Технологическая карта урока "И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок»" 5 класс

УРОК 17. И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих
пороков в басне «Волк и Ягненок».
Технологическая карта урока
Предмет
Литература
Класс
5
Базовый учебник
Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
Г.С.Меркин. – М.: Русское слово, 2013.
Тема урока
И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих
пороков в басне «Волк и Ягненок»
Тип урока
Изучение нового материала
Цели урока
Знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией;
чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок»;
воспитание бережного отношения к родному слову, формирование
интереса к русской классической литературе
Планируемые
результаты
Предметные: 1) познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”
как с особым литературным жанром;
2) способствовать развитию устной монологической и
диалогической речи учащихся;
3) отрабатывать навыки выразительного чтения.
Метапредметные: 1) поиск и выделение необходимой информации;
2) осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие
текста художественного произведения, смысловое чтение;
3) содействие развитию мыслительных операций
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация);
4) помощь в развитии творческого воображения,
познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные: 1) самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация,
способность к самооценке своих действий, поступков;
2) развитие моральной готовности противостоять злу,
вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых
всевозможными пороками и нежелание им подражать;
3) формировать активную жизненную позицию
Технологии
Технология проблемного обучения, технология оценивания учебных
успехов, с применением здоровьесберегающей технологии
Формы работы
Коллективная, групповая, индивидуальная
Виды деятельности
учителя
Организует, направляет, контролирует, диагностирует
Виды деятельности
учащихся
Выразительно читают басню, анализируют ее, сравнивают басни
одинакового сюжета, записывают свои выводы в таблицу
Виды используемых
ИКТ
Компьютер, интерактивная доска, презентация
Материалы и
оборудование
Тетради, учебники, ручки, карандаши
Структура и ход урока
Этапы урока
Содержание
1.Организацио
нный момент
(мотивация к
учебной
деятельности)
Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет
готовность к уроку.
- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему,
учителю.
2.Актуализаци
я изученных
знаний с
элементами
проверки
домашнего
задания.
Постановка
проблемы
урока
Иван Андреевич Крылов в своей жизни.
Как вы думаете, кем был Иван Андреевич Крылов?
(Баснописцем.)
Баснописец это не профессия. Иван Андреевич был журналистом, критиком, драматургом,
чиновником, домашним учителем. Как же он стал баснописцем?
Формулируем тему урока:
- Как журналист стал баснописцем?
Обсуждение вступительной статьи учебника.
Информация для учителя.
Андрей Прохорович Крылов, как считают многие исследователи, послуживший для А.С. Пушкина
прототипом капитана Миронова из «Капитанской дочки» (Крылов много рассказывал Пушкину про
себя и про отца), умел читать и писать, но «наукам не учился», был дворянином по выслуге, служил в
драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем стал
председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Зинаида
Михайловна Крылова (урождённая Сурина), из дворян, получила прекрасное домашнее образование,
после смерти мужа осталась вдовой с двумя малолетними детьми.
Первые годы детства Иван Крылов провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (после отца
к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных
соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего
земского суда, а затем Тверского магистрата.
Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным
удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между
пёстрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить
подканцеляристом за копейки. В конце 1782 г. поехал в Санкт-Петербург с матерью, где поступил на
службу в петербургскую казённую палату.
Первым произведением Крылова было написанное им в 1784 году оперное либретто «Кофейница»;
сюжет он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой
развязкой. Крылов отнёс свою книгу Брейткопфу, который дал за неё автору книги на 60 рублей
асина, Мольера и Буало), но не напечатал.
В 1785 году Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр
знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам,
но пьесы в этом виде не одобрил. Прочие его трагедии оторых было множество) также ничем
особенным не выделялись.
В казённой палате Крылов получал тогда 80–90 рублей в год, но положением своим не был доволен и
перешёл в Кабинет Её Величества. В 1788 году Крылов лишился матери и на руках его остался
маленький его брат Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне. В 1787–1788 годах
Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга
того времени Я.Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова аратора); по
свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П.М. Карабанова. Хотя и в
«Проказниках» вместо истинного комизма мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и
остроумна. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него
неудовольствие театральной дирекции.
В 1789 году в типографии И.Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу
человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение
недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки
гномов с волшебником Маликульмульком.
Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять
лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
В 1790 году Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое,
но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того
же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января
1792 года начал печатать в ней журнал «Зритель» с очень широкой программой, но всё же с явной
наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора.
В 1797 году он встретился в Москве с князем С.Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка в
качестве учителя детей, секретаря и т.п. Для домашнего спектакля в доме Голицына написал он
шутотрагедию «Трумф, или Подщипа» (напечатанную сперва за границей, потом в «Русской
старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на
классицистическую драму. В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором,
и Крылов определился к нему секретарём, продолжая при этом писать пьесы («Пирог» и пр.). В 1805
году Крылов был в Москве и показал И.И. Дмитриеву свой перевод французского языка) двух басен
Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их,
сказал Крылову: «Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его».
В 1808 году Крылов, снова поступивший на службу монетном департаменте), печатает в
«Драматическом вестнике» 17 басен и между ними несколько («Оракул», «Слон на воеводстве»,
«Слон и Моська» и др.) вполне оригинальных. В 1809 году он выпускает первое отдельное издание
своих басен, в количестве 23, и этой книжечкой завоёвывает себе видное и почётное место в русской
литературе, а благодаря последующим изданиям басен он становится писателем в такой степени
национальным, каким до тех пор не был никто другой. С этого времени жизнь его ряд непрерывных
успехов и почестей, по мнению огромного большинства его современников, вполне заслуженных.
3. Работа с
литературовед
ческими
терминами
4. Работа с
текстом басни.
Анализ текста
.
Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском
кладбище Александро-Невской лавры.
Сличение его рукописей и многочисленных изданий показывает, с какой необыкновенной энергией и
внимательностью этот в других отношениях ленивый и небрежный человек выправлял и выглаживал
первоначальные наброски своих произведений, и без того, по-видимому, очень удачные и глубоко
обдуманные. В результате по силе выражения, по красоте формы басни Крылова верх
совершенства. В целом это не сухая нравоучительная аллегория и даже не спокойная эпопея, а живая
драма.
Когда Крылов, по обязанности моралиста, пытается предложить «главнейшие правила
добродетельных поступков», у него это выходит сухо и холодно; но когда ему представляется случай
указать на противоречие между идеалом и действительностью, обличить самообольщение и
лицемерие, фразу, фальшь, тупое самодовольство, он является истинным мастером.
Учащиеся вспоминают определение терминов: басня, аллегория, олицетворение, мораль, проверяют
себя по учебнику и мультимедийной презентации.
Информация для учителя.
Басня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного,
сатирического характера. В конце её обычно содержится краткое нравоучительное заключение
так называемая мораль. Действующие лица данного произведения животные, птицы, растения,
вещи. А то, что подвергается осмеянию, – это человеческие пороки.
Басня один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI–V века
до нашей эры), писавший их в прозе. В Риме Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен
«Панчатантра» относится к III веку. Во Франции XVII века виднейшим баснописцем был
французский поэт Жан Лафонтен.
А в России развитие жанра басни относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с
именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова,
И.И. Дмитриева. Первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого
и в первой половине XVIII века у А.Д. Кантемира,
В.К. Тредиаковского. Знамениты же у нас стали басни И.А. Крылова с их реализмом, юмором и
превосходным языком.
1. Выразительное чтение басни (используется электронное приложение к учебнику или примеры
авторского исполнения, найденные в Интернете).
2. Работа с текстом басни:
У сильного всегда бессильный виноват: (- Почему?)
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
(- Заметьте, что слово «Истории» здесь с большой буквы.)
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
(- Мы не можем напрямую никого осудить или восхвалить. Зато в состоянии рассказать одну
интересную историю на ту же тему.)
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться, ( - Какой? )
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк, (- Почему волку надо придать делу законный вид? Наверное,
это не совсем волк, это начальник.)
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». (- Вот и повод нашёлся.)
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». (- Заметьте, что речь ягнёнка опять-таки намекает на
отношения начальник - подчинённый.)
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» (- Тут же выдумывается другой повод.)
«Помилуй, мне ещё и от роду нет году», –
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат».
«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. (- Хоть ты и отказываешься, но ситуация такова, что
кто-то из вас меня обидел или оскорбил.)
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». (- И если я с тобой разделаюсь, то это будет справедливым
возмещением того, как поступают со мной.)
«Ах, я чем виноват?» (- Прямой вопрос.) «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал – и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
5. Физминутка
6.Сопоставлен
ие двух басен
одинакового
сюжета
7. Знакомство с
иллюстрациям
и к басне И.А.
Крылова
3. Словесное рисование.
- Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?
4. Выявление темы и основной мысли басни.
5. Выразительное чтение басни учащимися, анализ исполнения.
Цветотерапия.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/23/tsvetoterapiya
Индивидуальная работа:
- Сравните басню Эзопа «Волк и ягнёнок» и аналогичную басню Крылова. Найдите отличия и
выпишите их в таблицу.
Волк и ягнёнок
Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка
сожрать.
Встал он выше по течению и начал попрекать ягнёнка, что тот мутит воду и не даёт пить.
Ответил ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что
стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты
бранными словами поносил моего отца. Ответил ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было.
Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а всё-таки я тебя съем».
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не
остановят.
Работа в парах: - Докажите, что «Волк и ягнёнок» Крылова это нравоучительная история.
Приведите аргументы в пользу этого мнения.
Используется мультимедийная презентация.
8. Подведение
итогов урока,
рефлексия с
использование
м
здоровьесберег
ающих
технологий
Какую задачу решали на уроке? Подведите итог: чему научились.
Запишите ключевые слова урока.
С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Оцените свою работу на уроке.
По каким критериям будете оценивать себя?
я желаю всем здоровья и дарю десять золотых правил здоровьесбережения.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Точно соблюдайте режим дня.
2. Правильно питайтесь.
3. Больше двигайтесь.
4. Спите в хорошо проветриваемой комнате.
5. Чаще бывайте на свежем воздухе.
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
7. Гоните прочь уныние и хандру.
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
10. Всегда желайте себе и окружающим добра.
9. Домашнее
задание
(дифференцир
ованное)
1. Выучить басню наизусть.
2. Подготовить инсценировку басни.