Презентация "Архитектурные Типы христианских храмов"
Подписи к слайдам:
- 1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
- 2. Показать различные стили христианских храмов.
- 3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
- 4. Понять единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
История создания стилей- Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
- Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.
В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.
Крестово-купольный храм. Разрез
Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века. Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках, построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него- Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках, построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
Главный собор Грузии — Светицховели — был построен в 1010—1029 гг. Он решен в виде трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.
Византийские крестовокупольные храмыМирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе. X век.
Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292—1294 гг. Интерьер храма на четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель колонны и боковые своды церкви. Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век. Из истории архитектурной мыслиНомендантская дорога. Мавзолей Констанции
Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи "Храм в городе" из трактата АверлиноМедиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.
Церковь Троицы Гринёво Центричность здесь поглощается базиликальными Проверь себя- 1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
- 2.Назовите основные типы христианских храмов, дайте краткую характеристику.
- 3.Приведите примеры центрических храмов.
- 4. приведите примеры крестово-купольных храмов
- 1. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
- 2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы ( Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
- 3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
- 4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
- : «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) :
- «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
- Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
- А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х — НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
- История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
- А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.
МХК - еще материалы к урокам:
- Презентация ""Золотой век" русской иконы" 10 класс
- Презентация "Архитектурный облик древней руси" 10 класс
- Презентация "Преображение пространства. ИЗМы русского футуризмы"
- Программа театрального кружка «В МИРЕ ФАНТАЗИЙ»
- Презентация "Греческий атлетический праздник" 4 класс
- Конспект урока по МХК для 4 года обучения "Что за прелесть эти сказки!"