Рабочая программа по литературе 10 класс Коровина 102 часа ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
Рассмотрено
На заседании
Педагогического Совета школы
Протокол №1 от 30.08.2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ
«Средняя школа №2»
_______/ ________/
ФИО
Приказ № 73 от 31.08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе, 10 класс
Покровковой Н.Н.
высшая категория
Ф.И.О., категория
Количество часов:
Всего _102_ час; в неделю _3__ час.
Контроль знаний:
сочинения классные – 4
классно – домашние – 3
контрольные работы – 2
2016 - 2017 учебный год
2
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направ-
лений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, осо-
бенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой про-
изведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литера-
турного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм
литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической
значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание учебного курса
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека,
обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное
начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет
и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX
века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский.
Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение
реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и
профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение
крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества.
Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и
революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой,
Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и
реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев,
Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев),
3
«органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической
идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель
и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм.
Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и
общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц
шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы
сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),
«...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом»,
«Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов.
Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу
истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики
и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в
лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения
и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир
или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и
красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном
мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один
я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта
и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и
взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения.
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород».
Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое
слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» —
идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский
проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики.
Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века.
Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные
тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея
нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и
новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов».
Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его
жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-
ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики
(«Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое
как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация
творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического
репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно
ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб,
гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в
4
пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный
фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и
религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое
мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А.
Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии,
драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный
конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между
поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою
человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг
романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе.
Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.
Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.
Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой
и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание
разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической
детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический
фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической
или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых
лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки
монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните
вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и
все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...»,
«Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской
поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и
судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике
природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и
умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический
язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив
трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое
дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я
пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью
живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного
мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в
произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза
дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист.
Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с
романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного
начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ
исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и
жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной
лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип,
хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое
5
многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного
рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно!
Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой
бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен
незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной
литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного
города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника,
изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение
народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование
против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как
выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути.
Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление
типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная
чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа.
Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и
мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве
общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея
Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное
осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой,
Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого,
реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения
«диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого.
Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую
литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог
(развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и
«натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая
история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов
Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и
социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости
и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический,
роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и
Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр
«русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант
и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные
судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость —
основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по
6
выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических
журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией
изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими
представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-
психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального,
судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы
будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре»,
«Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный
монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое,
настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и
комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность,
«бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для
русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые
финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и
стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма.
Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта.
(Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость
творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема
женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных
произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний
романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных
людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье,
сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и
права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как
«драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся,
закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника.
Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и
воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
7
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество
часов
1.
Русская литература Х1Х в. в контексте мировой культуры.
1
2.
Обзор русской литературы первой половины Х1Х в.
1
3.
Традиции и новаторство в русской литературе первой половины Х1Х в.
1
4.
Основные литературные направления Х1Х в.
1
5.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного).
"Разговор Книгопродавца с поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи
любовию народной..."), "Поэт и толпа», «Странник», «Эхо», «Пророк»,
«Памятник»
1
6.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного).
"Разговор Книгопродавца с поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи
любовию народной..."), "Поэт и толпа», «Странник», «Эхо», «Пророк»,
«Памятник»
1
7.
Философская лирика поэта. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия
в стихотворениях А.С.Пушкина. Анализ стихотворений: «…Вновь я
посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Подражание
Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Я пережил свои желанья»,
«Демон» «Если жизнь тебя обманет…», «Пора, мой друг, пора…»
1
8.
Вольнолюбивая лирика поэта («Вольность», «Деревня», «Погасло дневное
светило», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный»,
«Осень», «Из Пиндемонти», «Отцы-пустынники и жены непорочны…»). Анализ
стихотворений.
1
9.
Вечные темы в творчестве А.С.Пушкина: любовь, природа, дружба. «Сожженное
письмо», «Я вас любил»…
1
10.
Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
1
11.
Развитие речи. Классное сочинение № 1 на тему «Художественное
совершенство пушкинской лирики». Подготовка к написанию.
1
12.
Развитие речи. Классное сочинение № 1 на тему «Художественное
совершенство пушкинской лирики».
1
13.
Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова; своеобразие художественного мира
поэта (Обзор лирики)
1
14.
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве
пушкинских традиций. «Пророк» Пушкина и Лермонтова
1
15.
Основные темы и мотивы в лирике Лермонтова. Лирический герой поэзии.
«Дума», «и скучно, и грустно».
1
16.
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.
1
17.
Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике Лермонтова. Любовная лирика.
1
18.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. “Я не унижусь пред тобою…”.
Подготовка к домашнему сочинению № 1 по лирике М. Ю. Лермонтова.
1
19.
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпико-драматическое начало в сборнике
«Миргород»
1
20.
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в
«Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской
прозы.
1
21.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Обучение анализу эпизода
1
22.
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
1
8
23.
Значение творчества Н. Гоголя для развития русской литературы. Урок –
лаборатория. Классное сочинение № 2
1
24.
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы.
Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы
1
25.
Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие
художественного таланта И. А. Гончарова.
1
26.
Роман «Обломов». От замысла к воплощению. Неподвижная жизнь Обломова в
Петербурге (1 часть, 1 гл.). Роль предметной детали в портрете Обломова и
обстановке, его окружающей. Ирония и юмор в романе. Анализ эпизодов.
1
27.
Пути, отвергнутые Обломовым. (1часть, 2,3 гл.). Анализ эпизодов.Анализ главы
«Сон Обломова». (9 гл.). Истоки обломовщины.
1
28.
Обломов и Штольц. Андрей Штольц как антипод Обломова.
1
29.
Женские образы в романе «Обломов». Анализ образов Ольги Ильинской и
А.М.Пшеницыной. Философский смысл финала.
1
30.
Развитие речи. Классное сочинение № 3 по роману И. А. Гончарова «Обломов».
Подготовка к написанию.
1
31.
Развитие речи. Классное сочинение № 3 по роману И. А. Гончарова «Обломов».
1
32.
А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья».Художественный мир А. Н.
Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый театр.
Новаторство драматурга.
1
33.
Драма «Гроза». Смысл названия и символика пьесы.
1
34.
Семейный и социальный конфликт в драме. Прием антитезы
1
35.
Быт и нравы города Калинова (изображение «затерянного мира» города
Калинова). Комментированное чтение отдельных сцен.
1
36.
Трагедия Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера.
1
37.
Катерина Кабанова. Сила и слабость героини.
1
38.
Нравственная проблематика пьесы. Жертвы «тёмного царства». Катерина и
Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Групповой и
сопоставительный анализ образов.
1
39.
А.Н.Островский. Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции.
Анализ проблематики и поэтики.
1
40.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению № 2 по пьесе А. Н. Ост-
ровского «Гроза».
1
41.
Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эс-
тетические и этические позиции, участие в журнальной полемике.
1
42.
«Записки охотника». Анализ рассказов.
1
43.
И. С. Тургенев -- создатель русского романа как летописи жизни русского
общества. Психологизм произведений
1
44.
Роман «Отцы и дети». Отражение в романе политической борьбы 60-х гг. Смысл
названия. Композиция.
1
45.
Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.
1
46.
«Отцы» в романе. Базаров и родители: анализ XX-XXI глав.
1
47.
Смысл финала романа «Отцы и дети»: анализ главы XXVI и эпилога, анализ
сцен болезни и смерти Базарова.
1
48.
Подготовка к домашнему сочинению № 3 по роману И. С. Тургенева.
1
49.
Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер
лирики. Мастерство.
1
50.
Тютчев-философ, певец русской природы. Единство мира и философия природы
в его лирике. «Silentium!», «He то, что мните вы, природа…», «Тени сизые
смесились…», «Полдень», «День и ночь», «Осенний вечер», «Как хорошо ты, о
море ночное…», «Природа — Сфинкс…», «Певучесть есть в морских волнах…»,
«Еще земли печален вид…» и др. Анализ стихотворений.
1
51.
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок
1
9
роковой». «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Я помню
время золотое...» и «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). Обучение
сопоставительному анализу стихотворений.
52.
А. А. Фет. Личность и судьба поэта.
1
53.
Любовная лирика Фета и её утонченно чувственный психологизм. "Шепот,
робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Певице",
"Ещё одно забывчивое слово...", "На качелях" и др. Гармония и музыкальность
поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.
Анализ стихотворений.
1
54.
Основные этапы творческой биографии А.К. Толстого. Жанровое своеобразие
«Плодов раздумий» Козьмы Пруткова.
1
55.
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).
Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...»,
«Надрывается сердце от муки...» и др.
1
56.
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час»,
«Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
1
57.
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение
народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у
двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
1
58.
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.
«Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка»,
«Внимая ужасам войны...» и др.
1
59.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»."
1
60.
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного
рабства
1
61.
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема
борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.
1
62.
Тема женской доли в поэме. Образ Матрены Тимофеевны. Нравственный идеал
счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
63.
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в
поэме. Контрольная работа № 1.
1
64.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок
Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Богатырь».
Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках.
1
65.
«История одного города». Смысл названия, композиция, жанр. Идейно-
художественный анализ произведения.
1
66.
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.
Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
1
67.
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
1
68.
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в
романе. Художественные особенности романа.
1
69.
Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и
тайны смерти.
1
70.
Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного
самосовершенствования.
1
71.
Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе.
Наташа Ростова на пути к счастью.
1
72.
Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.
1
73.
Тема народа в романе «Война и мир».
1
74.
Обращение к народу в поисках нравственного идеала.
1
75.
Кутузов и Наполеон. Историзм в познании закономерностей общественного
1
10
развития
76.
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный
героизм в изображении Л.Н.Толстого.
1
77.
Развитие речи. Классное сочинение № 4.«Мой любимый герой в романе Л. Н.
Толстого «Война и мир». Подготовка к написанию.
1
78.
Развитие речи. Классное сочинение № 4.«Мой любимый герой в романе Л. Н.
Толстого «Война и мир».
1
79.
Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Знакомство с биографией
писателя.
1
80.
История создания романа «Преступление и наказание». Смысл названия романа.
Беседа по содержанию 1 части. Комментированное чтение фрагментов романа.
1
81.
Образ Петербурга и средства его создания в романе. Анализ сцен.
1
82.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Пути, отвергнутые
Раскольниковым. Разумихин. Лебезятников. Лужин. Свидригайлов. «Двойники»
героя. Анализ сцен.
1
83.
Смысл теории Раскольникова. Диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича.
Анализ эпизодов.
1
84.
Причины преступления Родиона Раскольникова. Анализ сцен и опорных
высказываний
1
85.
Оппоненты Раскольникова (Соня, Порфирий Петрович, Разумихин, Дуня).
Почему Раскольников явился с повинной? Роль эпилога в раскрытии авторской
позиции.
1
86.
Значение образа Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание".
1
87.
Композиционная роль эпилога в романе "Преступление и наказание".
1
88.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой
Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности
жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества».
1
89.
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств.
Нравственный смысл рассказа.
1
90.
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и
рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
1
91.
Контрольная работа № 2 по теме «Обобщение и систематизация изученного
материала».
1
92.
Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества,
своеобразие мастерства писателя.
1
93.
Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.
1
Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души.
1
94.
Утверждение красоты человеческих чувств и отношений. Тема любви в
чеховской прозе.
1
95.
Рассказы «Дама с собачкой» и «Дом с мезонином». Анализ.
1
96.
Загадка «Студента», «Черного монаха» и «Палаты №6». Анализ рассказов.
1
97.
Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Основной
конфликт. Герои.
1
98.
«Вишневый сад» - прощание с прошлым. Символический смысл образа
вишневого сада. Тема настоящего, прошлого и будущего России.
1
99.
Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла«Ожерелье».
1
100.
Жизнь и творчество Г. Ибсена. Драма «Кукольный дом».
1
101.
Урок – лаборатория. Разработка коллективных проектов.
1
102.
Защита проектов. Рекомендации для чтения летом
1
Литература - еще материалы к урокам:
- Викторина по рассказам «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Мальва», «Макар Чудра» и роману «Фома Гордеев» М.Горького (11 класс)
- Проект "Военная проза Н. Носова" 11 класс
- Викторина "М. Булгаков «Мастер и Маргарита»" 11 класс
- Конспект урока "Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А. С. Пушкина" 11 класс
- Конспект урока "Нравственный урок повести Валентина Григорьевича Распутина «Последний срок»" 11 класс
- Конспект урока "В. Юксерн. "Гусли". Краткий обзор романа" 11 класс