русскому, близко и
  • понятно «меткое русское слово». Он сам
  • легко находит прозвища помещикам;
  • мужика, встретившегося на пути, к
  • удовольствию другого мужика, называет
  • «бородой». Ему нравится точное прозвище
  • «заплатанной», придуманное мужиками
  • для Плюшкина. При неудачах Чичиков
  • сам утешает себя поговоркой: «Зацепил,
  • поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем
  • делу не пособить, нужно дело делать».
  • Биография
  • Происхождение:
  • «Темно и скромно происхождение
  • нашего героя. Родители его были дворяне,
  • но столбовые или личные – Бог ведает»
  • 2. Детские годы:
  • «Жизнь при начале взглянула на него
  • как-то кисло - неприютно… ни друга, ни
  • товарища в детстве!»
  • 3. Наставления отца, в соответствии с
  • которыми герой строил всю свою жизнь: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам…С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными…больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».
  • 4. Учёба в училище:
  • уже здесь обнаружились таланты «со
  • стороны практической»: «Он вдруг
  • смекнул и понял дело и повёл себя в
  • отношении к товарищам точно таким
  • образом, что они его угощали, а он их
  • не только никогда, но даже иногда,
  • припрятав полученное угощение,
  • потом продавал им же».
  • 5. Служба
  • В казённой палате, работа на таможне,
  • идея о скупке «мёртвых душ»
  • Характеристика другими персонажами
  • До появления сплетни Чичиков
  • положительно оценивается всеми
  • персонажами, его достоинства
  • даже преувеличиваются
  • «ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ»
  • Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создаётся эффект подпрыгивания, пощёлкивания