Сценарий "«У поэта соперника нету…» (литературная гостиная, посвящённая творчеству Б. Окуджавы)" 10 класс

«У поэта соперника нету…»
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Б. Окуджавы.
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 156» Советского
района г. Казани Анисимова Наталья Анатольевна.
Звучит гитара 2 слайд
1 ведущий. Булат Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении. Вряд ли можно найти
человека, который не читал ни одного его стихотворения, не слышал его песен.
2 ведущий. Песни Булата Окуджавы вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов как-то сразу и, как
оказалось, надолго. Они заметно отличались и от тех, что звучали тогда на концертах, по радио, на
пластинках, и от тех, что пели дома, когда собирались друзья и приходили гости.
Звучит песня «После дождичка». 3 слайд
1 ведущий. Оказалось, что обыденное может мгновенно превратиться в сказочное. Что к женщине
подобает обращаться «Ваше величество» и что для песни иногда достаточно всего четырёх строк:
В саду Нескучном тишина,
Встаёт рассвет светло и строго.
А женщину зовут Дорога.
Какая дальняя она.
2 ведущий. Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том, что сами стихи были
совсем другие.
Чтецы. Стихотворение «Ночной разговор» читается по ролям.
4 слайд - Мой конь притомился, стоптались мои башмачки.
Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры.
5 слайд - Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки,
До Синей горы, моя радость, до Синей горы.
- А где ж та река, та гора? Притомился мой конь.
Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда?
6 слайд - На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь,
Езжай на огонь, моя радость, найдёшь без труда.
- А где же тот ясный огонь, почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом…
7 слайд - Фонарщик был должен зажечь, да фонарщик тот спит,
Фонарщик-то спит, моя радость, а я ни при чём.
8 слайд - И снова я еду один без дороги во тьму.
Куда же я еду, ведь ночь подступила к глазам!..
- Ты что потерял, моя радость? – кричу я ему.
А он отвечает: - Ах, если б я знал это сам!
9 слайд 1 ведущий. Когда поющие поэты появились на радио, то посвящённая им передача
радиостанции «Юность» получила полушутливое название «Барды и менестрели» (использованы
были западноевропейские старинные названия певцов-поэтов). Из этих двух слов прочнее
укрепилось слово «бард».
2 ведущий. Однако, общепринятым стало выражение «авторская песня», впервые употреблённое
журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала «Юность». Это выражение подхватили
многие, его с оговорками или без – согласились применить к своей работе такие лидеры и
авторитеты, как Высоцкий и Окуджава.
1 ведущий. Булат Окуджава в своих песнях обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к
каждому в отдельности:
Чтец.
Настоящих людей так немного!
Всё вы врёте, что век их настал.
Посчитайте и честно, и строго,
Сколько будет на каждый квартал.
Настоящих людей очень мало:
На планету – совсем ерунда,
На Россию – одна моя мама,
Только что она может одна?
2 ведущий. Да и сама манера его исполнения была спокойной и проникновенной. Он, скорее, не
пел, а напевал свои песни, как будто тихо и искренне беседовал с вами.
10 слайд Песня «Девочка плачет»
11 слайд 1 ведущий. Много лет прошло с начала той романтической эпохи 60-х, мы живём другой
жизнью, в других ритмах, но почему-то каждый год 9 мая, в день рождения Окуджавы, на
Трубную площадь к Театру современной пьесы приходят люди и поют его песни. Поют уже без
него.
Звучит песня «Полночный троллейбус»
12 слайд 2 ведущий. Детские годы поэта прошли в коммунальной квартире на Арбате, куда его
родители переехали из грузинского города Кутаиси.
1 ведущий. «Пространство арбатского двора было необозримо и привычно. Вместе со всем, что
оно вмещало, со стенами домов, окружающих его, с окнами, помойками посередине, с тощими
деревцами, с ароматами, с арбатским говорком всё это входило в состав крови и не требовало
осмысления», - писал Булат Окуджава.
2 ведущий. Он всегда сюда возвращался. Когда в 37-м его отец был арестован, а мать сослана в
один из карагандинских лагерей, грузинским родственникам удалось его спрятать, чтобы спасти
от детского дома для детей «врагов народа». Через полтора года он смог вернуться в родной
арбатский двор, чтобы продолжить учёбу в московской школе. Всю жизнь Окуджава возвращался
на Арбат, хотя бы в своих мыслях и песнях.
Звучит последний куплет песни «Арбатский романс». Видео.
13 слайд 1 ведущий. «На войну я пошёл добровольцем, после 9-го класса, в 1942 году, - писал
Булат Окуджава, - Пошёл не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически
настроенным мальчиком, но романтиком тоже. Романтизм скоро, буквально через несколько дней,
улетучился: оказалось, война – тяжёлая кровавая работа».
14 слайд Звучит песня «До свидания, мальчики!»
2 ведущий. Из повести «Будь здоров, школяр!».. «Я познакомился с тобой, война. У меня на
ладонях большие ссадины. В голове шум. Спать хочется. Ты желаешь обучить меня подчиняться
тебе беспрекословно? Крик командира беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!» и падай,
ползи, засыпай на ходу…»
1 ведущий. «Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт,
и я уже не миномётчик, а радист тяжёлой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-го мало кто
уцелел. Война всё время со мной: попал в неё в молодое, в самое восприимчивое время, и она
вошла в меня очень глубоко».
2 ведущий. Теме войны Б. Окуджава посвятил много песен, о ней он писал свои киносценарии.
Один из самых известных фильмов по его сценарию стал фильм «Женя, Женечка, Катюша…»
Видеозапись фрагмента из фильма «Женя, Женечка, Катюша…»
Инсценировка. 15 слайд
Колышкин устроился в сарае с комфортом: в левой руке - кружка с недопитым чаем, в правой
трубка полевого кабеля. Кабель змейкой струился в дверную щель.
Женечкин голос: Ну как, слышно?
Женя. Женечка! Я вас слышу… А ты меня слышишь? Вы меня слышите?
Женечка. Конечно, слышу. Ну, давай поговорим…
Женя. О чём?
Женечка. Видишь, до чего техника дошла? Может, тебе ещё чаю принести?
Женя. А у меня есть. Совсем тёплый. Бальзам. Ну вот, видите… вот видишь, как оно всё
получилось? Теперь меня в штрафную отправят.
Женечка. Да брось ты… Уладится. Подумаешь губа. У меня в 43-ем тоже такое было! Мы с
девчонками на танцы рванули, в самоволку, а тут как раз проверка, представляешь? И ничего
обошлось… Хочешь, я тебе поесть принесу?
Женя. Я видеть тебя хочу.
Женечка. Что?
(Около дверей стоит Косых и случайно слышит голос Жени)
Женя. Я увидеть тебя хочу, слышишь?.. Хочу и всё…
Косых.(жалобно). Да я даже в окошко просунуться не могу.
Женя. Сейчас сарай в щепки разнесу, хочешь?
Косых. Ты что, спятил?
Женя. Ради тебя, хочешь?
Косых. Грамотный больно. Чего ради меня-то? Ну, чего? Чего ты разошёлся?! Сидишь и сиди!!
Женя. Я виноват перед тобой. Так виноват…
Косых. Оба погорячились, с кем не бывает.
Женя. Нет, ты не говори. Это я виноват, я…
Косых. Да ладно. Я ведь тоже не сахар.
Показался Мушегян в сопровождении офицеров. Подбежал Ромадин.
Ромадин. Товарищ гвардии майор, кому арестованного сдать?
Майор. Какого арестованного, Ромадин?
Ромадин. Колышкина… который мёртвым прикинулся.
Майор. Колышкина… Колышкина… А кто его к награде подсунул? Не ты?
Ромадин. Да это когда ж было? Он парашютистов в лесу обнаружил, а я ходатайствовал.
Майор. Одной рукой награждаем, другой сдаём. Орден мы на него получили. И на тебя тоже. Вот
за тех самых парашютистов.
Ромадин. А как же? Колышкин на товарища полковника кидался. Я буду ходатайствовать…
Майор. Ну правильно, награждение придержим.
Ромадин (обрадовался). Совершенно согласен.
Майор. Вместе с твоим орденом.
Вот так всё и обошлось для нашего героя.
16 слайд 1 ведущий. После демобилизации Окуджава поступил на филологический факультет
Тбилисского университета. Дорога в Москву ему, сыну «врагов народа», была закрыта. В 1947 г.
из лагеря возвращается его мать.
2 ведущий. «Готовясь к встрече, я думал, что будет много слёз и горьких причитаний, и
приготовил такую фразу, чтобы утешить её: «Мамочка, ты же видишь я здоров, всё у меня
хорошо, и мы снова вместе…» И вот я заглянул в её глаза. Они были сухими и отрешёнными, она
смотрела на меня, но не видела… Она ничего не говорила…»
17 слайд Звучит песня «Дежурный по апрелю»
1 ведущий. «Моя жизнь, - писал Б. Окуджава, - сложилась не совсем обычно. Моё созревание
(писательское) совершилось в деревне, в провинции, в относительном одиночестве. В
полноценную художественно-культурную среду я окунулся уже взрослым и сложившимся
человеком. Она, конечно, оказала на меня влияние, но умеренное. Наверное, я что-то потерял, как
теряет всякий, приходящий с опозданием».
Чтец. 18 слайд
Наверное, самую лучшую
На этой земной стороне
Хожу я и песенку слушаю –
Она шевельнулась во мне.
Она ещё очень неспетая,
Она зелена, как трава,
Но чудится музыка светлая,
И строго ложатся слова.
Сквозь время, что мною не пройдено,
Сквозь смех наш короткий и плач
Я слышу: выводит мелодию
Какой-то грядущий трубач.
Легко, необычно и весело
Кружит над скрещеньем дорог
Та самая главная песенка,
Которую спеть я не смог.
2 ведущий. Может быть, Окуджава что-то и потерял, зато приобрёл самобытность, своеобразие.
Чтецы. Стихотворение «Дождик осенний» читается по ролям под звуки гитары.
19 слайд Он. Жаркий огонь полыхает в камине,
Тень моя, тень на холодной стене.
Жизнь моя связана с вами отныне…
20 слайд Дождик осенний, поплачь обо мне.
21 слайд Она. Сколько бы я ни бродила по свету,
Тень моя. Тень на холодной земле.
Нету без вас мне спокойствия, нету
Дождик осенний, поплачь обо мне.
22 слайд Он. Все мы в руках у молвы и фортуны.
Тень моя, тень на холодной стене.
Лютни уж нет, но звучат её струны.
Дождик осенний, поплачь обо мне.
23 слайд Она. Жизнь драгоценна, да выжить не просто.
Тень моя, тень на холодной стене.
Короток путь от весны до погоста.
Дождик осенний, поплачь обо мне.
24 слайд 1 ведущий. У него было удивительное лицо: по-детски доверчивые глаза и презрительно-
насмешливые губы. И в песнях Окуджавы беспечность соединена с болью, беззащитностью,
мудростью. Поэт часто говорил, что он не «вживается» в чей-то образ, а всегда пишет о себе.
Чтец. 25 слайд
У поэта соперников нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету.
Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя,
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас – за себя.
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм –
Всё, что было его, - ныне ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
2 ведущий. Что же такое было в его песнях? Окуджава открыл целый мир человеческих чувств для
тех, кто в нём нуждался.
Чтецы. Стихотворение читается по ролям. 26 слайд
Он. В нашем старом саду, там, где тени густые,
Отчего же слова ты мне шепчешь пустые?
Отчего же слова ты мне шепчешь пустые?
Она. В нашем старом саду листья падают с клёна…
Отчего же теперь на меня не глядишь ты влюблено?
Отчего на меня не глядишь ты влюблено?
Он. Дорогое лицо незнакомо и строго…
Ах, как мало любви, а печали так много!
Ах, как мало любви, а печали так много!
27 слайд Она. В нашем старом саду, где судьба мне тебя подарила,
Разве сердце своё я тебе до конца не открыла?
Разве сердце своё я тебе до конца не открыла?
Звучит песня «Часовые любви». Видеозапись фрагмента из к/ф «Покровские ворота»
28 слайд 1 ведущий. Ещё при жизни Окуджавы существовало мнение, что его песни настолько
обособлены, что писать музыку на его стихи не стоит, из этого не получится ничего интересного.
Но жизнь показала другое. Песни на его стихи написаны ко многим кинофильмам. Наиболее
удачным, пожалуй, было сотрудничество Окуджавы с композитором И. Шварцем в работе над
фильмами «Женя, Женечка, Катюша», «Звезда пленительного счастья», «Соломенная шляпка»,
«Белое солнце пустыни».
Отрывки из к/ф –ов «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни».
2 ведущий. Сам Окуджава говорил о своих песнях, что это просто способ исполнения
стихотворений. А вот свидетельство Татьяны и Сергея Никитиных: «Для нас магия Окуджавы
заключена в музыке, звучании. Это и неповторимая окуджавская интонация и органичное слияния
романса.
29 слайд Звучит песня «Грузинская»
Чтец.
Стать богатеем иной норовит –
Золото копит, ночами не спит.
Но не всё то золото, не всё то золото,
Хоть и сверкает оно и звенит.
Можно театр позолотой покрыть,
Можно коврами весь пол устелить.
Но вдохновение на представление
Разве возможно за деньги купить?!
Можно устроить из вымысла дом,
Даже устроить праздники в нём.
Но не построится и не устроится
Счастье твоё на несчастье чужом.
Вилами глупо писать на воде.
Друг дорогой познаётся в беде.
И примечательно, то замечательно,
Что без любви нету жизни нигде.
Чистое сердце в дорогу готовь,
Древняя мудрость сгодится и вновь.
Не покупается, не покупается –
Доброе имя, талант и любовь.
Инсценировка отрывка из киноповести «Мы любим Мельпомену» 30 слайд
Волков. Надо было людей нанять по целковому, чтобы кричали браво-брависимо!
Сумароков. Погоди ещё бить начнут… Брависимо ему Перед скотами играем! Ничего
понимать не хотят, скоты! Запьёшь тут!
Волков. Зато театр.. свой, наш! Играем!
Дмитриевсий (тяжело дыша). Привыкнут, сами ходить начнут, к аплодисментам привыкнут
тоже.
Сумароков. Привыкнут, как же, подьячие!.. Кровью пишу, мучаюсь, а для кого? Для этих вон?..
Были бы придворными актёрами, там ни одно слово из моих трагедий не пропало бы!.. И
королевскую мантию (дёрнул Волкова за рукав) не из крашеного мешка шили, а из бархата!..
Волков. Господь с вами, Александр Петрович, мы же стараемся!.. Зато театр свой!..
Сумароков. А этим бы (кивая на зал) только актёров унижать! Орехов им захотелось пощёлкать!
Волков. Господь с вами, Александр Петрович раздражением) не бьют, и ладно. Нас вон в
Ярославле как дубасили оглоблей, а эти ничего! А всё-таки публика начинает привыкать к нам. Я
одного юношу, например, уже десятый раз вижу.
Гриша (смеясь). А я, например, одну блондинку вижу в двенадцатый раз!
Дмитриевский. Тихо-тихо, а существуем.
Шумский. Конечно, да не может быть, чтобы такой гений, как Шекспир, сердца не тронул…
Сумароков (раздражённо). Шекспир писатель непросвещённый, а пишет он, как пьяный дикарь…
Кстати, это не моё мнение, а Вольтера… А вы что, с господином Вольтером не согласны?
Волков. Вольтер великий ум, но вы же сами утверждаете, что боги могут ошибаться…
Сумароков. Шекспир, Шекспир. Да, сердца он трогает, не спорю, но зато вкус оскорбляет. У него
плохое и хорошее всё намешано, сплошной хаос. Все его пьесы надо бы переписать. Вот я
Гамлета переписал, и к чести своей, без ложной скромности скажу, лучше стало. Ведь я что
старался: всё плохое исправить, а хорошее уничтожить…
Волков. Да Гамлет же сильнее как фигура трагическая, чем благополучная.
Шумский. Александр Петрович, послушайте меня. Вот я знаю человека, который, только и делает,
что водку пьёт; ещё знаю другого, который грубит и ругается всё время; знаю третьего, который
влюблён в Мельпомену… нежнейшие чувства… и четвёртого, который пишет замечательные
стихи… поэт…
Сумароков (нетерпеливо). Ну-ну, ну четыре, и что же?
Шумский. А ведь это всё вы, Александр Петрович, и всё в одном. Вот как перемешано
Волков (захохотал). Как у Шекспира!
Сумароков (проворчал). Болваны, да у Мельпомены свои законы…
31 слайд 1 ведущий. Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в
прошлое, свою жизнь, он ответил: «Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что…
Жизнь моя была интересной. Я делал то, что хотел. Что мог, я совершил. Самое лучшее мне ещё
предстоит совершить».
Чтец. 32 слайд
Когда метель кричит, как зверь –
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь
Пусть будет дверь открыта.
И если ляжет дальний путь,
Нелёгкий путь, представьте,
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.
И, уходя в ночной тиши, 33 слайд
Без долгих слов решайте:
Огонь сосны с огнём души
В печи перемешайте.
Пусть будет тёплою стена
И мягкою – скамейка…
Дверям закрытым – грош цена,
Замку цена – копейка!
34 слайд 2 ведущий. 12 июня 1997 г. газеты сообщили: «В военном госпитале под Парижем
скончался Булат Окуджава. А ведь когда-то он написал:
Париж для того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на него, изумляться,
Грозящему бездной концу своему
Не верить и жить не бояться…
35 слайд 1 ведущий. При отпевании Б. Окуджавы отец Георгий сказал, что его стихи могут быть
прочитаны как псалмы, что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и
воспарения.
Чтецы.
36 слайд - Пока Земля ещё вертится,
пока ещё ярок свет,
37 слайд Господи, дай же ты каждому,
чего у него ещё нет:
мудрому дай голову,
трусливому дай коня,
дай счастливому денег…
И не забудь про меня.
- Пока Земля ещё вертится,
- Господи, твоя власть! –
Дай рвущемуся к власти
навластвоваться всласть!
Дай передышку щедрому,
хоть до исходного дня.
Каину дай раскаяние…
И не забудь про меня.
- Я знаю: ты всё умеешь,
я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый,
что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо
тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами,
не ведая, что творим!
- Господи мой Боже,
зеленоглазый мой!
Пока Земля ещё вертится,
и это ей странно самой,
пока ей ещё хватает
времени и огня,
дай же ты всем понемногу…
И не забудь про меня. 38 слайд
39 слайд
Звучит песня «Давайте восклицать!»
Использованная литература.
1. "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989);
2. "Избранная проза" (М., 1979);
3. удь здоров, школяр" (М., 1987);
4. Быков Д.Л. Булат Окуджава (Жизнь замечательных людей) М. Молодая гвардия 2011
5. http://www.litsoch.ru/biographies/66