Презентация "Образы природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»"

Подписи к слайдам:
Образы природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»   Природа в поэме - важное действующее лицо, её описание служит не только фоном повествования. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя. Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек. От первых строк веет покоем: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры. Это создает контраст с дальнейшими событиями.

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас.

И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, 3а гранью дружеских штыков.

Не случайно время побега юноши из монастыря выбрано осенью, ведь она является в романтизме символом потерянности и одиночества. Лермонтов как будто предсказывает судьбу Мцыри. Тревожные ноты «,,,темный лес тянулся по горам кругом» постепенно переходят в ощущение свободы и простора.

Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег — Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему.

Всё, с чем встретился Мцыри на воле, было неизмеримо ярче и богаче того, что он привык видеть в монастыре. И только эти три дня и называл герой поэмы в разговоре со старцем настоящей жизнью.

…ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы, И, как они, навстречу дню Я поднял голову мою… Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал; Туда вели ступени скал; Но лишь злой дух по ним шагал, Когда, низверженный с небес, В подземной пропасти исчез.

…И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Летние жары Покрыли тенью золотой Лицо и грудь ее; и зной Дышал от уст ее и щек.

…Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко; И шла, хоть тише, — но легко, Стройна под ношею своей, Как тополь, царь ее полей!

Покрыта мохом и песком, Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна. Вдруг во ней Мелькнула тень, и двух огней Промчались искры… и потом Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег, Играя, навзничь на песок. То был пустыни вечный гость — Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, — и на нем Шерсть отливалась серебром.

…Таков цветок Темничный: вырос одинок И бледен он меж плит сырых, И долго листьев молодых Не распускал, все ждал лучей Живительных. И много дней Прошло, и добрая рука Печально тронулась цветка, И был он в сад перенесен, В соседство роз. Со всех сторон Дышала сладость бытия… Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок…

Таким образом, мы видим, что М.Ю. Лермонтов использует описания природы на протяжении всей поэмы в следующих целях: а) для создания и раскрытия романтического образа героя через романтический пейзаж; б) для изображения экзотической природы Кавказа и соблюдения законов романтического жанра; в) в целях формирования конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).
  • Таким образом, мы видим, что М.Ю. Лермонтов использует описания природы на протяжении всей поэмы в следующих целях: а) для создания и раскрытия романтического образа героя через романтический пейзаж; б) для изображения экзотической природы Кавказа и соблюдения законов романтического жанра; в) в целях формирования конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).
  • Всё богатство своего поэтического языка автор использует для того, чтобы перенести нас в незабываемый и восхитительный, переливающийся всеми красками природы и насыщенный целой гаммой человеческих чувств и переживаний мир Кавказа.