Конспект урока "Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»" 9 класс

Тема: Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Цель урока: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю
логику создания образа;
Задачи:
-обучить умению определять принципы типизации социальных явлений; -
раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;
-отработать навыки самостоятельного анализа текста;
-приобщить учащихся к исследовательской работе.
Методические приемы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с
элементами исследовательской работы.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: исследование с элементами творческой мастерской.
Оборудование: портрет писателя Н. Гоголя, карикатурные изображения
помещиков, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой. Постановка цели урока.
II. Выявление маршрута Чичикова в поисках мертвых душ.
-Вспомнить откуда и в каком порядке отправляется Чичиков за мертвыми
душами. Начертить в тетради его маршрут – художественное пространство –
указав точный путь героя.
III. Мотивация.
- Как помещики относились к своим крестьянам?
- Представьте себя на месте помещиков, изображенных Н. Гоголем. Напишите
о том, что вы бы сделали для своих крестьян, если бы были помещиками?
Слово учителя
Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя,
открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического
реализма, который искал принципиально иные средства художественной
выразительности, нежели романтизм с его пристрастием к фигурам
исключительным.
Особенностью поэмы «Мертвые души» является и то, что все образы
целиком погружены в лирическую атмосферу авторских отступлений, которые
органически связаны с содержанием произведения.
IV. .Работа с текстом романа. Анализ образа Манилова
1. Записываем план-памятку для работы:
Первое впечатление о героях.
Особенности внешности, манеры поведения и речи.
Отношение к хозяйству, к окружающим.
Любимые занятия.
Жизненные цели.
Что роднит Манилова и Ноздрева.
Выводы. (Выявить определяющую черту в образах помещиков,
характеризующих их как социальные типы).
2. Анализ образа Манилова.
Когда происходит первая встреча с Маниловым?
Задание. Проследите по тексту второй главы, как создается портрет Манилова.
Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл
вложил в нее автор?
Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует
героя?
С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам
своих персонажей?
Проследите темп жизни Манилова, выявить художественные детали,
которые помогают писателю осуществить свой замысел.
Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют?
Для определения способов проявления авторского отношения к изображаемому
персонажу, учащиеся отвечают на вопросы:
С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность
Манилова?
Как его характеризует?
Какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине?
Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим?
К каким выводам автор приводит читателей?
Можно ли говорить о маниловщине вообще?
V. Работа над текстом. Образ Ноздрева
При анализе образа этого героя, основное внимание должно быть
сосредоточено на двух ведущих вопросах, кроме тех, которые предложены в
плане-памятке.
Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытии основной идеи поэмы?
Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева?
Для решения вопросов можно использовать «момент авторского
присутствия» и саморазоблачение персонажа через его монологическую речь.
Охарактеризуйте рассказ автора о Ноздреве. Что она собой
представляет? В чем ее особенности?
Как разоблачается желание Ноздрева приврать?
Каковы характерные интонации речи героя?
Кроме исследования мастерства писателя в речи, авторской
характеристике персонажей, учащимся можно предложить наблюдение над
пейзажем, интерьером, вещным миром, окружающим персонажа. Это дает
возможность выявить значимость изображаемого характера, помогает про
никнуть в психологию действующего лица.
Каковы жизненные цели Ноздрева?
Что роднит Манилова и Ноздрева?
VI. Работа над образом Коробочки
Самостоятельная работа по пунктам плана-памятки. Дополнительные вопросы:
С помощью каких приемов Гоголь раскрывает образы Коробочки и
Собакевича?
Почему для описания помещиков эти приемы одинаковы?
Какими приемами достигается ирония при характеристике помещицы?
Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта
в изображении помещицы?
Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь
персонажей как важнейшего элемента создания сатирического образа. Так
диалог Коробочки и Чичикова комедийного искусства. Этот разговор можно
назвать диалогом глухих
Каков стилистический прием, с помощью которого Гоголь подтверждает
свою мысль о «дубиноголовости» помещицы?
Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Каково положение крестьян у Коробочки?
Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.
Что сделало Коробочку такой?
VII. Работа над пятой главой. Образ Собакевича
Работая над образом Собакевича, в тексте надо выявить своеобразный
прием Гоголя в обрисовке сущности персонажа.
Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
А есть ли разница в характеристике Собакевича в первой и пятой главах?
Что поражает в портрете Собакевича?
Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков
подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими?
Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная
прямолинейность помещика?
Учащиеся наблюдают за речью Собакевича, проводят стилистический
анализ.
Итак, какие приемы использует автор для раскрытия образов Коробочки и
Собакевича? Почему эти приемы одинаковые?
VIII. Образ Плюшкина 1. Слово учителя
Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни»
завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин последний портрет
в галерее помещиков. Лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится
в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и
аморальность «мертвых душ». В гл. 6 протестующий голос автора
превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами полное
крушение человеческого в человеке.
Образ Плюшкина воплощение полнейшего застоя и загнивания.
Итогом работы над образом Плюшкина должен быть ответ на вопрос:
Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на
человечество»? (Записываем вопрос в тетрадях и на доске).
2. Краткий пересказ и анализ шестой главы.
Поскольку авторское начало пронизывает собой всю главу, выявить
авторский голос, его эмоциональный тон это основная задача при работе над
образом помещика.
Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
Что усиливает грусть описания?
Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
3. Слово учителя.
Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и
заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь
отразил эти качества.
Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
IX. Подведение итогов
Таким образом, безнравственных людей, утративших все человеческое,
формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел изобразить
такую картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их
владельцев, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и
глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию.
Домашнее задание. Подготовиться к анализу образа Чичикова.
Список использованной литературы
1. Анненкова Е. И. Путеводитель по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». М.:
Издательство Московского университета, 2011.
2. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М.: Дет.лит., 1981.- 400 с., ил.
3.Гольденберг А. Х. «Мертвые души» Н. В. Гоголя и традиции народной
культуры: Учеб. пособие. Волгоград, 1991.
4.Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях,
письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. М.:
Детская литература, 1972.
5. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь:
Книга для учителя. М., 1988.