Конспект урока "Что такое поэзия и кто такой поэт?" 9 класс
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.
А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
«Что такое поэзия и кто такой поэт?»
(конспект занятия элективного курса «Теория
поэзии» для 9 класса)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
Цель: вызвать интерес к предмету, создать необходимый эмоциональный фон,
дать положительную мотивацию к изучению курса.
Задачи:
разграничение понятий проза и поэзия, писатель и поэт,
решение проблемных вопросов «Для чего нужны поэты?» и «Всякого
ли человека, пишущего стихи, можно назвать поэтом?»
составление таблицы «Отличие стиха от прозы»
Ход урока
I. Организационный момент. Психологическая установка
II. Мотивация, целеполагание
1) Степень новизны темы.
2) Актуальность темы.
- Актуальна ли для вас эта тема? Пригодится ли знание этой темы в
будущем? Чем? (пригодится на уроках литературы, при работе с текстом,
расширение терминологических знаний)
3) Целеполагание.
- Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Какую цель поставим?
- Выяснить, для чего нужны поэты, всякого ли человека можно назвать
поэтом.
III. Актуализация опорных знаний, введение в ситуацию урока
Слово учителя
Сегодняшнее занятие мне хочется начать с эксурса в историю, с рассказа
о кельтах. Близкие по языку и культуре племена, известные в истории под
именем кельтов (это название идет от древних греков), примерно три тысячи
лет назад расселились почти по всей Европе. (Слайды 2,3) Их пребывание на
континенте отмечено многими успехами в области материальной культуры,
которыми пользовались и их соседи. Ранняя европейская литература, вернее
фольклор, немало почерпнула из памятников творчества этого древнего
народа. Герои многих средневековых сказаний - Тристан и Изольда, принц
Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены
фантазией кельтов.
Обработка металла у кельтов имела давнюю традицию и достигла весьма
высокого уровня, отличаясь поистине виртуозным техническим
совершенством. (Слайд 4) Гончарное ремесло кельтов, также весьма развитое,
составило основу гончарного производства Западной и Средней Европы
римского и последующего периодов. Большие города кельтов, имевшие
мощные оборонительные укрепления и архитектурное оформление, уже
приближавшееся к нормам классического градостроительства, были крупными
центрами ремесла и торговли. (Слайд 8)
Науке не известна собственно кельтская письменность, хотя после
начала активных контактов с римлянами «светские» кельты отчасти
заимствовали латинский алфавит. Но друиды не оставили письменных
источников – такова была их концепция, они считали хранимые знания
священными, не могли допустить, чтобы они попали в распоряжение чужаков
и поэтому передавали их только в устной форме, проверенным людям. (Слайд
5)
Друиды верили в великую силу слова. По их мнению, слово открывало
тайные источники священной силы, дарующей бесконечное могущество в
мире духов. Порой на собраниях друидов словесные заклинания,
произносимые вслух, становились предметом конкуренции. Состязания в
слове поэтов-колдунов приводило к тому, что победитель погружался в
глубокий транс. По их верованиям такое состояние открывало друидам путь к
общению с миром усопших и награждало даром пророчества.
Поэтами у кельтов в основном были барды (Слайд 6), начинающие свой
путь жрецы-друиды. Начинающий бард подробно изучал премудрости поэзии,
философию, тайный язык огам, ораторское искусство и законы племени. Затем
барду предстояло научиться способам переложения окружающих событий в
поэтическую форму.
Часто рассказывается об особо талантливых музыкантах, которых на
время похищали в этот "иной мир", и там они играли музыку и получали
музыкальное образование: узнавали специальные техники игры на арфе или
мелодии.
Кельтская арфа — инструмент очень древний. Столь же древний, как и
сама кельтская традиция. Это небольшая арфа, у которой грациозно изогнуты
и рама, и стан. (Слайд 7,8)
- Скажите, почему я начала занятие с упоминания о кельтах-друидах?
(Дети рассуждают о том, что поэзия имеет древние корни, берёт начало
ещё со времён кельтов…)
IV. Операционно-исполнительский этап
Беседа «Для чего нужна поэзия?»
- Кому и для чего нужна поэзия?
(Ответы детей)
Чтобы выразить то, что накопилось на душе.
Поэзия тем, кто научился её слушать и слышать, доставляет массу
эстетического удовольствия. В хорошей поэзии есть такое же
волшебство, как и в любом другом виде искусства, которому открыта
ваша душа.
Поэзия – это музыка слова.
Поэзия – это красиво. Не могу точно утверждать, но на мой взгляд,
красота поэзии завораживает того, кто умеет слушать и слышать.
Нет смысла отделять себя от природы. Поэзия – это стихия, это
масштабное явление, состоящее из крошечных фрагментов отдельных
поэтов.
Вывод. Поэзия открывает нам чувства людей. Помогает понимать людей и
сочувствовать им. Настоящая поэзия проникнута сочувствием ко всему, что
способно радовать нас в мире: к оленю, к дельфину. К журавлю, летящему в
небе… Поэзия - это исповедь души, а исповедь - это всегда величайшее
таинство, очищающее и воскрешающее душу.
- Всякого ли человека, пишущего стихи, можно назвать поэтом?
(ответы детей)
Перед нами, читателями, поэт распахивает и оголяет свою душу -
восторженную, ранимую, тоскующую, любящую. Но не каждого человека,
пишущего стихи, хоть он и желает быть услышанным, можно назвать
поэтом.При этом мало иметь представление об основах стихосложения.
Как писал Н.В.Гоголь: «Настоящим поэтом может быть только тот,
кто защищает интересы народа». То есть настоящий поэт видит боль и
чаяния народные.
Настоящий поэт серьезно работает над словом, образами, его поэзия
отличается простотой, глубиной чувств и переживаний, поэтому его
стихи всегда находят отклик в читательских сердцах, затрагивая
сокровенные струны чьей-то созвучной души.
Если человека называют поэтом, то это ещё не значит, что он пишет
стихи. Так же, как не всякого, кто умеет рифмовать строчки, следует
называть поэтом. Поэт тот, кто умеет мыслить нестандартными
образами, кто может в обыденных явлениях увидеть нечто
необыкновенное. Описать событие, на первый взгляд будничное, такими
словами, что оно засияет новыми гранями, найти неожиданное сравнение,
метафору, эпитет. Тот, кто умеет видеть поэзию в прозе жизни, - тот,
несомненно, поэт.
Поэт - пишет стихи сердцем, а стихотворец - умом. Поэт даже в
маленькое произведение умеет вложить большое содержание, заставляя
читателя серьёзно задуматься о многом, потому что за этими строками
скрыт глубокий смысл, большое чувство.
Вывод. ПОЭТ – это человек, который в каждом произведении оставляет
частицу своей души, а не просто зарифмовывает слова….
Словарная работа
- Давайте посмотрим с вами в словарях определения, что такое проза и поэзия.
Поэзия – 1) До середины 19 века вся художественная литература в
отличие от нехудожественной. 2) Стихотворное произведение в отличие от
художественной прозы. Поэзия и проза – два основных типа искусства слова,
различающихся способами организации речи художественной и, прежде всего,
ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на
стихи. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление
слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи,
взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает
тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, невоплотимые иным
способом. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно
с авторским. (Энциклопедия юного литературоведа) (слайд 9)
Поэзия - (греч. póiesis), в широком смысле вся художественная
литература (в 20 в. термин употребляется редко); в узком - стихотворные
произведения (см. Стих) в их соотнесенности с художественной прозой (БСЭ)
(слайд 10)
Поэзия - ж. изящество в письменности; все художественное, духовно и
нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.
Поэзией отвлеченно зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не
выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от
насущного, возноситься мечтою, воображеньем в высшие пределы, создавая
первообразы красоты. Наконец зовут поэзией самые сочиненья, писанья этого
рода и придуманные для сего правила: стихи, стихотворения и науку
стихотворства. Одни считали поэзию рабским подражаньем природе; другие -
видениями из духовного Мира; третьи видят в ней соединенье добра (любви) и
истины. Поэт м. пиита, человек, одаренный природою способностью
чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное;
стихотворец. Поэтичный, -ческий, относящийся к поэзии, ее содержащий;
изящный. Поэма ж. поэтичное повествованье, стихотворный рассказ
целостного содержанья. (Толковый словарь живого великорусского языка В.
Даля) (слайд 11)
Проза - форма мысли и речи, противоположная поэтической, с
внутренней стороны отличается простотой изложения, отвлеченностью и
большей объективностью, в то время как в поэтической речи преобладают
образность, конкретность и большая субъективность. Внешняя сторона не
является достаточно характерной, так как и при отсутствии размера и рифмы
речь может оставаться вполне поэтической (стихотворения в прозе). (Малый
энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона) (слайд 12)
Проза - (лат. prosa).
1) художественные и нехудожественные (научные, философские,
публицистические, информационные) словесные произведения, в которых
отсутствует наиболее общий признак поэтической речи (разбивка на стихи). 2)
В более узком и употребительном смысле - тип искусства слова, литературы,
соотносительный с поэзией, но отличающийся от неё особыми принципами
создания художественного мира и организацией речи художественной. (БСЭ)
(слайд 13)
Составление таблицы «Отличие стиха от прозы»
Проза
Критерии
Поэзия
Нет общего ритма
Ритм
Присутствует ритмическая
закономерность
Нет рифмы в конце строчек
Рифма
Рифма присутствует
«Речь, которая ведется
прямо вперед» (лат.)
Значение
«Ряд, возвращение к началу
ряда» (греч.)
Имеет синтаксическое и
произвольное членение на
отрезки
Членение
Членение на относительно
короткие отрезки,
соотносимые и соизмеримые
между собой. Синтаксическое
совпадение не обязательно.
Восприятие только в одном
измерении
(горизонтальном).
Располагается в строчку.
Визуальное
восприятие
Восприятие в двух
измерениях (горизонтальном
и вертикальном).
Располагается «столбцами».
Общий смысл
высказывания
Высказывани
е
Интонационная конкретность
высказывания
(слайд 14)
V. Рефлексивно-оценочный этап
Вывод
- В чем же заключается основное отличие поэзии от прозы?
Слово учителя
По словам литературоведа С.Н. Зенкина, «общий принцип стихотворной
речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается
ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно
емким». Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует,
используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием
пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность
интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново
постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и
отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью. В
поэзии форма так же смыслонесуща, как содержание. В хорошей поэзии они
дополняют, поддерживают друг друга. Проза определяется как
художественная речь (в отличие от бытовой речи). В ней, по словам того же
Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза
воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами,
в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о
стихах».
Рефлексия (синквейн)
Список литературы
Большой энциклопедический словарь, - 2-е издание, переработанное и
дополненное, 2002
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, - Изд. «Эксмо»,
2009
Зенкин С. Поэзия и проза. Теория стиха. – В кн.: Зенкин С. Введение в
литературоведение. Теория литературы. М., 2000
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, — М.: Терра, 2001
Энциклопедия юного литературоведа, - Изд. «Педагогика», 1984
Интернет-источники
http://www.nkj.ru/archive/articles/10396/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кельты
http://vashznahar.narod.ru/druid.html
http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/131.html
http://www.liveinternet.ru/users/luxuryvilla4u/post153053772/