Презентация "Жизнь и творчество А.А. Пластова (1893-1972)"

Подписи к слайдам:
Жизнь и творчество А. А. Пластова (1893-1972) Автор презентации преподаватель МБУ ДО ДШИ №6 г. Ульяновска Зудилов Анатолий Николаевич Жизнь и творчество А. А. Пластова (1893-1972) Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова на третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова на третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни.

Все наброски, этюды, созданные в этот период, погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины "Колхозный праздник" (1937). "Стадо" (1938), "Купание коней" (1938) принесли ему известность.

«Юность» — это песня самой жизни, которую художник сумел передать в красках так, как не мог этого сделать никто другой. Полотно буквально кричит своим зрителям своей любви к жизни, природе, самому существованию. Проявляется это, прежде всего, в цветущем и зеленеющем летнем луге, в колеблющихся под порывами легкого теплого ветра травами и в беззаботно отдыхающем юноше. «Юность» — это песня самой жизни, которую художник сумел передать в красках так, как не мог этого сделать никто другой. Полотно буквально кричит своим зрителям своей любви к жизни, природе, самому существованию. Проявляется это, прежде всего, в цветущем и зеленеющем летнем луге, в колеблющихся под порывами легкого теплого ветра травами и в беззаботно отдыхающем юноше. Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества  Аркадия Александровича Пластова  Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества  Аркадия Александровича Пластова  Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно "Фашист пролетел" (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотен советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно "Фашист пролетел" (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотен советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Гимном народу-победителю стали картины 1945 года «Жатва» и «Сенокос». «Передо мной возникла та упрямая несгибаемая Русь,- напишет художник о «Жатве», - которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу». Гимном народу-победителю стали картины 1945 года «Жатва» и «Сенокос». «Передо мной возникла та упрямая несгибаемая Русь,- напишет художник о «Жатве», - которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу». В «Сенокосе» художник создает аллегорию бесконечного лета, радости, счастья, бросает все цветы к ногам победителей. «Радуйся… каждому листочку радуйся – смерть кончилась. Началась жизнь…» В «Сенокосе» художник создает аллегорию бесконечного лета, радости, счастья, бросает все цветы к ногам победителей. «Радуйся… каждому листочку радуйся – смерть кончилась. Началась жизнь…» Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина "Весна" (1951). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина "Весна" (1951). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха.

У Пластова человек и природа предстают в неразрывной связи. В дальнейшем он создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относятся, например, "Лето" (1958) и "Полдень" (1961).

Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек "Девушка с велосипедом (1955-1956), "Девушка с граблями" (1957), "Ванюшка Репин" (1958) и др. Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек "Девушка с велосипедом (1955-1956), "Девушка с граблями" (1957), "Ванюшка Репин" (1958) и др.

Витя-подпасок. 1951

Петр Григорьевич Черняев (с граблями) 1948-1949

Пластов – прекрасный рисовальщик, он свободно рисует и компонует сложные многофигурные сцены. Ему доступны изображения человека и животных в движении в сложных поворотах. Пластов – прекрасный рисовальщик, он свободно рисует и компонует сложные многофигурные сцены. Ему доступны изображения человека и животных в движении в сложных поворотах. Пластов – прежде всего живописец со своим излюбленным колоритом. Цветом он передает красочное многообразие мира, его материальность, цветом рисует и лепит форму, усиливает глубину и пространство в картине. Его картины узнаешь по цветовой насыщенности, по звучным и смелым цветовым сочетаниям. Пластов – прежде всего живописец со своим излюбленным колоритом. Цветом он передает красочное многообразие мира, его материальность, цветом рисует и лепит форму, усиливает глубину и пространство в картине. Его картины узнаешь по цветовой насыщенности, по звучным и смелым цветовым сочетаниям.

Солнышко. 1965-1966

Фрагмент

Пластов в своем творчестве выступает как сторонник и продолжатель традиций пленэрной живописи, передающей красочное богатство натуры под открытым небом в единстве света и цвета. Пластов в своем творчестве выступает как сторонник и продолжатель традиций пленэрной живописи, передающей красочное богатство натуры под открытым небом в единстве света и цвета. Пленэр для Пластова – это не только формальное средство передачи солнечного освещения и сложной системы красочных и световых рефлексов на фигурах людей, на предметах и растениях, он помогает художнику выразить чувство близости человека и природы. Пленэр для Пластова – это не только формальное средство передачи солнечного освещения и сложной системы красочных и световых рефлексов на фигурах людей, на предметах и растениях, он помогает художнику выразить чувство близости человека и природы.

Родник.1952

Летом. Фрагмент. 1954

«Невозможно перечислить, - говорил сам Пластов, - ошеломляющее изобилие форм и линий, которое положено на зубок знать каждому художнику. Как же мы можем приобрести эти знания? Лишь непосредственной работой над этюдом.» «Невозможно перечислить, - говорил сам Пластов, - ошеломляющее изобилие форм и линий, которое положено на зубок знать каждому художнику. Как же мы можем приобрести эти знания? Лишь непосредственной работой над этюдом.» Умение в малом показать большое, значительное , создавать в живописи поэтический образ нашей Родины завоевало любовь и симпатию зрителей. Умение в малом показать большое, значительное , создавать в живописи поэтический образ нашей Родины завоевало любовь и симпатию зрителей. Мемориально-художественный музей Мемориально-художественный музей А.А. Пластова

Это третья по значимости коллекция после Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи

В собрании областного художественного музея 108 живописных и графических произведений А.А. Пластова

У мельницы. 1947

Праздник.1953-1967 гг.

Мемориальная экспозиция музея А.А Пластова Экспозиция произведений А.А. Пластова Мемориально-художественный музей А.А. Пластова

В собрании областного художественного музея свыше двухсот произведений Д.И. Архангельского, учителя А.А. Пластова

Мемориально-художественный музей А.А. Пластова

В собрании областного художественного музея имеются 36 работ В.В. Киселева, ученика А.А. Пластова

Экспозиция работ В.В. Киселева, Н.А. Пластова, Н.Н. Пластова, Е.Н. Холодилиной Аркадий Александрович Пластов - народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, Аркадий Александрович Пластов - народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, действительный член АХ СССР

Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Аркадия Александровича Пластова