Презентация "Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада"" 7 класс

Подписи к слайдам:
Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «Шехеразада»

Презентация

по музыкальной литературе для 7 класса 

Подготовила

Лиганавичене Марина Станиславовна

преподаватель МБОУДО «ПДШИ»

Подпорожье 2024г

Цель: Познакомить учащихся с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Цель: Познакомить учащихся с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Задачи: продолжить знакомство учащихся с жанром сюиты; развивать эмоциональное восприятие музыки, обогащать слуховой опыт; развивать умение размышлять о музыке и высказывать личное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям. Сюи́та (с французского Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») —музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастных частей, объединённых общим замыслом. Сюи́та (с французского Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») —музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастных частей, объединённых общим замыслом. Сюитой также называют ряд пьес из музыки к балету, драматическому спектаклю, кинофильму. Симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших произведений Н.А.Римского-Корсакова, написанное в 1888г. Симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших произведений Н.А.Римского-Корсакова, написанное в 1888г. «Шехеразада» была создана под впечатлением арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В процессе работы над сюитой, Римский-Корсаков создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный характер и собственное название. В процессе работы над сюитой, Римский-Корсаков создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный характер и собственное название. В «Шехеразаде» нет единого сюжетного развития - она дает картину многочисленных восточных чудес в целом. Столкнувшись с неверностью первой жены, султан Шахриар каждый день берет новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шехеразаде — мудрой дочери своего визиря. Столкнувшись с неверностью первой жены, султан Шахриар каждый день берет новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шехеразаде — мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю, прерывая рассказ на самом интересном месте — и султан не в силах отказаться услышать окончание истории. Первая часть «Море и Синдбадов корабль» открывается медленным вступлением, в котором за суровой унисонной темой в басах, рисующей грозный облик султана Шахриара, следует «кружевная», нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло на фоне арфы, в тональности ми-мажор. Первая часть «Море и Синдбадов корабль» открывается медленным вступлением, в котором за суровой унисонной темой в басах, рисующей грозный облик султана Шахриара, следует «кружевная», нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло на фоне арфы, в тональности ми-мажор. Выбор тональности не случаен. Выбор тональности не случаен. Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - так называемым цветным слухом: он слышал отдельные тональности и аккордовые созвучия, ассоциируя их с определенным цветом. Например, тональность ля мажор - с розовым, а фа мажор - с зеленым цветом. Вторая часть сюиты «Рассказ Календера-царевича» начинается скрипичным соло, излагающим тему Шехеразады. Вторая часть сюиты «Рассказ Календера-царевича» начинается скрипичным соло, излагающим тему Шехеразады. Царевича характеризует мелодия восточного склада в исполнении фагота, звучание которого приближается к тембру человеческого голоса. Лирический центр сюиты - третья часть «Царевич и царевна». Лирический центр сюиты - третья часть «Царевич и царевна». Ее главные персонажи обрисованы с помощью двух тем восточного характера - мечтательной темы царевича и грациозной темы царевны. Сюита завершается яркой картиной народного «Праздника в Багдаде». Основная тема четвёртой части выделяется острым ритмическим изложением. Сюита завершается яркой картиной народного «Праздника в Багдаде». Основная тема четвёртой части выделяется острым ритмическим изложением. Но неожиданно веселье сменяется первоначальной картиной грозного, бушующего моря. Однако сюита заканчивается умиротворением и оптимистическим настроением. В настоящее время «Шехеразада» одно из наиболее популярных русских симфонических произведений. В настоящее время «Шехеразада» одно из наиболее популярных русских симфонических произведений. Она входит в концертный репертуар почти каждого симфонического оркестра. Партитура "Шехеразады" погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический колорит. Партитура "Шехеразады" погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический колорит. Музыка Н.А.Римского - Корсакова вдохновила С.П.Дягилева и М.М.Фокина на постановку в "Русских сезонах" балета "Шехеразада". Музыка Н.А.Римского - Корсакова вдохновила С.П.Дягилева и М.М.Фокина на постановку в "Русских сезонах" балета "Шехеразада". Используемые ресурсы 1. Н.П.Козлова. Русская музыкальная литература. –М.: Музыка.2003 2. Л.В.Михеева. 166 биографий знаменитых композиторов. СПб.:2003 3. С.Оксер. Музыкальная литература. М.:1961 4. И.Прохорова. Музыкальная литература . М.: 1986 5.Сказка в творчестве .А.Римского-Корсакова. - М.: Москва, 1987 редактор Т.Коровина http:// school-collection.edu.ru http://www.megabook/ru https://www.culture.ru/ http://dshiin.komi.muzkult.ru/ https://www.belcanto.ru/