Конспект урока "Поэзия второй половины XX века" 11 класс

Урок по русской литературе:
«Поэзия второй половины XX века»
В 11 классе
Учитель: Кульджанова Г.К.
Цель: Познакомить учащихся с понятием « эстрадная поэзия» периода
оттепели, с понятием «авторская песня» и показать роль поэзии периода
«оттепели» в общественной жизни страны.
Задачи: - представить поэтов- «шестидесятников», их жизненный и
творческий путь;
- выявить основные направления в творчестве поэтов периода
«оттепели»;
- проследить, современны ли их произведения в настоящее время.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация учителя,
презентации учащихся, тестовые задания и кроссворд на каждого ученика.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас сегодня необычный урок. Урок (1 слайд)
«Поэты-шестидесятники». Сегодня на уроке мы представим поэтов-
«шестидесятников» и ответим на основополагающий вопрос) «Почему
молодые поэты 60-х приобрели широкую популярность в период «оттепели»
и остались признанными мэтрами российской литературы?
III. Вступительное слово учителя.
Всплески интереса к поэзии в нашей стране совпадают с особенно
острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем
времени, откликается на события и перемены, даёт им оценку. Так было в
годы революции, в годы Великой Отечественной войны. Новый всплеск дала
поэзия поэтов-« шестидесятников».
IV. Фронтальный опрос.
- Скажите, что означает в России XX века понятие
«шестидесятники»?
- А что это за период « хрущёвской оттепели» и как он отразился на
развитии литературного процесса? (Это краткий период относительной
свободы. Происходит возвращение произведений Булгакова, Ахматовой.
Стали появляться новые литературные журналы, зарождались новые
литературные направления),
V. Введение новых знаний. Слово учителя.
В это время появилась новая, так называемая «эстрадная» поэзия,
открытая широкой публике, заполнявшая целые залы и стадионы. Целая
плеяда замечательных молодых поэтов Евгений Евтушенко, Андрей
Вознесенский, Белла Ахмадулина, приобрели широкую популярность,
выступая с поэтической эстрады. Появился и новый жанр, сразу
полюбившийся слушателям, позже назван « авторской « песней. Свои песни
пели под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже Владимир
Высоцкий. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера,
проходившие в Политехническом музее, а позже в Лужниках.
Неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой:
она скорее всего имеет нравственный характер,- это было первое поколение в
советской истории, которое во всеуслышание заявило о ценностях
внутренней свободы личности. Пришли иные времена, Взошли иные имена,-
сказал о новом времени и о своём поколении Евгений Евтушенко.
Давайте представим эти имена.
«Вы читали?- биополе распахали»; «Мой кот, как радиоприемник,
Зеленым глазом ловит мир»; «По лицу проносятся очи, как буксующий
мотоцикл»; «Мое лицо никак не выжмет \ Штангу ушей»; «Отлетали ножки
от кузнечиков, \ Как душки отломившихся очков». Но самое вечное в поэзии
Вознесенского - это стихотворения, в которых он оставляет метафоры,
необычные образы, и признается просто:
Тишины,
Тишины хочу, тишины,
Нервы, что ли, обожжены...
Учащиеся читают стихи А. Вознесенского, исполняет песню
А.Вознесенского «Сага» Мырзалы Айжан.
Анализ стихотворения.
Итак, «эстрадные» поэты: Андрей Вознесенский, Роберт
Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко по - новому,
свободно, раскованно изображали обычного рядового человека,
действительность, находили новые художественные формы.
2. группа. Авторская песня поэтов-бардов. Булат Окуджава.
Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами,
насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра
песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится
своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим»,
выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно-
нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми
среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934-1984), Александр Галич,
Булат Окуджава.
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) расширил диапазон
поэтического слова, обогатил его лирическим звучанием. Он родился в
Москве, родители - партийные работники - были репрессированы, отец
расстрелян в 1937 году. Из 9 класса ушел добровольцем на фронт, был ранен.
После войны поступил на филологический факультет Тбилисского
университета. Работал учителем в школе, затем редактором «Литературной
газеты». Окуджава писал и прозу: автобиографическую повесть о войне
«Будь здоров, школяр!», исторические романы о судьбах декабристов, о
жизни высших кругов русского общества середины 19 века. В его стихах
находили отражение безоглядная доброта, мечтательность и насмешливость,
условные принципы сказки, пантомимы, кукольного представления,
музыкальной шкатулки. У Окуджавы лирические песни. Внутренняя
проникновенность и выразительность звучания лирической поэзии сближает
ее с музыкой. Слово «лирика» восходит к названию музыкального
инструмента - лиры, под аккомпанемент которой в Древней Греции
исполнялись стихотворные произведения. А одна из девяти муз в греческой
мифологии - Эвтерпа - была покровительницей и лирической поэзии, и
музыки. Широко известны песни Булата Окуджавы « Полночный
троллейбус», «Мы за ценой не постоим» (из к-ф «Белорусский вокзал»), «До
свидания, мальчики», «Король», «Молитва Франсуа Вийона».
Читается стихотворение Б. Окуджавы из кинофильма «Белое солнце
пустыни» в исполнении Даутова Айдара и Мырзалы Айжан. Анализ
стихотворения.
Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл Булата
Окуджаву своим «духовным отцом». Общность и различие очевидны. Если у
Окуджавы песни чисто лирические, то у Высоцкого балладные,
лироэпические,
3 группа. Владимир Семенович Высоцкий.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве,
в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с
матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943года
возвращается в Москву. С1947года живет в г.Эберсвельде в семье отца. В
1949 году они переезжают в Москву. 1955 год - Владимир оканчивает школу
и поступает в инженерно- строительный институт, из которого уходит через
год.
Выступление ученицы Рахметовой Акжан. Сообщение о периоде
«хрущевская оттепель».
Творчество «эстрадных» поэтов.
В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление
молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных
залов и даже на стадионы. Заявила о себе « эстрадная» поэзия, которая
собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели
громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт
Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными
стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках.
Как писал Андрей Вознесенский, « заполнив Лужники, читатели тянутся к
стихам, как к травам от цинги...».
Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме» поэт Вадим Шефнер:
«Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и
целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и
изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало
время. Но ведь и они помогли времени,... молодые поэты подняли интерес
читателя к поэзии вообще,... и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло
на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых,
увлеченных читателей и слушателей.
В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные
вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должен
играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль»,
не « винтик», а социально активная личность.
Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а
« рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В
новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям,
своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не
покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и
романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» аправленность на
большую аудиторию).
2. Изучение творчества поэтов второй половины 20 века. Звучит песня
в исполнении Кадырмагамбет Мереке.
3.Групповая работа. Учащиеся заранее изучают биографии поэтов, учат
наизусть стихи поэтов и делают анализ стихотворения, готовят
компьютерную презентацию, сопровождающуюся с демонстрацией слайдов.
1 группа. Рассказ о жизни и творчестве А.Вознесенского.
Андрей Андреевич Вознесенский родился в Москве в 1933 году, в
семье инженера-гидроэнергетика. В 1957 году Вознесенский окончил
Московский архитектурный институт. Начал печатать произведения с 1958
года. Автор многих поэм и стихотворных сборников. Его перу принадлежат
также эссе, статьи по вопросам литературы и искусства. Он не только поэт,
но и художник: некоторые из его картин находятся в музеях. Основное
качество Вознесенского- раскованность.
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию-Ностальгию по настоящему...
Одиночества не искупит
В сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
Задыхаюсь по - настоящему. Настоящее для поэта- это подлинное,
неподдельное, искреннее.
Метафоры Вознесенского, мастера строки,- это важнейший элемент
содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений,
соотнесений, создана и его «существованья ткань сквозная». Его метафоры
подчинены одной повелительнице: мысли. Его метафоризм усвоен прежде
всего у Бориса Пастернака и Марины Цветаевой.
1956 год - поступает в школу-студию МХАТ.
1960 год - работа в Московском драматическом театре им.
А.С.Пушкина. В это время появляются первые песни.
С 1964 года по 1980 год работает в Московском театре драмы и
комедии на Таганке.
Высоцким написано более 600 песен, сыграно 20 ролей на сцене театра,
30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях.
Высоцкий снимался в кинофильмах:
«Вертикаль»,
«Хозяин тайги»,
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил»,
«Место встречи изменить нельзя»,
«Опасные гастроли»,
«Служили 2 товарища».
25 июля 1980 года В.С.Высоцкого не стало. Он похоронен на
Ваганьковском кладбище.
Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемое».
Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел
своих сочинений на книжных или журнальных страницах. Но была
прижизненная слава артиста и поэта, « голосом которого кричало Время» (по
словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен
миллионными тиражами расходились по всей стране. Поэт был смел и
правдив, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и
общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям,
высмеивал социальную демагогию, был исповедален и искренен во всем. Он
умел сострадать. Слово Высоцкого, обжигающе правдивое, выстраданное и
бесстрашное.
Каждую «роль», сочиненную в песне, автор проживал, пропускал через
себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил.
Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях
есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая
сила, не показная нежность и размах души человеческой.
Кем же он все-таки был больше всего? Актером? Певцом? Поэтом?
Трудно сказать. Но важно то, что он был личностью, гражданином,
уникальным явлением. Жизнь поэта продолжается в его стихах и песнях.
Стихотворение В.Высоцкого «Они не вернулись из боя» читает
Кушкинова Айгерим. Даутов Айдар исполняет песню на стихи В.Высоцкого
«Я не люблю...». Анализ стихотворения.
А сейчас посмотрим видеозапись выступлений Высоцкого.
Есть замечательные книги о Высоцком. Одна из них: книга -
воспоминания Марины Влади: «Владимир или прерванный полет», где она
пытается разобраться в непростых явлениях советской действительности. Об
отношении власти к творческой личности и стихотворение Андрея
Вознесенского « На смерть Высоцкого».
Нет великого поэта и артиста, но звучат его стихи, песни и заставляют
человека размышлять о себе, о времени и о судьбе.
4 группа. «Тихая» лирика. Рассказ о жизни и творчестве
Н. Рубцов ( 1936-1971).
Николай Михайлович Рубцов родился в Архангельской области. Он
был пятым ребенком в семье, в шесть лет потерял мать, фактически остался
без отца и был отдан в детский дом. Рубцов испытал горечь сиротства и
бездомности в самой полной трагической мере. Служил на Северном флоте.
В 1962 году поступил в Московский литературный институт им. М.
Горького. Первый сборник стихотворений вышел в 1965 г. В 1967 г. выходит
его книга « Звезда полей», в 1969 - «Душа хранит», в 1971- «Зеленые цветы».
Существует поэзия, которая не заявляет о себе громко. Во 2 половине
20 века зазвучал тихий лирический голос поэта Николая Рубцова, так не
похожего на эстрадных поэтов. О Николае Рубцове сказал его преподаватель
Николай Сидоренко: « Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени,
радость и горечь...Николай Рубцов-поэт по самой своей сути» «Бог явил нам
радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: не достойны».
Особенностью поэзии Н.Рубцова является трагически-обостренное
чувство Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. В творческом плане
поэзия Н.Рубцова - это синтез многих традиций: прежде всего Тютчева,
Фета, Блока и Есенина. Для русской поэзии тютчевский образ -человек перед
лицом мироздания. Один на один с мирозданием. Душа и Вселенная. Диалог,
который все более грозит обернуться непониманием. Не этого ли боится
человек, научившийся брать у природы, не полагаясь на ее милости, но вдруг
растерянно признающий, что перестал слышать ее голос? Глубокая вера в
возрождение России, в ее способность « вынести все» соседствует в поэзии
Н.Рубцова с крайним пессимизмом, с ощущением чего-то утраченного
навеки. Поэт боготворил Россию, ее историю, ее природу, обычаи,
верования. Рубцов через головы неинтересных ему «громких» поэтов -
современников обращался к вечности. Современник Н.Рубцова Роберт
Винонен вспоминает, как на студенческой вечеринке читали стихи по кругу:
«Кому-то было тесно во Вселенной, у другого играли ассонансные рифмы
вроде «интересно - интеллекта», в белых стихах третьего рифма роскошно
отсутствовала. Настал черед поэта - первокурсника, паренька из
Вологды...Николай Рубцов прочитал: « В горнице моей светло...» Произошла
некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано:
мол, парень ты хороший, но поэзия - дело серьезное. Мы в космосе, а ты: «
матушка принесет воды». У Рубцова крестьянская горница с традиционным
укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной.
И это было в духе народных представлений о мире: изба -своеобразный
микрокосмос.
Поэзия Н. Рубцова дает читателю ощущение себя частью огромного
целого, мира Божьего. Это и делает человека человеком, человеческую жизнь
осмысленной. Стихотворение «Прощальная песня» Н.Рубцова читает
Кабдилова Айза. Песню на стихи Н.Рубцова «В горнице» исполняет
Хангереева Азиза. Анализ стихотворения.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы учащимся. Итак, подведем итоги урока: что мы узнали о
поэзии шестидесятых годов20 века? Какие направления определились в
поэзии? Назовите поэтов этих направлений.
1.«Эстрадные поэты» (обращение к рядовому человеку, к его
внутреннему миру). Е. Евтушенко (создание особых корневых рифм) А.
Вознесенский (необычные метафоры)
2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма). Б.Окуджава
(лиричность) В.Высоцкий (лироэпические песни)
3. «Тихая» лирика ассказ о малой родине, о красоте природы).
Н. Рубцов (трагическая судьба, слияние человека и мира)
Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях
показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в
жизни.
Рефлексия. Прием «Анкета»
Анкета.
1. Ученикам предлагается небольшая анкета.
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
2. Давайте закончим урок, исполняя все вместе песню Булата
Окуджавы «Пожелание друзьям» и желая друг другу удачи, радости и
хорошего настроения.
6. Домашнее задание: Творчество В.Шукшина, прочитать рассказы его.