Презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь. Вводный урок по роману «Война и мир»" 11 класс

Подписи к слайдам:
Чтобы жить честно …
  • В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал:
  • «…к жизни нужно относится очень серьезно»
  • Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом.
  • «необыкновенный гений»
  • «что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать», «ищи в других людях только хорошее»
  • «Делай то, что должно, и все на благо другим»
1844 - 1851
  • Казанский университет – филологический - юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории.
  • «История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир».
  • Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации.
  • Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика»)
1851-1855
  • Кавказ – изучает горские языки, быт, культуру.
  • «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки».
  • «Учеником в литературе не был, сразу - великим»
  • Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки».
  • Участвует в обороне Севастополя, награжден именным оружием.
«Севастопольские рассказы»
  • «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855).
  • «Герой моей повести – правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ».
  • Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам)
  • Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней)
Оборона Севастополя Основные мысли цикла
  • Именно народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
  • Война – не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека.
Жизненное кредо Толстого Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Поездки за границу
  • 1857 – первое заграничное путешествие (Италия, Франция, германия, Швейцария).
  • Наблюдения поражают и потрясают Толстого новизной и шаткостью прогресса.
  • «Кричащие противоречия западной жизни надо записать огненными буквами».
  • Формирует свои формы, принципы русской духовной жизни.
  • 1860 - вторая поездка за границу с целью ознакомиться с европейскими педагогическими системами.
  • «Основа учебного процесса – свобода учащегося, отказ от педагогического насилия» (школы, рассказы, «Азбука»).
Духовный кризис (1860-1870 гг.)
  • «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве.
  • 1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть».
  • Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле».
  • Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни».
  • Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.
Основные произведения
  • 1863 – начало работы над романом «Война и мир»
  • 1873 -77 гг.– работа над романом «Анна Каренина»
  • 1879-82 – «Исповедь»
  • 1884-86 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы»
  • 1889 – печатается роман «Воскресенье»
«Война и мир»
  • 1856 г. – начало замысла повести «Декабристы». Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний.
  • 1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры».
  • 1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.»
  • 1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам».
Структура и жанр романа «Война и мир»
  • I том – 1805 г.
  • II том – 1806-1811 гг.
  • III том – 1812 г.
  • IV том – 1812-1813 гг.
  • Эпилог – 1820 г.
  • Роман-эпопея
  • Начало публикации – 1865 г. «1805 год»
  • Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону.
Особенности жанра
  • Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 г, пожар Москвы, партизанское движение)
  • Хронология роман 15 лет.
  • Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов.
  • Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове.
  • Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.
  • Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров.
  • Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.
Проблемы начала века середины века
  • Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.
  • Роль дворянства, его влияние на жизнь общества.
  • Истинный и ложный патриотизм.
  • Назначение женщины – сохранение семьи.
  • Судьба народа – реформы 60-ых гг., отмена крепостного права.
  • Начало разночинского движения.
  • Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.
  • Женская эмансипация.
Проблемы романа.
  • Роль личности и народа в истории.
  • Тема опасности для общества сильной исторической личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам.
  • Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству.
  • Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.
Сюжетно-композиционные особенности
  • В названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех и всяческих масок»
  • Состояние войны и не войны: с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.
  • Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России – в человеке проявляется все лучшее и худшее.
  • В переломные исторические моменты проявляется единство нации.
  • Герои живут в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви, в истории, в вечности одновременно).
Война Мир - Miръ
  • «неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть»
  • Неверность супругов (дуэль Пьера и Долохова)
  • Судьба Наташи
  • Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов - отец)
  • «быт» людей
  • Быт на войне гусар, смотры, советы, плен, смерть отца Болконского, жены.
  • общество, община людей
Система образов романа «Война и мир»
  • Принцип антитезы – основа композиции,
  • принцип параллелизма – основа системы образов.
  • Французский император – русский император
  • Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве.
  • Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.
  • Герои романа – эпопеи делятся на :
  • Семьи «любимые» и «нелюбимые»
  • Противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы
  • естественность поведения – искусственность поведения.
Семьи героев и их фамильные черты
  • Ростовы: отец и мать, Вера и Николай, Наташа, Петя, Соня.
  • Искренность, милосердие, любовь, увлеченность, патриотизм, великодушие, совесть.
  • Родители умерли, погибает Петя.
  • Болконские: отец-князь, Андрей – Лиза, Марья.
  • Разумность, сдержанность, ответственность, совесть, патриотизм, карьеризм, достоинство, скромность, религиозность.
  • Умирает отец, Лиза - в родах, погибает Андрей.
Семьи героев и их фамильные черты
  • Безухов: отец-граф, сын – Пьер, другие дети.
  • Властность, гневливость.
  • Смерть отца – испытание для Пьера.
  • Курагины: отец-мать, Ипполит, Анатоль, Элен.
  • Порочность, корыстность, лживость, ненависть, лицемерие, позерство.
  • Элен умирает во время эпидемии, Анатоль – калека.
Система образов призвана:
  • Показать сложность и многогранность жизни человека
  • Познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.
Зачет по 1 и 2 тому.
  • Настроения, планы князя Андрея в начале романа?
  • Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
  • История с кошельком Денисова?
  • Что испытал князь Андрей в первом бою?
  • Намерения Андрея, когда он едет в действующую армию?
  • О чем просит Болконский Кутузова?
  • Что случилось с батареей Тушина в Шенграбенском сражении?
  • Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
  • Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?
  • Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
  • Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?
  • Князь Андрей в Аустерлицком сражении.