Презентация "Тема детства в повести Л.Н.Толстого «Детство»" 6 класс
Подписи к слайдам:
- И.А.Бунин «Детство»
- Чем жарче день, тем сладостней в бору
- Дышать сухим смолистым ароматом,
- И весело мне было поутру
- Бродить по этим солнечным палатам!
- Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
- Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
- И чувствую: мне только десять лет,
- А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
- Кора груба, морщиниста, красна,
- Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
- И кажется, что пахнет не сосна,
- А зной и сухость солнечного лета.
- Приветствует мой запоздалый стих.
- Да будет с ним благословенье
- Всех ангелов небесных и земных!
- Да будет он отца достоин,
- Как мать его, прекрасен и любим;
- Да будет дух его спокоен
- И в правде тверд, как божий херувим!
- Пускай не знает он до срока
- Ни мук любви, ни славы жадных дум;
- Пускай глядит он без упрёка
- На ложный блеск и ложный мира шум;
- Пускай не ищет он причины
- Чужим страстям и радостям своим,
- И выйдет он из светской тины
- Душою бел и сердцем невредим!
- Ф.Толстой о картине «Семейный портрет»: «На первом плане у стены, на которой висит картина Вернера старшего, стоит диван, перед ним прочный стол, покрытый зелёным сукном. На этом диване около стола расположена мною семейная группа – жена моя (в красном платье), две малолетние дочери и я сам, занимающийся лепкой статуи молодого человека»
- Уютный дом, где проходит размеренная жизнь интеллигентной семьи в понимании Виноградова становится символом покоя и отрады, символом детства.
- Летом 1899 года Серов впервые побывал на побережье Финского залива, приехав в Териоки. Здесь, в Териоках, он создал одну из лучших своих картин, назвав ее "Дети Саша и Юра". На ней он изобразил своих старших сыновей. Детская тема необыкновенно важна в творчестве Серова. Художник внимательно, с какой-то даже тоской вглядывался в детей, пытаясь открыть тайну детского, не замутненного взрослой логикой, восприятия и "понимания" жизни.
- «В портрете ребенка, сидящего на деревянном кресле, поражала стремительность внутреннего движения, громадная ребяческая взволнованность»
«Детство». Иллюстрация Д.Н.Кардовского.
- Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
- Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.
- Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
- Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.
- Сладкие грёзы – приятные мечты.
- Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.
- Ангел-утешитель- сверхъестественное существо, посланец Бога, покровитель человека.
- Добродетель – положительное нравственное качество человека.
- Смыкает – закрывает.
^
Словарь
Художественные приёмы изображения мира детства в повести Л.Н.Толстого «Детство».- 1. «Диалектика души» - одна из форм психологического анализа в художественном произведении. (постоянное изображение внутреннего мира в движении, в развитии).
- Диалектика - движение, развитие..
- Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
- 1.Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей».
- 2. Сны, раскрытие подсознательных процессов.
- 3.Впечатление героев от внешнего мира. Внимание сосредотачивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж.
- 4.Расхождение между тем временем, в котором реально происходило действие, и временем рассказа о нём.
- 1. Лексические (эпитеты, метафоры).
- 2. Морфологические (глаголы в формах настоящего времени, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, слова категории состояния).
- 3. Синтаксические (риторические предложения: восклицательные и вопросительные).
- 2. Портрет.
- Портрет в литературе: «описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться».
- Разновидности портрета:
- описательный, который преобладает в произведениях литературы, лаконичный и текучий, который получил свое развитие как раз в творчестве Толстого.
М. Н. Волконская (мать Л. Н. Толстого) в детстве. Работа Ф. П. Глебова. Н. И. Толстой (отец Л. Н. Толстого). Портрет работы А. Молинари.
Особенности создания портрета.- 1. Лексические особенности (эпитеты, сравнения, метафоры).
- 2. Морфологические особенности (качественные прилагательные в полной и краткой форме, наречия образа действия
- 3. Синтаксические особенности (сложная, распространенная, «неприглаженная», «неправильная» фраза, как говорил о ней сам писатель, предложения, осложненные однородными членами (сказуемые, определения, обстоятельства, дополнения).
Спасибо за внимание!