Презентация "Боль поэта Некрасова за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»" 7 класс

Подписи к слайдам:
Боль поэта Некрасова за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»
  • Авторская методическая разработка урока литературы 7 класс
  • на основе технологии проблемно-диалогического обучения учителя Булатовой Татьяны Викторовны.
  • Ссылка при использовании обязательна.
Цели:
  • Цели:
  • Познакомить с идейным содержанием стихотворения Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда».
  • Развивать УУД в анализе лирического произведения; интерпретации поэтического текста.
  • Воспитывать эмпатию, читательскую культуру.
  • Задача:
  • Формирование УУД в процессе проблемного диалога.
  • Подготовительная работа: чтение текста стихотворения, подготовка сообщений об истории создания; о положени крестьян в постреформенный период; составление плана стихотворения; анализ статьи Панаевой, размещённой в учебной хрестоматии.
Peasant Women with Brushwood, c.1858 - Jean-Francois Millet.
  • Перед Вами сейчас предстанут картины как русских, так и зарубежных живописцев.
  • - Сравните их и сделайте вывод.
Сергей Алексеевич КОРОВИН
  • Сергей Алексеевич КОРОВИН
  • (1858-1908) - На миру - Галерея.
1873. - А.А. Попов. Предыдущая картина. изба. крестьяне. кушанье
  • 1873. - А.А. Попов. Предыдущая картина. изба. крестьяне. кушанье
Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове.
  • Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове.
Семья больных тифом в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
  • Семья больных тифом в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.
Это было раненое сердце,
  • Это было раненое сердце,
  • И незаживающая рана эта была
  • источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости... Ф.М.Достоевский
Лебедев А. И. Илл. к стихотворению «Размышления у парадного подъезда»
  • Лебедев А. И. Илл. к стихотворению «Размышления у парадного подъезда»
Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе? Подчеркните их. Как вы их понимаете?
  • Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе? Подчеркните их. Как вы их понимаете?
  • Чем ранено сердце поэта? Почему Некрасов обращается к теме судьбы народа?
  • Отчего так больно и остро он реагировал на картины нищенской жизни крестьян?
  • Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?
  • Почему же он все-таки назвал его «Размышления у парадного подъезда»?
В газете Герцена произведение напечатали под названием «У парадного крыльца» Почему Некрасов изменил заголовок?
  • В газете Герцена произведение напечатали под названием «У парадного крыльца» Почему Некрасов изменил заголовок?
  • Сопоставим слова: КРЫЛЬЦО ПОДЪЕЗД
Какие прилагательные и глаголы вы употребили бы с этими словами?
  • Какие прилагательные и глаголы вы употребили бы с этими словами?
Деревянное, красное, старое, ветхое, золотое; к крыльцу подходили. Подъезд большой, новый, широкий, к подъезду подъезжали.
  • Деревянное, красное, старое, ветхое, золотое; к крыльцу подходили. Подъезд большой, новый, широкий, к подъезду подъезжали.
  • У старинного слова крыльцо обнаруживается оттенок «домашности», а подъезд обязывает к торжественности, высокому стилю).
Употребление сравнительно нового для XIX века слова ПАРАДНЫЙ со словом КРЫЛЬЦО обнаруживает стилистическую несовмещенность: слово парадный – высокого стиля, придает ощущение строгости и приподнятости.
  • Употребление сравнительно нового для XIX века слова ПАРАДНЫЙ со словом КРЫЛЬЦО обнаруживает стилистическую несовмещенность: слово парадный – высокого стиля, придает ощущение строгости и приподнятости.
  • Это ощущение усиливается с добавлением слова «размышления».
  • Подберите синонимы к нему
Раздумья, впечатления от увиденного. Получается длинный торжественный заголовок «Размышления у парадного подъезда», который как бы переходит в само стихотворение и сразу же, буквально, в первой строчке, раскрывает это многообразие.
  • Раздумья, впечатления от увиденного. Получается длинный торжественный заголовок «Размышления у парадного подъезда», который как бы переходит в само стихотворение и сразу же, буквально, в первой строчке, раскрывает это многообразие.
Вот парадный подъезд.
  • Вот парадный подъезд.
  • По торжественным дням... - Подъезд представлен громогласно, торжественно, а дальше?
Одержимы холопским недугом... ...Что подумаешь – в том их призванье!
  • Одержимы холопским недугом... ...Что подумаешь – в том их призванье!
  • Что Вы подумали бы?
Обнаруживается низкая изнанка этой лжеторжественности: многозначность заголовка, который раскрывается многообразно.
  • Обнаруживается низкая изнанка этой лжеторжественности: многозначность заголовка, который раскрывается многообразно.
Составление плана.
  • Составление плана.
  • На сколько частей можно разделить это стихотворение?
  • Подсказка в самом тексте.
  • Как можно озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин этого стихотворения?
1-я часть – подъезд в торжественные и обычные дни. 2-я часть – крестьяне у подъезда. 3-я часть – «владелец роскошных палат». 4-я часть – вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»
  • 1-я часть – подъезд в торжественные и обычные дни. 2-я часть – крестьяне у подъезда. 3-я часть – «владелец роскошных палат». 4-я часть – вопрос: «Ты проснешься ль, исполненный сил?»
К кому обращён вопрос поэта Н.А.Некрасова?
  • К кому обращён вопрос поэта Н.А.Некрасова?
Опишите, цитируя. Интерпретируйте свои примеры.
  • «Парадный подъезд
  • по обычным дням»
  • «Парадный подъезд
  • по торжественным дням».
Можете ли вы определить ключевое слово каждой из этих картин?
  • Можете ли вы определить ключевое слово каждой из этих картин?
  • Есть ли эти слова в строках этого стихотворения?
Из истории.
  • Из истории.
  • В праздничные, «торжественные» дни в передних домов вельмож и крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, недопускавшиеся лично.
  • Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании расписавшихся.
Работа с иллюстрацией
  • Работа с иллюстрацией
  • Шмаринова Дементия Алексеевича(1952г.)
  • - Подберите цитату стихотворения.
. Рассмотрите иллюстрацию.
  • . Рассмотрите иллюстрацию.
  • Определите те художественные особенности, которые помогают понять, что данная иллюстрация раскрывает один из моментов стихотворения Некрасова.
  • Запишите их.
Какими вы увидели крестьян, изображенных на рисунке?
  • Какими вы увидели крестьян, изображенных на рисунке?
  • Какими увидел Шмаринов крестьян?
  • Согласуется ли его позиция и позиция самого Некрасова?
  • В чем эта схожесть?
  • Что особенного вы бы отметили в изображении лиц крестьян?
  • Почему на иллюстрации мы не видим лиц крестьян, а само изображение условно, обобщенно?
Сохраняют непоколебимую почтительность к вельможе и его окружению.
  • Сохраняют непоколебимую почтительность к вельможе и его окружению.
  • Каково Ваше отношение к этому?
  • Как Вы думаете, как относился к этому поэт Н.А.Некрасов?
  • Поволжье. Осташковские рыбаки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.
Почему мужики уходят с непокрытыми головами?
  • Почему мужики уходят с непокрытыми головами?
Привычка к рабскому низкопоклонству почти ужасает.
  • Привычка к рабскому низкопоклонству почти ужасает.
  • Покорность недопустима.
  • Некрасов возмущен этим.
- Посмотрим, что в это время делает тот, который не принял крестьян? Кто он? Для чего пришли к нему крестьяне? - Обратите внимание, как меняется рифмовка при переходе от части к части. Почему? Слайд 32
  • - Посмотрим, что в это время делает тот, который не принял крестьян? Кто он? Для чего пришли к нему крестьяне? - Обратите внимание, как меняется рифмовка при переходе от части к части. Почему? Слайд 32
  • Еще в сцене с мужиками образ вельможи показывается нам в одном точно найденном словечке – «НАШ».
  • Что автор показывает им? () Хозяин чего? Он умирает под солнечным небом Сицилии. -
Гнев Некрасова усиливается с каждой строчкой. Покажите это на примерах из текста. - ...И сойдешь ты в могилу...герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется ГЕРОЙ, но не в прямом смысле). Слышится сарказм
  • Гнев Некрасова усиливается с каждой строчкой. Покажите это на примерах из текста. - ...И сойдешь ты в могилу...герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется ГЕРОЙ, но не в прямом смысле). Слышится сарказм
  • А что для России сделал этот «герой»? - В чем обвиняет Некрасов «владельца роскошых палат» ?
-Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? - Отчего автор не дает чиновнику умереть на Родине? Слайд 33
  • -Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? - Отчего автор не дает чиновнику умереть на Родине? Слайд 33
- Жизнь вельможи - это жизнь, как говорится, запрограммированная.
  • - Жизнь вельможи - это жизнь, как говорится, запрограммированная.
  • Почему?
Прототипы вельмож:
  • Прототипы вельмож:
  • М.Н. Муравьёв – министр госимуществ, жестокий палач и
  • граф А.И. Чернышев – член комиссии по делу декабристов.
4-я часть. - И, наконец, этот напряженнейший лиризм разрешается строками: ...Родная земля! Прямое обращение к родной земле: почему?
  • 4-я часть. - И, наконец, этот напряженнейший лиризм разрешается строками: ...Родная земля! Прямое обращение к родной земле: почему?
  • Не случайно многие исследователи, критики называют эту часть песней-стоном (трехсложным анапестом). На стихи, сложенные анапестом, легче налагается мелодия, мотив.
Некрасов задается вопросом: «...Где бы русский мужик не страдал?» Возникают реальные образы крестьян: «все пропьют бедняки до рубля...» - Обратите внимание на пятикратный повтор слова СТОНЕТ.
  • Некрасов задается вопросом: «...Где бы русский мужик не страдал?» Возникают реальные образы крестьян: «все пропьют бедняки до рубля...» - Обратите внимание на пятикратный повтор слова СТОНЕТ.
  • Как называется этот литературный прием? С какой целью автор его использует?
  • И далее вступает как бы целый оркестр или хор: «Выдь на Волгу...»
Обратите внимание на характерное для ярославского уезда употребления слова выдь и бурлаки, автор ничего не придумывает, слышится «живая», разговорная речь бурлаков. - И вот мы уже на Волге, любимой реке Н.А.Некрасова. И что же за картина открывается перед нами?
  • Обратите внимание на характерное для ярославского уезда употребления слова выдь и бурлаки, автор ничего не придумывает, слышится «живая», разговорная речь бурлаков. - И вот мы уже на Волге, любимой реке Н.А.Некрасова. И что же за картина открывается перед нами?
  • Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге» 1870-73гг.
Но стихотворение заканчивается не песней-стоном, а именно размышлениями – и по поводу песни-стона тоже – раздумьями о судьбах целого народа.
  • Но стихотворение заканчивается не песней-стоном, а именно размышлениями – и по поводу песни-стона тоже – раздумьями о судьбах целого народа.
  • И мы слышим вопрос – обращение к народу: ...Эх, сердечный!...
  • Почему судьба русского народа в стихотворении «размышление у парадного подъезда», помещенное в газете «Колокол» отзывалась болью в сердце поэта Н.А. Некрасова?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
  • От перекрестной рифмы к парной.
  • Показывает отдаленность мира крестьян и мира чиновников, вельмож.
  • ...закатятся преклонные дни... – метафора.
  • потому что он к ней не причастен!
  • Целая система отношений: наш – сам – хозяин.
  • Он издевается, пародирует, примеряет маски и срывает их, спорит и не может успокоиться.
  • Нарастает эмоциональное напряжение, как бы сам стон нарастает.
Ссылки
  • http://www.profiplot.ru/lphtml/bhtml/b98.html
  • http://nevsepic.com.ua/fotografii-i-fotoraboty/795-rossiya-konca-xix-nachala-xx-vekafotograf-maksim-dmitriev-1858-1948-gg-123-kartinok.html
  • http://www.art-katalog.net/img78.htm
  • http://perunica.ru/stfoto/5412-dmitriev-maksim-petrovich-russkiy-fotograf-fotohudozhnik-21-avgusta-1858-1948.html
  • http://revlib.narod.ru/terna/i22/5.html
  • http://funeral-spb.narod.ru/necropols/lazarevskoe/tombs/muravev/muravev.html
  • http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=277