Презентация "Классицизм в живописи, скульптуре"
Подписи к слайдам:
- Автор: Скворцова Татьяна Николаевна, учитель МХК, литературы
- МБО УСОШ №2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области
- Классицизм
- в
- живописи, скульптуре
- Классицизм - подражание греческому и римскому искусству, архитектуре и литературе. Хотя обычно этим термином называют разновидность искусства, полученного от древних, иногда под ним подразумевают накопленный опыт, высокое художественное качество изображений.
- По окончании классического периода начался неоклассицизм, который представлял собой видоизмененные классические мотивы, дополненные новыми тенденциями и веяниями. Приверженность традиционным эстетическим формальностям бытовала в течение долгого времени. Классическое искусство отличает четкость, порядок, равновесие, симметрия и достоинство.
- Введение
- Классические мотивы вначале завладели Европой. До России классицизм дошел в годы правления великого Петра I, просветителя, образованного человека. М. В. Ломоносов в соответствии с новым направлением ввел множество изменений в литературе, поэзии, а также правилах грамматики и орфографии русского языка.
- Развивался классицизм в России постепенно, наибольшего расцвета он достиг в начале 19 века, тогда он пользовался и наибольшей популярностью. В годы правления Екатерины II классицизм чуть ли не насаждался, поскольку просвещенная правительница поддерживала его проявления в дизайне и архитектуре и всячески способствовала его распространению. Оказавшись свежей волной после вычурного и изысканного барокко, классицизм легко нашел своих последователей и приверженцев.
- Введение
- Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром.
- Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других видах искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие.
- Классицизм как наследник античности относил к высокому жанру. Полотна написаны на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.
- Введение
- Никола Пуссен
- Вакханалия
- 1620
- Никола Пуссен
- Пастухи в Аркадии
- 1638-1640
- Клод Лоррен
- Лондонская Национальная галерея.
- Отплытие царицы Савской. 1648
- Классическая живопись стала более академичной.
- Юные художники, ученики академий, большую часть времени проводили в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй, занимаясь антиковедением.
- Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Они переносили на холст
- все свое академическое восприятие реальности.
- Однако нельзя сказать, что классическая живопись
- была полностью статична и заимствована у древней Греции.
- Клод Лоррен
- Эрмитаж. Санкт-Петербург 1650
- Тьеполо Джовани Баттиста
- Встреча Антония и Клеопатры
- 1747
- Ангел, спасающий Агарь
- 1732
- Каналето Джовани Антонио
- Пьяцетта
- 1733-1735
- Ж-Л.Давид
- Давид Жак Луи
- Смерть Марата
- Благодаря Энгру Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью.
- Давид Жак Луи
- Амур и Психея. 1817
- Энгр Жан Огюст Доминик
- Портрет Бонопарта
- 1804
- Портрет мадам Ривьер
- 1805
- Энгр Жан Огюст Доминик
- Портрет мадам Сеннон
- 1814
- Рафаэль и Форнарина
- 1814
- Русская живопись
- Изобразительное искусство XVIII века отразило коренные преобразования в российской художественной культуре.
- В станковой живописи успешно развивается исторический и особенно портретный жанр.
- Излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров XVIII века становится портрет – парадный, камерный, парный.
- Портрет поэта В. И. Майкова
- 1760
- Портрет графини
- Елизаветы Санти
- Фёдор Степанович Рокотов
- Портрет А.П. Сумарокова
- 1777
- Портрет Александры Струйской
- 1772
- Фёдор Степанович Рокотов
- Фёдор Степанович Рокотов
- Портрет Варвары Новосильцевой
- 1790
- Портрет Варвары Суровцевой
- 1780
- Портрет архитектора
- А.Ф. Кокоринова
- 1769
- Портрет Е. Н. Хрущовой и
- Е. Н. Хованской 1773
- Дмитрий Григорьевич Левицкий
- Портрет Марии Дьяковой
- 1778
- Портрет А. Ланского
- 1782
- Дмитрий Григорьевич Левицкий
- Портрет «Екатерина II –
- законодательница в храме
- богини Правосудия». 1782
- Портрет Екатерины Нелидовой
- 1773
- Дмитрий Григорьевич Левицкий
- Дмитрий Григорьевич Левицкий
- Портрет А. Д. Левицкой,
- дочери художника. 1785
- Портрет И. И. Дмитриева
- 1790
- Владимир Лукич Боровиковский
- Портрет сестер Гагариных
- 1802
- Портрет Марии Лопухиной
- 1797
- Владимир Лукич Боровиковский
- Портрет Екатерины Арсеньевой
- 1796
- Богоматерь с младенцем в
- сонме ангелов. 1823
- Портрет княгини М. И. Долгорукой
- 1811
- Портрет Елены Нарышкиной
- 1799
- Владимир Лукич Боровиковский
- Портрет Павла I в костюме
- Мальтийского ордена. 1800
- Портрет князя А. Б. Куракина
- 1801–1802
- Владимир Лукич Боровиковский
- Исторический жанр
- Основателем исторического жанра стал А.П. Лосенко (1737-1773). В академии художеств Лосенко упорно овладевал искусством «большого стиля», что в дальнейшем проявилось в крупных работах на исторические темы. В 60-х гг., находясь на стажировке в Париже, художник написал картины «Чудесный улов рыбы» и «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», получившие высокую оценку современников. В картине «Владимир и Рогнеда» художнику удалось передать напряжённость сюжета в патетических тонах. Некоторая театральная условность, характерная для живописи классицизма, уравновешивается искренним желанием художника передать характеры персонажей. Тема людского горя как следствие тирании, выделенная в картине, была удивительно созвучна просветительским идеалам века.
- Чудесный улов
- 1762
- Антон Павлович Лосенко
- Смерть Адониса
- 1764
- Антон Павлович Лосенко
- Авраам приносит в жертву
- сына своего Исаака
- 1765
- Натурщик, сидящий на камне
- Антон Павлович Лосенко
- Андрей Первозванный
- Каин
- 1768
- Антон Павлович Лосенко
- Зевс и Фетида
- 1769
- Владимир и Рогнеда
- 1770
- Антон Павлович Лосенко
- Призвание Михаила Федоровича
- Романова на царство
- 14 марта 1613 года
- Григорий Иванович Угрюмов
- Взятие Казани Иваном Грозным
- 1800
- Александр Андреевич Иванов
- Явление Христа народу
- 1837-57
- Карл Павлович Брюллов
- Последний день Помпеи
- 1830-1833
- Скульптура
- Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль, Веймар, Петербург. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце.
- Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи немасштабных композиций!
- В 17 веке в Петербурге сложилась сильная школа отечественных скульпторов, представленная именами Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева.
- Антонио Канова
- Три грации
- 1816
- Венера и Марс
- Антонио Канова
- Геба
- 1803-1828
- Персей с головой медузы
- Бертель Торвальдсен
- Ясон
- 1803-1828
- Геба
- 1806
- Ганимед, кормящий орла Зевса
- 1817
- Бертель Торвальдсен
- Этьен Морис Фальконе
- Памятник Петру I в Петербурге
- 1766-1782
- Зима
- 1771
- Бюст М. Р. Паниной
- 1770
- Портрет Екатерины II
- 1783
- Федот Иванович Шубин
- Бюст А. М. Голицына
- 1773
- Бюст И. С. Барышникова
- 1788
- Федот Иванович Шубин
- Памятник Суворову
- 1799-1801
- Михаил Иванович Козловский
- "Самсон, раздирающий пасть льва". Скульптурная группа Большого каскада в Петродворце. Выполнена В. Л. Симоновым в
- 1947 г. по образцу 1802 г. Бронза
- Гименей (мрамор)
- 1769
- Минерва и гений (бронза)
- 1796
- Михаил Иванович Козловский
- Иван Петрович Мартос
- Памятник де Ришельё
- в Одессе
- Монумент Минину и князю Пожарскому. 1804-1818
- Фёдор Гордеевич Гордеев
- Прометей (Гипс)
- 1769
- Феодосий Фёдорович Щедрин
- Барельеф «Несение креста» для Казанского собора в Петербурге
- (камень) 1807-1811
- Иван Прокофьевич Прокофьев
- Актеон,
- преследуемый собаками
- 1784
- Портрет А.Е. Лабзиной
- 1802
- Особенности русского классицизма
- Чем же так отличается русский классицизм от европейского?
- Он удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской, даже православной культуры.
- В России трудно провести четкую границу между классическим искусством и следовавшим за ним неоклассицизмом, настолько тщательно и велико было переосмысление античной и европейской культур. Россия стала перекрестком всех классических направлений: от аскетического немецкого цопфа до наполеоновского ампира.
- Художники и скульпторы, кроме античности, чаще, чем их европейские коллеги, обращаются к библейским преданиям и героям (фонтан «Самсона» и полотно «Явление Христа народу»).
- К концу классического периода уже появляются работы, основанные на событиях отечественной истории (памятник Суворову, Минину и Пожарскому). В этих работах символизм и пафос античных поз сочетается с героизмом российских исторических личностей, именно на их примере, а не на абстрактных мифологических героях, идет воспитание нового поколения.
- Роль классицизма в мировой культуре
- Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.
- Духовное наследие классицизма поистине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.
- Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.
- Источники. Литература
- Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.:учеб. Для общеобразоват. учреждений /Г. И. Данилова. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2007
- Википедия
- Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. Под ред. С. Петровой. Изд. «Либерея-Библиопринт». Выпуск 2. 2005