Конспект урока "Виктор Пелевин "Хрустальный мир". Аналитическое чтение рассказа" 11 класс

Виктор Пелевин «Хрустальный мир».
Аналитическое чтение рассказа
Конспект урока учителя русского языка и литературы
Солдатовой Марины Евгеньевны,
ГБОУ СОШ № 692 Калининского района Санкт-Петербурга
2
Виктор Пелевин «Хрустальный мир». Аналитическое чтение рассказа
…То единственное, на что
я всегда только и был способен, —
выстрелить в зеркальный шар этого
фальшивого мира из авторучки…
В. Пелевин из романа
«Чапаев и Пустота»
Цель: знакомство с литературным течением «постмодернизм» на примере рассказа В.
Пелевина «Хрустальный мир».
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с особенностями мировоззрения писателя,
раскрыть авторское представление об истории, взаимосвязи частной жизни и
исторического процесса.
развивающие: совершенствование навыков самостоятельного анализа художественного
текста через эмоциональное восприятие, ассоциативное и критическое мышление,
творческое воображение.
воспитательные: воспитание ответственности за свои поступки, совершенствование
коммуникативных умений.
Технология: развитие критического мышления.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор.
Презентация:
1) Эпиграф.
2) Схемы о героях, В. Васнецов «Три богатыря», иконы «Николай Чудотворец», «Георгий
Победоносец».
3) Фото «Ленин в Горках».
4) Картина Н. Жукова «Аппассионата».
5) Композиция рассказа (схема).
6) Определение постмодернизма У. Эко.
7) Особенности постмодернизма.
3
Ход урока:
I. Стадия вызова (эмоции, воображение, ассоциации).
1. Кластер Хрустальный мир (ассоциативный ряд: красивый, треск, хрупкий, бьётся,
беречь… война, покой, согласие…).
Как вы думаете, о чём рассказ?
2. Работа со словарями, достраивание кластера.
Хрустальный, значения:
1) Из стекла высокого сорта с красивым блеском и игрой света.
2) Переносное: чистый, прозрачный.
Мир (1), значения:
1) Вселенная.
2) Планета.
3) Общественный строй.
4) Отдельная область жизни.
5) Светская жизнь.
6) Земля и люди её населяющие.
7) Сельская община.
Мир (2), значения:
1) Согласие, отсутствие вражды.
2) Спокойствие, тишина.
3) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны.
3. Прогнозирование содержания произведения.
О непрочности перемирия между кем-то; о разбившихся с треском согласии и тишине и
т.д.
II. Стадия осмысления: проблемные вопросы — дерево мнений.
1. Чтение произведения.
2. Вопросы и задания к тексту.
- В какой день происходят события? (24 октября 1917 года).
- Какова погода? (Холодно, сыро, дождливо).
- Какая задача стоит перед юнкерами? (Это патруль, они должны никого не пропустить к
Смольному).
- Чем они ещё параллельно занимаются? (нюхают кокаин, колются эфедрином, цитируют
стихи А. Блока, разговаривают об австрийском философе Рудольфе Штейнере и немецком
философе Освальде Шпенглере, о модном в начале ХХ века режиссёре и драматурге
Стриндберге, Юрий свободно говорит по-немецки).
В: юнкера умны, начитаны, образованы, но при этом развращены (наркоманы).
4
- Как их зовут?
Юрий Попович
Георгий Победоносец
(небесный покровитель
Российской столицы и
русского воинства).
Алёша Попович —
русский богатырь,
весельчак, храбрец и хитрец.
Николай Муромцев
Николай Чудотворец
торой после Бога
заступник за людей).
Илья Муромец — русский
богатырь, простой,
бесхитростный и могучий.
Герои В. Пелевина забыли о своей миссии, одурманенные наркотиком, а ведь они
охраняют улицу Шпалерную (дорогу к Смольному).
- Кто пытается туда пройти?
Четыре попытки:
1) Неизвестный картавый господин с тростью. (диалог «Вам
всё равно, где дышать свежим воздухом? Всё ‘гавно,
ответил господин». (Ирония автора через речь)).
2) Картавая мадам.
3) Инвалид Преображенского полка (раненный в голову, снова ирония
автора) с гитарой, в которой вырез в виде пентаграммы (символ того, кто
хочет овладеть миром, могущественный знак власти, была у Александра
Македонского на печати) + сиделка (мнимая сестра милосердия,
«оплывшая словно мешок с крупой» Н. Крупская). Инвалид
вздрогнет от музыки Бетховена. Поза инвалида: так сидит Ильич на
портрете Жукова «Аппассионата». Фото в Горках (Больной Ильич, за
креслом Крупская).
4) Эйно Рахья с жёлтой тележкой (лимонад), где картаво гремят бутылки.
Обещает «напоить всю Россию лимонадом»ёлтый с точки
зрения символистов . Блок) дьявольский, враждебный цвет).
В промежутках между второй и третьей его попытками проникнуть к Смольному узнаём
от капитана Приходова, приехавшего проверить пост, что недавно были убиты сиделка и
инвалид, юнкерам дан приказ смотреть в оба. В их руки попадают часы, потерянные
Святые и богатыри
защищали и спасали
русскую землю во все
времена.
В.И. Ленин
(картавый,
любит
«Аппассионату»,
рядом Рахья и
Крупская,
скуластый, с
хитрыми
глазами).
5
бандитом (час пробил). Только что молодые люди говорили о гибнущей культуре, но,
получив от Васьки Зиверса пять ампул с эфедрином, перестают делать то, ради чего
поставлены на Шпалерной. Васька не говорит толком по-русски (только по-немецки),
фамилия его тоже немецкая (роль Германии в русской революции). Юнкера не
пропускают инвалида с сиделкой, а, приняв очередную порцию наркотиков, доставленную
Васькой, уже не противостоят Рахье, тот практически беспрепятственно проходит к
Смольному. Всё это происходит на фоне разговоров о миссии и духовном подвиге.
- О чём говорил Р. Штейнер Юрию на лекциях? («Если событие повторяется несколько
раз, это указание высших сил», о том, что он «отмечен особым знаком и должен сыграть
огромную роль в истории», защищает «мир от древнего демона, с которым уже когда-то
сражался»).
- Какие полусны на посту видел Николай? («Пять профилей, 1825 год», «обезглавленный
орёл», «человек с хищным монголоидным лицом с бородкой», «туча с запада… уже
закрывшая полнеба», «какие-то два воина», «они с Юрием… мчались на конях навстречу
чудовищу»).
Понимание того, каков их долг, мерцает в одурманенном мозгу юнкеров, но и только.
Силы им даёт наркотик, но только на разговоры, а не на дела. Час пробил, они не увидели,
не осознали, не среагировали.
СМОЛЬНЫЙ
ДОРОГА В АД «ад расщелины»
(Данте)
ПОП
МУРО
ШПАЛЕРНАЯ
Ключ от хрустального мира
ДЕМОН
Товарищи (Дружество) Товар-ищи (Разбой)
6
От хрустального мира хруст, разлетелся на осколки.
Вернуться к кластеру и записать значение слова «хруст» треск при разламывании чего-
то хрупкого, негромкий трещащий звук.
А юнкера точки зрения чёрной собаки, «сгорбленные серые обезьянки в сёдлах»)
впустили в мир насилие, хамство, сумасшествие, идею мирового господства. Впустили
буднично, от людей к человекообразным.
Задания группам.
1 группа. Анализ стихотворения А. Блока «Я жалобной рукой…». Почему эти строки
автор берёт эпиграфом? Как это стихотворение цитируется в тексте и почему так?
2 группа. Найти литературные цитаты. Назвать источник, какой приобретает смысл цитата
в контексте рассказа? («За ним повсюду всадник медный», «Ад расщелины», романс «На
сопках Манчжурии»).
3 и 4 группы. (Сильным детям). Персоналии в тексте, кратко сформулировать
философскую позицию, провести аналогии с поступками героев. Можно использовать
Интернет.
3 группа — Марк Аврелий, Дмитрий Мережковский, Карл XII, Чингисхан.
4 группа — О. Шпенглер, Р. Штейнер, Ю. Стриндберг.
5 группа — А. Кононов «На мосту». Найти общее и разное в сюжете двух рассказов.
Обсуждение собранной группами информации, обсуждение того, что осталось
непонятным.
В: Мир России, разнообразный и хрупкий, предан интеллигенцией и растоптан
пролетариатом, и в этом есть вина каждого, так как многие забыли о чести и долге,
преследуя свои личные интересы.
Заимствованный материал видоизменяется и извлекается из контекста, помещается в
новые обстоятельства. Это принцип постмодернизма.
В трактовке Умберто Эко это механизм смены одной культурной эпохи другой.
«Постмодернизм это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо
его уничтожение ведёт к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».
- заимствование
- римейк
- реинтерпретация
- лоскутность
- дописывание от себя классических произведений
Нет пиетета перед классикой это только источник, стройматериал ироничное
цитирование. Новизна: сплав старого, уже бывшего в употреблении, использованного в
новом маргинальном значении «преодолевающий стереотипы») контексте.
Характерные исторические аллюзии. Получил характеристику «культура second hand». Но
постмодернизм помогает воссоединению прошлого культуры с её настоящим. Зародилось
это течение в 60-70-ые годы ХХ века. Это общий культурный знаменатель второй
половины XIX века, в основе которого лежит установка на восприятие мира в качестве
хаоса. Это истинный идеал постмодернистов (см. эпиграф).
Но любой хаос (по законам диалектики) стремится к порядку, а потому всё равно
обобщает и осмысляет накопленный общественный и культурный опыт, что мы и увидели
в виртуозном исполнении В. Пелевина, у которого в 2013 году юбилей 50 лет.
IV. Рефлексия.
Ответ от групп: как я понимаю смысл названия рассказа.
V. Оценки.
VI. Домашнее задание.
Синквейн.
эклектика любых форм —
содержание постмодернизма
7
VII. Источники.
1. Валерий Даниленко. Постмодернизм в русской литературе: теория и практика:
http://www.lych.ru/online/0ainmenu-65/40--s32009/360-r------
2. Виктор Пелевин. Жёлтая Стрела. Вагриус, 2002. 495 с.
3. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота. — Эксмо, 2004. — 448 с.
4. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Аз, 1996. 928 с.
5. Определение постмодернизма У. Эко: http://www.masterfoto.info/?p=3357
6. «ПВО — аббревиатура моего имени» [Текст] / Д. Быков // Огонек. - 2002. - N22. - С. 51-
52 : цв.ил.
7. Татиана Спектор. «Хрустальный мир» Пелевина диалог с Серебряным веком:
http://pelevin.nov.ru/stati/o-spector/1.html