Сценарий "Поэтический мир А.А. Фета" 11 класс

Гусельникова Лидия Ивановна
МОУ "Петуховская средняя общеобразовательная школа №1",
Курганская область, г.Петухово
Тема: Поэтический мир А.А.Фета. 11 класс.
Цели:
- вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и
творчества А.Фета;
- помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в
поэтический мир лирики А. Фета.
- формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и
мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии;
- развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно
излагать свои мысли.
- развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие
способности учащихся;
- развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между
собой, а также с преподавателем.
Форма учебной работы: проектная.
Оборудование: мультимедиа, аудиозапись романса, виртуальная школа Кирилла и Мефодия
"Уроки литературы Кирилла и Мефодия".
Метод: 1. Рассказ учителя.
2. Сообщения с элементами исследования учащихся.
3. Чтение стихотворений А.А.Фета.
4. Восприятие истолкование, оценка стихотворения А.А.Фета
"Шепот, робкое дыханье…"
5. Презентации проектов с использованием мультимедиа
План.
1. Этапы творческого пути А.А.Фета.
2. Мотивы природы в поэзии А.А.Фета.
3. Тема любви в лирике А.А.Фета.
4. Своеобразие лирики А.А.Фета
Эпиграф.
И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувствам
Вдохновенный Фет.
К. Фофанов
Ход урока.
1. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о поэтическом мире Афанасия
Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы теме любви в
творчестве поэта Записываем тему урока, эпиграф и план урока.
2.Выступление 1 группы. «Этапы творческого пути А.А.Фета» (Проект-презентация).
5 декабря 2007 года в России праздновали 187-ю годовщину со дня рождения поэта
А.А.Фета. А.П. Чехов называл его стихи "пленительными", Салтыков-Щедрин высоко ценил
поэзию великого лирика, отмечал, что его стихи дышат "самой искренней свежестью, а
романсы его распевает чуть ли не вся Россия".
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Когда читаешь стихотворения Афанасия Фета, легче всего его представить
романтическим юношей с нежными чертами лица.
Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон
Развиваясь, падает на плечи…
В действительности автор этих строк был весьма практичным молодым офицером,
который отрекся от любви, чтобы заняться поиском богатой невесты.
А вот стихотворение "На качелях". Кто он, его автор?
И опять в полусвете ночном
Средь веревок натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться…
Опять воображение рисует портрет наивного восторженного мальчишки. А поэту,
когда он написал это стихотворение, было 70 лет.
А.Фет не менял масок, не сочинял вариантов собственной судьбы. Он был одним в
жизни и другим в стихах. Он жил параллельно - в жестокой реальности, где надо помнить о
выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, и в вымышленном мире,
озаренной светом луны, пронизанном прекрасной музыкой, далеком от всякого зла.
Как знать, окажись его реальная биография иной, не будь он еще в детстве унижен и
озлоблен, может быть, и не рвался бы он так страстно к идеалу любви и красоты. Фет
прожил 72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем, которое он для себя
избрал, и все это время в его поэзии царили другие законы.
3. Тестирование по биографии поэта ("Уроки литературы Кирилла и Мефодия")
4. Разминка на глаза.
5. Слово учителя. Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не
будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли и "вечные
проблемы" человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным
строкам фетовской поэзии.
Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе,
опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой
только и стоит жить. При этом повод к написанию стихотворению, тема его поэтом
объявляются неважным. Я.П.Полонский вспоминал: "Фет, бывало, говорил мне: "К чему
искать сюжета для стихов; сюжеты эти на каждом шагу - брось на стул женское платье или
погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет".
6. Выступление группы 2. "Мотивы природы в поэзии Фета"
Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 в.
П.И.Чайковский говорил о Фете: "Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы
избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. Фет в лучшие
минуты выходит из предметов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область". В
подтверждении этого прочитаем слова А.Фета: "Меня всегда тянуло из определенной
области слов в неопределенную область музыки". Фет всегда считал, что "поэзия и музыка
не только родственны, но и нераздельны". Итак, музыкальность - важнейшая особенность
фетовской лирики. Она проявляется не только в том, что многие стихотворения положены на
музыку, но и в самой структуре стихотворения.
7. Исполнение романса "На заре ты ее не буди" ученицей 10 класса Волковой Настей.
8. Выступление группы 3. «Тема любви в творчестве Фета». Любовь к Марии Лазич.
Анализ стихотворения "На заре ты ее не буди". Анализ стихотворения "Я пришел к тебе с
приветом…"
9. Работа по анализу стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" Чтение стихотворения
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
10. Вопросы классу
1) Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по
ходу текста? ( Чувство любви, которое дано в развитии)
2) Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно
ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостное?
(Отсутствие глаголов не делает миниатюру неподвижной, напротив, здесь все в действии все
в движении, но движение это затаенное, едва заметное. Фрагментарность не указывает на
случайность чувств лирических героев: они на протяжении стихотворения развиваются и
достигают апофеоза).
3) Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой
строфе стихотворения? (Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов).
4) Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Какие
метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая
гамма? Можно ли говорить о символике цвета? (Образ пурпурной розы придает
стихотворению торжественность, звучность, является символом любви. "Отблеск янтаря"
вмещает в себя всю картину утренней зари: янтарь - камень солнца).
5) Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово
заря повторяется дважды? (Это кульминация стихотворения: кульминация чувства
лирических героев и кульминация в природе)
6) Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения,
его эмоциональный пафос?
7) Какие особенности поэтики Фета переданы в пародии на его стихотворение?
(Лаконизм, фрагментарность, безглагольность)
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостные разрушенья,
Голос поселян,
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, полыханье
Веющих знамен,
…Амуниция в порядке,
Отблеск серебра, -
И марш - марш во все лопатки,
И ура, ура!
Стихотворение Фета строится на обрывках событий и явлений, на частичной
фиксации отдельных предметов, в целом же получается правдивый поэтический рассказ и
высокое признание. Любовь дается намеками, не заземлено, а высоко. Это не столько
плотская, сколько духовная любовь, на что указывает финал стихотворения. Последние
слова звучат не в ряду других, а выделено. Заря - это не очередное явление, а сильная
метафора, высшее выражение чувства, свет любви.
Таким образом, основные темы лирики Фета - природа и любовь, как бы слиты воедино.
Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование
бытия.
9. Выступление группы 4. «Художественное своеобразие лирики Фета».
Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его
стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с
вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и
необычный синтаксис поэзии Фета помогают в создании уникальных художественных
образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Обратимся к эпиграфу.
Домашнее задание:
1. Подготовить устный анализ стихотворения Фета "На заре ты ее не буди…" по плану, стр.
39-40.
2. Мини-сочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…"