Исследовательская работа "Музыка в рассказах Н. Н. Носова" 5 класс

Музыка и Литература
Исследовательская работа
Музыка в рассказах Н.Н. Носова
Автор: Пухов Антон Александрович,
дата рождения 14.09.2003 г.,
учащийся 5 класса
гимназии №18 им. В.Г. Соколова.
Научные руководители:
Круглова Светлана Михайловна,
дата рождения 04.05.1958 г.,
учитель музыки гимназии №18 и
Пухова Анна Геннадьевна,
дата рождения 23.02.1973 г.,
учитель музыки гимназии №18
Рыбинск, 2015
2
2
Оглавление
Стр.
1. Введение 3-4
2. Музыка в рассказах Н.Н. Носова 4
2.1 Роль музыки в жизни писателя 4-5
2.2 Музыкальная тематика в рассказах Н.Н. Носова 5-6
2.2.1 Использование писателем музыкальной терминологии 6-7
2.2.2 Музыкальные произведения, встречающиеся в рассказах 8-9
2.2.3 Отношение героев рассказов и самого писателя к музыке 10-12
3. Заключение 13-14
4. Список источников информации 15
5. Приложения 16-22
3
3
1.Введение
Исследование "Музыка в рассказах Н.Н. Носова" объединяет два вида
искусства – музыку и литературу, поэтому оно посвящено прошедшему году
Культуры (2014) и наступившему (2015) году Литературы в России.
Знакомство с рассказами Н.Н. Носова началось в начальной школе на предмете
"Литературное чтение". Автор исследования изучает теорию музыки, поет в хоре
"Соколята" и играет на фортепиано, поэтому обратил внимание на музыкальное
содержание в некоторых рассказах, что заинтересовало и стало стимулом к
исследованию. Для этого были прочитаны все рассказы писателя (всего их 37) и
выбраны те, в которых встречается музыкальная тематика. Было интересно
изучить биографию Н.Н. Носова и узнать, какую роль в его жизни играла музыка.
В основном, музыкальное содержание рассказов было понятно, но не все
музыкальные произведения, встречающиеся в них, были известны, и это также
стало стимулом к исследованию.
Актуальность данной работы: своим исследованием хочется помочь
читающим рассказы Н.Н. Носова разобраться в их музыкальном содержании, а
также посоветовать всем, кто любит читать, быть более внимательными и
любознательными при чтении любых книг.
Цель работы: исследовать использование музыкальной тематики в рассказах
Н.Носова и создать пособие в помощь читающим.
Для решения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить биографию и выяснить, какую роль играла музыка в жизни писателя;
2) проанализировать использование в рассказах музыкальной терминологии;
3) определить музыкальные произведения, включенные в рассказы писателем;
4) выяснить отношение героев рассказов и самого писателя к музыке;
5) создать пособие в виде брошюры и диска в помощь читающим рассказы Н.Н.
Носова.
В биографиях, полученных из Интернета, информации о роли музыки в жизни
писателя оказалось недостаточно, наиболее полная встретилась в
автобиографической повести "Тайна на дне колодца", где Н.Н. Носов описал свои
4
4
детские и юношеские годы. Выбранные фрагменты, где писатель рассказывает о
роли музыки в его жизни, помещены в отдельную брошюру, которая может
заинтересовать не только сверстников, но и взрослых, в том числе, учителей
начальных классов.
2. Музыка в рассказах Н.Н. Носова
2.1 Роль музыки в жизни писателя
Николай Николаевич Носов (1908-1972 гг.) известен, в первую очередь, как
писатель для детей, особенно как автор произведений о Незнайке, хотя был,
кроме этого, драматургом и киносценаристом (см. Приложение №1, стр.16). Он
родился в Киеве, но детство прошло в пригородном поселке Ирпень. Мать
Николая, домохозяйка, хорошо пела, отец был эстрадным артистом, зарабатывая
на жизнь исполнением песен каторжников в составе квартета "сибирских бродяг".
Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, где, кроме квартета,
пели и другие артисты. Благодаря этому, с детства он знал много вокальных
произведений разных жанров эстрадные и народные песни, арии из опер.
Тексты некоторых их них писатель вставил в детские рассказы. Отец Николая
играл на баяне, гитаре, балалайке и мандолине; на гитаре и мандолине научился
играть и будущий писатель. Николай имел талант импровизации сочинения на
ходу, он проявил упорство в изучении нотной грамоты. Благодаря этому, он смог
исполнять на мандолине произведения классической музыки: песни Ф. Шуберта,
танцы И. Брамса, вальсы И. Штрауса, "Танец маленьких лебедей" П.И.
Чайковского и услышанную на концертах "Песню Индийского гостя" Н.А.
Римского-Корсакова. Родители думали, что мальчик тоже хочет стать актером. В
школьные годы он хотел стать выдающимся музыкантом, почти как Никколо
Паганини, и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. Деньги на скрипку
Николай зарабатывал сам, работая разносчиком газет. Но после покупки
инструмента Николай понял, что учиться музыке нелегко, и перестал заниматься.
В детстве у Н.Н. Носова было много разносторонних интересов: он пел в хоре,
5
5
участвовал в театральных постановках, сочинял рассказы, собирал приемники,
любил фотографировать.
В возрасте 19 лет Николай Носов поступил в Киевский художественный
институт, а через 2 года перевелся в Московский институт кинематографии.
После их окончания, почти 20 лет Н.Н. Носов работал постановщиком и
режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов. Во время
Великой Отечественной войны будущий писатель снимал учебные фильмы для
армии. Когда ему поручили быть режиссером фильма об устройстве и работе
танка, для сопровождения он выбрал музыку "Лунной сонаты" Л. ван Бетховена.
Первый рассказ писателя "Затейники" был напечатан в детском журнале
"Мурзилка" в 1938 году, в 1945 году вышел первый сборник его произведений
"Тук-тук-тук", а с 1951 года Н.Н. Носов становится профессиональным
писателем.
2.2 Музыкальная тематика в рассказах Н.Н. Носова
Увлечения и знания, полученные Н.Н. Носовым в детстве, как оказалось,
отразились в его произведениях. Рассказы писателя многому учат и развивают
любознательность; в них изображена жизнь детей, поэтому юные читатели могут
узнать в них себя, сравнивать свои поступки и интересы. В рассказах встретилось
достаточно много слов, связанных с музыкой, и музыкальных произведений.
Кроме того, писатель выражает отношение к музыке, как героев рассказов, так и
свое собственное. В основном, музыкальное содержание было понятно автору
данной работы: вокальная тематика, названия инструментов, некоторые
музыкальные произведения изучались на предмете "Музыка", а также
исполнялись на уроках по фортепиано. Но была поставлена цель: получить
полную информацию по всему музыкальному содержанию, которое включил
писатель в свои произведения. Возможно, такую же цель для читающих детей
ставил и писатель. Содержание следующих глав стремится помочь читателям
обратить внимание на музыкальное содержание в текстах некоторых рассказов.
6
6
2.2.1 Использование писателем музыкальной терминологии
Автором данного исследования были прочитаны все 37 рассказов Н.Н. Носова
для детей (см. Приложение №2, стр.17). В шести из них были найдены слова
музыкальной терминологии. По количеству встретившихся "музыкальных" слов
эти рассказы можно расположить так: 1) "Под одной крышей" (17 слов); 2)
"Телефон" (8 слов); 3) "Федина задача" (7 слов); 4) "Дружок" (7 слов); 5) "Бобик в
гостях у Барбоса" (4 слова); 6) "Тук-тук-тук" (1 слово) (см. Приложение №3,
стр.18). Всего в этих рассказах было найдено около 30 разных слов, имеющих
отношение к музыке. Автор исследования разбил их на 4 группы (см. Приложение
№4, стр.19).
Группа №1 это слова, относящиеся к вокальной тематике: бас, голос, песня,
пение, певец, петь, хор.
В рассказах писатель упоминает два вокальных тембра: бас (низкий мужской
голос) и "высокий мужской голос" (не называя его). Автор работы поет в хоре и
знает, что такой голос называется "тенор". Писатель дает качественную ("густой
рокочущий бас") и сравнительную ("будто трубит самая большая труба в самом
большом оркестре") характеристику голоса. Поют у Носова не только люди
(герои рассказов "Дружок" и "Телефон", певец в рассказе "Федина задача"), но и
птицы (воробей в рассказе "Под одной крышей"), а также предмет (по телефону
"поет" патефон). В рассказах встретились нетипичные глаголы, связанные с
исполнением песни: "отбарабанил песню", "песни читает", и даны три ее
характеристики: хорошая, плохая, радостная.
Группа №2 - это музыкальные инструменты: гармошка, колокольчик, пианино,
рояль, труба; их группы: оркестр, музыкальные инструменты; глаголы,
обозначающие исполнение: играть (на пианино, рояле, гармошке), трубить,
барабанить, бренчать. Из четырех инструментов гармошка русский народный
инструмент, труба входит в состав оркестра, а пианино и рояль являются
солирующими. Слово "колокольчик" автор работы включил в состав
музыкальных инструментов, так как он издает звук. Глагол "барабанить" не
связан с исполнением на инструменте, писатель использует его только в
7
7
переносном смысле: "отбарабанил песню", "барабанит в дверь". Глагол
"бренчать" используется для отрицательной характеристики исполнения музыки:
"бренчала на пианино заданное на дом упражнение".
Группа №3 включает слова, связанные с движением под музыку: марш,
маршировать, танцевать, плясать. Дважды в рассказах встречается относящееся к
маршу прилагательное "бодрый": в первом случае, это характер музыки, во
втором название песни ("Бодрый марш" из кинофильма "Веселые ребята").
Интересно, что в рассказах пляшут собаки и марширует воробей.
Группа №4 включает слова, относящиеся к музыке: музыкант, музыкальная
школа, музыка, патефон, пластинка, концерт, а также музыкальные термины:
звук, такт. Слово "музыка" писатель использует не только в прямом значении:
герой рассказа "Тук-тук-тук" Костя под фразой "Надоела мне вся эта музыка!"
имеет в виду немузыкальные звуки: "Тук-тук-тук! Тра-та-та-та! Бух-бух-бух!",
которые, как оказалось, издавала на крыше ворона. В основном, к словам
"музыка" и "звуки" писатель подобрал сравнения, глаголы и прилагательные
отрицательной характеристики: "как будто палкой по голове! музыка будь она
неладна!", "музыка загремела в полную силу", "забренчала музыка", "скучная
музыка"; "звуки из головы не выскочили и продолжали долбить по мозгам",
"непонятные звуки". Таким образом, он характеризует отрицательное отношение
героев и персонажей к исполнению музыки или плохое качество звучания. Слово
"такт" используется в значении "ровная пульсация": герои рассказов отбивают
такт ногами, пристукивают карандашом в такт. Автор работы полагает, что, в
основном, всем читателям-ровесникам знакомы музыкальные слова,
встречающиеся в рассказах. Слова "патефон" и "пластинка" означают средства
воспроизведения музыки, которые в настоящее время устарели. Значения слов
музыкальной терминологии приведены в музыкальном словаре (см. Приложение
№5, стр.20-21).
2.2.2 Музыкальные произведения, встречающиеся в рассказах
Музыкальные впечатления, полученные Н.Н. Носовым в детстве, нашли
отражение в его рассказах. Будущий писатель часто был на концертах, где
8
8
выступал его отец. На них он слышал вокальные произведения разных жанров,
которые запомнил и включил в свои рассказы. Например, в автобиографической
повести он вспоминает концерт, на котором певец исполнял "Песню Индийского
гостя" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко", а в рассказе "Федина задача"
она звучит в концерте по заявкам, который слушает по радио Федя Рыбкин. Ария
Ленского из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" включена в рассказ
"Телефон", где она звучит на пластинке: ее проигрывает на патефоне Мишка
своему другу.
В трех рассказах ("Федина задача", "Дружок", "Телефон") встретились 16
произведений вокальных жанров: семь песен, (народных и сочиненных
композиторами), семь романсов, два оперных номера. Больше всего их в
рассказах "Дружок" (8 произведений) и "Федина задача" (7 произведений); в
рассказе "Телефон" - только один вокальный номер (см. Приложение №6, стр.22).
В рассказах приведены отрывки из музыкальных произведений, поэтому задачей
автора данной работы было узнать авторов музыки и слов, найти полные
поэтические и нотные тексты, исполнение в аудиозаписи. В рассказах встретилась
одна русская народная песня; в двух других случаях авторы стихов указаны, а
музыка народная. Девять вокальных номеров написаны русскими композиторами
XIX века: П. Булаховым, А. Гурилевым, А. Даргомыжским, М. Мусоргским, Н.
Римским-Корсаковым, П. Чайковским и четыре современными русскими
композиторами XX века В. Шебалиным, А. Новиковым, И. Дунаевским, Р.
Щедриным. Писатель включил в рассказы 4 произведения П. Чайковского: арию
из оперы и 3 романса. Четыре вокальных номера написаны на стихи А. Пушкина
и три на слова А. Плещеева. Содержание песен и романсов очень разнообразно,
это картины природы ("Как мой садик", "Весна", "Осень", "Зимняя дорога",
"Колокольчики мои") и сатира ("Блоха", "Титулярный советник"), раздумья о
жизни ("Колокольчик", "Голова ль моя", "Узник", "Всю-то я вселенную проехал")
и исторические события ("Тиха украинская ночь"), народная плясовая песня ("Ах
вы, сени"), вокальные номера из опер (Ария Ленского и Песня Индийского гостя)
и марш советского времени ("Легко на сердце от песни веселой").
9
9
В основном, эти музыкальные произведения сочинены для взрослых
слушателей, но писатель вставляет их стихотворные тексты в детские рассказы,
чтобы создать юмористические ситуации, с целью остроумного сравнения текстов
и рассуждений героев. В рассказе "Федина задача" Федя Рыбкин включает радио,
где звучит концерт по заявкам. Он считает, что под музыку учить уроки станет
веселей. Писатель использует тексты про блоху, титулярного советника,
колокольчики и алмазы в пещерах, которые отвлекают Федю от выполнения
математической задачи. В рассказе "Дружок" два мальчика, чтобы заглушить
голос собаки, которую не разрешено провозить в поезде, решили громко читать
стихи и тексты песен. Всего встретилось десять отрывков стихотворений, четыре
из которых, как отмечает сам писатель в тексте, являются словами к песням ("Ах
вы сени", "Узник", "Всю-то я вселенную проехал", "Голова ль моя"). Но автор
данной работы нашел в этом рассказе еще четыре стихотворных отрывка, к
которым композиторы сочинили музыку: "Травка зеленеет", "Как мой садик",
"Скучная картина", "Тиха украинская ночь". В 1958 году по рассказу "Дружок"
был снят одноименный художественный фильм, в котором есть и сценка в поезде,
где герои напевают и декламируют стихотворные строчки. В рассказе "Телефон"
герой заводит своему другу на патефоне пластинку, где звучит ария из оперы.
Благодаря этим трем рассказам, автор данной работы познакомился с новыми,
неизвестными ему ранее, вокальными произведениями, нашел их авторов и
исполнение известными певцами в аудиозаписи. С некоторыми произведениями
знакомство произошло на занятиях по хору, фортепиано и на уроках по предмету
"Музыка". Возможно, такую же цель для читающих любознательных детей ставил
и писатель. К данному докладу прилагается пособие в виде диска, на котором
записаны все вокальные произведения из рассказов, а также фрагмент из фильма
"Дружок".
2.2.3 Отношение героев рассказов и самого писателя к музыке
В автобиографической повести "Тайна на дне колодца" Н.Н. Носов признается,
что в детстве на концертах не любил слушать исполнение певцами классических
10
10
произведений: "Я вообще, нужно сказать, не любил пение, а этих певцов и певиц
просто ненавидел и каждый раз с нетерпением ждал, когда они наконец уберутся
со сцены. Мне к тому же казалось, что на концерте для бойцов уместнее было бы
спеть что-нибудь боевое, какую-нибудь залихватскую солдатскую песенку, а не
это хныканье про неизвестно куда удалившиеся дни". [3] Возможно, что эти
впечатления писателя отразились и в рассказах. В рассказе "Федина задача" герой
ожидает, что с помощью концерта по заявкам ему будет веселей учить уроки, но
из семи произведений мальчику понравилось только одно - "Бодрый марш" И.
Дунаевского. В рассказе "Дружок" слушателям не нравится, как два друга
декламируют отрывки стихов и песен, они морщатся, ворчат, волнуются, тем
более что писатель комментирует так манеру исполнения мальчиками: "отбивал
такт ногами", "закричал что было силы", "гаркнул …на манер стихов",
"отбарабанил песню". Больше всего рассуждений о музыке встретилось в рассказе
"Под одной крышей". В нем Н.Н. Носов рассуждает о том, нужна ли музыка
людям, как нужно слушать музыку, кто должен учиться музыке, как нужно
выполнять домашние занятия по инструменту. Автору исследования было
интересно сравнить отношение к занятиям музыкой героев рассказа и самого
писателя и свое собственное. По сюжету, героине девочке Наде родители
купили пианино, чтобы она стала знаменитой "музыкантшей", так как считали,
что музыкальный талант мамы должен проявиться у дочери. Но, как говорит
писатель, у Нади не было способностей к музыке, ей больше всего нравилось
шить платья для кукол, и быть музыкантом она не хотела. По мнению писателя,
для того, чтобы играть на пианино, нужен талант, который дан не каждому; нет
смысла заставлять учиться музыке тех, у кого нет способностей и призвания, так
как заниматься им этим делом гораздо труднее. И, наоборот, ребенок, у которого
есть способности к музыке, всегда будет учиться с охотой, его не остановят
никакие препятствия. С другой стороны, в рассказе встретилось рассуждение:
нельзя сказать, что тот, кто не захотел учиться музыке в детстве, ничего не
потерял: "музыка нужна каждому, так как бывают минуты, когда человеку
хочется петь, играть, танцевать, и он чувствует себя очень несчастным, если не
11
11
может этого делать". [7] Мама автора данной работы музыкант, руководит
хором мальчиков, но родители не ставили цель, чтобы мы со страшим братом
стали знаменитыми музыкантами. Брат успешно учился музыке, хотя его самое
главное увлечение футбол. Я с удовольствием играю на фортепиано, получаю
призовые места на школьных конкурсах, пою в хоре и как солист, участвую в
концертах, но у меня также есть и другие интересы.
Для того, чтобы хорошо играть на инструменте, недостаточно, если у ребенка
имеются природные способности, нужно еще много заниматься и не лениться
трудиться. Писатель критикует отношение Нади к выполнению домашних
заданий по фортепиано: "минуты две или три бренчала на пианино, но скоро ей
это надоедало…"; иногда она и вовсе не подходила к своему музыкальному
инструменту, из-за чего плохо училась музыке. Носов считает, что успех занятий
музыкой зависит от ежедневной, по два часа, тренировки каждого заданного
упражнения, так как без этого пальцы не разовьются. Здесь я не совсем согласен с
писателем. Во-первых, не понятно, что он имеет в виду под словом "упражнение",
так как, кроме тренировки пальцев, даже в самом начале занятий на фортепиано,
учитель разучивает простые песенки, чтобы пробудить интерес у ученика. Во-
вторых, на самом деле ребенку трудно заставить себя повторять только
упражнения, особенно так долго, как предлагается в рассказе, и неудивительно,
что Наде это наскучило. В-третьих, заниматься ровно по два часа каждый день
ребенку данного возраста достаточно тяжело ("под конец у нее даже голова
закружилась"), за исключением тех, кто действительно хочет в будущем иметь
профессию музыканта. Я стараюсь заниматься на фортепиано каждый день по 45
минут, но играю не только упражнения, но и интересные пьесы, которые выбираю
сам, из тех, что предлагает мне учитель.
Для того, чтобы контролировать занятия музыкой, родители Нади выбирали
разные варианты времени: днем, когда она была дома одна, вечером, когда они
могли слышать, как она занимается, и рано утром, перед школой. Но ни один из
вариантов не привел к хорошим результатам. Днем звучание музыки, которую
исполняла Надя, могло никому не мешать, но ей трудно было заставить себя
12
12
заниматься и она обманывала родителей; рано утром звуки упражнений
раздражали всех жителей дома, кто хотел поспать подольше, а также воробья
("так нервничал, что не мог заснуть, ожидая, что вот-вот грянет музыка"); вечером
занятия не нравились ее папе, так как ему хотелось отдохнуть, а не слушать
упражнения. В гимназии, где учится автор доклада, много уроков, поэтому
домашние занятия на фортепиано возможны в будни только вечером, а в
воскресенье днем. Папа относится к вечерним занятиям с пониманием. Чтоб не
нарушать покой соседей, придерживаюсь правила: заканчивать играть вечером в
21.00. В конце рассказа Надя забросила занятия музыкой и впоследствии стала
актрисой кукольного театра. Возможно, такой сюжет писатель выбрал,
вспоминая, как в детстве начал учился играть на скрипке, но из-за трудности
обучения тоже забросил инструмент. Автор исследования считает, что тот, кто
занимается музыкой, не обязательно в будущем должен стать профессиональным
музыкантом, и согласен с выводом писателя: "не так важно, кем будешь: важно
трудиться, приносить людям пользу".
В рассказе есть еще поучительные моменты, связанные с музыкой. Один из
них - более внимательно относиться друг к другу. Для этого писатель ввел героя
Геннадия Варсонофьевича, который любил слушать радио и включал его на
полную мощность, не обращая внимания на то, что это не нравится остальным
жильцам. Кроме того, Н.Н. Носов предостерегает читателей: человек от
излишнего шума и высокой силы звука может начать глохнуть.
13
13
3. Заключение
Николая Николаевича Носова, хотя он не получил полного музыкального
образования, как оказалось, с детства окружала музыка. Прочтение его
автобиографической повести "Тайна на дне колодца" помогло сделать вывод: в
рассказах писатель использовал свои детские и юношеские музыкальные
впечатления. Из тридцати семи рассказов в шести автору исследования
встретились слова вокальной тематики (7 слов), названия музыкальных
инструментов и исполнение на них (11 слов), глаголы, связанные с движением
под музыку (4 слова), музыкальные термины (8 слов). Больше всего
"музыкальных" слов в рассказе "Под одной крышей" (17 слов). В основном, слова
музыкальной тематики, встречающиеся в рассказах, понятны юным читателям,
даже тем, кто не знаком с музыкальной грамотой. Но среди слов есть такие,
которые стоит объяснить - для этого создан музыкальный словарь.
В трех из шести "музыкальных" рассказов писателем по сюжету включены
стихотворные тексты вокальных произведений разных жанров: песен, романсов,
оперных номеров русских композиторов XIX и XX веков. В основном, вокальные
произведения были неизвестны автору данного исследования, как и многим
читателям-ровесникам. Рассказы Н.Н. Носова пробудили любознательность,
поэтому в работе были определены авторы музыки и слов, найдены нотные и
стихотворные тексты всех вокальных произведений, их аудиозаписи в
исполнении известных певцов. Писатель не только использует музыкальную
тематику в рассказах, он, как и их герои, выражает свое отношение к музыке. Н.Н.
Носов считает, что для занятий музыкой нужен талант и призвание; чтобы был
хороший результат, необходимо много и усердно заниматься; музыка нужна
многим людям, так как она украшает жизнь. В основном, мысли писателя о роли
музыки понятны и близки автору исследования, но опыт занятий на фортепиано и
пение в хоре позволяют поспорить с некоторыми высказываниями писателя.
Своим исследованием хочется помочь сверстникам, читающим рассказы Н.Н.
Носова, разобраться в их музыкальном содержании. Для этого созданы два
14
14
пособия: 1) брошюра, в которой помещены рассказы с музыкальным словарем в
конце каждого из них; фрагменты из автобиографической повести, включающие
музыкальные воспоминания писателя; нотные и полные стихотворные тексты
вокальных произведений, встречающихся в рассказах; 2) диск с аудиозаписью
вокальных произведений из рассказов и видеофрагментом из фильма "Дружок".
Этими пособиями могут пользоваться как ученики, так и учителя. Данная
работа может быть использована на уроках по предмету "Литературное чтение" в
начальной школе и уроках по предмету "Музыка" в 5 классе по теме "Музыка и
литература", во внеклассной работе, на литературных мероприятиях.
В заключении хочется посоветовать всем, кто любит читать, быть более
внимательными и любознательными при чтении книг.
15
15
4. Список источников информации
Печатные издания
1. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. М., Просвещение, 1978.
416 с., ил.
2. Зильберквит М.А. Мир музыки. М., Детская литература, 1988. – 335 с.,ил.
3. Кузнецова Н.И, Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. М.,
БАЛЛАС, С-Инфо, 1995. – 160 с.
4. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Келдыша Г.В.
М.: Советская энциклопедия, 1990 г. - 672 с.
5. Носов Н.Н. Веселая семейка: повесть и рассказы. М., Детская литература, 1986.
128 с., ил.
6. Носов Н.Н. Повести и рассказы. Л., Лениздат, 1984. – 253 с.
7. Носов Н.Н. Собрание сочинений в 3-томах, том 1. М., Детская литература,1969.
663 с.,ил.
8. Носов Н.Н. Телефон. Рассказ. М., Детская литература, 1987. – 21 с., ил.
Электронные ресурсы
1 Казюлькина И. Носов Николай Николаевич. - Доступ через www.bibliogid.ru,
обращение 24.09.2014
2. Николай Николаевич Носов: биография. Доступ через http://www.people.su,
обращение 21.10.2014.
3. Николай Носов. Тайна на дне колодца. – Доступ через http://www.libok.net,
обращение 04.10.2014
4. Носов, Николай Николаевич. - Доступ через https://ru.wikipedia.org, обращение
14.10.2014.
5. Носов Николай. Биография. Доступ через http://imja-nikolaj.ru, обращение
14.10.2014.
6. Яндекс. Словари - Доступ через http://slovari.yandex.ru, обращение 03.11.2014
16
16
5. Приложения
Приложение №1
Фотопортреты писателя Н. Н. Носова
Детский писатель и драматург Н.Н.Носов Встреча Н.Н. Носова со школьниками
Н.Н.Носов с сыном Петром Н.Н.Носов с внуком Игорем
17
17
Приложение № 2
Список рассказов Н.Н. Носова
1.Три охотника
2. Бобик в гостях у Барбоса
3. Наш каток
4.Телефон
5. Пистолет
6. Бенгальские огни
7. Тук-тук-тук
8. Огородники
9. Про Гену
10. Клякса
11. Фантазёры
12. Мишкина каша
13. Огурцы
14. Живая шляпа
15. Затейники
16. Приключения Толи Клюквина
17. Чудесные брюки
18. Заплатка
19. Саша
20. Дружок
21. Федина задача
22. Находчивость
23. Замазка
24. На горке
25.Ступеньки
26. Метро
27. Прятки
28. Карасик
29. Автомобиль
30. Леденец
31. Шурик у дедушки
32. Про репку
33. Милиционер
34. И я помогаю
35. Когда мы смеемся
36. Винтик, Шпунтик и пылесос
37. Под одной крышей
18
18
19
19
Приложение №3
Таблица рассказов Н.Н. Носова, содержащих "музыкальные" слова
Название рассказа
"Музыкальные" слова, встречающиеся в
рассказах (существительные в именительном
падеже, глаголы в неопределенной форме)
1
Под одной крышей
17 слов
Бас
Звуки
Марш
Музыка
Музыкант (музыкантша)
Музыкальный инструмент
Музыкальная школа
Оркестр
Патефон
Песня
Пианино
Труба
Играть на пианино
Маршировать
Петь
Танцевать
Трубить
2
Телефон
8 слов
Музыка
Патефон
Пластинка
Рояль
Барабанить
Забренчать
Играть на рояле
Петь
3
Федина задача
7 слов
Бас
Высокий мужской голос
Колокольчик
Концерт
Певец
Пение
Петь
4
Дружок
7 слов
Гармошка
Песня
Такт
Хор
Заиграть на гармошке
Отбарабанить
Петь
5
Бобик в гостях у Барбоса
4 слова
Музыка
Играть
Петь
Плясать
6
Тук-тук-тук
1 слово
Музыка
20
20
Приложение №4
Группы "музыкальных" слов из рассказов Н.Н. Носова
Группа №1
Вокальная
тематика
Группа №2
Музыкальные
инструменты и
исполнение на них
Группа №3
Слова,
связанные с
движением
Группа №4
Слова, относящиеся
к музыке и
музыкальные
термины
Бас
Высокий
мужской голос
Голос
Певец
Пение
Песня
Петь
Хор
Гармошка
Колокольчик
Музыкальный
инструмент
Оркестр
Пианино
Рояль
Труба
Барабанить
Забренчать
Играть (на пианино,
рояле, гармошке)
Трубить
Марш
Маршировать
Плясать
Танцевать
Концерт
Музыка
Музыкальная школа
Музыкант
Патефон
Пластинка
Звук
Такт
21
21
Приложение №5
Словарь музыкальных терминов, встречающихся в рассказах Н.Н.Носова
Бас самый низкий из видов человеческого голоса, мужской голос.
Высокий мужской голос драматический, лирический или героический тенор.
Гармошка язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент
Голос - звук, издаваемый человеком.
Звук (в узком смысле) - распространение в газах, жидкостях и твердых телах
механических колебаний, воспринимаемых ухом человека и животных. Человек
слышит звук с частотой от 16 гц до 20 000 гц.
Инструмент (музыкальный) предмет, с помощью которых извлекаются
различные музыкальные звуки.
Колокольчик 1. маленький колокол, подвешиваемый под дугой. 2. инструмент в
симфоническом оркестре.
Концерт публичное исполнение музыкальных произведений по заранее
составленной программе.
Марш - музыкальный жанр, сложившийся в инструментальной музыке в связи с
задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в
строю, праздничные и церемониальные шествия).
Музыка (от греч. musike - искусство муз) - вид искусства, в котором средством
воплощения художественных образов служат определенным образом
организованные музыкальные звуки. Музыка фиксируется в нотной записи и
реализуется в процессе исполнения. По исполнительским средствам музыка
подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-
инструментальную.
Музыкант - человек, который играет на каком либо музыкальном инструменте
или занимается музыкой профессионально.
Музыкальная школа - учебное заведение, в котором дети, учащиеся в обычных
общеобразовательных школах, дополнительно получают музыкальные знания и
навыки. Учащиеся ДМШ обучаются игре на музыкальном инструменте, а также
пению.
Оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное
произведение на различных инструментах.
Патефон - механико – акустический аппарат для проигрывания граммофонных
пластинок, портативная переносная разновидность граммофона со скрытым
рупором.
Певец - человек, умеющий петь или занимающийся пением, как профессией
Певица певец женского рода.
Певчий певец в церкви, исполняет богослужебное пение.
Пение - вокальное искусство. Происхождение пения связано со стремлением
человека выразить своё настроение в звуках голоса. Различается пение сольное,
ансамблевое и хоровое.
Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки,
объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения.
22
22
Пианино - музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, с отвесными
струнами
Пластинка грампластинка, аналоговый носитель звуковой информации.
Рояль музыкальный инструмент, разновидность фортепиано. Струны, дека и
механика расположены в горизонтальной плоскости.
Труба медный духовой музыкальный инструмент.
Барабанить - часто и дробно стучать. Громко и неискусно играть на рояле и
подобных инструментах (разг.).
Забренчать - начать неумело или небрежно играть на музыкальном инструменте;
извлекать звуки на балалайке.
Играть - исполнять музыкальное произведение на одном или нескольких
инструментах.
Маршировать - ходить мерными шагами.
Петь - издавать голосом музыкальные звуки, исполнять голосом музыкальное
произведение.
Плясать то же, что танцевать. Пуститься в пляс.
Танцевать - исполнять танец, "ритмические движения".
Такт единица музыкального метра, начинающегося с наиболее сильной доли и
заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе.
Трубить - извлекать звуки с помощью духового музыкального инструмента
(трубы, рожка и т.п.), а также издавать такие звуки.
Хор певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов;
совместное звучание голосов.
23
23
Приложение №6
Список вокальных произведений, встречающихся в рассказах Н.Н. Носова
"Дружок"
1. "Весна" ("Травка зеленеет") (муз. Чайковского, сл. Плещеева)
2. "Как мой садик" (муз. Чайковского, сл. Плещеева)
3. "Осень" ("Скучная картина") (муз. Чайковского, сл. Плещеева)
4. "Ах вы, сени мои, сени" (русская народная песня)
5. "Узник" (муз. народная, сл. Пушкина)
6. "Тиха украинская ночь" (муз. Щедрина, сл. Пушкина)
7 "Всю-то я вселенную проехал" (муз. Новикова, сл. неизв. автора)
8. "Голова ль моя, головушка" (муз. народная, сл. Дельвига)
"Федина задача"
1. "Песня о блохе" (муз. Мусоргского, сл. Гете, перевод Струговщикова)
2. "Титулярный советник" уз Даргомыжского, сл. Вейнберга)
3. "Бодрый марш" (муз. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача)
4. "Однозвучно гремит колокольчик" (муз. Гурилева, сл. Макарова)
5. "Зимняя дорога" (муз. Шебалина, сл. Пушкина)
6. "Колокольчики мои" (муз. Булахова, сл. Толстого)
7. Песня Индийского гостя из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко"
(муз. Римского-Корсакова, сл. Римского-Корсакова и Бельского)
"Телефон"
1. Ария Ленского из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин"
(муз Чайковского, сл. Пушкина)
Авторы музыки и слов вокальных произведений из рассказов Н.Н. Носова
Композиторы
1. Булахов Пётр Петрович (1822-1885)
2. Гурилёв Александр Львович (1803-1858)
3. Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869)
4. Дунаевский Исаак Осипович (1900-1965)
5. Мусоргский Модест Петрович (1839-1881)
6. Новиков Анатолий Григорьевич (1896-1984)
7. Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908)
8. Чайковский Петр Ильич (1840-1893)
9. Шебалин Виссарион Яковлевич (1902-1963)
10. Щедрин Родион Константинович (1932)
Авторы поэтических текстов
1. Вейнберг Пётр Исаевич (1831-1908)
2. Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)
3. Лебедев-Кумач Василий Иванович (1898-1949)
4. Макаров Иван (крепостной) (1820-1852)
5. Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893)
6. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
7. Толстой Алексей Константинович (1817-1875)
8. Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908)
9. Бельский Владимир Иванович (1866-1946)