Презентация "Образы-символы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»"

Подписи к слайдам:
Образы-символы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Учитель МБОУ «СШ №39» г.Смоленска Костюченко Любовь Григорьевна ИМЕНА ГЕРОЕВ

Воланд Загадочный герой, в котором легко узнается образ сатаны. Булгаков заимствует имя Воланд из цитируемого им «Фауста» Гёте — так о себе говорит сам Мефистофель. А ещё Воланд очень похож на старонемецкое Faland, что означает «лукавый».

Азазель (он же Азазелло) Демон пустыни, в которого верили древние евреи. Он же, согласно апокрифической литературе, научил людей воевать: мужчин владеть оружием, а женщин обманывать. А ещё так назывался библейский обряд, связанный с искуплением грехов: все преступления «отдавали» козлу, которого потом уводили в лес, сжигали или бросали в пропасть. Так и появилось выражение «козёл отпущения».

Фагот Ну а версий, почему Коровьев Фагот, невероятно много. Например, фагот напоминает французское слово fagotin — «шут». Есть и вариант проще — писатель просто продолжил традицию описаний персонажей: Гоголь и Грибоедов использовали это слово для обозначения хриплого, неприятного в произведениях. В романе нет случайных имён: Маргарита не только, как и Мастер, начинается на «М», но и означает «жемчужина». Варенуха — это алкогольный напиток на основе водки или самогона. Даже трамвай под буквой «А» в 30-е годы называли Аннушкой! Совпадение ли?

Явления природы

Природа в литературе — своеобразное художественное средство. Чаще всего через неё передают эмоции героев. В «Мастере и Маргарите» природные образы являются символами. Самые явные из них — положение луны и солнца. Луна — мистический символ, отображает связь с магическим и потусторонним. В полную луну Маргарита становится ведьмой; в лунном свете Бездомной наблюдает, как уходят герои. Лунная дорожка освобождает Пилата от мучений и приводит к Иешуа.

Солнце — символ очищения. Под палящими лучами висит невинный Иешуа. И Ершалаим, и Москва плавятся от зноя. Этот тяжелый беспощадный свет — предвестник будущих событий. Единственные, кого солнце не тяготит, — Мастер и Маргарита, встретившиеся под майскими лучами. Жестокое для других светило становится для них тёплым воспоминанием, потому что их как будто очищает сама любовь. Солнце явно ассоциируется с пожарами в нехорошей квартире и в ресторане Грибоедова. Эта связь с демоническим огнём — ведь Бегемот не просто так починяет примус — намекает, что Воланд несёт не зло, а возмездие. 

Солнце незаметно присутствует во всех картинах разоблачения и наказания москвичей, начиная с эпизода профессионального крушения бездарного поэта Рюхина, который осознает всю никчемность своего существования именно на рассвете, и заканчивая проделками Коровьева и Бегемота, происходящими на закате (посещение Торгсина и Дома Грибоедова). Пестрой чередой проходят перед нами типы москвичей: директор Варьете Степа Лиходеев, председатель домоуправления Никанор Иванович Босой, дядя Берлиоза Поплавский, буфетчик Соков, профессор Кузьмин, сиреневый иностранец, посетители ресторана Грибоедова. В каждом из них свита Воланда разоблачает какой-нибудь порок: пьянство, взяточничество, лицемерие, жадность, надменность, самолюбование, лживость, тягу к сплетням и т.д. Солнце высвечивает грязь человеческих душ, а свита Воланда наказывает этих бездушных грешников. Разоблачения, которые происходят на сеансе черной магии, тоже можно отнести к разряду «солнечных». В описании сеанса есть немаловажная деталь, которая дает основание для такого вывода: «…в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары» Необходимо заметить, что, по сравнению с теми разоблачениями, которые происходят при луне, «солнечные» имеют более сниженный, пародийный характер.

Однако солнце в романе имеет и еще одну функцию, связанную с мастером и Маргаритой. Оно благословляет их любовь: «Майское солнце светило нам», – вспоминает мастер; «Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как ровно год, день в день и  час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним»Весть о том, что мастер жив и она может спасти его, приносит ей Азазелло и свидетелем их разговора является дневное светило. « Я погибаю из-за любви! – И, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце».

 

Таким образом, солнце не только освещает разоблачения людских пороков, но и благословляет тех, кто любит искренне и глубоко. Не случайно мастер и Маргарита покидают город на закате, а в Вечном приюте их встречает рассвет.

Тем не менее, в романе в целом солнце не несет положительной энергии. «Изломанное и навсегда уходящее; «безжалостный солнцепек»; «солнце, с какой-то необыкновенной яростью сжигавшее Ершалаим; «раскаленный шар»; «солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши»; «адская жара»; «жар невыносим; «солнце сожгло толпу»; «изломанное ослепительное солнце»; «ломаное солнце, сверкающее в тысячах окон»; «разбитое вдребезги солнце в стекле»; «потухло сломанное солнце в стекле» – таким предстает перед нами солнце в романе «Мастер и Маргарита». Солнце, по традиции источник жизни, в романе Булгакова безжалостно, жестоко, это вестник смерти. Материализацией солнечной зловещей энергии становятся пожары, полыхающие на страницах романа. Горят нехорошая квартира, дом Грибоедова, Торгсин. С одной стороны, это огонь очистительный, сметающий с лица земли притоны пороков и грехов, с другой стороны, апокалипсические мотивы романа получают здесь наиболее яркое выражение – город гибнет в адском огне. Горит и подвальчик мастера, но это огонь, поглощающий страдание, прежнюю жизнь, это сожжение земного следа. 

Лунные ночи в романе принадлежат князю Тьмы, там царят  его деяния. Если следовать христианской концепции, то сатана – это искуситель, падший ангел, который толкает людей на преступления, совращает и соблазняет. Но сатана Булгакова – не просто черт, это –– «необходимый элемент модели мира». Ведомство Воланда занимается не искушением и совращением невинных душ, во всяком случае, не это его главная миссия в романе Булгакова, а, напротив, проверка человеческих душ на чистоту и нравственность. Дьявол жестоко наказывает тех, кто не несет в себе добра и любви, и в то же время щадит и спасает любящие грешные души.

Лунный свет пронизывает и древние, и современные события. «Зыбкая лунная дорожка связывает миры», – отмечает М. Петровский. «Этот свет, так или иначе, «задевает» ряд персонажей романа. Он связан прежде всего с представлениями о мучениях совести – с обликом и судьбой испугавшегося за свою «карьеру» Понтия Пилата», - пишет В. Е. Хализев.  Действительно, мучения Пилата напрямую связаны с лунным светом, который указывает прокуратору на неминуемую гибель: «прокуратор все силился понять, в чем причина его душевных мучений. И быстро он понял это, но постарался обмануть себя. Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями». И позже, в своем фантастическом сне о прогулке по лунной дороге вместе с бродячим философом, Понтий Пилат согласен на все, чтобы «спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». Но невозможно повернуть время вспять, и двенадцать тысяч лун будет терзаться угрызениями совести пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, пока не получит прощения.

Луна сопутствует и другому виновнику гибели Иешуа – Иуде из Кириафа. «Лампада луны» освещает его путь к Гефсиманским садам: «Дорога вела в гору, Иуда поднимался, тяжело дыша, по временам попадая в узорчатые лунные ковры…» А. Минаков отмечает, что, когда «Иуда идет навстречу своей смерти», именно луна является вестником гибели.

 

Но не только прокуратора и Иуду «задевает», облачает лунный свет. Мастер, главный герой романа, всегда является читателю «в лунном одеянии». Гений, угадавший далекие ершалаимские события, он весь отдан потустороннему миру Воланда. И именно сатана возрождает мастера – не для света, но для покоя.

 

С мастером неразрывно и таинственно связан другой герой романа, Иван Бездомный. Луна и незримо, неотлучно сопутствующий ему Воланд способствуют перерождению Ивана: попав в сумасшедший дом, он осознает всю нелепость своего прежнего существования и становится новым человеком. Поэтому ему открывается далекий Ершалаим, поэтому к нему каждую весну приходит один и тот же сон: по широкой лунной дороге идут неразлучные двое: один в белом плаще с кровавым подбоем, другой – в разорванном голубом хитоне

В. Крючков пишет: «Лунный свет – люциферический, обманный, неистинный свет».  Это так и одновременно не так. Во время последнего полета лунный свет снимает с героев маски, обнажая их истинную сущность. «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита /…/ открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая  и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в тумане колдовская нестойкая одежда». Луна выступает как символ истины, правды, которая принадлежит Воланду. Он открывает ее только тем, кто заслужил это.

 

Таким образом, содержание символа луны в романе неоднозначно: «с одной стороны, она тревожный предвестник гибели, а с другой – знаменует собой катарсистическое разрешение трагедии».

Гроза

«Грозы проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых соткался древний Ершалаим и эта мечта о бессмертии и возмездии», - пишет Л. Яновская.

 

В религиях многих народов гроза означала Божье могущество. Удар молнии, раскаты грома – символы, несущие и разрушительное, и созидательное начало, ассоциировались с оплодотворяющей силой, а также с возмездием и правосудием. Думается, что Булгаков наделяет грозу в романе и иными значениями.

Первый удар грома провозгласил начало справедливого наказания, осуществляемого нечистой силой. Эта гроза не так страшна, как последующие, и более достоверна, реальна в своем конкретном воплощении: «…вода с грохотом и воем низвергалась в канализационные отверстия, всюду пузырилось, вздувались волны, с крыш хлестало мимо труб, из подворотен бежали пенные потоки». Однако символическое ее наполнение очевидно: грозой уносит с московских улиц не только пыль тротуаров и шоссе, но и грязь человеческих душ, зараженных жаждой наживы, карьеризмом, обезображенных злом. Свита Воланда выполняет свою очистительную функцию вместе с грозой.

Эта же гроза подготавливает Ивана к новому восприятию мира, к перерождению: «К тому времени, как появилась издалека пугающая туча с дымящимися краями и накрыла бор и дунул ветер, Иван почувствовал, что обессилел, что с заявлением ему не совладать, не стал поднимать разлетевшихся листков и тихо и горько заплакал». Предгрозовой ветер сдувает листки, словно отрицая, перечеркивая ординарное мышление Ивана. Поэт и сам предчувствует изменения, потому не продолжает своих попыток написать заявление.

Вторая по счету гроза происходит в Ершалаиме и по своему сюжетному значению она самая важная.

 

«Гроза начнется позже, к вечеру», – говорит Иешуа Га-Ноцри. «Сегодня душно, где-то идет гроза», – словно откликается первосвященник Каиф. И она, предсказанная столь разными людьми, приходит. Грозовая туча проглотила солнце, поднимаясь грозно и неуклонно. «Края ее уже вскипали белой пеной, черное дымное брюхо отсвечивало желтым. Туча ворчала, и из нее время от времени вываливались огненные нити». Б. Соколов отмечает, что в романе очень важна цветовая символика. Черное и желтое – цвета тревожные, вестники несчастья. А. Минаков пишет, что черно-желтая грозовая туча символизирует смерть. Гроза происходит в момент смерти Иешуа и знаменует собой вселенскую катастрофу. Не случайно погубивший бродячего философа Понтий Пилат воспринимает грозу так мучительно остро: «…Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновенье, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы». Вселенская катастрофа сопрягается с катастрофой в душе Пилата.

Первая, московская, гроза подводит итог существованию Ивана Бездомного как члена МАССОЛИТа, сочинителя бездарных стихов и способствует появлению «нового», талантливого, одержимого «Понтием Пилатом» Иванушки. Вторая гроза, ершалаимская, которую можно сопоставить с вселенской катастрофой, знаменует завершение земного пути Иешуа, трагический финал его физического существования. Одновременно она знак душевного переворота, происшедшего с Понтием Пилатом, который осознает всю тяжесть своей вины за смерть бродячего философа. Третья гроза, последняя, довершает все, что нужно довершить: подводит итог земной жизни мастера и Маргариты, передает Ивану от мастера романную, т.е. творческую, эстафету. Эта гроза – символ перехода в инобытие.

 

Грозы в романе явно тяготеют к нечистой силе, князю Тьмы. Ведь Воланд в своем итоговом обличье – черная туча, глыба мрака. Он порожден грозой, именно ему принадлежит ее колдовская сила. Гроза в романе – это и справедливый суд, и награда за любовь и верность, и ворота в иной мир, и символ вселенской катастрофы.

Предметы

Говорящих предметов в романе тоже много. Например, зеркало как символ мистики и сверхъестественного. Маргарита смотрит на себя, когда обмазывается кремом. Через зеркало воды на Патриарших прудах появляется Воланд. Да и в квартиру Лиходеева свита проникает через отражение в передней.

Показательны атрибуты самого Воланда — трость с головой пуделя, талисман на груди в виде скарабея. Трость — отсылка к Гёте и превращению Мефистофеля. А сам чёрный пёс (хоть и не трёхглавый) не может не напоминать Цербера из греческой мифологии — он охраняет подземный мир. Скарабей — символ бессмертия, в Древнем Египте этих жуков клали в саркофаги. Одежда героев намекает на их взаимосвязь. Один из важнейших элементов — плащ. Его носит прокуратор Иудеи, его же носит и Воланд. Причём цвета противоположны — белый и чёрный. В чёрные плащи закутаны все персонажи-участники последнего полёта. Они как бы просто исчезают, растворяются в вечности.

Цвета

С помощью цвета Булгаков расставляет акценты в романе. Он упоминает жёлтый, чёрный, белый, зелёный и красный. Писатель определённым образом сочетает цвета (зелёный и чёрный, белый и красный) и как бы добавляет эмоцию («тревожные жёлтые цветы») — так читатель начинает интуитивно предсказывать события.

Белый плащ Понтия Пилата явно символизирует справедливость, но у него ещё и «кроваво-красная» подкладка. Это отражает справедливость — она жестока, её основа — не любовь, а подчинение закону. Красный как бы переворачивает смысл белого. То же происходит и с жёлтым цветом, когда тот упоминается вместе с чёрным. Интересно описаны глаза Воланда — они разноцветные, да ещё и меняются. Один чёрный, как тьма и смерть. Второй зелёный, а потом уже жёлтый. Многие исследователи связывают это с двойственной природой сатаны — вроде сгусток силы, но при этом человек. Больше всего в произведении чёрного и жёлтого. Поэтому и Иешуа кажется столь необычным и незапятнанным в своей голубой разорванной одежде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Современник, 1988.

2. Лакшин В. Я. Пути журнальные. М., 1990. С.221.

3. Ионин Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты».// Вопросы литературы,  1990, №2.

4. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М.,1995. С.90.

5. Менглинова Л. Б. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита».// Творчество Михаила Булгакова: Сб. статей. Томск, 1991.

6. Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. .

7. Крючков В. «Он не заслужил света, он заслужил покой…» // Литература в школе, №2, 1998.

8. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса. // Вопросы литературы, №1, 1991.

9. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000.