Презентация "Три цикла в творчестве Гоголя" 9 класс

Подписи к слайдам:
  • <footer>
  • <date/time>
  • 200 лет со дня
  • рождения Гоголя
  • <footer>
  • <date/time>
  • "Знаю, что моё имя после меня
  • будет счастливее меня, и потомки
  • тех же земляков моих, может быть,
  • с глазами, влажными от слёз,
  • произнесут примирение моей тени".
  • Н.В.Гоголь
наш современник
  • Великому русскому писателю, автору бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души" и других в этом году исполнилось бы 200 лет! Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному: то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах". Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает ни одно поколение исследователей.
Гоголь и современники
  • <footer>
  • <date/time>
  • Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвященных Гоголю. К его имени, к его художественным образам он обращается почти в каждой своей статье. Гоголь был самым любимым писателем Белинского. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 году, и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего творчества».
  • Белинский о Гоголе
  • Три цикла в творчестве Гоголя
Первый цикл
  • <footer>
  • <date/time>
  • В первом цикле Гоголь нарисовал норму, идеал народной мечты о вольном человеке, о светлой жизни людей, идеал возможного и на земле человеческого бытия, идеал отчасти архаический и стихийный, но связанный с нормами жизни, отразившимися в поэзии народа.
  • К первому циклу относится сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него входят повести:
  • «Сорочинская ярмарка»
  • «Вечер на кануне Ивана Купала»
  • «Майская ночь, или Утопленница»
  • «Пропавшая грамота»
  • «Ночь перед Рождеством»
  • «Страшная месть»
  • «Иван Федорович, Шпонька и его тетушка»
  • «Заколдованное место»
Второй цикл
  • <footer>
  • <date/time>
  • Во втором цикле Гоголь нарисовал идеал в столкновении с тем, что сталось в его современности и с этим идеалом,и с человеком: идеал Тараса и Остапа предан гнусным укладом жизни, превращающим человека в Ивана Никифоровича, жизнь – в жвачку, поэзию – в пошлость. В этом цикле – два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего.
Ко второму циклу относится сборник повестей «Миргород». В сборник входят повести:
  • <footer>
  • <date/time>
  • Ко второму циклу относится сборник повестей «Миргород». В сборник входят повести:
  • «Старосветские помещики»
  • «Тарас Бульба»
  • «Вий»
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Третий цикл
  • <footer>
  • <date/time>
  • В третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке; здесь – картина общественной практики, с негодованием отвергаемой Гоголем. По-прежнему Гоголь знает, что в глубине души несчастных, опоганенных людей-жертв таятся возможности воскресения их ко всему великому; еще более страстно он проповедует возрождение словами негодования и ненависти к общественной неправде. Но нравственное возрождение он рисует в безумиии, после смерти…
  • <footer>
  • <date/time>
  • Значение творчества Гоголя огромно в настоящее время, и не только для России. "Те же чиновники, - говорил Белинский, - только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!" Жизнь подтвердила правоту этих слов. А гениальные произведения Николая Васильевича Гоголя продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни.
Гоголь в кино
  • Взаимоотношения литературы и кино на раннем этапе развития обусловливались эстетическими пристрастиями публики. Среди городского населения, которое в основном и посещало кинематограф в начале XX в., определенной популярностью пользовались книги о таинственно-мистическом и ужасном типа «готического» («черного») романа. Именно это увлечение публики вызвало интерес кинематографа начала 1910-х гг. к произведениям с элементами демонического и иррационального, нарушающего однообразие жизни. Тогда кинематограф и обратился к творчеству Н. В. Гоголя. Заметим, что кино заинтересовали его повести «Страшная месть», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Шинель», содержавшие сказочное, таинственное, мистическое и потому способные обеспечить коммерческий успех у публики. И сегодня фильмы по произведениям Н.В.Гоголя имеют большой успех у зрителей.
Трейлер к фильму «Тарас Бульба» Гоголь в театре
  • <footer>
  • <date/time>
  • Н. В. Гоголь называл театр «кафедрой, с
  • которой можно много добра принести
  • людям».
  • Спектакль заставляет вспомнить о мистических сущностях и химерах таких шедевров Гоголя, как “Вий”, “Нос”, “Майская ночь”. Но в то же время постановка странным, загадочным образом переплетается с реалиями нашей сегодняшней жизни.
  • «Шинель»
  • «Ревизор»
  • «Мертвые души»
«И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…»
  • <footer>
  • <date/time>
  • Вот так дело!
  • Как такое может быть,
  • если рукопись сгорела,
  • а герой остался жить?
  • Через дали, через годы
  • он заброшен на беду
  • катапультой дымохода
  • в современную среду.
  • Николай Васильевич Гоголь,
  • сколько ж так еще сидеть,
  • не в ладах с собой и с богом,
  • в чисту улицу глядеть?
  • Там стоит на перепутье
  • возле городских ворот
  • средь героев наших будней
  • мертвых душ старинный род.
  • И как в цирке на манеже,
  • в номерах своих не нов.
  • все марьяжит да манежит
  • хлюст, ханыга Хлестаков!
  • Несгораемы, хоть тресни,
  • в этом веке, как и в том…
  • Видно, встать придется с кресла,
  • Написать сожженный том.
  • П. ВЕГИН.
  • Николай Васильевич Гоголь,
  • вечная шинель – внакид,
  • озирая нашу оголь,
  • во дворе своем сидит.
  • Николай Васильевич Гоголь…
  • Кто сумеет разгадать
  • наподобие ожога
  • на челе его печать?
  • Сам с собой затеяв враки,
  • Сунул он камину в пасть,
  • Словно преданной собаке –
  • «Мертвых душ» вторую часть!
  • Но трубою дымохода
  • рукописный вздыбив дым,
  • сатанинским хороводом
  • Сам герой и вслед за ним –
  • все другие.
Главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. Слезы вызваны прежде всего тем, что Гоголь скорбит о человеческой душе. Его волнует вопрос о том, каков человек, какова его душа. Всю жизнь Гоголь искал идеального, прекрасного человека с достойной, не развращенной корыстью душой. На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: “Только та, которая готова любить, страдать и совершенствоваться, только та душа, которая готова к самоотвержению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой”.
  • Главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. Слезы вызваны прежде всего тем, что Гоголь скорбит о человеческой душе. Его волнует вопрос о том, каков человек, какова его душа. Всю жизнь Гоголь искал идеального, прекрасного человека с достойной, не развращенной корыстью душой. На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: “Только та, которая готова любить, страдать и совершенствоваться, только та душа, которая готова к самоотвержению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой”.
«Мертвые души»
  • <footer>
  • <date/time>
  • К 1835 году относятся первые сведения о начале работы Н.В. Гоголя над поэмой "Мертвые души". Писатель собирал сведения о случаях мошенничества с умершими крестьянами, не учтенными в ревизских документах. Сюжет произведения был отчасти подсказан А.С. Пушкиным. Он же стал одним из первых слушателей и критиков ранних вариантов поэмы. После смерти поэта в письме к В.А. Жуковскому Гоголь называет "Мертвые души" "священным завещанием" Пушкина. Первый том "Мертвых душ" вышел в свет в 1842.
  • Н. Полевой писал в "Русском вестнике": "Почему… современность представляется ему в таком неприязненном виде, в каком изображает он ее в своих "Мертвых душах", в своем "Ревизоре", и для чего не спросить: почему думает он, что каждый русский человек носит в глубине души своей зародыши Чичиковых и Хлестаковых?" Как известно, второй том поэмы был сожжен автором.
Чичиков не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Ему чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.
  • <footer>
  • <date/time>
  • Чичиков не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Ему чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.
  • Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко.
  • Чичиков в «Мертвых душах»
«Ревизор»
  • <footer>
  • <date/time>
  • Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Предполагается, что он восходит к рассказам о командировке П. П. Свиньина в Бессарабию в 1815.
  • Также известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».
  • В январе 1836 Гоголь читал комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других.
Хлестаков в «Ревизоре»
  • <footer>
  • <date/time>
  • Характер Хлестакова, невероятно подверженного чужому влиянию, постоянно меняется. Мы видим, что герой, хоть и хочет казаться значительным, на самом деле ничего из себя не представляет. Все стремления его — низкие и мелочные: просаживать отцовские деньги, кутить, играть в карты и позволять себе любые другие развлечения.
  • В этом образе воплотились все отрицательные черты дворянства: мотовство, честолюбие, чванство, притязания на образованность при явном невежестве. Цель жизни такого никчемного человека — доставлять себе всевозможные радости, не прилагая никаких усилий. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», — считает он.
УЕЗДНЫЙ ГОРОД N
  • <footer>
  • <date/time>
  • Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского "Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности. Он состоит в том, что таких городов хватает повсюду."N" - общая формула, характеристика для всех городов гогольской и современной России. Гоголь стремился показать в общем виде, чтобы высмеять их, не акцентируя свое внимание на определенном городе или чиновнике. Ведь очевидно, что осмеивание чиновников одного города не входило в планы Гоголя. Он хотел показать, какой беспредел творился в управлении городов России.
"Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти - это реальность наших дней, это современная, правда о несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеемся, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени.
  • "Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во власти - это реальность наших дней, это современная, правда о несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеемся, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени.
«Изображение двух бесов»
  • <footer>
  • <date/time>
  • ...Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков — являются двумя современными российскими персонажами, двумя образами вечного зла — «бессмертной человеческой вульгарности». По словам Пушкина, «то были изображения двух бесов». Вдохновенный мечтатель Хлестаков и положительный деляга Чичиков — за этими двумя противоположными личностями скрыта третья персона, их объединяющая, персона черта «без маски», «во фраке», «со своим собственным лицом» вечного нашего двойника, который показывает нам наше отражение в себе, как в зеркале, и говорит: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!».
Актуален ли Гоголь сегодня?
  • <footer>
  • <date/time>
  • Нам кажется – да. Он не может быть не актуален, так как проблемы, поднимаемые в его произведениях, были характерны для русского общества на протяжении всей его истории. Конечно же это, во-первых, произвол чиновников и «сильных мира сего», которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и надувалы, люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, выбивающиеся в люди лизоблюдством и присмыканием. Все они знакомы современной России.
  • Ведь и теперь, зачастую, чиновники ищут личной выгоды почти в каждом деле, стараются всячески применить свою власть не для помощи людям, а для своей наживы. А аферисты? Мы почти ежедневно встречаемся с ними: подставные фирмы по продаже жилья, несуществующие турбюро, жулики, втягивающие людей в свои аферы. Чичиков, несомненно, более приятный персонаж, но суть у них одна – надувательство простых людей. Про тех, кто добивается своих целей присмыканием и лизоблюдством, и говорить не стоит, ведь наверняка каждый не раз в своей жизни встречался с такими людьми.
Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и, пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе, и описал их. Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть…Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.
  • <footer>
  • <date/time>
  • Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и, пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе, и описал их. Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть…Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.
  • Перед Гоголем должно благоговеть…. время! Как много упало в его бездну, но Гоголь, его имя и сегодня блистает не только в афишах театров, но и даёт жизнь гоголевскому искромётному юмору, преподнося уроки справедливости. Сегодня он просто востребован временем, его герои очень часто бродят среди нас, таких же с виду благонравных и благополучных, Хлестаковых и Маниловых, уличая нас, публику XXI века, в подлом и мелочном и порой кажется, что герой его произведения – это отголосок времени, ведь у нас много своих героев, как бы списанных и прописанных у нас, в XXI веке.
  • Мы думаем, что никто до Гоголя не написал так полно и правдиво о русском чиновничестве, которое, увы, не переменилось и в наше время. Смеясь, он безжалостно проникает в самые зловредные уголки этой нечистой зловредной души.
  • Но и сегодня картины нашего быта, государственного уклада вряд ли обрадовали писателя, мы так же достойны осмеяния.
  • <footer>
  • <date/time>
  • СПАСИБО!
Презентацию
  • Презентацию
  • к 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
  • «Н.В.Гоголь – наш современник» выполнили: ученицы 9-в класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Кулишова Виолетта и Марута Юлия
  • Учитель русского языка и литературы Орлова Валентина Ивановна