Конспект урока "Философия поэтической души В. Маяковского (на примере стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»)"
Тема: «Философия поэтической души В. Маяковского (на примере стихотворения
«Хорошее отношение к лошадям»).
Цели урока: 1) Образовательные: научить правильному прочтению лирического текста;
отрабатывать приёмы анализа стихотворной формы: определение размера, рифмы,
строфики;
2) Развивающие: продолжать работу над средствами выразительности поэтической речи;
развивать образность мышление и способность к интерпретации текста.
3) Дидактические: воспитывать у учащихся поэтическое восприятие лирического
стихотворения и интерес к поэзии; научить погружаться в мир автора.
Оборудование: опорный план урока по теме: «Философия поэтической души
В. Маяковского (на примере стихотворения «Хорошее отношение к лошадям)», портрет
В.В Маяковского, сборник стихов В. Маяковского, биографическая книга П. Фокина
«Маяковский без глянца».
2 минуты.
Приветствие, эмоционально-
образное слово учителя (эпиграф
урока+биографический
комментарий), огласовка темы и
цели урока.
2 минуты.
Выразительно чтение учителем.
2 минуты.
Составление учениками
ассоциативного ряда.
3 минуты.
Комментарий учителя.
1. Оргмомент.
Приветствие класса и учителя.
Установка на прочтение.
Жизнь и стихи Маяковского так тесно слиты, что
без преувеличения можно сказать, они дополняют
и комментируют друг друга. В этой синтетичности
человеческого и поэтического образа Маяковского
заключается его сила, в этом секрет его власти над
читателем.
Писатель Лев Кассиль не ошибся, охарактеризовав
Маяковского именно так.
Сегодня, мы будем пытаться понять, как возникает
эта синтетичность, что значит «философия души»
Маяковского и каким образом это проявилось в
стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
2. Первичное чтение лирического текста.
Чтение наизусть стихотворения Маяковского
«Хорошее отношения к лошадям».
- Подумайте и скажите: о чём это стихотворение?
(Оно не только о жалости к лошади, оно ещё об
отношении к жизни, о способности человека жить
в гармонии с животным миром, заботиться о
братьях наших младших).
- Опишите какие чувства, впечатления, настроения
возникли у вас при прослушивании этого
стихотворения? (грусть, печаль, радость).
Вы все были правы. Это стихотворение наполнено
разными оттенками чувств и эмоций. И, конечно,
это произведение является своего рода
отображением взгляда поэта на жизнь.
15 минут.
Эвристическая беседа.
Работа над деталями.
«Поищем словечко!» - подбор
эпитета, характеризующего смех.
Интересным является и то, что главным героем
этого стихотворения становится лошадь. Это не
случайно: Маяковский обожал животных, в
особенности лошадей. Позвольте зачитать вам
несколько воспоминаний об этой причуде поэта.
(зачитываются отрывки из книги «Маяковской без
глянца»).
3. Анализ лирического текста.
- Учитывая любовь Маяковского к животным в
реальности, как вы думаете, образ лошади в
стихотворении конкретный, собирательный,
символический?
- Что именно символизирует образ лошади в этом
стихотворении? (Человека, старость, поэта)
- Какие ещё образы мы можем найти в этом
стихотворении (образ безликой толпы-улицы,
образ лирического героя)
- Как охарактеризуем эти образы? Какие средства
помогают нам в этом?
(Лошадь – глаза лошадиные. Глаза отражают на
лице то, что у живого существа на душе)
- А что вы видите в этих глазах? (боль, страдание,
проникновенную глубину, человечность).
- Что происходит с душой лирического героя?
(Его охватила звериная тоска. Он предстаёт
человеком, способным посочувствовать, пожалеть.
Герой относится к лошади, как к человеку).
- Какими характеристиками наделён образ улицы?
(Толпа/улица характеризуется метафорами «льдом
обута», «ветром опита». Зеваки смеющиеся).
- Какой смех звучит в стихотворении?
Охарактеризуйте его (Злой, несправедливый,
противный и т.д.).
- При помощи каких поэтических приёмов автор
создаёт атмосферу трагического одиночества?
(приём звукописи: «били копыта, пели будто: гриб,
граб, гроб, груб»).
- Как вы понимаете фразу: «Все мы немножко
лошади. Каждый из нас по-своему лошадь»?
(В жизни каждого человека наступает такой
период, когда он нуждается в сочувствии,
сострадании, поддержке).
- Как вы понимаете финал стихотворения?
(Финал стихотворения символичен: лошадь
4 минуты.
Лингвистические упражнения.
вспоминает детство – самую беззаботную пору
жизни, когда каждый мечтает о счастливом
будущем, надеется на лучшую жизнь)
- Каким пафосом наполнено это стихотворение
(гуманистическим)
- Какие поэтические средства, помогают
читателю увидеть и услышать особую
звукопись стихотворения?
1. Аллитерация – повторение согласных звуков в
слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено
на то, чтобы создать у читателей звуковую картину
ходьбы лошади по мостовой. Мы
действительно слышим, как идет лошадь,
как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их
внимание и почему-то развеселило.
и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и
многочисленными) «ш», «ц», «к» передают
звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань
брюк издает звуки при движении. А длинная
строка – метафора бесконечного шествия зевак по
Кузнецкому мосту.
2. Ассонанс - созвучие,
повторение гласных звуков в слове, фразе.
Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» -
выражение крика и самой лошади и
многочисленных прохожих.
3. Звукоподражание – подражание с помощью
языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
3 минуты.
Выявление личностного смысла
беседой.
5 – 7 минут.
Пояснить задание.
Творческая работа.
1 минута.
1 минута.
В данном случае слова полностью теряют свое
лексическое значение, но выступают в другой
функции – звукоизобретательной.
4. Звукопись – прием усиления изобразительности
текста путем такого построения фраз, строк,
которое соответствовало бы воспроизводимой
картине.
Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого
копыта отчетливо слышен.
У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами;
причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-
ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача:
воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
4. Обобщение воссоздание целостности:
Таким образом, мы с вами понимаем, что
Маяковским были затронуты очень важные,
злободневные, вечные темы.
-Назовите какие именно? (Объединение человека с
природой, природная доброта человека).
-Какие подлинные духовные ценности интересуют
поэта-героя? (нравственность, мораль, милосердие
и сострадание).
5. Контроль (рефлексия).
Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас написал
сейчас мини- сочинение на тему: «О поэтической
душе Маяковского», в котором изложил свои
мысли по поводу сегодняшнего занятия.
6. Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений В. Маяковского
наизусть, подготовить выразительное чтение.
7. Конец урока.
Выставление оценок с комментированием.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "В. Г. Распутина «Живи и помни»"
- Конспект урока "И. Бунина "Чистый понедельник""
- Конспект урока "История создания и публикации романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака" 11 класс
- Конспект урока "Электрические и магнитные поля в природе" 11 класс
- Конспект урока "От ангела и от орла в ней было что – то (по творчеству А. Ахматовой)" 11 класс
- Конспект урока "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" М. А. Шолохова" 11 класс