Задачи и методы работы с детским голосом

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск
«Детская школа искусств»
Задачи и методы работы с детским голосом
пособие для учащихся и преподавателей детских школ
искусств
Составитель:
Скорниченко Елена Павловна,
методист
Северск 2014
2
«Песня русская не голошенье,
Не дебош, не надрывная грудь,
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть».
В.Боков. «Величальная русской песне».
Введение
Долгие годы работы с детьми разного возраста позволили мне
сделать вывод, что детей надо обучать как можно раньше народному
пению.
Обучение пению - многогранный и очень сложный процесс,
протяженный во времени, требующий многих усилий, т.к. народное пение
это синтезированный вид искусства. В нем присутствуют элементы
хореографии (дробушки, пританцовки), инструментального творчества
(подыгрывание на ложках, бубне), и непосредственно вокального.
Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем этапе
обучения пению, могут нанести, к сожалению, иногда наносят
непоправимый ущерб ученику.
Невозможно перечислить все качества, необходимые педагогу в его
нелегком труде.
Педагог, работающий с детьми, должен обладать целым комплексом
различных дарований. Обладать чувством юмора и фантазией, иметь
богатое воображение, а самое главное, что требуется от него любить
детей.
«Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты
педагога кажутся бесполезными» - сказал композитор Гретри.
Педагог, работающий с детьми обязательно должен быть не только
добрым человеком, но и интересным внутренне. Жесткий педагог никогда
не зародит любовь к изучаемому предмету.
Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог
понимает особенности детского возраста. Поэтому одно из условий
работы с детьми это внимание к душевному состоянию ребенка. Если
такого внимания нет, то у ученика появляются пассивность или
агрессивность, или просто неприятие того, чему учишь.
Очень важно для ребенка, да и для педагога,- это освободить
ученика от отрицательных эмоций, создать атмосферу душевного
комфорта. Без этого нельзя начинать урок.
Педагог должен уметь определить внутреннее настроение ребенка,
уловить его душевное состояние. Самое главное – найти правильную
линию общения: с одним можно ласково разговаривать, с другим
использовать все богатство эмоционально окрашенной речи, с третьим
3
просто быть на его уровне. Но в любом случае чувство такта и уважения
к ученику одно из основных требований к педагогу.
Часто при приеме детей педагоги музыканты говорят, что
некоторые из них без слуха и голоса. Это неверно. Природа всем
наделяет человека, просто кому-то достается чего-то больше, а кому-то
меньше или сидит в нем неразвитым.
Задача педагога в том и состоит, чтобы отыскать в ученике то, что
нужно данном случае голос), поставить го и развить. Но для этого
педагог должен сам хорошо владеть своим голосом.
Работа с детьми это всегда, в некоторой степени, импровизация,
требующая от педагога эмоциональности, интуиции, выходящая за
строгие, определенные рамки. Каждое занятие это творческий поиск.
Работая с учеником нужно учитывать его индивидуальные способности,
не навязывать ему своих ощущений, а творить вместе с ним.
Педагог должен стремиться раскрепостить ребенка, в нем всегда
должен присутствовать педагогический оптимизм.
Истинный педагог прежде всего настоящий друг, собеседник.
Если между педагогом и учеником возникает невидимая духовная связь,
тогда ученик будет самостоятелен и работоспособен.
Работа с детьми приносит нам бесценное богатство способность
сохранить до старости детскую душу, что помогает педагогу пробудить
фантазию, зажечь в душе ребенка искру творчества.
Занятия музыкой и особенно пением, улучшают характер ребенка и
благотворно воздействуют на его психику.
Пение не только способствует общему развитию, но и обладает
целебными свойствами. Особенно это заметно, когда овладеваешь
брюшным дыханием.
Методика постановки голоса у детей
Задачи педагога при работе с детским голосом.
Народное пение - один из наиболее массовых видов искусств, без
которого не обходится ни один концерт, ни один праздник, ни одно
торжество.
Что такое народное пение?
Народное пение это, прежде всего природа, а вернее то, что
она заложила в каждого человека.
В зависимости от того, где родился человек и вырос, т.е. в какой
области, районе или крае, на него оказывают влияние местные обычаи,
традиции и речь, с ее местным диалектом, интонациями.
Отсюда характерной чертой народной манеры пения является
речевая манера голосоведения.
Другой характерной чертой служит открытый способ
голосообразования и близкий звук – на верхних зубах.
4
Третьей характерной чертой народного пения является вибрато,
которое происходит от колебания связок при пении.
В народной манере пения голос, как правило, небольшой по
диапазону, в пределах октавы и звучит в одном регистре.
С развитием музыкального искусства и появлением музыкальной
грамоты мы стали более музыкально образованными людьми.
Соответственно и народная манера пения перешагнула узкие природные
рамки и переросла в профессиональное народное пение, сохранив при
этом приемы, характерные для народного пения.
Перед педагогом, который является основным руководителем и
воспитателем ученика в классе, стоит ответственная задача научить его
правильно владеть своим голосом, т.е. не только открыть его и
поставить, а у кого он уже есть – развить.
Иначе говоря, развить певческий голос у ребенка путем
определенного метода, который включает в себя совокупность
определенных знаний, советов, постоянное усвоение которых приведет, в
свою очередь, к выявлению определенных певческих навыков (вокальной
технике), обеспечивающих желаемые диапазон, силу, тембр голоса при
неутомляемости голосового аппарата.
В повседневной работе в классе по специальности педагог должен
прививать ребенку интерес к занятиям и любовь к народной песне,
воспитывая его вкус на лучших образцах подлинных народных песен.
С первых же уроков необходимо приучить ученика внимательно и
точно передавать песню, вслушиваться в свое исполнение, повышать
требовательность к качеству звукоизвлечения. Следует обратить большое
внимание на брюшное дыхание и постановку звука в этом дыхании, а
также на правильную речь, которая в свою очередь зависит от
положения рта и правильного произношения, как согласных звуков, так
и гласных. То есть, как говорю, так и пою.
Для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося
важнейшим моментом является воспитание у него свободной и
естественной подачи песни. Песню надо не петь, а как говорят в народе
«играть». Чтобы песня исполнялась легко, свободно, мягко ни в коем
случае нельзя давать ученику петь на горле, на связках, твердо атакуя
звук, т.к. голос делается резким, зажатым и постоянно устает. У ребенка
появляются болевые ощущения в горле, чего при правильном пении
быть не должно.
Голос – это инструмент. Причем инструмент не простой. В отличие
от других инструментов, голос расположен в живом человеческом
организме, и сам является частью этого организма. Поэтому на вопрос:
«Что такое голос?» - можно ответить, что это совокупность органов и
систем, принимающих участие в голосообразовании. А также голос - это
душа плюс энергетика.
5
Если в любом другом инструменте можно заменить пришедшую в
негодность деталь, то у голоса это сделать практически невозможно.
Поэтому голос требует особого подхода, режима, особенно на начальной
стадии работы с ним.
Работа над вокальным голосом построена на ощущениях и в связи
с этим требует не только хорошего внешнего и внутреннего слуха, но и
интуиции педагога. Ведь у кого-то голос это «хлеб» на всю жизнь, и
поэтому, надо правильно им пользоваться, беречь его, и тогда он долго
прослужит тебе.
Главной составной частью голосового аппарата являются связки
струны, которые при неправильном использовании их чаще всего и
страдают. Работая только на усиленной атаке звука, т.е. по максимуму
эксплуатируя связки и при этом, беря поверхностно дыхание либо
ключицами, либо грудью, поднимая плечи, - мы очень скоро приводим
свой инструмент в негодность. Это можно сравнить с тем, что
инструменталист зажатой рукой колотит по клавишам, кнопкам, струнам.
Голос должен звучать легко, свободно, мягко и ровно на всем
диапазоне. И если правильно работаешь им, то не должно быть тяжелых
и глухих низов и верхов. Голос можно сравнить с натуральным
звукорядом (клавиатура фортепиано). Ровный переход из регистра в
регистр, так и у голоса. При правильной работе, соблюдении режима
голоса, по мере взросления ученика голос зазвучит лучше, у него
появится больше обертонов и красок.
В процессе роста и развития ребенка, голосовые связки тоже
увеличиваются в размере. Причем работа над голосом ведется на
брюшном дыхании. За ним все время надо следить во время работы, т.е.
вести постоянный контроль, тогда голос становится легким, мягким,
гибким. Он идет, как-бы, из живота, изнутри.
Если исполнение маленького певца трогает душу слушателя,
значит, это настоящее пение и певец чего-то стоит, значит, это
правильно.
Плохо, когда, слушая певца, ощущаешь тяжесть и вообще
дискомфорт. Тут надо задуматься.
Голос должен звучать свободно, без напряжения, Если к концу
занятия певец испытывает усталость и боль в горле (имеется боль
мышечная), голос сипнет и садится, то это первый признак того, что
работа велась неправильно. Когда поешь правильно тем больше
испытываешь удовольствие, и тем больше хочется петь.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок ли вообще
певец) загонял высокие звуки в нос это неправильно и неграмотно.
Чтобы певец правильно брал высокие звуки, его к этому нужно
подводить, постепенно развивая технику пения. Произведения надо
выбирать такие, диапазоны которых соответствуют диапазону голоса на
данном этапе.
6
Еще одним из признаков неправильного пения является то, когда
у певца при пении краснеет лицо.
При правильном исполнении лицо должно быть спокойным, а вот
глаза должны сиять, т.к. глазами я выражаю то, о чем пою, что
чувствую и переживаю.
Петь значит проявлять эмоции и жестом и словом. Отсюда
вывод: хороший певец это мим. Без мимики певческое искусство
невозможно. Выразительность должна быть постоянной
необходимостью.
Глаза и рот лучше всего отражают эмоции певца, но здесь важно
соблюсти меру, чтобы не стать клоуном.
При исполнении песни у голоса не должен чувствоваться предел,
потолок. То есть верха должны звучать легко и свободно.
Если голос правильно поставлен и если им правильно владеют, то
ни о каких переходных звуках речь не должна идти. Идет плавный
переход из регистра в регистр, как на фортепиано.
Очень пагубно на голосе отражается частая форсация звука. Это
когда певец, чтобы увеличить силу своего голоса, пытается сделать его
более громким и сильным, чем он есть в данный момент, т.е.
искусственно напрягает связки, что тоже недопустимо.
Работая правильно, голос постепенно, со временем, сам разовьется
до определенной силы, на сколько это возможно.
Конечно, если связки от природы толстые, то они будут
выдерживать форсацию звука, но и то определенное время.
Голос, как руки любого инструменталиста, нужно правильно
ставить и развивать постепенно.
И тот же фольклор, с его диалектом и традициями, все равно
нужно исполнять на брюшном дыхании, а не кричать на горле. Это
можно сравнить с тем, что пианист или любой другой инструменталист,
пытается зажатой рукой исполнить, например, форшлаг, триоли, либо
еще какое-нибудь украшение, требующее ювелирного исполнения.
А ведь легко и интересно все прозвучит, если это сыграть
свободной рукой, не зажатым аппаратом.
То же самое происходит и с голосом. Если он зажат, то все
украшения звучат тяжело, остро и порой грубо.
Постановка голоса
Весь процесс постановки голоса у детей включает в себя пять
важных аспектов.
1. Постановка дыхания и одновременно звука в этом дыхании.
2. Дальнейшее развитие дыхания и голоса в этом дыхании.
3. Работа в предмутационный период.
4. Работа в мутационный период.
7
5. Работа в послемутационный период.
Рассмотрим первые два аспекта – они самые основные.
Все дети рождаются с брюшным дыханием, но в процессе своего
роста и развития девочки, по природе своей спешащие жить, чтобы
многое успеть, утрачивают это дыхание и переходят на поверхностное,
т.е. ключичное или грудное.
А мальчики, хотя до старости лет и сохраняют это дыхание, в
силу своей природной лености, замораживают его и в полной мере не
пользуются брюшным дыханием, только лишь небольшой его частью.
Основой любой манеры пения является брюшное дыхание с
опорой на диафрагме.
Поэтому первоочередной задачей педагога при работе над детским
голосом, является постановка и развитие брюшного дыхания, а вернее,
восстановление его.
Дыхание должно быть глубоким, как бы из живота, а не
поверхностным, ключичным или грудным.
От природы голос может быть небольшим по диапазону, но,
овладев брюшным дыханием с опорой на диафграгме, он увеличится до
1,5 октав у детей.
Для того, чтобы почувствовать дыхание животом, а вернее ощутить
его там, нужно иметь хотя бы маленький пресс. У детей этого пресса
нет и для того, чтобы они могли ощутить куда нужно и чем брать
дыхание, можно использовать обычный кожаный ремень.
Всем известно, что грудную клетку от брюшной полости разделяет
так называемая диафрагма (мышечная перегородка). Расположена она под
двенадцатым или недоразвитым ребром, отделяя грудную клетку от
брюшной полости. И вот этот ремень надеваем под нижние ребра и
затягиваем его так, чтобы при вдохе напряглись мышцы живота, спины
и диафрагмы.
Два больших пальца обеих рук вставляем за ремень, а четырьмя
пальцами обеих рук контролируем движение живота при вдохе. Этот
упор нужно не только ощутить, но и сохранить до конца музыкальной
фразы, а в последствии и целого предложения.
Если образно это представить, то ощущение вдоха и упора
должно быть таким, как мы бы вступили в холодную воду или
вдохнули аромат цветка, но вдохнули не грудью, а именно через нос в
живот.
Ремнем можно пользоваться до тех пор, пока у ребенка не
наработается пресс, упор на него и дыхание не будет браться
автоматически.
Значит, что происходит: большие пальцы рук как бы цепляются за
ремень, остальные упираются в живот и в этот момент легко и быстро
делается вдох, через нос в живот и голову, до самых «корней волос».
8
Рот должен быть закрыт. В тот момент, когда мы легко вдохнули
через нос в живот и голову, мягкое небо поднялось, как бы мы начали
зевать, только не в прямом смысле, а должно быть ощущение зевка, но
ни в коем случае нельзя зевать, т.к. реакция идет на шейные мышцы и
они зажимают нижнюю челюсть, которая при ощущении зевка должна
быть свободной в этот момент, и при извлечении звука легко и мягко
опуститься вниз.
При закрытом рте, через нос легкий и быстрый вдох, мягкое небо
поднимается наверх, а язык ложится вниз в форме лодочки, и его
конец упирается в корни нижних зубов, круговая мышца лица
приподнимает щеки.
В этот же момент, одновременно с вдохом диафрагма упирается в
стенку живота и спины, напрягаются их мышцы, а низ живота
подтягивается наверх, как бы выводя живот немного вперед, т.е. должно
быть ощущение, что ты тужишься в живот, чуть-чуть приподнимается
грудь.
Фиксируем момент вдоха, как бы задерживая дыхание, чуть-чуть
приподняв верхнюю губу на верхних зубах, начинаем медленно,
сохраняя вдох и ощущение зевка, не выдыхая, не прерываясь, говорит
звук «С». При этом, чисто психологически, как бы мысленно,
продолжаем вдох через нос.
Это ощущение можно сравнить с разъяренной собакой, когда у
нее раздуваются ноздри.
Диафрагма, мышцы живота и спины напряжены до конца выдоха.
И вот чувствуя конец выдоха (дыхания) мы быстро сбрасываем остатки
прежнего дыхания, опять легко и быстро делаем вдох через нос
одновременно в живот и голову.
Процесс повторяется несколько раз.
Первое время, если вы правильно выполняете упражнение, может
кружиться голова, но потом это проходит. Просто голова никогда не
получала такого количества кислорода. В такой момент надо ребенку
давать немного отдохнуть, посидеть на стуле.
Процессом работы над дыханием ребенок должен заниматься
каждый день, не выделяя специального времени.
Утром проснулся лежа в постели, положив руки на бедра, под
нижние ребра, а на живот можно положить какой-нибудь предмет,
например, книгу, сделать легкий, быстрый вдох, как описано выше,
чтобы поднялся предмет (книга) вместе с животом, ни в коем случае не
надувая желудок. Фиксируем вдох и медленно, не выдыхая, говорим звук
«С», все время как бы тужась в живот. Этим дыханием следует
заниматься до состояния легкой усталости.
Затем это упражнение можно делать при ходьбе, в перерывах
между уроками в школе и дома. Перед сном опять дыхательное
упражнение.
9
Самое главное это делать легко и свободно, не перебирая
дыхания, не запирая его. Следить за тем, чтобы плечи при вдохе не
поднимались.
Вдох всегда должен быть маленьким, а выдох долгим.
В процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию. То
есть петь на вдохе, не выдыхая специально.
В любом случае вдох должен быть всегда быстрым и легким, а
выдох (сохраняя ощущение вдоха) долгим и на зевке, т.к. положение
зевка способствует полноте звука и его свободе. Дыхание должно
браться бесшумно. За этим надо следить и постоянно работать над
этим. Когда брюшное дыхание наработается, то оно уже переходит на
автоматическое и при разговоре, и при пении берется животом, что
делает исполнителя совершенно раскованным, не зажатым.
Чтобы работа над дыханием на уроках не была скучной, и у
ребенка не пропало желание заниматься этим, можно ввести текст,
движения, ударные инструменты. Для текста могут служить
скороговорки, которые нужно стараться произносить на одном дыхании;
прибаутки, потешки, состоящие из двух-четырех предложений, частушки.
Дыхание при этом стараться распределять так, чтобы его хватило на
целое предложение, а затем и на целый куплет.
Например: одну частушку проговорить сначала на одном дыхании,
в резонаторах держа звук, а затем спеть на одном дыхании, в этих же
резонаторах.
То есть дыхание и при разговорной речи, и при пении должно
быть одним, а именно брюшным.
Для движений при работе над дыханием можно отбивать
ритмический рисунок текста, чередуя руки-ноги или игру на ложках.
При этом нарабатывается сразу несколько навыков: развивается
координация, идет работа над чистотой интонации, идет овладение
деревянными инструментами (трещотки, бубен, ложки) и развивается
брюшное дыхание, которое ни в коем случае не должно зависеть от
движений, т.е. руки сами по себе, а дыхание само по себе.
Вся эта работа над постановкой дыхания занимает, при
регулярном выполнении заданий, 3-4 месяца.
Когда ребенок более или менее осознает процесс дыхания, а это
происходит в течении 2-4 недель можно переходить к постановке звука
в этом дыхании.
Профессиональное народное пение это, прежде всего, культура
звука, которая зависит от певческого дыхания, положения рта при пении,
от мягкого звукообразования, от произношения согласных и гласных
звуков, от плавного звуковедения.
Поскольку голос это инструмент, то, как всякий другой
инструмент он имеет свою звукообразующую систему, свои резонаторы и
свою деку.
10
К звукообразующей системе относятся: гортань и органы дыхания,
которые тесно взаимосвязаны с другими органами человека.
Резонаторами являются полые кости головы, а декой - грудь.
Так же мы знаем, что всему есть начало, т.е. какая-то отправная
точка. Такая точка есть и у звука.
Звук должен ставиться сверху от груди очень мягко, но собранно.
Особенно это касается тех моментов, когда слово начинается с гласного
звука. Например, с восклицаний: «ох», «ах», «ух», «их», «эх», или «ох, у
меня есть…». И вот эта точка или мягкое ударение, является
соорганизующей звука. Он сразу идет собранным. То есть встала на
звук от груди и продолжаю его, ничего не меняя. А если мы берем
звук не сверху, от груди, о просто как бы выдувая его, то он идет
развалены, рыхлый.
Это утверждение касается только тех моментов, где вокальная
речь начинается с гласного звука.
Все проще, когда слово или фраза начинаются с согласного звука.
Так как согласный звук сам по себе уже собирает гласный. Для
этого я твердо проговариваю согласные звуки как бы на зубах (Д.З.Р.) и
следующие за ними гласные уже идут собранными.
Например: « Ннеккорритте ммення нне ббрраннитте…». Я, утрируя,
произношу каждый согласный звук. При этом гласные звуки
растягиваю, распеваю. Но это делаю только для тренировки, чтобы потом,
при пении, правильно произносились звуки, чтобы можно было понять
содержание песни. Ведь песню мы воспринимаем через слово, которое
должно быть ярким, полетным, с определенной интонацией.
Работая над звуком, обязательно следим чтобы, встав на груди, он
одновременно прозвучал в голове, на верхней челюсти и оперся на
диафрагме. Живот при этом снизу подтягивается наверх и выходит
немного вперед. Так происходит постановка звука в дыхании.
Бабушка, передавая искусство пения внучке, говорила: «пой на
столбе». То есть верхушка звука в голове лобной полости), а «ноги»
звука на диафрагме, в животе. И чем выше звук, тем ниже его
опираем, тужась в живот. При этом следим, чтобы все звуки
находились в лобной полости, и каждый последующий звук шел как бы
выше предыдущего, что помогает сохранить высокую позицию звука и
его чистоту интонации.
Одним из моментов работы над звуком, является работа над
филировкой звука. Что это такое?
Филирование звука это переход от громкого звука в тихий и
наоборот. При чем осуществляться он должен мягко, плавно, на
дыхании, путем посыла звука в резонаторы, хорошо опирая его на
диафрагме.
11
Вообще вся работа над голосом должна строиться на брюшном
дыхании. Занятия вокалом это физический труд и вся нагрузка идет в
основном на живот.
Немаловажное значение при пении имеет положении рта
Рауль Юссон в своих исследованиях певческого голоса писал:
«Форма рта должна находиться под непрестанным и тщательным
наблюдением педагога». Трудно с ним не согласиться.
Положение рта при пении можно сравнить с открытой сценой или
открытой клавиатурой фортепиано. Поскольку верхняя челюсть является
резонатором, а резонатор должен звучать ярко, то сцена (клавиатура -
верхние зубы) при пении должна быть открыта.
Нижняя челюсть и верхняя губа они как «кулисы», как «крышка
рояля», должны одна «отвалиться» свободно до груди, а верхняя губа
подняться и растянуться по верхним зубам, открывая их полностью.
Но это совсем не значит, что нужно стоять как «щелкунчик». Это
все индивидуально.
Вывод: при разговоре и при пении должна быть очень хорошая
артикуляция, очень яркая, в то же время мягкая, распевная речь.
Если у певца вялая речь, то песня, которую он исполняет, не
воспринимается, т.к. совершенно не понятно слово. Ведь содержание
песни мы воспринимаем через речь, при чем речь эмоциональную, с
определенной интонацией.
Вялая речь вялый, распущенный звук. Поэтому, прежде, чем
начинать учить песню с учеником, нужно дать ему задание прочесть
художественный текст песни. Но не просто прочесть, а проговорить его
нараспев в высокой позиции. Этот процесс можно назвать озвучанием
текста песни.
Только потом, когда текст полностью озвучен, нужно просить
ученика озвученный текст песни пропеть сольфеджио.
Большое значение при пении имеет положение языка. При вдохе
через нос в живот и голову язык должен лечь и принять форму
лодочки, кончиком упереться в корни нижних зубов.
Если при пении язык стоит горкой, то он перекрывает глотку,
глотка зажимается, соответственно идет зажатый звук и голос не льется
свободно.
Поэтому над языком нужно постоянно работать, постоянно
тренировать, «укладывая» на место. Если не получается естественно его
уложить, можно прибегнуть к помощи десертной ложки и посредством
ее «воспитывать» язык маленького певца. Делать это необходимо до тех
пор, пока язык сам не будет ложиться правильно.
Но прежде чем давать все эти задания ученику, педагог должен
показать (проиллюстрировать) их сам, а именно: как озвучивать песню,
как вообще она звучит, в какие моменты, какое положение рта
необходимо принимать и все остальное, о чем описано выше.
12
Предмутационный период
В наше время половое созревание молодежи становится все более
ранним и в связи с этим мутация начинает протекать уже не в 14-15
лет, как раньше, а в 12-13.
Отсюда предмутационный период намечается еще раньше в 11-12
лет.
Чем характерен предмутационный период? Его основные признаки
появление металлического призвука в голосе; при пении голос начинает
уставать; ребенок жалуется на непонятную боль в горле; голос
«киксует» и вылетают «петушки». При осмотре специалистом выявляется
покраснение мягких тканей гортани, связки становятся утолщенными.
Предмутационный период, как правило, короткий. Но его важно не
пропустить. Педагог в этот момент должен быть очень внимательным к
ученику: следить, чтобы ученик не перегружался, много не пел и не
говорил. Не брать в работу песни с большим диапазоном и мелодией,
которая держится на верхнем звуке длительное время.
Мутационный период
Мутационный период протекает у всех детей по-разному. У одних
он очень быстро проходит, в течение одного года. У других он может
длиться до двух лет. У третьих, он может в какой то момент
прерваться, а через некоторое время возобновиться.
Его основные признаки: голос делается менее гибким и
податливым, перестают звучать верха, которые до этого были очень
яркими. Во время исполнения голос начинает срываться, идет
уменьшение диапазона и голос опускается вниз.
Поскольку при мутации голос у девочек понижается на малую
(большую) терцию, а у мальчиков на октаву, нужно брать песни на эти
интервалы ниже тех тональностей, в которых они звучали ранее у
ученика. Необходимо снижать нагрузку до минимума. Полностью
убирать е нельзя, т.к. потом придется начинать работу с самого начала.
Если изначально работа с голосом велась правильно, то мутация
проходит у ребенка мягко и безболезненно, и голос не теряется и не
заболевает. Наоборот, после мутации он становится более сильным,
насыщенным; в нем появляются новые краски. И теперь его можно
постепенно восстанавливать и развивать дальше, но опять-таки с учетом
индивидуальности.
Послемутационный период
Восстановительный процесс после мутации заключается в
следующем. По полутонам, постепенно от раза к разу поднимать голос
13
на прежнее место, т.е. наверх. При этом необходимо следить и за
нижними звуками. Голос должен расти и вверх, и вниз. В работу нужно
брать песни без больших интервалов, с постeпенным движением
мелодии вверх и вниз. При такой работе за год голос восстанавливается,
добавляется новое, более насыщенное звучание.
Процесс работы с учеником на уроке
Знакомство с учеником на уроке можно начать с того, чтобы
попросить его громко сказать свое имя. Этим самым, помимо просто
знакомства, можно определить опору звука и верхнюю границу
диапазона примарных звуков. Как правило, верхняя граница примарных
звуков ми ми-бемоль первой октавы, а нижнюю можно выяснить в
процессе распевания. Звук, где закончилось звучание голоса, и является
нижней границей примарного диапазона. Обычно это си – си-бемоль
малой октавы.
Уже потому, как ребенок произносит свое имя, можно слышать,
где он его произносит на диафрагме от груди или на горле. К
сожалению, очень редко бывает, что у ребенка от природы сохраняется
брюшное дыхание и опорой звука служит диафрагма. В большинстве
своем это ключичное дыхание с опорой на связках. В этом случае
необходимо сначала начинать работу над дыханием, а потом уже над
звукообразованием. Чаще всего работа идет одновременно и над
дыханием, и над звуком. Причем работу над звуком необходимо
начинать с примарных звуков на простой распевке. Это могут быть
слоги – «да», «дэ», «ди», «до», «ду»; «ра», «рэ», «ри», «ро», «ру».
Перед тем как ребенок начнет петь эту распевку, нужно попросить
его озвучить гласные «а», «э», «и», «о», «у» в голове, на дыхании от
груди, т.е. проговорить в резонаторах и на опоре диафрагме. После
этого пропеваем распевку там же, но уже с согласным звуком.
Распевание всегда надо начинать сверху вниз по полутонам от ми
ми-бемоль первой октавы и вести ее до си – си-бемоль малой, но ни в
коем случае не снизу вверх, чтобы сразу не посадить голос.
Дело в том, что звук верхней границы примарного диапазона, ми
ми-бемоль, есть у каждого ребенка, а нижние звуки границы примарного
диапазона не всегда бывают определенными и звучат слабее, чем
верхние. В разговорной речи дети, в большинстве своем, пользуются
всегда средним звучанием своего голоса и это звучание совпадает с
примарным диапазоном. Редко дети разговаривают в головном регистре
и почти не разговаривают низко (кроме гудошников).
Ставит звук надо мягко, но уверенно и звучность должна быть на
«mp», не громче.
Согласный звук «д» чередовать с согласным «р», т.к. эти звуки
способствуют наибольшей собранности гласных. Все гласные звуки с
14
согласными надо вести на одном дыхании, т.е. как поставили первый
слог «да», так и повели последующие слоги в одном месте голове
(лобной полости) не меняя звука, его положения и качества.
Закончив работу над примарными звуками от ми – ми-бемоль
первой октавы до си си-бемоль малой, начинаем подниматься от звука,
на котором закончили первую распевку по полутонам вверх, но уже с
текстом. Здесь подойдет любая дразнилка («Андрей-воробей, не гоняй
голубей…») или скороговорка У Варвары куры стары…»). Весь текст
произносим на одном звуке, на одном дыхании, с опорой на диафрагме,
поднимаясь по полутонам до фа фа-диез первой октавы и обратно
вниз до си-бемоль ля малой октавы.
Третья распевка построена на терции со звуками «ия а о о ох
ти». Так же по полутонам от ля си-бемоль малой октавы
поднимаемся до соль ля-бемоль первой октавы и обратно вниз до ля
малой октавы. При этом все время следим, чтобы начало было от груди
сверху и на опоре диафрагме. И все последующие звуки позиционно
также – в голове.
Четвертая распевка состоит из пяти ступеней («Лебедин, лебедин,
лебедь белый молодой»). Эту распевку начинаем со звука ля малой
октавы и доводим ее до ля си-бемоль первой октавы. Обратно
спускаемся до ля малой октавы, а у кого низкий голос, то до соль-диез
малой октавы. Эта распевка увеличилась по протяженности, но все
равно исполняется на одном дыхании, нигде не прерываясь.
Пятая распевка идет в быстром темпе от ля соль-диез малой
октавы по полутонам вверх до си первой до второй октавы. «Ой,
калина, ой, малина».
Последняя распевка может быть опять на кантилену, с любым
текстом, лишь бы он укладывался в пять звуков с распевом слова, в
спокойном темпе, с задержкой на верхнем звуке, например «Садочек
мой».
Любое занятие нужно обязательно начинать с распевки и она
должна быть по времени не менее 7-10 минут. Это делается для
того, чтобы разогреть голосовые связки и настроить голосовой аппарат.
И вот теперь, когда голос разогрет и аппарат настроен, можно
переходить непосредственно к работе над песнями.
Начинающим певцам нужно давать небольшие по диапазону песни.
Это колыбельные, дразнилки, считалки, частушки. А когда ребенок уже
осознает дыхание, опору звука и головной резонатор, можно давать ему
песни посложнее, опять-таки индивидуально, согласно степени развития,
понимания и одаренности ребенка.
Приемы вокальной техники целесообразней отрабатывать уже
непосредственно на песнях. И чем больше ребенок работает с песенным
материалом, тем быстрее он осваивает его и технику исполнения.
15
Если ребенок приходит на урок простуженным, то ни в коем
случае нельзя с ним заниматься до тех пор, пока он не выздоровеет.
Единственное, что ребенок может не прекращать во время болезни, так
это работу над дыханием. Напротив, работа над дыханием ускоряет
процесс выздоровления.
Заключение
Школа народного пения сформировалась в начале XX века, с
появлением первых Государственных народных хоров. И особенно
большое развитие получила в советский период при ГМПИ им.
Гнесиных под руководством Н.К. Мешко, основателем и
художественным руководителем Государственного Академического
Северного русского народного хора. А до тех пор пели, как «Бог на
душу положит», а вернее кричали. К сожалению, и сейчас многие кричат,
а вот петь умеют не многие. По этому поводу замечательная русская
певица Н.В.Плевицкая в своей книге говорит: «Она (Таня, живущая за
рекой) пела песни, а не кричала, как обыкновенно в деревне девки
песни кричат». Ведь бабушек наших, живущих в деревне, откуда мы
черпаем в основном песенный материал, никто и никогда не учил петь.
Поэтому почти все они в старости не имеют голоса или он у них
охрипший и сиплый, т.к. всю жизнь кричали на связках а горле). И
связки у них просто стерлись или перешли в хроническую форму
отечности. Мало того голоса, звучащие на связках, одинаковы и не
имеют тембральной индивидуальности. Некоторые выдают это за эталон
народного пения.
Природа мало кого награждает сразу поставленным голосом. Если
таковые встречаются, то их называют «самородками». Но даже
«самородку» нужна оправа, соответствующая его голосу. Ведь голос это
инструмент, и у кого-то «хлеб» на всю жизнь. Вот поэтому надо
правильно и бережно работать своим голосом.
Список литературы
1. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст]:
учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. / А.Г. Менабени М.:
Просвещение,1987. – 95 с.: ил.
2. Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст]
/ Л.В. Шамина. – М.: Музыка, 1988. - 176 с.
3. Мешко, Н.К. Искусство народного пения [Текст]: практическое
руководство: ч. 1, 2 / Н.К. Мешко. - М., 2000.
4. Мешко, Н.К. Искусство народного пения [Текст] / Н.К. Мешко.-
Архангельск, 2007. – 1127с.
16
5. Шамина, Л.В. Школа русского народного пения [Текст] / Л.В. Шамина.
- М.,1997 – 87с.
6. Федонюк, В.В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. [Текст]/
В.В. Федонюк. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников»,
2003. 64с., с ил.