Олимпиада по литературе 5-9 класс (школьный этап)

Олимпиада по литературе
5 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя,
произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)
1. Говорящее чудесное зеркало
2. Только серая дырявая свитка
3. Разбитое корыто
4. «…баса, альта, две скрипки»
5. Сарачинская белая шапка
6. Шелковый шатер
7. «Очков с полдюжины»
8. Черевички
9. Свежее душистое золотисто-румяное яблочко
II. Историко-литературные задания.
1. О каких писателях идет речь? (Максимальное количество баллов - 3)
1.1 Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом,
воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин
назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от
побежденного учителя».
1.2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских
детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для
чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская
война. Он один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более
девяноста томов.
1.3 Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись
своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только
прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека
для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род
сочинений можно мне и оставить».
III. Знание теории литературы.
1. Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет
эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? аксимальное
количество баллов – 1 балл)
1.1 … Долго не стали,
Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,
Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво
Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.
1.2 Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова: (максимальное
количество баллов – 1 балл)
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
Найдите эпитет и обоснуйте своё решение.
IV. Литература и другие виды искусства
1. Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем
Васнецовым?
V. Интерпретация художественного произведения.
Пристрастия какого героя Вам более близки и почему?
Виктор Драгунский
Что любит Мишка
Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис
Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой
сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а
продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали
разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и
радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать,
но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел
нас, и весело сказал:
- О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что
скажете?
Я спросил:
- Это вы что играли, Борис Сергеевич?
Он ответил:
- Это Шопен. Я его очень люблю.
Я сказал:
- Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.
Он сказал:
- Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я
играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка".
Я сказал:
- Каким же? Словом-то?
Он серьезно и ясно ответил:
- Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я
люблю музыку больше всего на свете.
Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
- Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
Я ответил:
- Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про
слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых
копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные
лица, все, все...
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он
слушал, а потом он сказал:
- Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не
обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
- А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!
Борис Сергеевич рассмеялся:
- Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя
очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
- Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и
пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные.
Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой
и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но
черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик
в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную
картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что
съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и
полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю
макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и
без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю
яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки
очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску -
кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек,
вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца
всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем
попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей.
Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще
я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю
мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за
девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово
устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал
дальше.
Он бормотал:
- Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя
пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу,
хотя колбасу тоже говорил...
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда
Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и
даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол,
Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от
друга чего-то ждали и молчали.
Первый не выдержал Борис Сергеевич.
- Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что
ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли.
Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди?
Кого ты любишь? Или из животных?
Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.
- Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!
Олимпиада по литературе
6 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Каким произведениям русской литературы кто их автор) предпосланы
следующие эпиграфы? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 Стрелялись мы.
1.2 Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке Божий храм
Виден одинокий.
1.3 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.
2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого
отрывок: (Максимальное количество баллов – 3 балла)
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыты кубки круговые,
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана…
II. Историко-литературные задания.
1. Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей на
Руси» ? ( Максимальное количество баллов – 1 балл)
2. Кто автор этих произведений? (Максимальное количество баллов – 2 балла)
2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»
3. С именем какого русского писателя связаны эти места: (Максимальное количество
баллов – 2 балла)
3.1 Михайловское, Царский Лицей, Москва
3.2 Петербург, Пятигорск, Москва
III. Знание теории литературы.
1. Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например:
(Максимальное количество баллов – 1 балл)
Послушай, я не кинусь в слезы:
Мне шутка все твои угрозы.
Что я стараюсь приобресть,
То не в твоих руках хранится;
А чем не можешь поделиться,
Того не можешь и унесть.
2. Определите жанры произведений: (Максимальное количество баллов – 4 балла)
«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья
Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»
3. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке?
(Максимальное количество баллов – 1 балл)
… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Николаевых дней рождения
послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.
IV. Литература и другие виды искусства (Максимальное количество баллов – 1 балл)
1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением
перекликается сюжет картин?
Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется,
залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена
старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа
изображен друг поэта, он не просто слушает внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий
интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту
спасительность «любви и дружества».
V. Интерпретация художественного произведения.
Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?
ВИКТОР ГОЛЯВКИН
ДВОЙКА
Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.
Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем.
С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя,
как учится, что я отвечу?
Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал
Палычу.
- Мда… - сказал он. Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту
книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь
книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?
- А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.
- Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за
тобой смотреть!
- Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.
- Не думаю, - сказал он.
- Почему же?
- Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет
нечестно.
- Вот это да! – удивился я.
- Я тебе верю, - сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!
- Так-то оно так, - сказал я, - сказал я, - но кто будет знать?
- Можно считать, - сказал Пал Палыч, - что разговор у нас закончен.
- Конечно, конечно, - сказал я, - конечно…
Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!
Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень
хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было
легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было
все на честность.
Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:
- Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.
- А как же двойка?
- Это не самое главное. Можешь считать, что исправил.
- А откуда вы знаете, - спросил я, - честный я или не честный?
- Сразу видно, - сказал Пал Палыч, - по изложению видно.
Олимпиада по литературе
7 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
(максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!..
- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,
поколочу!
1.2 - А где же ключик?
- Здесь и ключ перед вашими очами.
- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?
- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
- На плотине-то?..
- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое
такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.
- Ну, что такое случилось? Сказывай…
- А вот что случилось.
2. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите
произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
2.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали
даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и
каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже
козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в
висок хлопнула его горячая пуля.
2.2 Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
2.3 И грянул бой…
В огне, под градом раскаленным.
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей.
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
II. Историко-литературные задания.
1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное
количество баллов – 3 балла)
1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»
1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»
1.3 Лермонтов «Бородино»
2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями
следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов)
Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»
III. Знание теории литературы.
1. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены:
(максимальное количество баллов – 5 баллов)
1.1 Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.
1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова
блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми
людьми воспринять престол метрополии Российской.
1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было
достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать
что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
1.5 Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.
2. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:
(максимальное количество баллов – 1,5 балла)
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
IV. Литература и другие виды искусства
1. Какой художник создал пейзаж, являющийся откликом на произведение
М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное
количество баллов – 1 балл)
V. Интерпретация художественного произведения.
Прочитайте произведение. Какой вопрос о взаимоотношениях людей ставит автор в
рассказе? Какие приемы помогают понять позицию автора?
М. ЗОЩЕНКО
СТАКАН
Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних
лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила.
И меня пригласила.
- Приходите, - говорит, - помянуть дорогого покойника чем бог послал. Курей и жареных
утей у нас, говорит, не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько
угодно, вволю и даже можете с собой домой брать.
Я говорю:
- В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно,
говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.
- Ну, - говорит, - приходите тем более.
В четверг я и пошел.
А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович
Блохнн. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у
него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.
А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и
вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и
отложил к черту в сторону.
Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и
кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай.
Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.
Вдова отвечает:
- Никак, батюшка, стакан тюкнули?
Я говорю:
- Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится.
А деверь нажрался арбуза и отвечает:
- То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы
предметы тюкают.
А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается.
- Это, - говорит, - чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это, говорит, один - стакан
тюкнет, другой - крантик у самовара начисто оторвет, третий - салфетку в карман сунет. Это
что жи будет такое?
А деверь, паразит, отвечает:
- Об чем, говорит, речь. Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать.
Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:
- Мне, говорю, товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, говорю, товарищ
деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, говорю, чай у вас
шваброй пахнет. Тоже, говорю, приглашение. Вам, говорю, чертям, три стакана и одну кружку
разбить - и то мало.
Тут шум, конечно, поднялся, грохот.
Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.
И вдова тоже трясется мелко от ярости.
- У меня, - говорит, - привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома
ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, говорит, Иван Антонович в гробе, наверное,
повертывается от этих тяжелых слов... Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого.
Ничего я на это не ответил, только говорю:
- Тьфу на всех, и на деверя, говорю, тьфу.
И поскорее вышел.
Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.
Являюсь и удивляюсь.
Нарсудья дело рассматривает и говорит:
- Нынче, говорит, все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите,
говорит, этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.
Я говорю:
- Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из
принципа.
Вдова говорит:
- Подавись этим стаканом. Бери его.
На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах
треснувший.
Ничего я на это не сказал, только говорю:
- Передай, говорю, своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.
Потому, действительно, когда характер мой задет, - я могу до трибунала дойти.
1923
Олимпиада по литературе
8 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1.Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу?
(Максимальное количество баллов – 2 балла)
2. Кому из героев принадлежат слова. Укажите авторов и название художественных
произведений, из которых приведены отрывки. (Максимальное количество баллов – 2
балла)
2.1 «Мне здесь то удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали
и дванадесять язык прогнали».
2.2 «Здравы будьте, князья и дружина, заступая христиан от поганых полков! Князьям
слава и дружине! Аминь…»
3. Узнай произведение по его финалу, назови автора. (Максимальное количество баллов
3 балла)
3.1 «Вот злонравия достойные плоды».
3.2 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, - да я его!..
Через полчаса он простился со мной на опушке леса».
3.3 «И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!..»
4. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите
автора, произведение и героев. (Максимальное количество баллов – 2 балла)
4.1 Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и
сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем
довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел
увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его
доступна и другим чувствам.
4.2 …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под
благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп
лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…
II. Историко-литературные задания.
1.Что связывает Черную речку и гору Машук? (Максимальное количество баллов – 1
балл)
2. Назовите авторов произведений. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»
2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»
2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».
III. Знание теории литературы.
1.Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры
произведений этого жанра. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»
1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба,
пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».
1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее
путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все
дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…
2.Какие средства художественной выразительности использованы в
отрывке?(максимальное количество баллов – 3 балла)
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
IV. Литература и другие виды искусства
1.В каких произведениях русской литературы центральной проблемой является
искусство? (За каждый правильный пример – 1 балл)
V. Интерпретация художественного произведения.
Напишите рецензию на рассказ А.Грина «Словоохотливый домовой».
АЛЕКСАНДР ГРИН
СЛОВОХОТЛИВЫЙ ДОМОВОЙ
Я стоял у окна,
насвистывая песенку об Анне...
А. Хорнунг
I
Домовой, страдающий зубной болью, - не кажется ли это клеветой на
существо, к услугам которого столько ведьм и колдунов, что безопасно можно
пожирать сахар целыми бочками? Но это так, это быль, - маленький, грустный
домовой сидел у холодной плиты, давно забывшей огонь. Мерно покачивая
нечесаной головой, держался он за обвязанную щеку, стонал - жалостно, как
ребенок, и в его мутных, красных глазах билось страдание.
Лил дождь. Я вошел в этот заброшенный дом переждать непогоду и увидел
его, забывшего, что надо исчезнуть...
- Теперь все равно, - сказал он голосом, напоминающим голос попугая,
когда птица в ударе, - все равно, тебе никто не поверит, что ты видел меня.
Сделав, на всякий случай, из пальцев рога улитки, то есть
"джеттатуру", я ответил:
- Не бойся. Не получишь ты от меня ни выстрела серебряной монетой, ни
сложного заклинания. Но ведь дом пуст.
- И-ох. Как, несмотря на то, трудно уйти отсюда, - возразил маленький
домовой. - Вот послушай. Я расскажу, так и быть. Все равно у меня болят
зубы. Когда говоришь - легче. Значительно легче... ох. Мой милый, это был
один час, и из-за него я застрял здесь. Надо, видишь, понять, что это было
и почему. Мои-то, мои, - он плаксиво вздохнул. - Мои-то, ну, - одним
словом, - наши, - давно уже чистят лошадиные хвосты по ту сторону гор, как
ушли отсюда, а я не могу, так как должен понять.
Оглянись - дыры в потолке и стенах, но представь теперь, что все
светится чистейшей медной посудой, занавеси белы и прозрачны, а цветов
внутри дома столько же, сколько вокруг в лесу; пол ярко натерт; плита, на
которой ты сидишь, как на холодном, могильном памятнике, красна от огня, и
клокочущий в кастрюлях обед клубит аппетитным паром.
Неподалеку были каменоломни - гранитные ломки. В этом доме жили муж и
жена - пара на редкость. Мужа звали Филипп, а жену - Анни. Ей было
двадцать, а ему двадцать пять лет. Вот, если тебе это нравится, то она была
точно такая, - здесь домовой сорвал маленький дикий цветочек, выросший в
щели подоконника из набившейся годами земли, и демонстративно преподнес
мне. - Мужа я тоже любил, но она больше мне нравилась, так как не была
только хозяйкой; для нас, домовых, есть прелесть в том, что сближает людей
с нами. Она пыталась ловить руками рыбу в ручье, стукала по большому камню,
что на перекрестке, слушая, как он, долго затихая, звенит, и смеялась, если
видела на стене желтого зайчика. Не удивляйся, - в этом есть магия, великое
знание прекрасной души, но только мы, козлоногие, умеем разбирать его
знаки; люди непроницательны.
"Анни! - весело кричал муж, когда приходил к обеду с каменоломни, где
служил в конторе, - я не один, со мной мой Ральф". Но шутка эта повторялась
так часто, что Анни, улыбаясь, без замешательства сервировала на два
прибора. И они встречались так, как будто находили друг друга - она бежала
к нему, а он приносил ее на руках.
По вечерам он вынимал письма Ральфа - друга своего, с которым провел
часть жизни, до того как женился, и перечитывал вслух, а Анни, склонив
голову на руки, прислушивалась к давно знакомым словам о море и блеске
чудных лучей по ту сторону огромной нашей земли, о вулканах и жемчуге,
бурях и сражениях в тени огромных лесов. И каждое слово заключало для нее
камень, подобный поющему камню на перекрестке, ударив который слышишь
протяжный звон.
- "Он скоро приедет, - говорил Филипп: - он будет у нас, когда его
трехмачтовый "Синдбад" попадет в Грес. Оттуда лишь час по железной дороге и
час от станции к нам".
Случалось, что Анни интересовалась чем-нибудь в жизни Ральфа; тогда
Филипп принимался с увлечением рассказывать о его отваге, причудах,
великодушии и о судьбе, напоминающей сказку: нищета, золотая россыпь,
покупка корабля и кружево громких легенд, вытканное из корабельных снастей,
морской пены, игры и торговли, опасностей и находок. Вечная игра. Вечное
волнение. Вечная музыка берега и моря.
Я не слышал, чтобы они ссорились, - а я все слышу. Я не видел, чтобы
хоть раз холодно взглянули они, - а я все вижу. "Я хочу спать", - говорила
вечером Анни, и он нес ее на кровать, укладывая и завертывая, как ребенка.
Засыпая, она говорила: "Филь, кто шепчет на вершинах деревьев? Кто ходит по
крыше? Чье это лицо вижу я в ручье рядом с тобой?" Тревожно отвечал он,
заглядывая в полусомкнутые глаза: "Ворона ходит по крыше, ветер шумит в
деревьях; камни блестят в ручье, - спи и не ходи босиком".
Затем он присаживался к столу кончать очередной отчет, потом умывался,
приготовлял дрова и ложился спать, засыпая сразу, и всегда забывал все, что
видел во сне. И он никогда не ударял по поющему камню, что на перекрестке,
где вьют из пыли и лунных лучей феи замечательные ковры.
II
- Ну, слушай... Немного осталось досказать мне о трех людях,
поставивших домового в тупик. Был солнечный день полного расцвета земли,
когда Филипп, с записной книжкой в руке, отмечал груды гранита, а Анни,
возвращаясь от станции, где покупала, остановилась у своего камня и, как
всегда, заставила его петь ударом ключа. Это был обломок скалы, вышиною в
половину тебя. Если его ударишь, он долго звенит, все тише и тише, но,
думая, что он смолк, стоит лишь приложиться ухом - и различишь тогда внутри
глыбы его едва слышный голос.
Наши лесные дороги - это сады. Красота их сжимает сердце, цветы и
ветви над головой рассматривают сквозь пальцы солнце, меняющее свой свет,
так как глаза устают от него и бродят бесцельно; желтый и лиловатый и
темно-зеленый свет отражены на белом песке. Холодная вода в такой день
лучше всего.
Анни остановилась, слушая, как в самой ее груди поет лес, и стала
стучать по камню, улыбаясь, когда новая волна звона осиливала полустихший
звук. Так забавлялась она, думая, что ее не видят, но человек вышел из-за
поворота дороги и подошел к ней. Шаги его становились все тише, наконец, он
остановился; продолжая улыбаться, взглянула она на него, не вздрогнув, не
отступив, как будто он всегда был и стоял тут.
Он был смугл - очень смугл, и море оставило на его лице остроту
бегущей волны. Но оно было прекрасно, так как отражало бешеную и нежную
душу. Его темные глаза смотрели на Анни, темнея еще больше и ярче, а
светлые глаза женщины кротко блестели.
Ты правильно заключишь, что я ходил за ней по пятам, так как в лесу
есть змеи.
Камень давно стих, а они все еще смотрели, улыбаясь без слов, без
звука; тогда он протянул руку, и она - медленно - протянула свою, и руки
соединили их. Он взял ее голову - осторожно, так осторожно, что я боялся
дохнуть, и поцеловал в губы. Ее глаза закрылись.
Потом они разошлись - и камень по-прежнему разделял их. Увидев
Филиппа, подходившего к ним, Анни поспешила к нему. - Вот Ральф; он пришел.
- Пришел, да. - От радости Филипп не мог даже закричать сразу, но
наконец бросил вверх шляпу и закричал, обнимая пришельца: - Анни ты уже
видел, Ральф. Это она.
Его доброе твердое лицо горело возбуждением встречи.
- Ты поживешь у нас, Ральф; мы все покажем тебе. И поговорим всласть.
Вот, друг мой, моя жена, она тоже ждала тебя.
Анни положила руку на плечо мужа и взглянула на него самый большим,
самым теплым и чистым взглядом своим, затем перевела взгляд на гостя, не
изменив выражения, как будто оба равно были близки ей.
- Я вернусь, - сказал Ральф. - Филь, я перепутал твой адрес и думал,
что иду не по той дороге. Потому я не захватил багажа. И я немедленно
отправлюсь за ним.
Они условились и расстались. Вот все, охотник, убийца моих друзей, что
я знаю об этом. И я этого не понимаю. Может быть, ты объяснишь мне.
- Ральф вернулся?
- Его ждали, но он написал со станции, что встретил знакомого,
предлагающего немедленно выгодное дело.
- А те?
- Они умерли, умерли давно, лет тридцать тому назад. Холодная вода в
жаркий день. Сначала простудилась она. Он шел за ее гробом, полуседой,
потом он исчез; передавали, что он заперся в комнате с жаровней. Но что до
этого?.. Зубы болят, и я не могу понять...
- Так и будет, - вежливо сказал я, встряхивая на прощание мохнатую,
немытую лапу. - Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца; домовые
- непроницательны.
Олимпиада по литературе
9 класс
I. Знание текстов художественных произведений
1. Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому
пишет? Укажите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов -4
балла )
1.1. «Государь мой премилостивый,
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с
повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших
холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный
дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»
1.2. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с
моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я
теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что
трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей
помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная
племянница, тебя делаю наследницею...»
1.3. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес
о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его
проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого
пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С
получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его
здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и
хорошо ли его залечили».
1.4. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже
было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по
костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у
городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только,
с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все
услуги».
2.В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев.
Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и
произведение. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
2.1 … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в
Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый,
но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он
был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро
выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже
своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.
2.2 По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год.
Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом
стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда
сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.
2.3 Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
II. Историко-литературные задания.
1.Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а
кто – вымышленным?
1.1 «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
Между тем мне минуло шестнадцать лет»
1.2 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего,
худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза
так и бегали».
2. Кому принадлежит это поэтическое завещание. Кому из русских поэтов, в свою
очередь, передал пальму первенства Жуковский? Когда и в связи с чем это
произошло? (Максимальное количество баллов – 2 балла)
Тебе в наследие, Жуковский,
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
III. Знание теории литературы.
1. Перед вами фрагменты произведений А.С.Пушкина и названия видов строф.
Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового
обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4 балла)
1.Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
2. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
3. Султан ярится. Кровь Эллады
И peзвo cкачет, и кипит.
Открылись грекам древни клады,
Трепещет в Стиксе лютый Пит.
И се — летит предерзко судно
И мещет громы обоюдно.
Се Бейрон, Феба образец.
Притек, но недуг быстропарный,
Строптивый и неблагодарный
Взнес смерти на него резец.
4. О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
5. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
6. Слышу умолкнувший звук
божественной эллинской речи;
Старца великого тень чую смущённой
душой.
Название
строфы
Номер
примера
А) октава
Б) одическая
строфа
В) катрен
Д) дистих
Е) квинтет
Ж)
онегинская
строфа
2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?
(Максимальное количество баллов – 3 балла)
В одном месте особенно унылый фонарь разбавлял мглу, и, проходя через его тусклую
ауру, туман обращался в бисер дождя (В. Набоков «Другие берега»).
IV. Литература и другие виды искусства
1. Назовите имена художников, создавших портреты А.С.Пушкина. (По одному баллу
за каждый правильный ответ)
V. Анализ поэтического текста.
НИКОЛАЙ ЯЗЫКОВ
БЕССОНИЦА
Что мечты мои волнует
На привычном ложе сна?
На лицо и грудь мне дует
Свежим воздухом весна,
Тихо очи мне целует
Полуночная луна.
Ты ль, приют восторгам нежным,
Радость юности моей,
Ангел взором безмятежным,
Ангел прелестью очей,
Персей блеском белоснежным,
Мягких золотом кудрей!
Ты ли мне любви мечтами
Прогоняешь мирны сны?
Ты ли свежими устами
Навеваешь свет луны,
Скрыта легкими тенями
Соблазнительной весны?
Благодатное виденье,
Тихий ангел! успокой,
Усыпи души волненье,
Чувства жаркие напой
И даруй мне утомленье,
Освященное тобой!
1831 г.