Конспект урока "В конце концов он назвал себя Добрым" 8 класс

"В конце концов он назвал себя Добрым" (по роману Мигеля де
Сервантеса Сааведра «Дон Кихот Ламанчский»
Тимофеева Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание литературы
Звучит Глинка «Арагонская хота».
Учитель:
Прозвучал фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки.
Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа.
Глинка – композитор XIX в. – словно воскрешает прошлое: обращаясь к давним векам, он дает
старинному танцу новую жизнь.
Не так ли и испанский солдат Мигель де Сервантес Сааведра выбирает своего героя осколок
прежних рыцарских времен.
Испания /рубеж 16-17 веков/ Эпоха Возрождения
Всего грустнее в грустной сей истории,
Что мы смеемся, а герой-то прав.
Провозглашая славные теории
Борьбы с насильем и защиты прав.
Но мир его относит к категории
Безумцев, ничего не разобрав.
Кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной
борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?
О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.
Объявление темы урока: В конце концов он назвал себя Добрым.
Цели:
1. Показать гуманизм и демократизм автора романа.
2. Способствовать воспитанию уважения к человеку и рыцарского отношения к женщине.
3. Убедиться в мысли, что подвиги идальго – основа характеристики нравственного облика
героя.
Используемые методики:
1. Информационная служба.
2. «Всякое в жизни случается»
3. Страничка в конверте.
4. Нестандартная ситуация.
5. Валеологический компонент.
Краткая беседа с учащимися.
А с чего же все началось: итак в путь…
- С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?
«Искоренять всякого рода неправду…».
Прежде всего это очень благодарная цель: бороться со злом. Подражая, он хочет стать лучше,
чем он есть.
Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения и положения в
обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека должно судить по его делам».
- Какие дела будут совершать рыцарь и оруженосец во время своих странствий?
«О славной победе…в страшной битве с ветряными мельницами».
Анализ эпизодов.
Анализируя смешной эпизод «битва с ветряными мельницами», не забудьте отметить: каков
перед нами герой?
Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не жалуется (автор
сочувствует ему, добродушно посмеивается.)
Вам смешно? Какой это смех?
Но душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый, доверчивый
и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это. Но его средства смешные, и
мы смеемся над ним. Смех сменяется сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством,
бесстрашием.
Обратитесь к эпизоду «поединок со львами». Какое качество поражает?
Действительно, мужество, доводящее до безумия. Откуда оно в герое?
Сообщение учащегося.
Какое было побоище! Исступление и дикая толчея! Сервантес в общей куче, и слепо разит его
меч. Рядом с его головой вдруг появляется голова недавно наказанного Галлего. Он смеется. Он
убивает, сверкая своими клыками. Он кричит Сервантесу нечто зверски-дружеское – славная
резня, лучше не надо! И Сервантеса радует, что его признал этот скот, и он стыдится своей
радости. Безжалостен бой!
- Святая матерь божья! - стонет раненый.
- У Бога нет матери, собака! - кричит мусульманин и приканчивает его.
- Краткая теология, - успевает подумать Сервантес.
Вдруг в него вгрызается боль, раздирает его, он роняет щит. Это рука, левая, она раздроблена
пулей, она повисла, словно кровавый лоскут. Ему некогда думать о руке. Товарищи уже на
вражеском судне.
- Виктория! - кричат они. –Виктория!
Слава Христу! Корабль взят. Это значит отомстить за мучеников! – Мигель говорит громко,
прислонясь к турецкому борту. Рука, обмотанная тряпкой, пылает адским огнем. Но на душе у
него светло и ясно. Вокруг еще стреляют, но это ему безразлично. И тут две пули почти
одновременно поражают его в грудь. Первая – пустяк, он тотчас же это сознает. Но вторая
впивается в тело. Он поникает у борта, но оглушенный вопль Победы еще раз приподымает ему
веки…
Действительно, по словам Луначарского, «Сервантеc был чрезвычайно благородным
человеком, готовым на всякое самопожертвование и на всякие подвиги…»
Составление Кодекса благородного человека.
- Что же включает в себя кодекс благородного человека?
честность
принципиальность
прямота
настойчивость
смелость
гуманизм
умение щадить слабого
- Может ли похвастаться благородством сегодняшний день, наше с вами время?
Нестандартная ситуация. / Вырезка из газеты «Комсомольская правда»./
Старый профессор умер от хамства. Он, правда, действительно был уже стар и болен, но ум его
был светел, он еще работал – преподавал и, как многие интеллигенты, получившие
классическое образование, к хамству не адаптировался, иммунитета к нему не выработал.
Профессор вернулся с женой из санатория, хотел позвонить детям и по рабочим делам, но
телефон был нем. Он позвонил от соседей на телефонную станцию, где ему сказали, что
телефон выключен за неуплату. Это было ошибкой – за телефон профессор платил аккуратно.
Собрав документы – доказательства своей невиновности, он пошел на станцию и предъявил их
девушке в окошке с просьбой включить телефон сегодня же. Девушка, равнодушно глядя на
бумажки, стала кричать: «Ну и что, что уплачено? Такие, как вы, никогда не платят!»
Профессор расстроился, пришел домой, лег на диван и умер.
- Чего же не знал старый профессор?
Что за справедливость нужно бороться (жаловаться, доказывать, обивать чьи-то пороги). Он
думал, что перед ним просто должны извиниться и включить телефон.
А вот другая ситуация, где молодые люди нашли выход и в сегодняшней трудной жизни,
защищая честь и достоинство женского пола.
Страничка в конверте. /Журнал «Ровесник»/
«Я потеряла веру в пацанов. Это произошло, когда меня оскорбил один из них, причем
незнакомый. А я ведь пыталась постоять за себя. За это он ударил так, что я потом две недели
ходила с синяком. Домой пришла вся в слезах, но плакала больше от обиды. И это мужчина? И
теперь я не верю, что есть честные, благородные юноши. Я была веселой, доброй, наивной
девчонкой. А сейчас, когда со мной хотят познакомиться парни, я груба и резка с ними. Хотя
чуточку доброты и веселости у меня осталось. А ведь были же в прошлом рыцари, в их сердцах
были честь, доблесть, уважение к прекрасному полу. Почему же их нет сейчас? Большинство
ребят курят, пьют, бранятся и всегда готовы обмануть. А может быть это совсем не так,
возможно, я просто невезучая?»
- Что вы об этом думаете? Нужны ли рыцари сегодня?
Так вот где с тоской вспоминаем «хитроумного идальго», ставшего олицетворением
человеческого благородства.
Анализ эпизода «губернаторство Санчо Панса»
Какие советы дает Дон Кихот своему оруженосцу перед вступлением на пост губернатора?
Будучи мудрым, ты избежишь ошибок…
- О своем художестве, Санчо, говори с гордостью и признайся не краснея, что ты из крестьян,
ибо никому не придет в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься.
- Не руководствуйся законом личного произвола.
- Всячески старайся обнаружить истину, что бы тебя ни сулил и ни преподносил богач и как бы
ни рыдал и ни молил бедняк.
- Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу недруга твоего, то гони от себя всякую
мысль о причиненной тебе обиде.
Советы героя – это свидетельство мудрости автора книги. Санчо Панса проникся благородными
идеями, он оказывается справедливым судьей.
Какими принципами, по мнению Дон Кихота, должен руководствоваться хороший
правитель?
Служить справедливости, полагаться на здравый смысл и мудрость. Служить надо истине, а не
своим интересам.
- Принесли ли советы Дон Кихота добро людям?
Сообщение учащегося. «…поступать надо в пользу добра». (Из главы 39
–ой)
Возле одного места стояла виселица, и стражники спрашивали у каждого прохожего, с какой
целью ему нужно перейти через мост. Если человек говорил правду, пропускали, если лгал
вешали. Но однажды некий путник заявил, что пришел к мосту с единственной целью чтобы
его повесили. Стражники не могли решить, что делать. Если человек сказал правду, его следует
отпустить, но ведь он сказал, что его надо повесить, как поступить? Санчо долго ломает голову
и в конце концов велит отпустить путника с миром, т.к. «если не знаешь, как
поступить, поступать нужно в пользу добра».
- Чем же дорог нам Дон Кихот?
Перед вами несколько имен Дон Кихота.
- Как вы считаете, каково его истинное имя?
Дон Кихот Ламанчский
Рыцарь Львов
Рыцарь Печального Образа
Алонсо Кихано Добрый
Последнее имя – это истинное имя Дон Кихота, здесь самое главное - прозвище. Он Добрый – и
это качество остается у него и после того, как спадают доспехи и прочая рыцарская шелуха.
Это человеческое качество оказывается основным и главным у героя Сервантеса. Качество,
подчеркивающее его гуманизм.
Как высоко предназначение рыцарства, как необходимы долг и верность.!
Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за стремление помогать
всем слабым и угнетенным, наконец, за чистую веру в свои идеалы. Воля творить добро вот
основа благородства Дон Кихота.
Думайте сами, решайте сами.
Предлагается самим разобраться, какое мнение вам симпатичнее и ближе.
Что важнее:
Признать свою ошибку,
сохранить
извиниться,
собственное
не бояться попасть в глупое положение
достоинство.
ради выручки товарища.
Перечисленное в первом столбике вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а
наоборот – сохранить собственное достоинство.
И если вам когда-нибудь придется встать перед выбором, думайте сами, решайте сами, но
поступайте в пользу Добра.
Экспресс – опрос.
Поднимите руку, кто считает, что благородство Дон Кихота еще живет сегодня, оно есть в
людях, вас окружающих, в ваших сверстниках, а, может быть, даже в ваших одноклассниках!?
Вам предлагаются результаты опроса экспертной группы, поработавшей в старших классах.
(Зачитываются результаты опроса).
Заключительное слово.
Вьется, петляя, проселочная дорога, а по ней, спотыкаясь, припадая на ногу и тяжко
всхрапывая, плетется полуживая лошадь, носящая громкое имя Росинант.
На ней, кряхтя и охая от ушибов, еле держится страннный человек, будто вышедший из давних
преданий и облаченный в одежду старой сказки, это последний странствующий рыцарь
планеты Дон Кихот
И дорога, идущая мимо харчевен и замков, мимо заброшенных деревушек и больших городов,
через поля и холмы Испании, ведет седока прямо в бессмертие.
е