Урок по повести В.Г. Распутина "Прощание с Матереой" 11 класс

Урок по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матереой»
11 класс
Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного
методического объединения учителей литературы Нижегородского района города
Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа №7»
Тип урока: урок-размышление.
Вид урока: групповая работа по анализу текста художественного произведения.
Приемы обучения:
Вступительное слово учителя; сообщения учеников; работа в группах; постановка
аналитических и проблемных вопросов при изучении повести; самостоятельная деятельность
учеников при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении
отдельных отрывков.
Межпредметные связи: история, география, экология.
Оборудование: ПК, проектор, слайдовая презенация, текст повести В.Г.Распутина,
фрагмент фильма
Цели
развитие речи, мышления, воображения школьников
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к Родине, природе
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
формирование умений общаться и работать в команде
воспитание интереса к экологии, стремления использовать экологические знания в
повседневной жизни.
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в
малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и
для социальной адаптации в целом.
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы
Задачи
Образовательные:
продолжить формирование следующие специальные умения по предмету:
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения,
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
хорошее владение литературной, речью.
умение осуществлять наблюдения за текстом художественного
произведения;
проверить следующие общеучебные умения и навыки :навыки работы со
словарём, умение работать с книгой, справочной и другой литературой, умение
внимательно воспринимать информацию и запоминать ее.
расширить общий кругозор учащихся
Развивающие:
создать условия для развития коммуникативных навыков через
разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся,
как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты,
делать выводы;
создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
содействовать формированию самостоятельной познавательной
деятельности
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитательные:
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах,
группах, коллективе;
содействовать формированию патриотических чувств;
содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
содействовать воспитанию культуры общения, потребности в
самовоспитании;
содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся:
духовность, бережное отношение к природе, чувство долга, ответственное отношение к
своему поведению, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основана от века по воле Бога самого
Самостоянье человека – залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
А. С. Пушкин
1.Вступительное слово учителя
Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о
построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека.
Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять
течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского
периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом
тургеневского Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. И мало кто
задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни
выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему
ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в
колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил
современные отношения человека и природы с гражданской войной: “Не было бы граждан — не
было бы никакой войны”. С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие
замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном
произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.
2. Работа с эпиграфом
Обратимся к словам А.С. Пушкина, написанным в XIX веке.
Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
От них основана от века по воле Бога самого
Самостоянье человека – залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля б была без них мертва,
Без них наш целый мир пустыня,
Душа – алтарь без божества.
Обратите внимание на значение слов самостоянье и величие.
Как вы понимаете их значение?
(«Самостоянье» – это ощущение себя твердо и уверенно стоящим на земле, когда никакой,
даже самый жесткий ветер перемен не способен помешать тебе идти своей собственной,
единственной дорогой. Великий русский мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин
объясняет значение слова самостоянье так: «чувство собственного духовного достоинства».
«Величие» - огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном
отношении».)
А сейчас, исходя из значений данных слов, подумайте над смыслом пушкинской
фразы?
И поэтому целью нашего сегодняшнего занятия будет обращение к повести В.
Распутина «Прощание с Матерой», которая заставляет нас всех задуматься о таких
изменениях в жизни, которые бы не уничтожили человеческое в человеке; повесть, которая
помогает молодому поколению воспитать любовь к своей родине, бережно относиться к
родной земле, к памяти своих предков;
3. Отчет о проделанной работе группы «лингвистов».
Словарная работа:
Прощание - расставание
Проститься - 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться
Матёра - матерый; мать; материк.
Матёрый - 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
2) опытный, знающий;
3) неисправимый, отъявленный.
«Матера – материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт
поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша»(словарь
В.И.Даля).
Синонимический ряд к этому слову.
Матера – мать – сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама
жизнь, «малая» родина…
Слово Матера семантически связано со словом мать. Суффикс -ер- в русском языке
указывает на название лиц по действию. Следовательно, Матера - это лицо, чье назначение быть
матерью. Матера для всех её жителей родная, первоосновная. "И тихо, покойко лежал остров, тем
паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми
начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и
богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала
она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?"
Матёра - часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и
надёжности, и даже - вечности.
Все эти значения реализуются в тексте повести. Матера полна сил, крепка, опытна ("какая
будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не
одно поколение) и ... неисправима, да, именно неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не
задумываясь о смысле бытия.
4. Отчет о работе группы «публицистов».
Группа «публицистов» расскажет нам о публицистике В.Г.Распутина 60-70-ых годов 20
века. Ключевым произведением этого периода является историко-краеведческая книга «Сибирь,
Сибирь…», включающая несколько очерков. О них и пойдет речь.
В статье "Видя вокруг прозрения слепых…" В.Г. Распутин признается, что Байкал для него
- буквально питающая сила: "это…нечто живое, отцовское, плоть от плоти и соль от соли которого
все мы, живущие рядом, происходим."
Земля Байкала и Ангары породила писателя В.Г. Распутина для того, чтобы он сказал о ней
словами, достойными ее красы и мощи, стал выразителем ее бед.
В его очерке "Байкал" (книга "Сибирь, Сибирь") есть такие слова: «Рядом с Байкалом мало
размышлять привычно, здесь надо выше, чище, сильнее думать, вровень с его духом, не
бессильно, не горько»."Вровень с его духом…". Так был обозначен уровень писательской и
гражданской позиции в подходе ко всему, что касалось священного моря.
Писатель вспоминает об уничтожении своей родной деревни Аталанки, о тяжелом и
страшном прощании с родиной. В.Г. Распутин говорит о напрасной гибели города, т.к. были уже
опыты - строительство Братской ГЭС, Усть-Илимской, Красноярской. Самая мощная оказалась
Братская ГЭС, а теперь такая мощность уже не нужна, и дает электроэнергию на две трети.
Писатель предупреждает, что то же самое будет и с Богучанской ГЭС, т.к. энергия пойдет
не во блага страны, а в Китай. "Скажите, как жить без этих ангарских лесов, без этих дивных по
красоте, богатых лесов? А после затопления их не станет."
Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина
определяющее место.
Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и
человека.
Природа становится силой, направляющей человека и придающей смысл его
существованию. В своей концепции времени В.Г. Распутин противопоставляет истинное,
священное время природных циклов линейному времени цивилизации, которое кажется ему
разрушительным и предполагающим свой конец.
5. Отчет о работе «экологов»
Группа «экологов» рассказывает о плюсах и минусах при строительстве ГЭС, о
последствиях запуска ГЭС на территории нашей страны.
Достоинства гидроэлектростанций
Строительство и эксплуатация гидроэлектростанций сопровождается дискуссиями
относительно их плюсов и минусов. Положительным фактором подобного производства
электроэнергии является возобновление используемых природных ресурсов. В результате
стоимость полученной таким образом электрической энергии существенно ниже, чем на прочих
видах электростанций. Например, на ГЭС России она вдвое меньше, чем на тепловых.
Гидростанции гибки в управлении. С помощью их турбин можно регулировать мощность
станции от минимальной до предельной. При этом отличие от тепловых и некоторых других
станций они способны быстро набирать рабочую мощность с минимальных показателей.
Функционирование ГЭС не сопровождается вредными загрязнениями воздуха. К
положительным факторам можно и отнести влияние их водохранилищ на формирование более
умеренных климатических показателей в соответствующем регионе.
Строительство плотин и образование улучшают судоходство, влияют на увеличение
рыбных запасов в них, способствуют рыбоводству.
Их минусы
Критики ГЭС обоснованно указывают на проблемы, в первую очередь экологические,
которые вызываются их появлением. Прежде всего, это затопление больших массивов
сельскохозяйственных угодий, в том числе плодородных земель. Оставшаяся пойменная почва
теряет влагу. Исчезают многие виды растительности. В результате в моря и океаны меньше
попадает ценных биогенных веществ.
Ограниченные или останавливаемые пропуски воды на плотинах вынуждают
видоизменяться уникальным экологических системам в руслах и поймах рек. В результате реки
мелеют и загрязняются, сокращается численность рыб, исчезают их некоторые виды. Плотины
порой препятствуют нересту проходных рыб, заставляя местные рыбхозяйства приспосабливаться
к новым условиям. Некоторые беспозвоночные и другие водные животные исчезают с
одновременным появлением обилия мошек. Многие перелетные птицы лишаются привычных
мест гнездования.
При проектировании станций и их строительстве приоритет отдается только местностям,
располагающим большими водными запасами. Они зачастую находятся намного дальше от
потребителей, чем ТЭС. При этом другие факторы не всегда учитываются. Представляют
потенциальную опасность ГЭС га горных реках, которые порой сооружаются в районах с высокой
сейсмической опасностью.
Указывается на значительно большие капитальные затраты по сравнению с сооружением
тепловых станций. При сооружении плотин нужны огромные затраты на строительство шлюзов
для перевода судов на нужный уровень воды.
Роль ГЭС в России
Чтобы понять масштабы существующего и будущего воздействия, которое
гидроэнергетика оказывает и будет оказывать на окружающую среду и население, нужно дать
краткое описание состояния отрасли.
По данным российского Минэнерго, гидроэнергетика является ключевым элементом
обеспечения системной надежности Единой энергетической системы (ЕЭС) России, располагая
более 90% резерва регулировочной мощности. ГЭС наиболее «маневренны», с точки зрения
способности быстро увеличивать выработку энергии, покрывая пиковые нагрузки.
Кроме того, сооружение крупных ГЭС взаимосвязано с хозяйственным освоением
обширных прилегающих территорий. Об этом говорят данные Минэнерго: «кроме своего прямого
назначения ГЭС дополнительно решает ряд важнейших для общества и государства задач:
создание систем питьевого и промышленного водоснабжения, развитие судоходства, создание
ирригационных систем в интересах сельского хозяйства, рыборазведение, регулирование стока
рек, позволяющее осуществлять борьбу с паводками и наводнениями, обеспечивая безопасность
населения. Гидроэнергетика является инфраструктурой для деятельности и развития целого ряда
важнейших отраслей экономики и страны в целом».
В планах перспективного развития гидроэнергетики стоит освоение потенциала рек
Северного Кавказа: Зарамагские, Кашхатау, Гоцатлинская ГЭС, Зеленчукская ГЭС-ГАЭС; в
планах – вторая очередь Ирганайской ГЭС, Агвалинская ГЭС, развитие Кубанского каскада и
Сочинских ГЭС, а также развитие малой гидроэнергетики в Северной Осетии и Дагестане. В
Сибири – достройка Богучанской, Вилюйской-III и Усть-Среднеканской ГЭС, проектирование
Южно-Якутского ГЭК и Эвенкийской ГЭС.
Планируется развитие гидроэнергетического комплекса в центре и на севере Европейской
части России, в Приволжье, путем строительства «выравнивающих мощностей в основных
потребляющих регионах», в частности – строительство Ленинградской и Загорской ГАЭС-2.
Влияние ГЭС на экосистемы и права населения в регионах
Сооружение ГЭС, как правило, воздействует на экосистемы и население в
межрегиональном масштабе, а нередко и более того – в масштабах нескольких субъектов
Федерации.
Опыт общественных экологических организаций показывает, что в процессе принятия
решений, строительства и эксплуатации ГЭС нарушаются основополагающие права граждан,
среди которых право:
на здоровую окружающую среду, так как строительство и эксплуатация ГЭС негативно
сказываются на экосистемах рек и прилегающих к ней и водохранилищу территорий;
на доступ к достоверной информации, так как весь процесс планирования и сооружения
ГЭС сопровождается утаиванием неудобных энергетикам фактов, касающихся экономической
целесообразности и экологической опасности проекта;
на участие в принятии решений, так как общественные слушания проектов в
большинстве случаев представляют из себя информирование, в ходе которого мнение населения
если и принимается, то в дальнейшем не учитывается;
на доступ к правосудию, так как энергетики стараются максимально осложнить
гражданам возможности судебной защиты своих прав.
Строительство водохранилищ ГЭС часто сопровождается массовым выселением людей с
их исконных земель. В России накоплен богатый и негативный опыт подобного рода. О трагедии
переселенцев сказано еще далеко не все, хотя широко известны книга В. Распутина «Прощание с
Матерой» и фильм Б. Шунькова «Зона затопления». О масштабах проблемы говорит тот факт, что
только при строительстве каскада ГЭС на Ангаре был разрушен быт и уклад почти 200 тысяч
человек.
При сооружении ГЭС чаще всего затапливаются лучшие в экономическом, культурно-
историческом и экологическом плане земли. Из хозяйственного оборота практически навсегда
изымаются огромные территории в поймах рек, где ведется лесное и сельское хозяйство,
расположены населенные пункты.
Серьезной проблемой становится загрязнение водоемов, что ставит под угрозу
обеспечение питьевой водой населения. Коренным образом меняется гидрологический,
гидрохимический и гидробиологический режимы водных объектов. Разрушение речных и
прибрежных экосистем сопровождается гибелью наземных и водных организмов, потерей
кормовых угодий, нерестилищ и мест нагула рыб, утратой мест традиционного
природопользования местного населения, которые часто играют определяющую роль в жизни
людей.
В местах расположения крупных водохранилищ возрастают риски, связанные с
сейсмической опасностью и катастрофическими наводнениями. После аварии на АЭС «Фукусима-
1» обсуждается проблема угрозы со стороны водохранилищ объектам ядерной энергетики.
5. Отчет о работе группы «историков»
Несмотря на отдаленность от центра, столицы, судьба страны не прошла мимо Матеры.
Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего,
свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные
перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала
свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала "коммунию-колхоз".
Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как
многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).
Течет жизнь, время... Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших
дней - все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.
6. Вопросы классу
-- Какой вы видите Матёру? (показ презентации о Матёре)
(Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же
названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".
- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот,
кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони,
Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо
видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А
ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.
- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки,
ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.
"И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От
края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и
всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли
называлась громким именем - Матёра?"
- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения
Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой
лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище
Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно
знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими
окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится
жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за
окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)
- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда "есть и
пошла" Матёра?
- Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время
заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?
(Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко
переживаются старшим поколением.
Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает
от основного события. "Прощание с Матёрой" - об этом, о памяти.
Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о
человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже.
- Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это
время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.)
- Как писатель выявляет, кто есть кто?
Через отношение к родной земле, к "малой" родине, к родной избе и к могилкам тоже.
Дарья
молодежь
Отношение к «малой родине»
Дарья любовно, бережно относится к
родному месту – Матёре. Здесь всё для нее
родное – она не мыслит своей жизни без
Матёры.
Павел и Андрей (сын и внук Дарьи) –
перебрались в город, оторвались от корней.
Павел не чувствует «какого – то сильного,
надрывного чувства», когда видит пожар
родной избы.
Петруха сжёг родной дом, чтобы побыстрее
получить за него деньги.
Отношение к предкам
Дарья в самое трудное время идёт на могилу
родителей. Просит у них совета.
Дарья хочет перевезти с собой в городской
поселок могилы родителей. Мудрым
афоризмом звучат её слова: «Правда в памяти.
У кого нет памяти, у того нет и жизни».
Павел, занятый делами, так и не перевёз
могилы. Андрею вообще эта идея кажется
странной. Он не понимает, серьёзно говорит
бабашка или нет.
Петруха оставляет мать без дома и без средств к
существованию. Катерина вынуждена искать
приют у подруги.
Отношение к природе
Дарья : «Поцарюет – поцарюет и загорюет».
Человек и природа слиты воедино.
Андрей: «Человек – царь природы». Человек
оторван от природы.
7. Классу предлагается проанализировать несколько сцен повести. Затем ребята делятся
на две группы: одни отстаивают позицию Дарьи, другие Андрея.
- сцена пейзажного описания Матёры (гл. 1);
- история Матёры (гл.1);
- сцена разорения кладбища (гл. 2 -3);
Фрагмент фильма
- сцена горящей избы (гл. 8);
- сцена сенокоса (гл. 10);
- сцена прощания с домом Настасьи (гл. 7);
- сцена прощания с избой Дарьи (гл. 20).
Эти сцены показывают четко две позиции, которые ярко выражены в разговорах Дарьи с
внуком:
Дарья
Андрей
Вам что Матера, что холера. Тут не
приросли, нигде не прирастете, ничего вам не
жалко. Такие уж вы и есть – обсевки.
Сейчас время такое – нельзя на одном
месте сидеть. Мне охота, где всё по – другому,
по – новому.
А посёлок построен не по – людски: не
для себя строили, смотрели только, как легче
построить, меньше всего думали, удобно ли
будет жить.
ГЭС отгрохают, она тысячу лет будет
стоять.
А то она христовенькая на вред тут
стояла… земли плодородные, веками
ухоженные, вскормившие не одно поколение. А
в поселке на гектар новой пашни тысяча рублей
брошено. На этот золотой гектар посеяли
пшеницу, а она даже не взошла. Любому
мужику было видно, что земля неплодородная.
Один красный кирпич. Чтоб землю добыть –
трудов – то много надо. Найти бы ту комиссию,
что место выбирала и для поселка, и для
затопления, и носом её, носом…
Наша Матера, бабушка, будет людям
пользу приносить, электричество пойдет.
Дарья считает, что могилы надо
обязательно перевезти.
Андрей удивился предложению
бабушки перевезти могилы, смолчал, но
подумал: «Как это интересно увидеть то, что
осталось от человека за 30-40 лет».
Пуп вы свой не надорвете? Везде
машины. Они в работу душу –то не
вкладывают… В ком душа, в том и Бог. Он не в
небе, а в тебе Человека сторожит.
Данная жалость – это палка на пути
цивилизации.
8. Группа «литературоведов» дает характеристику Дарье и другим персонажам повести.
Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи
несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере
до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое
место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для
нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У
кого нет памяти, у того нет жизни".
Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней
идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не
стоит село".
Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания
героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи
человека и природы.
Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника,
обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не
покидает ощущение этой связи с ушедшими.
Фрагмент фильма
-Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох,
чует, куда я её обряжаю".
- Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в
мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?
Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в
памяти".
-Павел хотел бы спасти Матёру, помочь Дарье, но бессилен. Он из тех, кто пытается
докопаться до истины, оглядывается вокруг и задумывается о жизни. Но у Павла нет
основательности, твёрдости. Это чувствует и Дарья, и сам Павел. Он признается, что слишком
широко раскинулась для него правда: и Клавка с Андреем правы по-своему, и мать. Позиция
Павла в итоге сводится к смирению: надо - значит надо, жить везде можно.
- Андрей: Правильно понимает Дарья: нельзя легко, безумно относиться к жизни. А
Андрей всё торопится и не видит многое вокруг. Многое он воспринимает поверхностно. Такое
отношение у него и к Матере. Он как бы занимает промежуточное место между Петрухой и
Дарьей: он и избу сжигать не будет, но и остров ему не дорог. Он что-то потерял в своей жизни. И
здесь, и на заводе у него нет пристанища, нет ему покоя, он всё ищет, где интереснее. Тревожно за
него. "Он душу свою не подвинул", - говорит о нём Дарья. Вот это и есть главная потеря Андрея.
9. Вопросы классу
- В чём смысл конфликта повести?
(Этот конфликт относится к категории вечных: конфликт старого и нового. Законы жизни
таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и
разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом,
преобразуя его?)
- Какие проблемы ставит Распутин в повести?
( Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии.
Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут
последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к
физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые
писателями, исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно,
что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.
Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с
проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком,
желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в
бесклнечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность
за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны
проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого
существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней,
проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы
духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)
-Какие символы помогают понять авторский замысел?
(Один из традиционных символов жизни – дерево. Старая лиственница- "царский
листвень" - является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие -
бензопила- не могут справиться с ним.
Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ
весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней
Матеры.
Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его
как покойника перед похоронами.
С этим образом связан и образ Хозяина - духа, домового Матеры.
Главный же символ является уже в самом заглавии.
Домашнее задание:
Основываясь на материале урока и используя высказывания В. Г. Распутина,
сформулируйте письменно позицию писателя.
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править
праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом.»
"Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется
от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви."
"...патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее родной земле, ревность её
заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в ее очистительный
исход".
"Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё что угодно, кроме
одного - равнодушия к родине и небрежения к её святыням".
"Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".
В. Г. Распутин
Список литературы
1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. «Молодая гвардия», - 1980.
2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской
литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
5. librero.ru/article/myth/org/ cim/
6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.