Сценарий урока по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Сценарий урока по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Исакова Анжелика Хакимяновна,
учитель русского языка и литературы.
Тема урока «Жить не по лжи!» (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин
двор»).
Цели и задачи урока:
- познакомить с рассказом А.И. Солженицына и историей его создания;
- провести исследование внутреннего мира героини;
- актуализировать нравственно-ценностный смысл произведения Солженицына;
- развивать умение учащихся работать с текстом художественного
произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию,
делать выводы;
-развивать навыки коммуникативного общения;
- воспитание нравственных, моральных норм через художественное
произведение;
- развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его.
Планируемые результаты.
Предметные:
знать историю создания рассказа А.И.Солженицына; основные
художественные особенности произведения.
Уметь анализировать рассказ с точки зрения идейно художественного
своеобразия и в контексте биографии автора.
Метапредметные:
познавательные уметь самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; извлекать необходимую информацию из текста;
создавать обобщения; синтезировать информацию для составления
аргументированного ответа на проблемный вопрос; самостоятельно
делать выводы.
регулятивные удерживать сформулированную учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; регулировать
свою деятельность; формировать ситуацию саморегуляции
эмоциональных состояний; выполнять учебные действия в громко
речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих
действий; уметь формулировать то, что уже усвоено; работать
самостоятельно; осуществлять рефлексию.
коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и свою
позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности; строить монологическое
высказывание; проявлять умения диалогической речи; выполнять анализ
текста, используя изученную терминологию и полученные знания;
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации.
Личностные:
Привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о
незыблемости вечных нравственных ценностей: бесстрашия, преданности
делу, силы духа; развитие эстетического вкуса; формирование
потребности в саморазвитии.
Методы и формы учебной деятельности:
работа в группах; ответы на вопросы учителя; самостоятельные выводы из
анализа рассказа, записанные в тетради; синквейн.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы прочитали рассказ «Матренин двор», который был написан в 1959
году напечатан в 1963 г. в «Новом мире». Первоначально рассказ назывался
«Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание
цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год
действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. «Матренин двор», как
замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен».
3. Беседа.
- Выясним, почему Солженицын согласился с названием, предложенным
А.Т.Твардовским, и сохранил его при дальнейшей публикации?
названии рассказа на первый план выдвигается история жизни
Матрёны Васильевны Григорьевой. При этом символическое название не
утрачивается, потому что Матрёнин двор - не географическое и не бытовое
понятие, это символ трагической судьбы русской женщины, бесконечно
узнаваемой читателями, благодаря И.Тургеневу (Лукерья из рассказа «Живые
мощи»), А.Островскому атерина из драмы «Гроза») и другим.
- В чём смысл первоначального заглавия рассказа?
(Первоначальное заглавие является русской пословицей и открывает
читателю стремление автора, типизировать события, свидетелем которых он
был, придав им обобщающее значение, что и сделало рассказ «притчей-
репортажем». Главным в этом названии является слово праведник, что
позволяет расширить тему истории судьбы женщины и смещает акценты в
сторону моральных внутренних качеств личности).
- Размышляя о содержании рассказа, подумайте, каков мир Матрёны
Захаровны Григорьевой? Что даёт право автору назвать её праведницей?
(Автор не сразу позволяет нам проникнуть во внутренний мир главной
героини. Вначале мы знакомимся с рассказчиком, его историей, а затем видим
окружающий его внешний мир глазами человека, давно не жившего в
Центральной России, изумлённого тем, что видит).
- Что поразило вас в жизни сёл, описанных автором? Учащиеся
работают самостоятельно, готовят ответ на вопрос с опорой на текст. Учитель
систематизирует их ответы.
(Трудно не удивиться тому, что в селе Высокое Поле «не пекли хлеба»,
«не торговали ничем съестным». Трудно представить, что станцию можно
назвать Торфпродукт, что перегородки в доме не доходят до потолка, что
человек, работая годами, не зарабатывает ни рубля. Кажется, странным и
диким, что жителям в деревне негде накосить травы даже для козы. Поражает
абсурдность жизни, не защищённость человека от властей).
- К каким выводам приводит читателей автор, показывая сельскую
жизнь наших соотечественников такой безрадостной? Чем же отличается мир
Матрёны от мира людей, живших рядом?Выступает ученик, которому было
дано опережающее домашнее задание.
(Автор показывает непростую жизнь несчастных, а потому и недобрых
людей. Злоба, зависть, эгоизм рождены унизительными условиями
существования, превращающими людей в животных. Но этот мир освещён
жизнью Матрёны. Она делает людям добро бескорыстно, не требуя ничего
себе. В отличие от них она трудолюбива, она спасается ею. У Матрёны всегда
доброе расположение духа, она не держит ни на кого зла, она хочет и умеет
быть счастливой, ибо счастье в духовной жизни праведной для людей. Она
жалеет и людей, и животных. И несмотря на гибель Матрёны, автор побуждает
читателей оглянуться вокруг и увидеть человека, живущего праведно. Такие
люди есть. Мы должны понять, что именно так и надо жить, чтобы не было зла,
чтобы люди были подобны людям. Ибо «не стоит село без праведника». Автор
заставляет читателя задуматься над проблемой как жить? Ответ на этот
вопрос мы найдём в заглавии обращения А.И.Солженицына к интеллигенции, к
молодёжи, написанном незадолго до высылки его из СССР в феврале 1974 года
«Жить не по лжи!».)
Эти слова мы использовали для названия урока, ибо каждого из нас
волнуют серьёзные философские проблемы. В центре этих проблем человек.
4.Работа в группах.
1 группа.
1.Одинаков ли он? Каких людей мы встречаем в рассказе?
2.Что сопровождает жизнь того и другого?
Грешник зло, равнодушие, зависть, злопамятство, жадность….
Праведник добро, любовь, труд, помощь, умение прощать, бескорыстие,
жалость……
3. Так кто же из них счастливее? (Безусловно, Матрёна. Она добрая, у неё
светлая душа, лицо другое «…у таких людей лицо всегда хорошо…»).
2 группа.
4. Подумайте, кого ещё в рассказе можно отнести к праведникам?
(Нет, только её. Именно Матрёне посвящён рассказ. Она своей улыбкой
освещала жизнь людям.)
5. Есть ли в рассказе прямая характеристика, подтверждающая это?
(«Её дом можно сломать и при жизни». «Убит родной человек». Она и есть тот
самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся
земля наша».)
3 группа.
6. Подумайте, кого ещё в рассказе можно отнести к грешникам и почему?
Сестры «…обозвали дурой, что горницу отдала, сказали, что видеть её
больше не хотят».
Машав день смерти:«Вязаночка серая была, разреши, я возьму».
Золовка Её отзывы о Матрёне были неодобрительны».
Фаддей-разрушил сруб, погубил Матрёну, своего сына.
Остальные жители -даже после смерти они осуждают её, вспоминая
«странности» Матрёны.
5.Защита итогов работы в группах.
6.Беседа.
Задание учащимся: прочитать финал рассказа со слов: «И только тут -
…..» и до конца и ответить на вопрос:
- О чём свидетельствует финал рассказа?
7. Запись вывода по уроку в тетради.
Автор показывает, как и какая жизнь гнетёт, уродует человека, почему
всё человеческое в нём оседает, а всё животное поднимается на поверхность.
Мы понимаем, кто виноват в этом: жизнь, время, среда, система, нищета. Но
человек должен быть выше среды, он может и должен сохранить в себе
личность, жить праведно, не по лжи.
8. Рефлексия (составление синквейна).
Матрёна
- Праведница.
- Духовная, человечная.
- Помогает, любит, не судит.
- "Не стоит село без праведника".
- Нравственность.
9. Домашнее задание.
Ответить письменно на вопрос: «Что делать «душам праведным… в
мире мёртвых душ»?