Конспект урока "Тема детства в повести Л.Н.Толстого «Детство»" 6 класс

1
Урок литературы в 6 классе
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства».
(Тема детства в повести Л.Н.Толстого «Детство». В мире художественного
слова Л.Н.Толстого).
Цели:
предметные:1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;
3) формировать навыки анализа текста с целью понять особенности прозы
Толстого;
межпредметные: 1) развивать навыки самоанализа;
2) развивать речь, память учащихся;
личностные: воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и
окружающему миру.
Материал к уроку: презентация.
Ход урока.
Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не
почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства.
Л.Н.Толстой
I. Тема детства в искусстве.
Учитель. Тема детства сквозная тема в литературе и других видах
искусства. Вспомним стихотворение Ивана Бунина с таким названием.
1. Обучающийся. Чтение стихотворения Бунина «Детство».
Давайте познакомимся ещё с одним стихотворением, в котором звучит эта
тема.
2. Обучающийся Чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Ребёнка
милого рожденье…»).
Учитель. Встречается ли эта тема или мотив в изобразительном искусстве?
3. Презентация репродукций картин известных художников, в которых
отображена эта тема, например: Федор Толстой. «Семейный портрет»,
2
Григорий Сорока. «Кабинет дома в Островках», Сергей Виноградов. «В
доме», Валентин Серов. «Дети», «Мика Морозов».
Учитель. Из чего состоит мир детства? Символы детства: уютный дом,
сам ребёнок с его тайной детского восприятия жизни, атмосфера в доме,
созданная родителями (любовь, забота, внимание).
Слово учителя о бессмертии повести Толстого «Детство». Высказывание
критика А. Поповкина о том, что Толстой изумительно передает эти детские
непосредственные, наивные и искренние переживания, раскрывает детский
мир, полный и радостей, и огорчений, и нежных чувств ребенка к своей
матери, и любви ко всему окружающему. Все доброе, хорошее, чем дорого
детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки.
4. Обучающийся. Чтение наизусть поэтического отрывка из главы
«Детство».
Обращение к словарю.
Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
Возвышает мою душу стремится к лучшему, к высокому значению,
положению.
Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.
Сладкие грёзы приятные мечты.
Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.
Ангел-утешитель- сверхъестественное существо, посланец Бога,
покровитель человека.
Добродетель – положительное нравственное качество человека.
Смыкает – закрывает.
II. Художественные приёмы изображение мира детства в повести
Л.Толстого «Детство»
Учитель. Как же изображает мир детства Толстой? Почему так удачно это
изображение? Какие художественные приёмы он использует?
3
1. Учитель о художественных приёмах изображения мира детства в
повести Л.Н.Толстого «Детство»:
1. «Диалектика души» - одна из форм психологического анализа в
художественном произведении. (постоянное изображение внутреннего мира
в движении, в развитии).
2. Портрет.
Словарь.
Диалектика - движение, развитие.
Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
Портрет в литературе: «описание либо создание впечатления от внешнего
облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться».
2. Обучающийся. Сообщение о художественных приёмах изображения
мира детства в повести Л.Н.Толстого «Детство» с примерами из текста.
Способы выявления «диалектики души».
1.Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей».
2. Сны, раскрытие подсознательных процессов.
3.Впечатление героев от внешнего мира. Внимание сосредотачивается не на
самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж.
4.Расхождение между тем временем, в котором реально происходило
действие, и временем рассказа о нём.
3.Обучающийся. Чтение заключительного отрывка из главы «Детство».
Здесь сожаление автора о невозвратности детства.
4. Работа с классом. Чтение миниатюр «Яркий эпизод моего детства».
Анализ способ передачи состояния ребёнка.
5. Обучающийся. Сообщение о художественных средствах языка в главе
«Детство».
Cредства выразительности, использованные в главе «Детство».
1. Лексические (эпитеты: «счастливая, невозвратимая пора детства»,
отуманенные дремотой глаза; метафоры: «сладкие грезы»).
4
2. Морфологические (глаголы в формах настоящего времени 2—ого лица:
«сидишь», не трогаешься», «слушаешь»; 1-ого лица: «смотрю», «вижу»,
«прищуриваю»; 3—его лица: «наполняют», «трогает», «не боится», «сидит»
и т.д.; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
креслице, пуговка, крошечный, душечка, голубчик, пальчики; слова
категории состояния: хорошо, тепло, уютно, тихо, спокойно).
3. Синтаксические (риторические предложения: восклицательные и
вопросительные).
III. Традиционные для русской литературы приёмы характеристики
человека.
Учитель о традиционном для русской литературы приеме подачи
характеристики человека, как описание портрета героя, изображения его
жеста, манеры поведения, так как все это внешние проявления
внутреннего мира
1. Обучающийся. Чтение наизусть отрывка «Портрет матери» из главы
«Maman».
2. Обучающийся. Сообщение об особенностях создания Л.Толстым
портрета матери с примерами из текста глав «Maman» и «Детство».
Материал для сообщения.
Портрет в литературе: «описание либо создание впечатления от внешнего
облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться».
Разновидности портрета: описательный, который преобладает в
произведениях литературы, лаконичный и текучий, который получил свое
развитие как раз в творчестве Толстого. Динамичный портрет одно из
важных условий «диалектики души» в произведениях Толстого, ибо он
отображает динамичные связи внутреннего мира человека и его внешних
проявлений, являясь порождением психологизма, раскрывает сложные
изменения внутреннего мира героев.
Суть толстовского принципа портретной динамики состоит главным
образом в разновременной подаче портрета персонажа по частям в ходе
5
развития сюжета, то есть в ходе повествования портретная характеристика
персонажа, данная, например, в начале произведения, дополняется новыми
деталями, которых не было в первом портрете
Детали у Толстого всегда тщательно отобраны, в чем проявляется
стремление Толстого к лаконизму. «Краткость, ясность и простота
выражения», провозглашенные в трактате «Что такое искусство?» признаком
идеальной «формы искусства вообще», стали творческой установкой для
Толстого. Лаконизм деталей связан с усилением их психологической
выразительности. Наличие у деталей психологического подтекста позволяет
не воспринимать толстовские портреты как эскизные из-за использования
малого количества этих самых деталей.
Для любого словесного портрета, а толстовского особенно, характерно
включение помимо описания внешности, позы, одежды, манеру говорить,
ведь сам Толстой провозгласил важнейший принцип искусства,
выражающийся в том, что каждая мысль «теряет свой смысл, страшно
понижается, когда берется одна из того оцепления, в котором она
находится».
Примечательно, что для Толстого порой не важен сам портрет, важно то,
что за ним просматривается. Здесь стоит отметить другую важную
особенность портретных зарисовок Толстого: несоответствие между
внешним и внутренним, и вытекающий отсюда прием «срывания масок»,
который используется при создании образов отрицательных персонажей.
Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как
единственное средство создания образа и не всегда является главным
средством повествования о человеке.
Учитель. JI. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она
представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто ... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».
6
3. Обучающиеся. Сообщения. Портрет учителя в повести, портрет няни.
4. Работа с классом. Чтение миниатюр: «Портреты родителей». Анализ
художественных средств.
IV. Беседа об атмосфере в семье.
1. Учитель Чтение отрывка из главы «Письмо».
В повести Льва Толстого мы не найдём страниц, где бы впрямую
говорилось о взаимоотношениях супругов Иртеньевых. Но достаточно
прочитать предсмертное письмо матери, обращённое к мужу, исполненное
такой возвышенной и самоотверженной любви, чтобы понять: именно это её
чувство и определило нравственный дух семьи. Потому-то с её смертью так
резко меняется весь семейный уклад: “Со смертью матери окончилась для
меня счастливая пора детства…”
2. Работа с классом. Чтение миниатюр: «Моя семья».
V. Вывод. Слово учителя о том, что произведение Л.Н. Толстого несёт в
себе огромный нравственный потенциал, заряд добра и любви, которые
необходимы растущему ребёнку. «Никто с такой наглядностью и
проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования
духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, отмечал Б. Бурсов в
статье, посвященной автобиографической трилогии
Л. Н. Толстого, в этом бессмертие и художественное величие его
повести».
Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть
ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем
самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа
беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья.
Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить.
Домашнее задание: чтение глав из повести «Детство» (по выбору),
подготовка к отзыву по прочитанным главам.
7
Список литературы и интернет-ресурсов:
1. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22-х томах. Т.1.
М.: «Худож. лит.», 1978.
2. http://rupoem.ru/bunin/chem-zharche-den.aspx
3. http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov324.html
4. http://psytu.narod.ru/Tolstoi/Contents/Text/bursov.htm
5. http://psytu.narod.ru/Tolstoi/Contents/Text/popovkin.htm
6. http://slovar.lib.ru/dict.htm