Конспект урока "Страницы поэзии «Серебряного века»"

ГБП ОУ «Калязинский колледж»
Фрагмент занятия
по литературе на тему: Страницы поэзии «Серебряного века»
Выполнила
преподаватель русского языка и литературы:
Калинина Н.С.
Рецензенты:
Методист ГБП ОУ «Калязинский колледж»:
Николаева Л.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ ГСОШ г. Калязина: Артамонова Е.К.
Калязин, 2016 г.
2
Фрагмент урока
Урок: Литература.
Тема урока: Страницы поэзии «Серебряного века».
Время урока: 45 мин.
Дата проведения урока: 01.03.2016
Курс: 1
ОУ: ГБП ОУ «Калязинский колледж»
Преподаватель: Калинина Н.С.
Пояснительная записка:
Цели для студента:
Обучающие:
1) Вспомнить основные направления «Серебряного века»,
их особенности;
2) Повторить основных представителей «Серебряного
века».
Развивающие:
1) развивать умение обобщать, делать выводы;
2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки
выразительного чтения;
3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный
запас.
Воспитывающие:
1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание
различные точки зрения;
2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего,
Цели для преподавателя:
Образовательные:
1) Повторить основные литературные
направления поэзии «Серебряного века»,
рассмотреть их особенности;
2) Повторить биографические сведения и
особенности творчества представителей
«Серебряного века».
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст
поэтического произведения;
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить
поступок лирического героя;
3) развивать умение студентов сопоставлять,
сравнивать, выявлять особенности текстов разных
литературных направлений и аргументировать свой
ответ;
3
развивать чувство взаимопомощи, поддержки.
4) развивать творческие способности студентов;
5) развивать речь и мышление студентов.
Воспитательные:
1) воспитание чувства прекрасного, умение ценить
поэтическое наследие прошедшего века;
2) умение работать в группе, в парах: планировать
работу, уважать мнение выступающего.
Эпиграф к уроку:
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезой игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь анализировать
стихотворные тексты.
Метапредметные результаты: умение обобщать
по признакам и на основе анализа объекта делать
выводы.
Личностные результаты: умение анализировать и
выявлять смысл лирического произведения,
который хотел донести до нас автор.
4
Тип урока:
Повторительно – обобщающий урок
Форма урока:
Творческий семинар
Опорные понятия, термины:
Поэзия
Акмеизм
Символизм
Футуризм
Лирический герой
Новые понятия, термины:
отсутствуют
Форма контроля:
Терминологический диктант по теме «Серебряный век
русской поэзии».
Домашнее задание:
Группы №1 - готовит специальный выпуск
стенгазеты иллюстрированный репортаж о ходе
семинара.
Группа №2 готовит статью для стенгазеты на
тему: «Что мне дало участие в семинаре».
Группа №3 - готовит статью для стенгазеты на
тему: «Чем мне близка поэзия «Серебряного века»».
Предварительная подготовка:
1. Студентам необходимо повторить основные литературные направления «Серебряного века» и их особенности.
2. Придумать вопросы для дискуссии о том, какое литературное направление лучше, значимее, интереснее.
3. Вспомнить биографические сведения и особенности творчества представителей «Серебряного века».
4. Попытаться сочинить стихотворение в стиле символизма, акмеизма и футуризма.
5. Подготовить инсценировку интересного момента из жизни представителя «Серебряного века».
6. Повторить основные литературные термины по данной теме.
7. Студенты заранее делятся на 3 группы (по числу представленных литературных направлений) путем жеребьевки.
8. Каждой группе выдаются памятки для подготовки к семинару и критерии оценивания их выступления.
9. Выбирается жюри.
5
Краткие методические рекомендации:
В ходе подготовки к семинару студенты используют информацию, полученную на предыдущих уроках. Задача семинара
углубить полученные знания путем подготовки сообщений о творчестве поэтов и связать все выступления таким
образом, чтобы у студентов сложилось целостное впечатление о поэзии «Серебряного века». В начале занятий студенты
разделены по желанию на три малые группы по 5-6 человек по количеству направлений «Серебряного века»: символизм,
акмеизм и футуризм. В жюри входят три человека: два преподавателя и студент.
Оборудование:
1. Портреты поэтов «Серебряного века»;
2. Памятки;
3. Компьютер, экран, проектор, колонки;
4. Краски, кисточки, баночки с водой;
5. Костюмы для инсценировки;
6. Необходимый инвентарь для воссоздания эпохи того времени (свечи, кресло и т.д.);
7. Аудиозапись “Лунная соната” Л.Бетховена;
8. Видео «Подвал «Бродячей собаки»;
9. Памятки для студентов и жюри.
Литература:
1. Беляева Н.В. Пять встреч с поэтами «Серебряного века» (методические рекомендации в помощь учителю
словеснику) – Тверь, 2000.
2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2004.
3. Русская литература XX века: Очерки. Портреты. Эссе/Под ред. Кузнецова Ф.Ф. – М.: Просвещение, 2004.
6
Этапы урока,
время
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1.Мотивация
урока
1 мин.
Приветствие преподавателя.
Сообщение темы урока и эпиграфа.
Запись в тетрадь.
2.Целеполагание
и вступительное
слово
преподавателя
5 мин.
Постановка задач на урок.
Определение личных задач и целей студентов на урок.
Преподаватель:
Шум города затих,
Тоски распались узы,
И чувствует душа
Прикосновенье Музы.
Дорогие друзья! Муза приглашает нас совершить путешествие в
Серебряный век русской поэзии.
Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена.Приложение №8
Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем
сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название
было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось
за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая
Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933). Термин серебряный
век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,
Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют
исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков,
отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии,
Осознание поставленных
задач, необходимости их
решения.
Эмоциональный настрой
на тему урока.
7
3. Основная
часть семинара
25 мин.
гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. В это
время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,
Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения
такие композиторы, как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович,
И.Стравинский. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей
этого периода стала поэзия.
Русская поэзия Серебряного века дала много блестящих поэтов. В те
далекие времена они часто собирались в одном из самых известных
литературно-артистических клубов Петербурга под названием
“Бродячая собака” и спорили…(Показ видео - Подвал «Бродячей
собаки»)[см. Приложение №1]
Вот и я предлагаю вам сегодня подискутировать на тему: «Какое
литературное направление «Серебряного века» лучшее». А наше
жюри оценит вашу работу. [см. Приложение №7]
Задание 1. Дискуссия между представителями символизма,
акмеизма, футуризма.
Представители каждого литературного направления рассказывают о
своем направлении, доказывают, что оно лучшее, более значимое в
литературе, а остальные участники внимательно слушают и в конце
доклада задают провокационные вопросы. Преподаватель контролирует
дискуссию.
Примерный фрагмент дискуссии:
- Используют памятку [см.
Приложение №2]
-Выступления
представителей от каждой
группы:
1.Символизм;
2.Акмеизм;
3. Футуризм.
8
Символисты обращаются к футуристам: Ваша поэзия засорена
сниженной лексикой. Это выглядит безобразно. Вы спорите не только с
классиками, но и между собой! Значит, нет единства в вашем
литературном направлении.
Ответ футуристов: Используя сниженную лексику, мы показываем
жизнь такой, какая она есть. Спорим мы потому, что в споре рождается
истина!
Символисты обращаются к футуристам: Вы движетесь в будущее
сразу в нескольких направлениях. Это глупо! Нужно выбрать одно
правильное направление и двигаться к цели.
Ответ футуристов: Пока вы пытаетесь идти одной дорогой в поисках
истины, мы идем сразу несколькими путями. Поэтому наш шанс, найти
истину быстрее, возрастает.
Задание 2. Сочинение стихотворения.
Каждая группа читает выразительно стихотворение собственного
сочинения. По окончании прочтения представитель группы доказывает,
почему данное произведение относится к определенному
литературному направлению. Жюри оценивает выразительное
прочтение стихотворения по памятке. [см. Приложение №6]
-Задают провокационные
вопросы друг другу.
Дискутируют.
[см. Приложение №3]
Студенты аргументируют
свой ответ по памятке [см.
Приложение №4]
Во время прочтения
стихотворения
представителями групп,
остальные участники
семинара на листе бумаги
рисуют свои впечатления
от произведения. Затем эти
рисунки вывешиваются на
9
4. Обсуждение
итогов семинара
10 мин.
Задание 3. Викторина по поэзии «Серебряного века».
Преподаватель: Представители каждого направления были прекрасно
осведомлены друг о друге. Давайте проверим ваши познания.
[см. Приложение №5]
Задание 4. Инсценировка, в которой показан интересный момент из
жизни представителя того или иного направления.
Преподаватель помогает студентам с костюмами и инвентарем для
инсценировки. Жюри оценивает инсценировку.
Преподаватель: Итак, ребята, мы с вами поговорили о поэзии
«Серебряного века». Вы выполнили ряд моих заданий. Таким образом,
мы вспомнили основные литературные направления, их особенности,
представителей. Показали свои творческие способности, умения
аргументировать свой ответ. В ходе дискуссии нашего урока, вам
удалось убедить меня, что каждое литературное направление хорошо и
особенно по – своему.
доску.
Представители каждой
группы отвечаю на
вопросы. Набирают баллы.
Представители каждой
группы инсценируют
сюжет из жизни поэта
своего литературного
направления и показывают
своим выступлением, что
их литературное
направление самое
значимое в литературе,
интересное.
Подводят итог дискуссии
вместе с учителем.
Слушают мнение жюри.
10
5. Рефлексия
2 мин.
6. Домашнее
задание
2 мин.
Давайте посмотрим на общие результаты вашей работы.
Выступление жюри.
Преподаватель: Ребята, я предлагаю вам заполнить небольшую анкету.
1. На занятии я работал активно ∕ пассивно
2. Своей работой на занятии я доволен ∕ недоволен
3. Занятие показалось для меня длинным ∕ коротким
4. За занятие я устал ∕ не устал
5. Мое настроение стало лучше ∕ хуже
6. Материал урока мне был понятен ∕ не понятен
полезен ∕ бесполезен
интересен ∕ скучен
легким ∕ трудным
Группы №1 «Символисты» - готовит специальный выпуск стенгазеты
иллюстрированный репортаж о ходе семинара.
Группа №2 «Акмеисты» готовит статью для стенгазеты на тему:
«Что мне дало участие в семинаре».
Группа №3 «Футуристы» - готовит статью для стенгазеты на тему:
«Чем мне близка поэзия «Серебряного века»».
Оценивают себя.
Заполняют анкету.
Записывают домашнее
задание.
Приложение №1
Видео - Подвал «Бродячей собаки»
11
Приложение №2
Памятка для студента - участника « Как готовиться к семинару»:
1. Составьте план выступления, сообщения или доклада.
2.Отберите нужный для выступления материал.
3.Прочтите список рекомендуемой дополнительной литературы, поработайте с ним.
4. Сравните противоречивые суждения, отметьте те, на которые вам придётся опираться в ходе выступления.
5. Напечатайте своё выступление, проверьте, сколько времени оно займёт.
Памятка для жюри:
1.Изучи направления «Серебряного века», которые будут обсуждаться на семинаре.
2. В ходе семинара сопоставляй изученными сведениями из теории литературы о направлениях с каждым высказанным
суждением докладчика и оппонента.
3. Следи за тем, чтобы выступающие обе стороны не уклонялись от обсуждения проблемы, поднятой на семинаре.
4. Соотнеси выступление с темой, соответствуют ли они друг другу.
5. Оцени построение высказываний: логическую последовательность, аргументированность, наличие выводов и
личностного отношения.
6. Оцени речевую культуру выступающих.
Приложение №3.
Памятка участнику дискуссии
1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
12
3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
5. Не забывай о четкой аргументации и логике.
6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов.
7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке».
8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
9. Никогда не «навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек.
10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.
Правила ведения дискуссии
1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения.
2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия.
3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться
6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы
Приложение №4
План доказательства принадлежности сочиненного стихотворения к определенному литературному направлению
Признаки символизма:
1. Наличие символа (небо, солнце и т.д.)
2. Наличие чувствительности, переживаний, впечатлений.
3. Наличие двоемирия (мир реальный и мир мечты).
13
4. Наличие возвышенной лексики.
5. Прослеживается наличие одинокой, замкнутой души, страстно отталкивающейся от городского быта, реального
мира.
Признаки акмеизма:
1. Обращение к миру реальности.
2. Радостное восприятие действительности.
3. Отсутствие символов.
4. Лирический герой это человек с сильными страстями, с сильной волей, целеустремленный, четко знающий чего
он хочет в жизни.
5. Наличие мифологических образов.
6. Соединение прошлого и настоящего.
Признаки футуризма:
1. Наличие словотворчества.
2. Визуальное воздействие текста.
3. Использование сниженной лексики.
4. Наличие различных аббревиатур.
5. Наличие революционной и политической тематики.
6. Наличие движения в будущее.
Приложение №5
Викторина по поэзии «Серебряного века»
1. Определите модернистское направление по характерным признакам: Направление, для которого характерны
тайнопись, недосказанность, замена образа, двоемирие. (Символизм)
2. К какой группе относились поэты К.Д. Бальмонт и В.Я.Брюсов? (Старшие символисты)
14
3. Чем отличаются «старшие символисты» от «младших»?
4. Кого из поэтесс «Серебряного века» называли Кассандрой, так как она предсказывала смерть духовного с приходом
революции? (З. Гиппиус)
5. Поэт «Серебряного века», представитель «старших символистов», которого привлекают стихийные, грозные вещи, но
во всех его стихотворениях присутствует образ солнца. (В.Я. Брюсов)
6. Назовите любимые образы, которые мы часто наблюдаем в поэзии М.Цветаевой. (Море, рябина)
7. Поэт, представитель акмеизма, который создал сборник стихотворений «Камень», а также его произведения
наполнены мифологическими образами (Кассандра, Зевс, Прокна, Одиссей, Пенелопа и другие) (О.Э. Мандельштам)
8. Определите модернистское направление, для которого характерен отказ от мистической туманности, создание
зримого конкретного образа. (Акмеизм)
9. Представитель акмеизма, который реально побывал в Африке, а в своем художественном воображении свободно
перемещался в пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка, океанские просторы, античный мир, рыцарская эпоха,
время великих географических открытий. (Н. Гумилев)
10. В каком произведении В.Маяковский высказал свое мнение о назначении поэта и поэзии? (В поэме «Во весь голос»)
11. Каким объединением руководил Н. Гумилев? («Цех поэтов»)
12. Поэтесса, которая написала известное произведение «Реквием». (А.Ахматова)
13. Назовите настоящую фамилию А.Ахматовой. (Горенко А.А.)
14. Представители, какого направления могли сочинить подобную фразу: «Дыр – булл щыл убе щур?» (Футуристы)
15. Кто из поэтов находился вне рамок определенных течений или направлений? (М. Цветаева, М. Волошин, В.
Ходосевич)
15
16. Какой известный манифест создали футуристы? («Пощечина общественному вкусу»)
Приложение №6
Критерии оценивания прочтения сочиненного стихотворения наизусть (для жюри и участников семинара)
1. Эмоциональность.
2. Хорошее знание текста.
3. Выразительность.
4. Передача внутреннего смысла и настроя, заложенного автором в произведении.
5. Соответствие стихотворения признакам того или иного направления.
Приложение №7
Карта оценки каждой группы членами жюри
Член жюри
1 задание: Дискуссия.
2 задание: Сочинение и
прочтение стихотворения.
3 задание:
Викторина.
4 задание:
Инсценировка.
Ф.И.О.
Ф.И.О.
Ф.И.О.
Группы оцениваются за каждое выполненное задание по пятибалльной шкале.