Актуальные и вечные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя школа №7 им. О.Казанского
Урок - размышление
Тема. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание
с Матерой».
Разработано
учителем русского языка и литературы
Москаленко Т.Н.
Тема. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина
«Прощание с Матерой»
Цели:
Предметные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в
них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение
общечеловеческих ценностей, развитие устной речи учащихся.
Метопредметные: развитие способности к исследовательской
деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе
как основе нравственного развития.
Личностные: развитие познавательного интереса к современной русской
литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие
устной речи учащихся.
Оборудование:
1) Тексты повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
2) Презентация
3) Музыкальный фон («Малиновый звон» А.Морозов - А.Поперечный).
ЭПИГРАФ.
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем
вместе правишь праздники и будни, земля, на которой стоит твой дом. И
все четыре-одна важней другой. Захромает какая- весь свет в наклон»
В.Распутин.
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы с нашими большими скоростями не
забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так
случилось, живем на земле.
В.Шукшин.
“Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится”.
В.Г.Распутин
Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Музыкальный фон («Малиновый звон» А.Морозов - А.Поперечный. На
фоне изображения Ангары подготовленный ученик читает отрывок из
повести) (Слайд 1.)
2.Вступительное слово учителя.
В этом году мы отмечаем юбилей книги В.Распутина «Прощание с Матерой»
(Слайд 2). И поэтому наше обращение к ней – это и дань уважения к
человеку, который заставляет нас задуматься о таких изменениях в жизни,
которые бы не уничтожили человеческое в человеке, который помогает
молодому поколению воспитать любовь к своей Родине, бережно относиться
к своей земле, к памяти своих предков.
Обратимся к эпиграфам, которые должны сегодня «работать» на уроке,
потому что при комментировании проблемы вы можете использовать
цитаты. Ваша задача найти место этим цитатам на уроке.
Тема нашей встречи: « Актуальные и вечные проблемы в повести
В.Распутина «Прощание с Матерой», в которой автор обратился к
трагической теме разорения людьми собственной земли, родины под
предлогом великих преобразований.
3. Выход на тему урока.
- Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?
Родина - 1) Отечество, отчизна, родная страна;
2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;
«Малая» родина - отчий дом, родительский дом, родной край, родная
сторона, родители, предки…
Ученик. У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли,
который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек»
земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской
области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства
Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень,
главное, что пострадали люди, живущие там.
Итак, сегодня мы обращаемся к повести В. Г. Распутина «Прощание с
Матёрой, в которой рассказывается о таком кусочке Земли. Эпиграфом к
уроку мы взяли слова В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в
жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни,
и земля, на которой стоит твой дом».
- Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за
другой? Давайте ещё раз сегодня перелистаем страницы повести «Прощание
с Матёрой», перелистаем и перечитаем, поразмышляем над главными
проблемами повести.
В основе сюжета лежат реальные события. В процессе строительства
ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало
болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно
исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля
уйдёт под воду навечно.
«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не
могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом
смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г.,
интервью «Не мог не проститься с Матёрой»).
«Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех
изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях,
на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и,
так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в
этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не
только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на
которой жили его предки и станут жить его дети и внуки». («Вопросы
литературы», 1976, № 9).
4.Обмен читательскими впечатлениями
- Что вас взволновало, когда вы читали повесть «Прощание с Матёрой»?
5. Словарная работа
- Давайте определим лексическое значение слова Матёра. Попробуйте
подобрать однокоренные слова к этому слову.
Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова
матёрый.
Матёра - 1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной
зрелости, опытный, знающий);
2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);
3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);
Все эти значения реализуются в тексте повести.
1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая
лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно
поколение»).
2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра
– живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь
погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на
котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче
родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы,
сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от
берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости,
и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в
достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».
3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением
первоосновы и надёжности, и даже – вечности.
6. Работа с художественным текстом.
Учитель. Мы начали наш урок с описания Матеры. Совершенно не
случайно повесть открывается пейзажным описанием.
- Какая же она «та Матёра», прежняя? (глава 1) (Слайд 6)
(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и
деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки,
заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).
- Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)
- Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?
(Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно
появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре).
- Как автор даёт нам это почувствовать? Какие перемены произошли?
(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да
не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как
подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли
окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились
стайки, амбары…».Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как
подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся
безжизненность Матёры).
Учитель. Триста лет жила деревня размеренной, обыденной жизнью.
Сменялись поколения. Строились, заваливались и вновь возводились избы.
Жизнь в Матёре была настолько обособленной, что даже посёлки,
возводящиеся где-то на правом берегу реки, казались жителям краем света.
Эта деревня многое повидала на своём веку за три с лишним сотни лет:
видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог,
стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами,
создавала «коммунию – колхоз». Как вся страна, Матёра послала своих
сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные
деревни по всей необъятной России осиротела, не дождавшись многих своих
защитников.
Таким образом, в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её
грандиозные перемены.
- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю его
историю?
( Как у людей есть прошлое, есть предки, есть история, жизнь, прошлое и у
земли. Чем больше ты знаешь о родной земле, тем она ближе и дороже тебе.
История жизни Матёры богата событиями, которые вызывают у читателя
уважение к этой земле и людям, живущим там.
Эта деревня многое повидала на своём веку, но такое было в первый и,
видимо, теперь уже в последний раз. Осенью, с окончанием строительства
плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят
под огонь, остров очистят. Все жители знали об этом. Но знать – одно, а
поверить в такое – совсем другое, не каждый сможет. Особенно если вся
жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом
связано что-то памятное. Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с
бабкою. Вроде бы, давно их и нет уж на свете, но как же без них-то совсем?
Это – как без памяти.
Но страна принимала грандиозные планы строительства: заводы,
электростанции, а люди… люди не в счёт…
Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А
трудное время – это время испытаний человека. Сразу ясно, кто есть кто).
- Как писатель выявляет, кто есть кто? (Через отношение к родной
земле, к своему дому, к «малой» родине и к могилкам тоже).
Ученик. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы прочитали немало критических
статей, посвященных этому произведению. Вот что говорит критик Ю.
Селезнёв о земле – родине и о земле – территории. «Если земля – территория
и только, то и отношение к ней соответственное. Землю – родную землю,
Родину – освобождают. Территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на
территории – завоеватель, покоритель. О земле. которая всем принадлежит,
кто до нас был и кто после нас придёт, не скажешь: «После нас хоть потоп».
Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что
было до него, что останется после него…».
Учитель. Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля – территория?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сцене разорения кладбища
(гл.2-3).
Это одна из самых трагичных страниц повести.
- В чём суть конфликта жителей с чужими?
( Ворвавшись к пьющим чай старухам, Богодул закричал: «Мёртвых
грабют!» С этого момента начинается этический, философский конфликт,
который приобретает форму противостояния памяти и беспамятства,
ценности и цены. Многое могли бы жители Матёры перенести молча,
безропотно, многое, но не это. Именно этот конфликт демонстрирует разное
отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других
буднично; что для одних вечно, то для других бренно).
- Зачем чужие приходят на Матёру?
( Чужие приходят на Матёру, чтобы начать её уничтожение, их
начинание кощунственно – они жгут кладбище, поэтому для местных
жителей они «черти», «нечистая сила», «ироды», «нехристи». Для старух
кладбище – святое место, это место успокоения близких им людей; для
чужих – просто часть суши. Для них старики и старухи – «граждане
затопляемые». Где им, чужакам, понять матёринцев. Они всё делают по
распоряжению. Потому так клеймит их Дарья, этих людей с одинаковыми
ржавыми глазами, в одинаковых зелёных куртках. Для них, чужих, Матёра –
«ложе для водохранилища», «зона затопления», а для матёринцев их остров –
живое место, Дом).
- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?
(Для них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства –
«туристы»).
Ученик. Здесь, наверное, уместно обратиться к первому эпиграфу нашего урока.
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе
правишь праздники и будни, земля, на которой стоит твой дом. И все четыре -
одна важней другой. Захромает какая - весь свет в наклон»
В.Распутин.
В этих строчках, как мне кажется, заключена авторская позиция. Забыли про эти
четыре подпорки Жук и Воронцов, они так и останутся «туристами» на этой
земле.
Учитель. Что для них Матера?
(Матера для них «зона затопления», «территория», «хламье». Товарищ Жук
так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте
разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и
интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты…» - «Ты сам…турист». А у
туриста взгляды и заботы далеки от хозяйских. «Вот и нарушился порядок
Матеры». Крушением вековых основ жизни оборачивается строительство
ГЭС. Утрата невосполнима).
- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище? Как к этому
относитесь?
( Все, что происходит на кладбище, называется святотатством. И мы можем
не относиться к тем, кто спиливает кресты и надгробия, как к «иродам»,
«обсевкам», «нехристям». Разрушение и осквернение захоронений всегда
считалось святотатством).
Учитель. Что такое святотатство?
( Святотатство - это кощунство, поругание, посягательство на святыню,
богохульство, преступление).
Учитель. В чем причина этой трагедии? Почему Дарья называет свою
деревню «христовенькой»?
( Произошло духовное оскудение жителей острова: распалась связь
поколений, молодежь не понимает глубинной связи с землей, на которой
выросло не одно поколение людей, и стремится к легкой жизни в поселке
городского типа. Никто не может остановить надвигающуюся трагедию –
затопление, «убиение» Матеры… А потому она для Дарьи «христовенькая».
«Прощание с Матерой» - это повествование о разрушенном и затопленном
доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение,
но и духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою
потратили – и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю.
Любовь к Родине, к могилам родителей.
Так входит в повествование тревожная нота: в деревне остались одни старухи
и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матеры:
«Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут,
понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне
лежала доглядливость. И что водой зальет, навроде тоже как я виноватая».
С фразы Богодула: «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел:
материнцы отбивают могилы своих родственников).
Учитель. Чем объясняется трепетное отношение автора и его героев к
кладбищу?
( Обратимся к словарю синонимов З.А.Александровой:
«Кладбище – некрополь (книжн.), древнее: могильник; сельск.: погост, место
вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (ус тар.)».
Учитель. Какой смысл заложен в слове «погост» Какова его этимология?
( С точки зрения православия кладбища – священные места, где покоятся
(гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих
государств усыпальницы считали священным и неприкосновенным местом.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место
погребения устройством над ним холма.
Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм
Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над
надгробием. Мы называем наших покойников усопшими, а не умершими,
потому что в определенное время они воскреснут. Могила – это место
будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и
порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый
проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и
возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего
находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя,
которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием. И если крест
уничтожается, то усопшему отрезаются все пути к воскрешению).
Учитель. Что значит для Дарьи могилы близких ей людей?
(«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя
тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек…ты перед всем миром ответишь»).
Учитель. Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками так важна
для писателя? На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение
родных могил?
( «…зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной
материнской ратью, отдав все свое для нее, для Дарьи, и для таких, как она, -
и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого
жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И
ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда
закончится».
«…эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал
себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что ты носишь в
себе, но и то, не всегда замеченное, что вокруг тебя, и потерять руку или
ногу, - вот это все запомнится надолго и останется в душе незакатным светом
и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как
дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам,
смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-
то, ради чего жили поколения людей».
Действительно, человек – лишь узелок в нескончаемой нити поколений.
Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть народа, народ – часть
Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова,
имеющие одни и те же исток).
Ученик.И как не обратиться к совам великого А.Пушкина:
Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
Ученик. А мне хотелось бы продолжить эти строки, потому что в них скрыт
глубокий смысл нашего существования на земле.
От них основана от века по воле Бога самого
Самостоянье человека – залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля б была без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
Учитель. Обратите внимание на значение слов самостоянье и величие.
Как вы понимаете их значение ?
(«Самостоянье» – это ощущение себя твердо и уверенно стоящим на земле,
когда никакой, даже самый жесткий ветер перемен не способен помешать
тебе идти своей собственной, единственной дорогой. Великий русский
мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин объясняет значение слова
самостоянье так: «чувство собственного духовного достоинства».
«Величие» - огромность, превосходство в невещественном, духовном или
нравственном отношении».)
- Какие проблемы ставит автор в этом отрывке?
(Проблемы человеческой памяти, связи человека с прошлым, связи
поколений).
Учитель. Действительно , такие моральные качества и чувства человека как
благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в
отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками. Именно
поступки, дела, а не слова доказывают, каков человек и каковы его
принципы. Поэтому человеческая память - как хранительница нравственного
опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль в становлении
человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он
становится ущербным недочеловеком.
- Для кого из героев повести, кроме чужаков, Матёра – это просто
территория? Какие они, «чужие свои»?
Ученик. Клавка Стригунова, Петруха – дети Матёры, но оказывается, что
Матёра им не нужна. Клавка говорит: «Давно надо было утопить… Живым
не пахнет…». Для неё главное в жизни – удобства, а удобно ей там, где нет
Матёры.
Петруха – пьяница, не сумевший даже сохранить собственное имя. За
никчемность и разгильдяйство лишила его имени деревенская община.
Своими руками Петруха поджёг избу, свой дом, чтобы поскорее
компенсацию за него получить. Сжёг, и сердце не дрогнуло, как будто и не
рос в этом доме. Не стыдно ему, потому что у него нет совести.
И здесь уместно, мне кажется, обратиться к словам писателя:
«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».
В.Г.Распутин
Чтобы не стать жуковыми и воронцовыми, мы должны жить по совести. К
этому призывает нас Распутин, в этом его жизненная позиция.
Учитель. И эта проблема наиболее ярко раскрывается в эпизоде горящей
избы ( глава 8).
( Чтение отрывка из повести)
Ученик. Вся деревня собралась, чтобы видеть это. Нет необходимости
уничтожать огонь, всё равно гореть всему. Но люди стыдятся того, что
происходит, закон памяти, совести жив и значим для всех. И этим автор
утверждает свою жизненную позицию.
Учитель. Чужая Матёра и для Андрея, внука Дарьи, который уже давно
покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство
ГЭС.
- Давайте перечитаем диалог Дарьи с внуком (гл 12).
Динамизм Андрея положителен лишь на первый взгляд. Человек, забывший
свой дом, вряд ли будет счастлив. Грустно звучат слова Дарьи, как бы
предвидящей все ужасные последствия этой «удали». «Никуда с земли не
деться. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она вся не
поборола сила эта-та. Она-то большая, а вы-то какие были маленькие, так и
остались».
- Почему в семье Дарьи распалась связь поколений?
Ученик. У молодых появились другие ценности: взамен духовных –
материальные. Прагматический подход к жизни взял верх, духовные идеалы
для них утратили свою силу. А потому главными героями повести являются
старики, а не молодежь. В этом диалоге автор ставит проблему «отцов и
детей».
Ученик. Старое поколение деревни можно условно отнести к «отцам». Но
есть на острове и молодёжь, которая с лёгким сердцем готова оставить
Матёру. Андрей, Петруха, Клавка Стригунова - это «дети», радующиеся
предстоящим переменам. Как мы знаем, взгляды «отцов» и «детей» очень
часто различны, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в
романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне
нового поколения, то в повести «Прощание с Матёрой» ситуация совсем
противоположная: молодёжь отказывается от того единственного, что делает
возможным сохранение жизни на земле, - от обычаев, традиций,
национальных корней. Именно с этим связывает Распутин и потерю
нравственности. Он заставляет читателя задуматься над тем, будет ли
человек, покинувший родную землю, счастливым. Сжигая за собой мосты,
покидая Матёру, не потеряет ли он свою душу, свою жизненную опору.
Ученик. Повесть звучит как предупреждение нам, нынешнему поколению,
которое начинает забывать свои истоки, свою историю. Всё тревожнее
становится за молодое поколение. Стремясь к новой жизни, которая
становится гораздо легче благодаря научным открытиям и техническим
изобретениям, человек подчас и сам превращается в бездушную машину,
теряя всё человеческое. Что будет с Россией? Что ждёт её в будущем?
Распутин выражает надежду и веру в то, что наши люди в силах сберечь
родную землю, не дать ей исчезнуть без следа. А для этого им надо быть на
ней не временными жильцами, а вечными хранителями, как Дарья, чтобы не
испытать перед потомками чувства вины за утрату чего-то родного, близкого
сердцу, без чего не будет счастья, да и самой жизни.
- Как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора?
( Симпатии автора на стороне старшего поколения. Перед нами предстают
«старинные старухи» с типичными русскими именами: Дарья Пинигина,
Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Наиболее колоритному
персонажу, похожему на лешего, автор дал имя Богодул. У всех героев за
плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и
взаимопомощи).
Учитель. Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса (гл 11).
Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа.
Изображённая автором картина крестьянской жизни до обычности проста
(так было всегда), но и до трагичности возвышенна (этого больше не будет
никогда). Это последний вздох Матёры – работа, песни, купание. Люди как
будто забывают о надвигающейся утрате.
- Раскройте идейно-художественный смысл 11-ой главы (сцена сенокоса)
Ученик. Эта сцена поэтизирует жизнь миром. Распутин подчеркивает, что
главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, радость от
общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку
«на подержание»: её надо беречь, сохранить для потомков. «Малая родина»
Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря.
Многие переживания героев повести были испытаны его родными и
близкими. Боль писателя выразилась в философских раздумьях о судьбе
своей земли, о себе самом. В книге «Что в слове, что за словом» Распутин
пишет: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с
рождением и впитывается с детством… «Малая» родина дает нам гораздо
больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества,
вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от
родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить
ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления
о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь, затем
соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного
края отчеканивается в наших душах навеки. Вот почему такой щемящей
болью напоена его повесть «Прощание с Матерой».
- К чему это время оживления в деревне? Зачем автор показывает последний
праздник Матёры?
(Последний праздник жизни на своей земле, в своём доме для
матёринцев важен – есть чем жить дальше, есть, что вспомнить).
Учитель. Самые трогательные сцены повести – сцены прощания.
7. Словарная работа
Прощание – расставание
Проститься 1) Слова приветствия при расставании;
2) Покинуть что-нибудь, расстаться
Существительное прощание, образованное от глагола проститься,
относится к обоим значениям этого глагола. Следовательно, в его значении
присутствует очень важный для понимания идеи повести смысл –
«расстаться с одушевлённым лицом». Матёра для автора и для многих героев
повести – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована
участь погибнуть под водой.
8. Работа с художественным текстом
Учитель. Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со
всеми веками накопленными духовными ценностями, да и с самой жизнью.
Дважды рассказывает Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала
Настастья, а потом Дарья. Давайте перечитаем эти трогательные сцены.
Сцена прощания с домом Настасьи (гл 7).
- Как в простоте и обыденности происходящего проявляется трагичность
момента прощания?
( Во время отъезда Настасья вдруг обнаруживает, что вещи, в прежней жизни
ей очень нужные (сундук, самовар, половик), взять с собой невозможно. В
той, новой жизни, им нет места, их место в доме. Образ брошенной избы у
Распутина одушевляется: слепнут окна, словно изба тоже страдает от разлуки
со своими обитателями).
Сцена прощания с избой Дарьи. (гл. 20)
-Зачем Дарье нужна эта работа, что она хочет сказать своим поступком
Ученик. Не понять чужому, зачем Дарья перед уничтожением белит свою
избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимает Дарья. «А избу нашу ты
прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за
собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили». Вот и
прибирает Дарья свой дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону
совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Она белит избу,
подмазывает печь, моет подоконники, пол, окна. Всю ночь оплакивала Дарья
свою избу, и изба словно понимала, что с ней делают. Последняя ночь Дарьи
в доме – тихая, спокойная ночь молитв. Дарья не смирилась, но она
успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.
В том, как Дарья «обряжает» избу, не только воздаяние последнего, что
в её силах, родному дому, деревне, острову, но и убеждённость, что только
так, а не иначе должен проститься человек с уходящей в прошлое жизнью:
достойно и стойко, свято и просто. И трагическое завершение прощания
Дарьи оставляет луч надежды, вселяет в читателя веру в моральные
ценности. И это еще одна проблема, которую ставит писатель.
Ученик. Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что
должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен
чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что
предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти.
Она уверена: "У кого нет памяти, у того нет жизни".
- Каков финал повести? (гл. 22)
Ученик. В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет
сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане Воронцов, Павел и
Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой,
бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, — подобно
детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать!
Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо
и безнадежно». И, прокричав, вновь засыпает.
«Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды
и тумана». А материнские старухи в это время, в последний раз
объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого
«недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса, равно при-
надлежа и живым, и мертвым.
Учитель. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа
остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память.
Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о «царском
листвене» — символе неувядаемости жизни.
( Чтение эпизода «Царский листвень на Матёре» (гл. 19)
Учитель. Пожегщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое
дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько
ранее В. Распутин дважды скажет, что, как бы тяжело ни сложилась
дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом
безответственные «ответственные за переселение», построившие новый посе-
лок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, — «жизнь...
она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой
трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом
сроднится с любым местом. В этом — еще одно его назначение во
Вселенной.
9. Подведение итогов урока
Учитель. Подводя урок нашему уроку, давайте постараемся ответить на
вопрос: что дала нам встреча с Матёрой? (ответы учащихся)
- Какие проблемы ставит автор в повести?
Это проблемы и вечные, и современные.
1. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.
Экология (от др.-греч. "ойкос" — обиталище, жилище, дом, имущество и
"логос" — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых
организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-
технического прогресса? Не приведёт ли прогресс к физической гибели
планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем стало ясно, что главная
задача человечества – сохранить жизнь на земле.
2. Проблемы «экологии души», духовные проблемы.
Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим
ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном
в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь,
чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и
ответственность за будущее.
3. Проблемы взаимосвязи поколений, сохранения традиций.
4. Проблема поиска смысла жизни.
5. Проблема отношения народа и власти.
6.Проблема «отцов» и «детей».
7.Проблема совести.
- В чём смысл конфликта повести?
Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и
нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой
вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой
нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя
его?
Частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти
родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти,
добра и зла. Это придаёт особую напряжённость действию.
- Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в повести?
Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу
всей страны, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций,
памяти.
( Звучит песня «Малиновый звон» в исполнении учащихся)
Ученик. Писатель Василий Шукшин обращает наше внимание на то, чтобы
мы не очерствели душой, чтобы жила в нас память о том, где мы выросли,
чтобы мы сохранили духовные ценности, завещанные нам нашими предками.
«Нам бы про душу не забыть. Нам бы с нашими большими скоростями не
забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось,
живем на земле.
В.Шукшин.
Ученик. Такое проникновение в творческий замысел писателя заставляет нас
задуматься над тем, кто мы, с чем пойдем по жизни, что оставим после себя.
Ученик. Матера стала для нас не только символом отчего дома, но и России.
Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к
исцелению. Эта книга о почтительном отношении к предкам, о «малой» и
большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых
живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.
Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям дает
каждому из нас священное право называться Человеком, обрести
«самостоянье», духовную и нравственную состоятельность. Вот мы и
доказали, что Матера вместила в сея все понятия: мать – сыра Земля, Родина,
Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая»
родина…
Учитель. Обратимся ещё раз к словам В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у
человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править
праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Мы желаем вам,
чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы
никогда не забывали о родном доме.
Учитель. Мы смогли убедиться, что в одном произведении можем найти
материал для иллюстрации проблем, которые вам придется раскрывать при
выполнении части С ЕГЭ.
10. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Что дала мне
встреча с Матёрой?»
Литература - еще материалы к урокам:
- План-конспект урока "Уроки жизни, преподнесённые героями повести А. Алексина «Безумная Евдокия»"
- Проектная работа "Дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина"
- Контрольная работа по родной (русской) литературе 7 класс
- Урок литературы "Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»" 6 класс
- Срез по литературе 8 класс (с ответами)
- Контрольно-измерительные материалы по литературе 10 класс (с ответами)