Конспект урока "Образ Бориса Годунова в опере М.П. Мусоргского" 7 класс

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образование сферы культуры «Детская музыкальная школа № 1»
г. Вилючинска
«Образ Бориса Годунова в опере М. П. Мусоргского. Урок-суд»
Номинация: методическая разработка
Автор-разработчик:
Преподаватель теоретических
дисциплин МБУДОСК ДМШ № 1
Маркова Екатерина Петровна
684090 Камчатский край
г. Вилючинск
ул. Мира д. 19
Разработка урока
«Образ Бориса Годунова в опере М. П. Мусоргского»
Разработка урока по музыкальной литературе для 7 класса 8 (9) летнего
курса обучения.
Цель: раскрыть противоречивость и неоднозначность образа Бориса
Годунова в опере М.П. Мусоргского.
Задачи:
1. Провести исследовательскую работу, используя
дополнительный материал.
2. Обобщить полученные знания и дать оценку образа Бориса
Годунова в опере.
Форма урока: урок-модель. Для обобщающего урока выбрана модель:
урок-суд.
Слайд 1
Ход урока.
1. Вступление «Как всё начиналось».
Задачи:
Осветить изученный материал;
Провести параллель с историей создания оперы.
Учащимся показывается фрагмент из фильма «Мусоргский».
Освещается материал, который использовался для подготовки к уроку.
Список литературы, материала:
1. Пушкин А. С. Борис Годунов/ Драматические произведения.
Проза. М.: Просвещение, 1984. -351с.
2. Энциклопедия царей и императоров Россия IX-XX веков.
РООССА.
3. Художественный фильм «Мусоргский», режиссёр Г.
Рошаль, Ленфильм, 1950 г.
4. Фильм-опера «Борис Годунов», режиссёр В. Строева,
Мосфильм, 1954 г.
5. Музыкально-литературная композиция по теме: «Борис
Годунов история, литература, музыка», разработан педагогами МХУ,
материал предоставлен КГБОУ «Камчатским учебно-методическим
центром».
Слайд 2
2. Тема и условия проведения урока.
Тема нашего урока «Образ Бориса Годунова в опере М. П.
Мусоргского». Перед нами стоит задача:
Раскрыть образ Бориса Годунова в опере М. П. Мусоргского;
Понять, как композитор относился к одному из главных
героев оперы.
Но урок наш будет необычный это урок-суд. По правилам жанра
нашего урока у нас должен быть обвиняемый и обвинитель. Мы должны
предъявить обвинение и понять, действительно наш обвиняемый виноват.
Для того, что бы определить главных героев нашего урока, давайте
вспомним, как определяется жанр оперы М. П. Мусоргского. Это народная
музыкальная драма. Почему народная? Потому, что народ это главное
действующее лицо. Драма предполагает конфликт, столкновение двух
контрастных образов. В опере это народ и власть. Итак, у нас есть
обвинитель и обвиняемый.
Слайд 3
Свидетелями нашего обвинения будет музыка из оперы Мусоргского
(проговорить музыкальные номера, которые будут «выступать свидетелями»).
А также свидетельские показания наших историков.
Условие нашего процесса:
Мы внимательно заслушиваем свидетельские показания и
определяем, к какой стороне эти показания относятся, к защите или
обвинению.
Мы можем выступать как со стороны обвинения, так и со
стороны защиты.
Мы должны соблюдать принцип «равновесия» т.е. для
объективности оценивания ситуации и вынесения справедливого
приговора необходимо стараться уравновешивать свидетельские
показания.
Слайд 4
3. Обвинение.
Голод 1601-1603 годов страшное бедствие, которое обрушилось на
Россию. Исчерпав запасы продовольствия, голодающие принялись за кошек и
собак, а затем стали есть траву, липовую кору. Голодная смерть косила
население по всей стране. Скоро разразилась холера, от которой в одной
только Москве погибло более 100 тыс. человек. В течении трёх лет голодного
бедствия случались «злодейства, невероятные…», на которые могли пойти
только обезумевшие люди.
Народ не простил Годунову смерть царевича Дмитрия. Он был
убеждён, что голод и страдания это расплата за незаконное царствование
Бориса.
В качестве обвинения предлагается послушать стихотворение
Константина Бальмонта «Предание».
Стихотворение звучит на фоне музыки вступления.
В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской, пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова,
И по ночам входило две луны.
Два солнца по утрам сходило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.
На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот, - озверены и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.
… Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Дмитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
Слайд 5
По кадру из презентации узнать и назвать свидетеля (музыкальный
номер из оперы).
4. Основная часть урока. Свидетельские показания.
Свидетель 1. Звучит хор «На кого ты нас покидаешь» из 1
картины Пролога.
Преподаватель даёт музыкальную характеристику этой теме и
определяет её на сторону защиты.
Преподаватель:
Хор «На кого ты нас покидаешь» - это выражение подлинных чувств
народа. Композитор обращается к традициям песен плачей и причитаний.
Использование секундовой интонации, постоянная смена размера,
постепенное разрастание диапазона мелодии и, наконец, кульминация, где
интонация мольбы и стона перекликается то в одном, то в другом голосе
звучит очень искренно и напряжённо и непосредственно. Всё выше сказанное
позволяет нам говорить об искреннем желании видеть Бориса Годунова на
престоле. Поэтому я определяю эту тему на сторону защиты.
Задача учащихся:
Объяснить уникальность сцены (введение хорового
речитатива) у Новодевичьего монастыря. Раскрыть смысловую
значимость хорового речитатива и темы дубинки.
Определить сцену на сторону обвинения.
Слайд 6
По кадру из презентации узнать и назвать свидетеля (музыкальный
номер из оперы).
Свидетель № 2. Звучит монолог Бориса «Скорбит душа» из 2
картины Пролога.
Задача:
Прослушать монолог, определить общее настроение музыки
(торжественное, сосредоточенное, благородное) и дать характеристику
Борису Годунову.
Доказать искренность слов Бориса Годунова и
проанализировать первое предложение монолога:
Сравнить текст монолога с текстом А. С. Пушкина и найти
стихотворную фразу, которой нет у А. С. Пушкина; почему М. П.
Мусоргский сочиняет текст первых строчек монолога*;
Переход в одноимённый минор, бемольную тональность
(связанные с чувством скорби и трагизмом);
Запомнить вступление – лейтмотив скорби;
Выделить часто повторяющуюся интонацию (ля бемоль -
соль), почему композитор использует эту интонацию в монологе, в
каком номере («Плачь Юродивого») используется эта интонация и
можно ли провести параллель между этими номерами;
С какими словами совпадает кульминация начала монолога.
Слайд 7
А. С. Пушкин
Сцена4. Кремлёвские палаты.
М. П. Мусоргский
Пролог 2 картина
«Монолог Бориса»
Борис, патриарх, бояре.
Борис Годунов:
Борис
Ты, отче патриарх, вы все, бояре,
Обнажена моя душа пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем.
Сколь тяжела обязанность моя!
Наследую могущим Иоаннам —
Наследую и ангелу-царю!..
О праведник! о мой отец державный!
Воззри с небес на слезы верных слуг
И ниспошли тому, кого любил ты,
Кого ты здесь столь дивно возвеличил,
Священное на власть благословенье:
Да правлю я во славе свой народ,
Да буду благ и праведен, как ты.
От вас я жду содействия, бояре,
Служите мне, как вы ему служили,
Когда труды я ваши разделял,
Не избранный еще народной волей.
Скорбит душа.
Какой-то страх невольный
Зловещим предчувствием
Сковал мне сердце.
О праведник, о, мой отец
державный!
Воззри с небес на слезы верных
слуг
И ниспошли ты мне
Священное на власть
благословенье.
Да буду благ и праведен как ты.
Да в славе правлю свой народ!
Теперь поклонимся
Почиющим властителям России.
А там сзывать народ на пир,
Всех, от бояр до нищего слепца!
Всем вольный вход, все гости
дорогие!
Учащиеся определяют свидетельские показания в сторону
защиты.
Слайд 8
По кадру из презентации узнать и назвать свидетеля (музыкальный
номер из оперы).
Свидетель № 3. Сцена у Собора Василия Блаженного.
Историческая справка.
После смерти Ивана Грозного на престол взошёл его сын Фёдор
Иванович, которого называли Фёдором Блаженным. Фёдор Иванович, «
рождённый более для келий и пещер, нежели для власти державной», даже
не пытался вникать в государственные дела. Природный ум, осторожность
и осмотрительность позволили Борису Годунову взойти на трон вместе с
Фёдором. Из 14 лет правления Фёдора, 13 лет страной правил Годунов.
Борис Годунов проявил себя как мудрый политик. Он смог наладить и
утвердить дружеские отношения с Англией, Константинополем, Персией,
Римом и Флоренцией.
В 1595 году был заключён мир со Швецией, в результате которого,
Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной
Ливонской войны.
В 1598 году одержал победу над ханом Кучумом и вернул Сибирь
России. В 1601 году был заключён договор о вечном мире с Литвой, а в 1602
году заключил союз с ханом Казы-Гиреем.
Борис Годунов приветствовал науку и образование, хотел основать в
России первые университеты. Принимал у себя учёных из других стран,
покровительствовал талантливым строителям и архитекторам.
Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.
При нем строились города на Волге Самара (1586), Царицын (1589),
Саратов (1590). На Донце в 1596 году был построен город Белгород. Началось
заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани. В
Сибири в 1604 году был заложен город Томск.
Но голод 1601 года, который продлился 3 года, пошатнули положения
Бориса Годунова. Народ не простил Годунову смерти царевича Дмитрия.
Доведённый до отчаяния народ был убеждён, что голод и страдания это
божья кара, расплата за незаконное царствование Бориса.
Задача:
Просмотреть сцену и определить сцену на сторону обвинения.
Обосновать своё мнение;
Следуя принципу равновесия найти в этой сцене факты, которые
можно отнести на сторону защиты;
Найти сходство со стихотворением К. Бальмонта «Предание».
Слайд 9
По кадру из презентации узнать и назвать свидетеля (музыкальный
номер из оперы).
Свидетель № 4. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти».
Начало сцены смотрим видео. Монолог «Достиг я высшей власти
разбираем по нотам, слушая аудио.
Задача:
Учащимся необходимо самим назвать свидетеля, которого можно
отнести на сторону защиты.
Аргументировать и охарактеризовать образ Бориса Годунова во 2
действии:
Показан как нежный, любящий отец. Он сочувствует горю дочери,
воспитывает сына мудрым и образованным правителем.
Сцену открывает тема, которая встречалась в начале оперы;
Сравнить фразы речитативов и местонахождения кульминаций
«Но счастья не моей измученной душе» и «Зловещим предчувствием»; сделать
вывод: Борис Годунов понимает, что предчувствия его не обманули и
оправдались, не смотря на то, что он старался «править во славе».
Второй раздел «Тяжка десница грозного судьи» - определить
характер (возвышенно-благородный), сделать вывод: Борис Годунов
понимает, за что его наказывают, и принимает это.
Сцена кошмара это кульминация монолога, свидетельство
необыкновенных страданий Бориса, его мук;
Сцена с Шуйским. Сцена с курантами реплики полные ужаса,
высшая точка страданий Бориса. Доказательство его одиночества;
Учащиеся определяют свидетельские показания в сторону
защиты.
5. Заключительная часть урока.
Слайд 10
Таблица, которая заполняется в течении урока:
ЗАЩИТА
ОБВИНЕНИЕ
Монолог Бориса «Скорбит душа»
Сцена у Новодевичьего монастыря.
Монолог «Достиг я высшей
власти»
Сцена у собора Василия
Блаженного.
Присяжные заседатели выслушали все свидетельские показания. В
результате на стороне обвинения и защиты одинаковое количество
свидетельских показаний.
Задачи:
Учащиеся высказывают своё мнение о виновности и
невиновности главного героя.
Учащиеся делают вывод о том, как сам композитор
относился к образу Бориса Годунова.
Сделать общий вывод;
Провести параллель с М. П. Мусоргским, ответить на вопрос
как М. П. Мусоргский относился к своей опере.
Общий вывод: в опере М. П. Мусоргского народ выносит Борису
Годунову обвинительный приговор. Но мы не можем предъявить
однозначный приговор, поскольку сам образ Бориса Годунова
неоднозначный и противоречивый. Поэтому мы в конце нашего заседания
ставим многоточие так, как сам композитор это сделал в конце оперы.
Слайд 11
Урок заканчивается прослушиванием темы вступления.
Список литературы.
1. Пушкин А. С. Борис Годунов/ Драматические произведения. Проза. М.:
Просвещение, 1984. -351с.
2. Энциклопедия царей и императоров Россия IX-XX веков. РООССА.
3. Художественный фильм «Мусоргский», режиссёр Г. Рошаль, Ленфильм,
1950 г.
4. Фильм-опера «Борис Годунов», режиссёр В. Строева, Мосфильм, 1954
г.
5. Музыкально-литературная композиция по теме: «Борис Годунов
история, литература, музыка», разработан педагогами МХУ, материал
предоставлен КГБОУ «Камчатским учебно-методическим центром».