Конспект урока "Любовь в рассказах И. Бунина и Н. Вилько" 11 класс

Любовь в рассказах И. Бунина и Н. Вилько
Конспект урока учителя русского языка и литературы
Солдатовой Марины Евгеньевны,
ГБОУ СОШ № 692 Калининского района Санкт-Петербурга
2
Любовь в рассказах И. Бунина и Н. Вилько
Цель: наглядно показать значимость главного чувства в мире.
Задачи:
образовательные: провести сравнительный анализ произведений о любви начала и конца
ХХ века.
развивающие: рассмотреть понятие «любовь» с философской точки зрения.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к любви.
Технология: кейс-стади.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Презентация:
1) Высказывание о любви В.С. Соловьёва.
2) Символизм в описании пейзажа за окном.
3) Строчки А. Фета в редакции Бунина.
4) Процентное соотношение частей рассказа Бунина.
5) Описание характера воспитанницы главной героини.
6) Повествовательная техника Н. Вилько.
7) Предательство Риты?
8) Ключевая фраза главной героини рассказа.
9) Сравнение двух героинь.
10) Главный вывод.
3
Ход урока:
Вступление:
Слово учителя:
Любовь «чувство устремлённости к единению, близости с другим человеком
вплоть до желания слиться с ним, пожертвовать собой во имя объекта своей любви»
(определение из философского словаря). В межличностных отношениях это, прежде всего,
видение индивидуальности другого человека, переживание его уникальности и
неповторимости. Любовь связана со стремлением к глубокому внутреннему союзу с
другим человеком, к взаимослиянию, при котором, однако, каждая сторона сохраняет
свою самобытность.
В истории культуры любовь понималась и как космическая сила, объединяющая
всё существующее в мире, и как чувство, вытекающее из «естественной природы»
человека.
Любовь основывается на общности интересов людей, ценностей и сопровождается
сильными эмоциями, отличающимися постоянством.
Презентация (слайд № 1): высказывание о любви В.С. Соловьёва.
«Любовь влечение одушевлённого существа к другому для соединения с ним и
взаимного восполнения жизни» (В.С. Соловьёв).
Для русского менталитета более характерно понимание понятия «любовь» как
отношения, а не как связи. В нашей культуре плотское начало «земной любви» или
одухотворяется, или же выводится за рамки понятия «любовь».
Откровенно, подробно и высоко говорил о любви в сборнике рассказов «Тёмные
аллеи» И. Бунин, при этом он не снижался даже до намёков на натурализм. Проза Н.
Вилько (книга «Интервью с дураками» первая её книга, которая была издана в России
(2007 г.)) тоже о любви. При всей фантастичности антуража и сюжетных линий она очень
реалистична и пронзительна.
Показалось интересным найти общее о любви и её роли в жизни человека в двух
рассказах — «Холодная осень» И. Бунина и «Остров Алекса» Н. Вилько.
И. Бунин «Холодная осень»
«Не ждите многого от жизни, лучшего времени, чем теперь, у Вас не будет»
Л.Н. Толстой И.А. Бунину
Все хотят счастья. Все к нему стремятся. И почти всем кажется, что оно впереди, а
то, что есть в жизни сейчас, только прелюдия к этому счастью. Причём каждый человек
отлично знает, что смертен. Но, как ни странно, это знание не мешает иллюзиям
большинства. Есть в мире и очень нетерпеливые, которым хочется ради своего счастья
переделать Мир и повернуть Время, ход Истории, изменить вечные Законы Жизни. Тогда
случаются войны и революции, рушатся государства, взрывается общий уклад жизни, и
большинство думает уже не о счастье, а о спасении и возвращении того, что казалось
ранее таким обыденным, обыкновенным, естественным. И было счастьем. Но, увы, таким
не воспринималось.
Герои рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» любящие друг друга люди. Мать,
Отец, Дочь, её жених, уже принятый в семью и любимый как родной сын. Это дом, где
чтят память предков и умерших друзей, хранят верность традициям. Это Дом, где светло,
тепло, уютно, где все понимают и любят друг друга.
Образ жизни героев, уклад Дома не исключение из правил, а норма для
большинства в России, поэтому Бунин не даёт имён своим героям. Их судьба — это
судьба многих.
4
Ещё сидят в столовой люди «за чайным столом», справляют на Петров день
именины, гости узнают о помолвке между молодыми. Но привычный ход жизни
разрушает Первая мировая война.
Мы читаем исповедь героини. Несколько дней «холодной осени» навсегда, во всех
мельчайших подробностях остались в её памяти. И это не случайно: это последние
счастливые дни в обречённом Доме, а дальше вся жизнь превратится в «холодную осень».
Презентация (слайд № 2): символизм в описании пейзажа за окном.
Бунин всегда точен в слове. И этот рассказ не исключение. Горячий самовар и
«жаркая лампа» в комнате, а на улице «чёрное небо» и «ледяные звёзды». Именно такой
пейзаж видит героиня, «протерев стекло платком». Вечность дала ответ на молчаливый
вопрос, что же дальше? Дальше — холод, мрак, лёд. Мама поцелует и перекрестит «своего
будущего сына», он склонится «к её руке, потом к руке отца». Родственности отношений
и уважения к прошлому больше не будет. Это прощание. Герой понимает, что наступило
безжалостное Время, перечеркнувшее всю прежнюю жизнь. Именно поэтому
четверостишие А.Фета «разорвано» диалогом «распалась связь времени»:
Презентация (слайд № 3): строчки А. Фета в редакции Бунина.
Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстаёт.
У Фета в стихотворении «дремлющих сосен». Эпитет Бунин меняет не случайно.
Этот «пожар» обуглит всё, не пощадит никого и ничего. Недаром герою так грустно в
саду: «Времена наших дедушек и бабушек». Последний взгляд на Дом, окна которого
светят «совсем особенно, по-осеннему». И оба «сошли в сад» (сошли в ад).
Этот вечер, печальный и горестный, открыл герою, что же есть истинное счастье:
«Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...»
Дом тёплый, ещё манит огнями, а в воздухе всё холоднее и холоднее: в нём витает Смерть.
Её не избежать никому, но у человека есть возможность материализовать себя в слове, поступке,
остаться живым в памяти других. Эта память и есть связь поколений. А если всё рушится? «Если
меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня?.. Я буду ждать тебя там». Золотой образок не
помог, хотя не раз спасал и отца, и деда. Но нарушены закономерности бытия...
Мир людей превратился в хаос, все чувствовали «несовместность между нами и
окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».
Будущего нет — есть пропасть, время перестало существовать.
Презентация (слайд № 4): процентное соотношение частей рассказа Бунина.
Как подробно, обстоятельно, любовно было рассказано о днях «холодной осени»
героиней. Это самые горькие и, в то же время, самые счастливые мгновения её жизни.
Только память о них помогла прожить 30 лет вне нормального течения времени: вынести
унижения, голод, нищету, эмиграцию, равнодушие воспитанницы, выросшей без Дома,
без Корней, в бесконечном пространстве постоянно меняющихся стран. Время больше не
нужно героине; она его торопит: убыстряется темп повествования, увеличивается длина
предложений. В них нет деталей, подробностей, только факты, перечисленные почти
бесстрастно.
Презентация (слайд № 5): описание характера воспитанницы главной героини.
Лишь рассказывая о выросшей девочке, героиня говорит о её «холёных ручках с
серебряными ноготками», которыми она «завёртывала коробки в атласную бумагу и
завязывала их золотыми шнурками». Единственный человек, девушка, которая могла бы
сохранить в этом мире хорошую память о своей приёмной матери, похожа на
очаровательную бездушную куклу. Зачем же дальше «радоваться» жизни, ведь любимый
ждёт её там? «Ненужный сон» скоро закончится. Где-то там, в Вечности, и её Дом, и её
Счастье, разрушенные Временем и Историей, но жившие в памяти. 30 лет стали не
прошлым, а настоящим героини.
5
Н. Вилько «Остров Алекса»
«Век мой — враг мой, век мой — ад»
М. Цветаева
Такой же духовной опорой всей жизни стала для героини рассказа Н. Вилько
«Остров Алекса» её любовь к погибшему жениху, желание осуществить его мечту.
Уже пожилая героиня (Рита) приезжает с острова Алекса, где она провела 40 с
лишним лет, на материк для встречи со своей подругой юности Мишель. В ресторане
«Карлуччи и Карлуччи» Рита встречает молодого синеглазого блондина Алекса. Он похож
на её погибшего жениха. И она, всю жизнь молчавшая, вдруг «рассказала ему историю
всей своей жизни». Рита в юности жила в доме своего опекуна дяди Эдгара, училась в
Англии, во «втором по счёту европейском университете», где и познакомилась с Мишель.
В день совершеннолетия Рите должны были достаться 50 миллионов наследства её
покойного отца. Она ждала этого дня, т.к. родственники были «уродливы и глупы».
Мишель и Рита по-настоящему сдружились: обе были независимы и самостоятельны,
способны и эксцентричны, обе сироты. Из-за войны обе прервали учёбу, и дружба
продолжалась лишь в письмах. Их было много. Но в день совершеннолетия Рита собрала
вещи и улетела к Мишель. Прямо из аэропорта та повезла её на свой выпускной в
медицинскую академию. Среди студентов Рита и увидела Алекса, Мишель была в него
влюблена.
А вскоре, осенью, тёплой и долгой, Рита и Алекс обручились. Им было страшно от
счастья. Влюблённые часто ездили к океану, и Рита любила сравнивать его цвет с цветом
синих глаз Алекса.
Презентация (слайд № 6): повествовательная техника Н. Вилько.
Поразительным образом общечеловеческая нужда друг в друге касается
повествовательной техники Н. Вилько. Сравнивая цвета моря и глаз, героиня добавляет:
«Я никогда не отличалась даром предчувствия». В этом предложении видны многие черты
искусства Н. Вилько: героиня-рассказчица даёт нам знать о своей слепоте, автор передаёт
нам то самое предчувствие, даром которого героиня, по её собственному признанию, не
обладает. Алекс погиб на потерпевшем крушение в океане военном корабле, на котором
он был врачом.
Презентация (слайд № 7): предательство Риты?
Во время службы Алекса к Рите приехал дядя Эдгар и «просветил» племянницу,
что всех мужчин том числе и её жениха) интересует лишь её состояние. «Во всём
виноваты твои деньги. Без денег ни усадьбы, ни больницы не построишь» (молодые
мечтали создать свою больницу и вместе там работать). Весь мир лежал осколками
разбитого стекла у ног Риты (она разбила любимый бокал Алекса). Она написала жениху
о своём желании разорвать помолвку, а через месяц получила своё нераспечатанное
письмо назад вместе с уведомлением о том, что Алекс погиб. Его корабль был потоплен
японской авиацией у одного из едва различимых тихоокеанских островов. Мишель, узнав
о беде, увезла Риту к себе и успокаивала до рассвета: «Бедная моя птичка-колючка».
А когда закончилась война, Рита уехала на остров, у которого погиб Алекс,
построила на нём и больницу, и усадьбу в колониальном стиле, и школу. Всё, как он
мечтал. С Мишель она переписывалась все 40 с лишним лет.
Молодой Алекс спросил у Риты: «Разве что-нибудь изменилось бы, если бы вы не
написали того письма?» «Тогда я не знала бы, как щедра моя судьба. Он подарила мне то,
что я выбрала, и то, от чего отказалась», — ответила Рита.
И рассказ о трагической житейской истории вдруг освещается глубокой
философией: заставляет читателя думать о добре и зле, достоинстве и долге, о
человеческой этике отношений.
6
Беззащитность, уязвимость героев рассказа придаёт автору силы для адекватной её
передачи читателю. Видно сочетание, казалось бы, простейших приёмов повествования и
поэтической задачи: оживить мир уязвимых и прекрасных в своей уязвимости героев.
Автор не может сделать это без читателя, к которому апеллирует через своих героев, тоже
уязвимых и даже признающих свою незрячесть. Но и герои, и читатели нужны автору
потому же, почему люди вообще нужны друг другу: сам не имеешь того, что можешь дать
другим. В этом поэтика любви, необходимости ближнего для человека.
Рассказ Н. Вилько пронзает читателя. Сомнения а нет ли меркантильных
побуждений в страстной любви знакомы. Но в конце рассказа понятно, что эти
сомнения искушающая ошибка сомневающегося. Прямо это не сказано, но становится
понятно, что сомневаться неправильно. Вера и любовь превращают желаемое в
действительное. Сорок с лишним лет, прожитые Ритой на острове Алекса, это и её
наказание за неверие в любовь, и её счастье.
Презентация (слайд № 8): ключевая фраза главной героини рассказа.
Судьба дарит ей встречу с молодостью — журналистом Алексом. Рита делится
своим жизненным опытом: «Неважно, что мы выбираем, потому что не это результат
нашего выбора. Но результат нашего выбора есть, и он следствие того, что мы дали
себе труд выбрать».
Рассказы написаны от 1 лица это исповеди. Две героини, потерявшие дорогих людей,
смогли выстоять, стать опорой другим. Несмотря на кратковременность, любовь всё равно
остаётся вечной. Она вечна в памяти героев, возможно потому, что мимолётна в жизни. Эти
рассказы о смысле бытия в бесконечном и жестоком мире. «Любовь не понимает смерти»,
говорил кн. Болконский (Л.Н. Толстой, «Война и мир»). Истинное настоящее чувство
счастье, и, как зарница, оно вспыхивает и исчезает, обрывается, но не гибнет, а освещает всю
память и жизнь человека. Помогает выстоять, спастись от кошмара и ужаса войны,
предательства. Истинно то, что незабвенно, что оставляет глубокий след в человеческой душе.
Любовь это вечная загадка и высочайшее состояние бытия недолговечна и
непрочна. Её разрушают и сами люди, и жизнь: прекрасное чувство входит в конфликт с
духовной неудовлетворённостью, с общественным неравенством, со временем. В
рассказах жизнь героев унесла война: история повторяется во все времена и во всех
странах. Не случайно главные события происходят осенью. Осень символ
обречённости.
Любой человек хочет полноты счастья. И вся жизнь — ожидание этого. Полнота же
эта достигается, прежде всего, через переживание любви. Правда, любовь может быть и
радостью, и трагедией. Наверное, поэтому в рассказах соединено самое прекрасное и
самое страшное любовь и смерть. Человек может рассчитывать только на мгновение
счастья. Однако это мгновение остаётся в душе навсегда.
Презентация (слайд № 9): сравнение двух героинь.
«Полюбив, мы умираем», повторял Бунин поразившие его в юности слова романса
Рубинштейна на стихи Гейне. После потери любимых жизнь обеих героинь отречение от
своих желаний, служение другим во искупление того, что было сделано ими не так. Судьба
героини И. Бунина кажется более трагичной. Её судьба это трагедия не только конкретного
человека, но всего поколения: одиночество, неприкаянность, ненужность на чужбине. Героиня
Н. Вилько на первый взгляд более счастлива: у неё есть дело, верная подруга, остров, на
котором она хозяйка. Но это не так: первая не предавала, вторая, пусть на какой-то миг,
предала. У первой горечь от опустошённости и ненужности своей жизни, но вера в то, что
где-то там, наверху, её по-прежнему любит жених. У второй претворённая в жизнь мечта
Алекса как попытка искупить свою, пусть ему неизвестную, вину.
Презентация (слайд № 10): главный вывод.
Они одиноки, но у обеих есть память о днях, когда они были любимы и любили по-
настоящему. И поэтому они всё равно счастливы.
7
Ученики делятся на две группы. Задачи и вопросы группам.
Группа I (И. Бунин)
В какое время происходят события?
Когда написан рассказ? Почему в 1944 г. Бунин пишет о I мировой войне?
Каковы взаимоотношения в семье?
Как при помощи пейзажа Бунин даёт понять надвигающийся ужас событий?
Почему ладанка не спасает героя, хотя спасала его предков? Что изменилось во
Времени? Истории?
Зачем четверостишие Фета разорвано текстом? Почему изменён эпитет Фета
«дремлющих» сосен, а Бунин пишет «чернеющих»)?
Подумайте над фразой «сошли в сад»: если зачеркнуть букву «с» в слове «сад», то
фраза становится метафорой... (закончите предложение).
Почему об одном холодном вечере написана большая часть рассказа, а об остальной
жизни героини говорится кратко, телеграфным языком?
Найдите описание девочки, которую воспитывала героиня. Какая она по характеру? Из
чего это видно?
Что же было главным в жизни героини?
Группа II (Н. Вилько)
В какое время происходят события?
Как соотносятся прошлое и будущее в рассказе?
Каков характер Риты? В каких поступках это проявляется?
Как складывались взаимоотношения влюблённых? Случайно ли автор акцентирует
внимание на цвете моря и глаз Алекса?
Какова роль дяди Эдгара в истории любви молодых людей?
Разбитый бокал — это символ... (закончите предложение).
Как героиня искупает свою вину перед погибшим женихом?
Какова позиция автора?
Далее часть учащихся первой группы переходит во вторую и наоборот.
Задание:
Что общего и что разного в этих рассказах? Сравнить позиции авторов.
Источники:
1. Бунин, И.А. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза. М.: Школа-Пресс,
1994. с. 395-399.
2.Вилько Н. Интервью с дураками. Повесть в шести историях. М.: Водолей Publishers,
2007. с. 5-17.
3. Михайлов, О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Литература русского зарубежья. М., 1995, с.
31-40.
4. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996, с. 39-40; 147-
149.
5. Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин; М.,
1995, с. 31-40.