Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 8 класс (ФГОС)

Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
протокол № 1 от 28.08.2017 г.
заседания НМС
«Согласовано»
28.08.2017 г.
«Утверждено»
приказ № 398-О от 28 августа 2017 г
Председатель НМС
Зам.директора по УВР
Директор школы
Чернецкая Н.Г.
Рахматулина З.И.
Ямполец Н.И.
_______________
________________
_______________
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
8 класс (ФГОС)
Автор: Прокопенко Надежда Константиновна
учитель музыки
Салехард
2017
2
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные результаты обучения)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной
и практической деятельности учащихся:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Предметные результаты:
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
- понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной музыки; определять тембры музыкальных инструментов;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
3
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
2. Содержание учебного предмета, курса. (ФГОС)
СОДЕРЖАНИЕ
Количество
часов
1.
Значение музыки в жизни человека.
7
2.
Музыка как вид искусства.
6
3.
Народное музыкальное творчество
2
4.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.
6
5.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX
вв.
2
6.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX вв.
10
7.
Современная музыкальная жизнь
2
Итого
35
Циклограмма тематического контроля.
октябрь
декабрь
январь
март
апрель
май
Всего
Тестирование (слушание музыки,
музыкальная викторина, тест).
1
1
2
Практическая работа (вокально-хоровая
работа).
1
1
1
1
4
Выполнение заданий творческого характера
(рисунки, поделки, выставки и др.).
1
1
2
Решение проектной задачи.
1
1
2
Контрольная работа (итоговая проверочная
работа)
1
1
4
Календарно – тематическое планирование 8 класс
урока
урока в
четверт
и
Наименование разделов, тем
Содержание урока
СОТ
(технологии)
Формы
контроля
Дата
Корректиров
ка
1.
1
Значение музыки в жизни
человека.
«Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов.
Традиция и современность в музыке - осмысление сквозь
призму вечных тем. Направления, вечные темы, связанные с
фольклорно-мифологическими источниками, религиозными
исканиями, проблемами человеческих чувств и
взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой»
музыки с точки зрения вечной актуальности великих
музыкальных произведений для всех времен и
поколений. Музыкальный материал: А. Островский, стихи
О. Острового «Песня остается с человеком» (пение).
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
2.
2
Значение музыки в жизни
человека.
«Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов.
Традиции и
новаторство.
Традиции и новаторство в деятельности человека.
Относительность понятий «старой» и «новой»
применительно к искусству на примере сравнения
музыкальных произведений пьесы X. Родриго
«Пастораль» и финала Концерта 4 для гобоя с
оркестром Л. А. Лебрена). Музыкальный материал: Х.
Родриго. Пастораль (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт
№ 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент
(слушание); Т. Хренников, стихи М. Матусовского.
Московские окна(пение).
Комбинированн
ый урок
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
3.
1
Музыка как вид искусства.
Взаимодействие музыки и
литературы в музыкальном
театре.
Традиция как хранитель памяти и культуры
человечества. Летописи и предания «старинных» людей.
Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис
Годунов». Художественный материал: Литература: А.
С. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Живопись: И.
Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз
декорации к первой картине I действия оперы М.
Мусоргского «Борис Годунов». Музыка: М. П.
Мусоргский. Монолог Пимена из оперы «Борис
Годунов». I действие (слушание); Ю. Чичков, стихи К.
Ибряева. «Наша школьная страна» (пение).
Комбинированн
ый урок
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение. Тест.
5
4
2
Музыка как вид искусства.
Многообразие связей музыки с
литературой.
Сказка и миф как вечные источники искусства.
Единение души человека с душой природы в легендах,
мифах, сказках. Музыкальный материал: Н. Римский-
Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная
дубравушка» из оперы «Садко» (слушание).
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Здоровьесберега
ющие
технологии. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
5
3
Музыка как вид искусства.
Картины природы в музыке и в
изобразительном искусстве.
Сочетание реального и вымышленного в опере Н.
Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-
мифологической темы на музыкальный язык оперы.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Сцена
Весны с птицами. Вступление к опере.
Комбинированн
ый урок
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
6
1
Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
ХХ вв.
Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты
русской классической
музыкальной школы.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Сцена
Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»
(слушание); И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея
(пение)
Комбиниров
анный урок
Технология
развития
процессов
восприятия.У.
Музыкальная
викторина
7
1
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством
всемирно известных
отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, Р. Щедрин)
и зарубежных композиторов
ХХ столетия (А. Шенберг).
Особенности тем и образов в музыке XX века. Р.
Щедрин. «Кармен-сюита» Воплощение образа
языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна
священная» (синтез прошлого и настоящего, культ
танца как символа энергии жизни, могучая стихия
ритма). А. Шенберг. Тональные сочинения:
симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», кантата
«Песни Гурре», Первый струнный квартет.
Музыкальный материал: И. Стравинский. Весенние
гадания, Пляски щеголих из балета «Весна священная»
(слушание);
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний/
урок-игра.
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
6
8
2
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Многообразие стилей в
отечественной и зарубежной
музыке ХХ века
(импрессионизм).
К. Дебюсси. Послеполуденный отдых Фавна: поэма
радости, света и языческой неги. Утонченность
выразительно-изобразительных характеристик
музыкального образа произведения. Романс П.
Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас,
леса...» гимн восторженного единения человека и
природы, человека и всего человечества.
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Технология
развития
процессов
восприятия. .
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
9
3
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством
всемирно известных
отечественных композиторов и
зарубежных композиторов ХХ
столетия (К.Дебюсси).
Музыкальный материал: К. Дебюсси. Послеполуденный
отдых Фавна. Фрагмент (слушание); П.
Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас,
леса»... (слушание); В. Чернышев, стихи Р.
Рождественского. «Этот большой мир». Из
кинофильма «Москва Кассиопея» (пение).
Урок
закрепления,
контроля,
оценки и
коррекции
знаний уч-ся.
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Тест,
музыкальная
викторина
10
3
Значение музыки в жизни
человека.
Воздействие музыки на
человека, ее роль в
человеческом обществе.
Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
Многообразие светлых и радостных музыкальных
образов. Безраздельная радость и веселье в
Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-
Корсакова «Садко»). Музыкальный материал: Н.
Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы
«Садко» (слушание); В. А. Моцарт, русский текст А.
Мурина. «Слава солнцу, слава миру»
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Технология
проблемного
обучения. У
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
11
4
Музыка как вид искусства.
Различные формы построения
музыки (двухчастная и
трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в
воплощении и развитии
музыкальных образов. Концерт.
Романс.
Изменчивость музыкальных настроений и образов —
характерная особенность музыкальных произведений.
Сравнение характеров частей в произведении крупной
формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром
В. А. Моцарта.
Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Концерт № 23
для фортепиано с оркестром (слушание);
Одномоментность состояний радости и грусти в
музыкальных произведениях малой формы. Особенности
истории создания романса.
Комбинированн
ый урок
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
7
12
5
Значение музыки в жизни
человека.
Музыкальное искусство как
воплощение жизненной
красоты и жизненной правды. Р.
Шуман.
Образы скорби и печали в музыке, глубина их
содержания. Способность музыки грустного характера
приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из
фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана).
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Технология
проблемного
обучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
13
1
Зарубежная музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
XX вв.
Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.
Бетховен).
Чувства одиночества, неразделенной любви,
воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л.
Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология
человеческой души». Музыкальный материал: Л.
Бетховен. Соната 14 для фортепиано. I часть
(слушание);
Комбинированн
ый урок -
викторина
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. В.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
14
4
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Рок-музыка и её отдельные
направления (рок-опера, рок-н-
ролл).
Значение рок-музыки в массовой музыкальной
культуре. Черты общности и отличия авторской
песни и рок-песни. А. Рыбников, стихи А.
Вознесенского «Я тебя никогда не забуду» из рок-
оперы «Юнона и Авось; В. Цой. «Звезда по имени
солнце»; « Хочу перемен».
Комбинированн
ый урок.
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
текущий
15
2
Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
ХХ вв.
Романтизм в русской музыке.
Опера П. И. Чайковского
«Евгений Онегин».
Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере
П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение
психологического портрета героини в Сцене письма.
Музыкальный материал: П. Чайковский. Сцена письма.
Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);
Радостный порыв, воодушевление в романсе.
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Технология
развития
процессов
восприятия.У
Тест,
музыкальная
викторина.
16
3
Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
ХХ вв.
Стилевые особенности в
творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П.
Бородин, Н.А. Римский-
Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Увертюра-
фантазия «Ромео и Джульетта».
Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф.
Шатобриана: «Счастье можно найти только на
исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в
произведениях искусства. Воплощение коллизии в
увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и
Джульетта» (конфликт между силой
вековых законов и силой любви). Реализация содержания
трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в
драматургии произведения. Музыкальный материал: П.
Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
(слушание); Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение).
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Технология
развития
процессов
восприятияУ.
Защита
творческих
проектов.
8
17
5
Музыка как вид искусства.
Программная музыка.
Увертюра «Эгмонт».
Пафос революционной борьбы в увертюре Л.
Бетховена «Эгмонт». Автобиографичские мотивы в
этом произведении. Сходство и отличия между
увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.
Музыкальный материал: Л. Бетховен. Увертюра
«Эгмонт».
Урок
закрепления
знаний.
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
18
5
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Авторская песня: прошлое и
настоящее.
Отличительные особенности авторской песни. Время
возникновения, лирическая и гражданская направленность,
соотношение стихов и музыки. Кто был создателями
авторской песни. (слушание); В. Высоцкий. Песня о друге.
Из кинофильма «Вертикаль» (пение)
Комбинированн
ый урок.
Здоровьесберега
ющие
технологии. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
19
6
Музыка как вид искусства.
Многообразие связей музыки с
литературой. Г. Свиридов.
Сюита «Метель».
Понятия путь и дорога как символы жизни и судьбы.
Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как
характерная примета русского искусства. Множественность
смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из
оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель». Музыкальный
материал: Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты
«Метель» (слушание); А. Алябьев, стихи А. Пушкина.
«Зимняя дорога».
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Технология
развития
процессов
восприятияУ.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
20
4
Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
ХХ вв.
Древнерусская духовная
музыка.
Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие
композиторы - авторы духовных сочинений. Роль музыки в
духовной жизни человека. Роль гармонии и фактуры в
создании художественного образа хора М. Глинки
«Херувимская песнь». Музыкальный материал: М. Глинка.
Херувимская песнь (слушание); Д. Бортнянский. «Тебе
поем» из «Трехголосной литургии» (пение); Гимн
«Достойно есть». Русское песнопение.
Комбинированн
ый урок.
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
21
5
Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
ХХ вв. Стилевые особенности в
творчестве
русских композиторов
(М.П. Мусоргский, С.В.
Рахманинов).
Роль колокольного звона в жизни русского человека.
Колокольная симфония старой Москвы в описании М.
Лермонтова. Музыка утренних колоколов во
Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского.
Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания
Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис
Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме
«Колокола» С. Рахманинова. Музыкальный материал: М.
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к
Комбинированн
ый урок.
Технология
проблемного
обучения. В.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
9
опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский.
Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание);
С. Рахманинов. «Колокола». 1. Из поэмы для солистов,
хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);
С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки России (пение);
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола.
22
6
Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
ХХ вв.
Духовная музыка русских
композиторов.
Значение праздника Рождества в христианской
культуре. Тема Рождества в искусстве (образы,
символы, атрибуты). Художественный материал:
Литература: Б. Пастернак. Рождественская звезда.
Фрагмент; И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.
Живопись: Я. Тинторетто. Рождество; Неизвестный
мастер XV в. Рождество; П.Веронезе. Поклонение
волхвов; С. Боттичелли. Рождество; Я. Брейгель
Младший. Поклонение волхвов; Х. Б.Майно.
Поклонение волхвов; И. Горюшкин-Сорокопудов.
Зима. Ростовский Кремль. Музыка: А. Лядов. «
Рождество Твое, Христе Боже наш» лушание).
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
Музыкальная
викторина
23
1
Народное музыкальное
творчество.
Музыкальный фольклор
народов России. Роль
фольклора в становлении
профессионального
музыкального искусства.
Рождественские праздники на Руси: Святки.
Обряд колядования (на примере фрагмента
из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
Художественный материал: Поэзия: В. Жуковский.
Светлана. Фрагмент. Н. Гоголь. Ночь перед
Рождеством. Фрагмент. Живопись: Н. Кожин.
Святочное гадание; Н. Пимоненко. Святочное гадание;
К. Трутовский. Колядки в Малороссии.
Музыка: П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из Песенный
репертуар: «Небо ясне». Украинская щедривка (пение)
Урок
закрепления
знаний.
Технология
развития
процессов
восприятия. У.
24
2
Зарубежная музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX-
XX вв.
Средневековая духовная
музыка: григорианский хорал.
Средневековье: два типа культуры - восточный и
западноевропейский. Главная идея эпохи - познание
высшей реальности Празднование Пасхи на Руси.
Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый
праздник». Возрождение традиций духовной музыки в
творчестве современных композиторов (на примере
фрагмента хорового произведения Р. Щедрина
«Запечатленный ангел»). Музыкальный материал:
Урок викторина.
Технология
проблемного
обучения. В.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
10
Григорианский хорал «Сердцем я увижу то, что небо
ближе Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый
праздник». Фрагмент; Запечатленный ангел. № 1.
Фрагмент (слушание); М. Парцаладзе. Стихи Е.
Черницкой. Христос воскрес; Ц. Кюи, слова народные.
Христос воскрес. Из цикла «Двенадцать детских
песен»
25
6
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Обобщенное представление о
современной музыке, ее
разнообразии и характерных
признаках.
Новые темы в искусстве начала XX века.
Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой
пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация
индустриальной темы в искусстве (на примере
стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).
Художественный материал:
Поэзия: М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.
Музыка: А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);
М. Глинка, стихи Н.Кукольника. Попутная песня (пение)
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых
знаний.Технолог
ия проблемного
бучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
26
5
Значение музыки в жизни
человека.
«Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов.
Творчество отечественных
композиторов (А.И.
Хачатурян).
Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
Балет А. Хачатуряна «Спартак» : содержание, некоторые
особенности музыкальной драматургии и средств
музыкального выражения. Музыкальный материал: А.
Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и
Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М.
Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. Песня о дружбе. Из
кинофильма «Три мушкетера» (пение); А. Макаревич.
«Однажды мир прогнется под нас»; Ф. Меркьюри.
Барселона
Комбинированн
ый урок.
Технология
проблемного
обучения.У.
Выполнение
заданий
творческого
характера
27
7
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Отечественные и зарубежные
композиторы-песенники ХХ
столетия.
Музыкальный материал: А. Хачатурян. Смерть
гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета
«Спартак» (слушание); М. Дунаевский, стихи Ю.
Ряшинцева. Песня о дружбе. Из кинофильма «Три
мушкетера» (пение); А. Макаревич. «Однажды мир
прогнется под нас»; Ф. Меркьюри. Барселона
Комбинированн
ый урок.
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Решение
проектной
задачи.
28
6
Значение музыки в жизни
человека.
Своеобразие видения картины
мира в национальных
Многоаспектность философских выражений в
творчестве О. Мессиана. Воплощение мира восточных
цивилизаций в «Турангалиле-
Симфонии» (полисемичность термина
Комбинированн
ый урок
Технология
личностно-
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
11
музыкальных культурах
Востока и Запада.
турангалила, космические идеи и символы,
специфика музыкального языка). Музыкальный
материал: О. Мессиан. Ликование звезд. V часть;
Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы-
Симфонии» (слушание)
ориентированно
го обучения. У.
Устный
контроль
29
7
Значение музыки в жизни
человека.
Своеобразие видения картины
мира
в национальных музыкальных
культурах
Востока и Запада.
Балет Ц. Чжень-Гуаня «Течет
речка».
Взаимодействие культурных традиций Запада и В
остока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-
Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской
музыкальной традиции (опора на национальный
фольклор, применение пентатоники, своеобразие
инструментального состава). Влияние творчества
русских композиторов на музыку балета «Течет речка»
(особенности музыкального развития и языка в
передаче чувств героев).
Музыкальный материал: Ц. Чжень-Гуань. Вступление;
Деревенский
танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей
и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
30
8
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Джаз: спиричуэл, блюз,
симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители.
Джаз: истоки возникновения, условия бытования,
композиционно-стилистические и исполнительские
особенности. Взаимодействие афроамериканской
джазовой культуры и европейских традиций в
«Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыкальный
материал: Д Гершвин. Привет, Долли! (слушание,
участие в исполнении); Дж. Гершвин. Рапсодия в
стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра
(слушание); А. Лепин, стихи В. Коростылева.
«Песенка о хорошем настроении» (пение).
Комбинированн
ый урок.
Технология
личностно-
ориентированно
го обучения. У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
31
9
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Обобщенное представление о
современной музыке, ее
разнообразии и характерных
признаках (А. Эшпай).
Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй
симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-
поэтических образов-символов в романсе С.
Слонимского «Я недаром печальной слывут...»
Музыкальный материал: А. Эшпай. Симфония № 2. II
часть. Фрагмент (слушание); С. Слонимский, стихи А.
Ахматовой. Я недаром печальной слыву. Из вокального
цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой»
Комбинированн
ый урок.
Здоровьесберега
ющие
технологии.У.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Устный
контроль
12
(слушание); И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.
«Желанный час» (пение)
32
10
Русская и зарубежная
музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством
всемирно известных
отечественных композиторов
(А.Г. Шнитке). Электронная
музыка.
Полистилистика в музыке А. Шнитке:
противопоставление и связь образов прошлого и
настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо»
1). Классические реминисценции в современной музыке:
их идеи, смыслы, образы. Музыкальный материал: А.
Шнитке. Рrеludio; Тосса. Из «nсеrtо grоssо» 1 для
двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и
струнного оркестра (слушание); К. Дебюсси.
Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса»
электронной обработке)
Урок контроля,
оценки и
коррекции
знаний
учащихся.
Технология
ичностно-
иентированного
обучения. У.
тест
33
2
Народное музыкальное
творчество.
Музыкальный фольклор
народов России. Духовная и
светская музыкальная культура
прошлого и настоящего.
Возрождение в современной музыке культурно-
музыкальных традиций, воплощающих образ святой
Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь
никогда не перестанет» (любовь как выражение
милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи
«любви святой» в музыке Г. Свиридова. Музыкальный
материал: Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три
хора из музыки к трагедии» А. К. Толстого «Царь Федор
Иоаннович» (слушание); Ю. Чичков, стихи Ю.
Разумовского. Россия, Россия (пение)
Урок контроля,
оценки и
коррекции
знаний
учащихся.
Технология
ичностно-
ориентированно
го обучения. У.
текущий
34
1
Современная музыкальная
жизнь.
Может ли современная музыка
считаться классической?
Итоговое содержания темы «Традиция современность в
музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных
с мифопоэтическими представлениями, миром
человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.
Музыкальный материал: А. Флярковский, стихи А.
Дидурова. Прощальный вальс (пение); И. Грибулина.
Прощальная. Обработка Ю. Алиева (пение).
Комбинированн
ый урок.
Технология
развития
процессов
восприятия.
В.
Слушание
музыки.
Хоровое
пение.
Письменный
контроль
35
2
Современная музыкальная
жизнь.
Классическая музыка в
современных ритмах.
Музыкальная
викто-
рина
13
Методические материалы
1. Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением авт.-
сост. Л.В. Золина. - 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
3.Планируемые результаты основного общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В.
Анащенкова, М. З. Биболетова под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.:
Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
5. Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. Мн.: Юнипресс, 2009.
6.Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г.
Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
7.Алеев В.В., Науменко Т.И.. Сценарии детских музыкальных спектаклей для школы. -
М.: «Дрофа», 2011.
8.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии
проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.:
Глобус, 2009.
9.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М.
Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
10коляр Л. Музыкальное образование в школе екст] / Л.В. Школяр. М.:
Издательский центр «Академия», 2011.
11.Самин Д.К. – 100 великих композиторов. М.: «Вече», 2010.