Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ "Словарь литературных терминов" 9, 11 класс
Подписи к слайдам:
Словарь литературных терминов
(подготовка к ЕГЭ, ОГЭ)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г.Реж
Акмеизм
- течение в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
- изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. В отличие от многозначного смысла символа, символ аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь). Как троп аллегория используется в баснях, притчах и т.д.
- бескорыстная забота о благе других людей.
- противопоставление понятий, положений, образов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь» (Н.А. Некрасов)
- произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства. (Роман Е.Замятина «Мы».)
- намеренное преувеличение («реки крови»).
- - «что взмах – то готова копна» Н. А. Некрасов; - «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах; - «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки; - «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров; - «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.
- такое расположение слов, выражений или образов, при котором последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабляющее значение. («Пришел, увидел, победил». Ю.Цезарь).
- изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. («Сидят людей половины» из стихотворения В.Маяковского «Прозаседавшиеся»).
- 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы: сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
- В драматургии изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. («Бесприданница» А.Островского, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
- исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного рода литературы:
- эпоса,
- лирики,
- драмы.
- жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя).
- художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность – изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
- Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
- образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
- жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью. («Евгений Онегин) А.С. Пушкин.
- переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причем можно использовать и сходство, и контраст.
- «Природой здесь нам суждено
- В Европу прорубить окно».
- А.С. Пушкин
- замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» - вместо «публика рукоплескала»).
- вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.
- «О чем ты воешь, ветр ночной,
- О чем так сетуешь безумно?»
- Ф.И. Тютчев.
- условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Петр Андреевич Гринев в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимович из «Бэлы».
- вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.
- «О чем ты воешь, ветр ночной,
- О чем так сетуешь безумно?»
- Ф.И. Тютчев.
- изображение картин природы в художественном произведении. Функции пейзажа определяются методом, жанром, стилем и конкретными художественными задачами.
- "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")
- разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. («Война и мир» Л.Н. Толстой, «Тихий дон» М.А. Шолохова).
- художественный метод, сложившийся в конце XVIII – начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность. («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М.Горького, «Алые паруса» А.Грина).
- течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII – начала XIX веков. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. (Представитель сентиментализма в России – Н.М. Карамзин)
- направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
- Главные представители символизма в русской литературе – В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.
- авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов ХХ века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).
- образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
- Автор шаблона: Демьянова Елена Юрьевна г. Тверь http://msalisa.ru/wp-content/uploads/2012/02/1a9aab6b7e3e.png http://www.coollady.ru/pic/0002/051/2.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e7b/000440b2-82c6de34/640/img17.jpg http://ppt4web.ru/images/288/20047/640/img9.jpg http://fmdon.ru/img.php?aHR0cDovL2NzNjE4ODI5LnZrLm1lL3Y2MTg4MjkxMzgvMTIzYTUvSDVZRzR4WVpkRXMuanBn.jpg http://www.kuchaknig.ru/knigi/oblogki/ltr_7444105.jpg http://900igr.net/datas/literatura/Stikhotvornyj-razmer/0009-009-Trekhslozhnyj-razmer-v-kotorom-udarenie-padaet-na-pervyj-slog-a-dva.jpg http://creativity.mypartnershop.ru/image/1012376022.jpg http://rupoezia.ru/wp-content/uploads/2013/05/wpid-lnAmjCggQUY.jpg http://www.nat-geo.ru/upload/iblock/b34/b347417228a7fa5efdd783e85d9f4f5e.jpg http://fo-rj.com/images/56ab4e7402429.jpg http://boleznov.ru/img/stihotvornyiy-razmer-horey.jpg http://www.stihi.ru/pics/2014/04/16/7926.jpg