Презентация "Людвиг ван Бетховен к 250-летию со дня рождения"

Подписи к слайдам:
Людвиг ван Бетховен к 250- летию со дня рождения «Лунная соната» I часть Добрый вечер! Сейчас в исполнении учащейся 7 класса прозвучала «Лунная соната» Людвига ван Бетховена. Произведение, которое или о котором слышал каждый человек в мире, даже ничего не понимающий и абсолютно равнодушный к музыке. Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»… 2020 год был объявлен ЮНЕСКО годом Бетховена. Ровно 250 лет назад 17 декабря 1770 года в немецком городе Бонне родился мальчик Людвиг в семье местного музыканта Иоганна ван Бетховена. Предки Бетховена были родом из Голландии, отсюда и приставка «ван». А сама фамилия «Бетховен» переводится с голландского как «свекольное поле». Ровно 250 лет назад 17 декабря 1770 года в немецком городе Бонне родился мальчик Людвиг в семье местного музыканта Иоганна ван Бетховена. Предки Бетховена были родом из Голландии, отсюда и приставка «ван». А сама фамилия «Бетховен» переводится с голландского как «свекольное поле». Назвали Бетховена в честь дедушки, капельмейстера в придворной капелле, очень уважаемого в Бонне человека, которого тоже звали Людвиг ван Бетховен. Именно от него Бетховен наследовал многие черты своего характера: сильную волю, гордый, независимый характер, настойчивость и работоспособность. Дед умер, когда внуку исполнилось всего 3 года, но всегда оставался для него образцом для подражания, портрет деда висел у Бетховена всегда на самом видном месте. Назвали Бетховена в честь дедушки, капельмейстера в придворной капелле, очень уважаемого в Бонне человека, которого тоже звали Людвиг ван Бетховен. Именно от него Бетховен наследовал многие черты своего характера: сильную волю, гордый, независимый характер, настойчивость и работоспособность. Дед умер, когда внуку исполнилось всего 3 года, но всегда оставался для него образцом для подражания, портрет деда висел у Бетховена всегда на самом видном месте. «Волшебный цветок» исполняет дуэт труб Сейчас Бонн – крупный город на берегу Рейна. А тогда это был маленький городок, тихий, с деревянными домами, фруктовыми садами и цветочными плантациями на окраинах. Семья Бетховена занимала небольшую чердачную квартиру в доме вблизи рынка. Солнце никогда не заглядывало в полутемную комнатку Людвига, где стояли железная кровать и старый клавесин. Из окна под крышей виднелся крохотный садик. Но Людвиг редко выходил в садик, долгие часы он проводил ежедневно за клавесином. Семья Бетховена занимала небольшую чердачную квартиру в доме вблизи рынка. Солнце никогда не заглядывало в полутемную комнатку Людвига, где стояли железная кровать и старый клавесин. Из окна под крышей виднелся крохотный садик. Но Людвиг редко выходил в садик, долгие часы он проводил ежедневно за клавесином. Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, мечтая сделать из него второго Моцарта, чтобы своей игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги, которых в доме никогда не было. Их и так всегда не хватало, а после смерти деда семья совсем нищенствовала и матери, кроткой и доброй Марии- Магдалене, с трудом удавалось прокормить 3х сыновей: Людвига и его братьев- Иоганна и Карла. Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. Погруженный в мелодии, возникавшие в его голове, Людвиг не замечал ничего вокруг, стоило больших усилий вывести его из такого состояния. «Пастушья песня» исполняет ансамбль хора 2-4 классов Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. Погруженный в мелодии, возникавшие в его голове, Людвиг не замечал ничего вокруг, стоило больших усилий вывести его из такого состояния. Рано стал маленький Людвиг опорой семьи, трудился не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жестких черных волос, густыми бровями и выразительным взглядом. Погруженный в мелодии, возникавшие в его голове, Людвиг не замечал ничего вокруг, стоило больших усилий вывести его из такого состояния. «Пастушья песня» исполняет ансамбль хора 2-4 классов Кристиан Готлиб Нефе И все- таки, несмотря на горести, нельзя считать, что жизнь в Бонне была совсем безотрадной. К счастью, в 1780 году, когда Бетховену уже исполнилось 10 лет, в Бонн приехал композитор и органист Кристиан Готлиб Нефе. Он-то и стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял необыкновенную одаренность мальчика и необходимость дать ему крепкую классическую основу. И первое, что сделал Нефе – посадил Бетховена за изучение произведений И.С.Баха. Причем, Нефе заставлял Людвига заниматься не только музыкой, но и историей, философией, литературой. И несмотря на то, что Бетховену пришлось рано бросить школу – в зрелом возрасте он считался одним из образованнейших людей Европы. «Торжественная песнь» Бетховен у Моцарта в Вене Чем старше становится Бетховен, тем больше ему хочется покинуть провинциальный Бонн. Юноша мечтает учиться у великого Моцарта. В 17 лет он, наконец, приезжает в Вену и вроде даже попадает к Моцарту, который, услышав, как Бетховен импровизирует, сказал своим друзьям: «Берегите его; однажды это юноша заставит говорить о себе весь мир!» Но с занятиями ничего не получилось: Бетховен узнал о болезни горячо любимой матери и спешит вернуться в Бонн. Мать умирает у него на руках, отец запил еще сильнее – и 17-летний Людвиг вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о 2х младших братьях. «Сурок» «Сурок» Исполняет хор 1 класса Проездом из Англии в Бонне останавливается Йозеф Гайдн. Он с одобрением отзывается о композиторских опытах Бетховена. И юноша решается вновь ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного маэстро. Проездом из Англии в Бонне останавливается Йозеф Гайдн. Он с одобрением отзывается о композиторских опытах Бетховена. И юноша решается вновь ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного маэстро. Осенью 1792 года 22хлетний Бетховен покидает Бонн навсегда. Начинаются уроки с Гайдном. Но ни учитель, ни ученик не поняли друг друга. Если для нас ранний Бетховен - такой изящный, гармоничный, весь из себя причесанный, то Гайдну в Бетховене всё казалось чересчур: если это радость – то радость, страсть – так страсть… «Вас слишком много, молодой человек, - говорил Гайдн, - такое ощущение, что у вас 3 головы, 3 души , 3 сердца». «Экоссез» «Экоссез» «Шотландский танец» «Немецкий танец» «Немецкий танец» «Контрданс» Бетховен покоряет Вену. И в первую очередь – своей игрой, всем свои обликом. Небрежно одетый, без парика, с гривой густых черных волос, с резкими, угловатыми движениями, он сразу выделялся среди изящных дам и кавалеров. Бетховен покоряет Вену. И в первую очередь – своей игрой, всем свои обликом. Небрежно одетый, без парика, с гривой густых черных волос, с резкими, угловатыми движениями, он сразу выделялся среди изящных дам и кавалеров. Его игра- это было настоящее шоу. И все говорили, что как играет Бетховен, нужно было не только слышать, но и видеть! Он щедро брал не те ноты, локтями смахивал подсвечники.. Рояли его вечно не устраивали… Из инструмента он выжимал все, что мог. Никто не сломал в Вене столько инструментов, как Бетховен! Другими словами, в такой элегантный, изящный мир вдруг врывается Бетховен. В Вене было много виртуозов, но никто не мог сравниться с Бетховеном в его воздействии на зрителей! «Хор дервишей» из музыки к пьесе «Афинские развалины» (переложение для фортепиано К.Сен-Санса) Это была, буквально, мода на Бетховена. Желающие брать у него уроки выстраивались в очередь. При этом Бетховен не сдерживал себя: мог нотами запустить в графиню, спустить с лестницы князя. Но за это его тоже любили! Всем известны слова Бетховена: «Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же – только один!» Это была, буквально, мода на Бетховена. Желающие брать у него уроки выстраивались в очередь. При этом Бетховен не сдерживал себя: мог нотами запустить в графиню, спустить с лестницы князя. Но за это его тоже любили! Всем известны слова Бетховена: «Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же – только один!» Сейчас мы послушаем несколько произведений, переложенных на другие инструменты. Конечно же, Бетховен не писал их для балалайки. Но мода на Бетховена была и будет всегда! «Экоссез» «Контрданс» «Менуэт» Или вот, например, произведение известнейшего австрийского скрипача и композитора рубежа 19-20 веков Фрица Крейслера «Рондино на тему Бетховена» для скрипки и фортепиано Элизабет Рёккель Бетховен никогда не женился, но постоянно влюблялся в своих учениц, молодых легкомысленных девушек- аристократок. Эти увлечения доставляли ему много страданий. Одни дамы отвергали его потому что считали сумасшедшим, Другие любили, но им бы ни за что не разрешили выйти замуж за простого композитора! Вот и Элизабет Рёккель отвергла его предложение. Но осталась прекрасная музыка… «Элизе» Джульетта Гвиччарди Та же история случилась и когда Бетховен всерьёз влюбился в юную Джульетту Гвиччарди, а она предпочла ему молодого графа. Джульетте посвящена та самая Лунная соната – хит всех времен и народов. Причем, хитом она стала еще при жизни Бетховена. Его это очень сердило: «Что же все так помешались на этой сонате? – говорил он, - я же сочинил много и другой хорошей музыки»… И.Баранова, сл. А.Ахматовой «Явление луны» (на тему «Лунной сонаты» Бетховена) исп. Ансамбль старшего хора Гейлигенштадское завещание Но судьба уже стучалась в дверь… И вот мы добрались с вами до переломного момента в жизни Бетховена. 1802 год - год написания Гейлигенштадского завещания. «Еще немного – и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно – искусство. Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню все, к чему чувствовал себя призванным». Дом Бетховена в Гейлигенштадте Почему – завещание? Бетховен уже несколько лет боролся с наступающей глухотой. Сначала это было как осложнение после простуды. И Бетховен активно лечился, и доктора уверяли, что все пройдет. А потом – все хуже и хуже. Он еще что- то слышит, но начинает понимать, что улучшения не будет. Тогда он уезжает из Вены в небольшую деревеньку Гейлигенштадт. Начинается новая глава его жизни. Глухота отделяет Бетховена от мира, он становится замкнутым, угрюмым, чувствует себя глубоко одиноким. Карьеру пианиста пришлось прекратить. Но именно в эти годы он создает одно за другим свои самые известные произведения: симфонии, концерты, сонаты, среди которых «Аппассионата», «Аврора». Начинается новая глава его жизни. Глухота отделяет Бетховена от мира, он становится замкнутым, угрюмым, чувствует себя глубоко одиноким. Карьеру пианиста пришлось прекратить. Но именно в эти годы он создает одно за другим свои самые известные произведения: симфонии, концерты, сонаты, среди которых «Аппассионата», «Аврора». Этот средний период, когда он борется с судьбой, - он отнюдь не драматичен, есть очень много жизнерадостной музыки. ключом бьет энергия, радость, хотя Бетховен находится в постоянном отчаянии, в постоянной борьбе, доказывая, что он будет жить дальше! Крылатыми стали бетховенские слова: «Я схвачу судьбу за глотку!» Духом борьбы пронизана и сама жизнь, и музыка Бетховена. «Марш» из музыки к пьесе А.Коцебу «Афинские развалины» К 48 годам наступила полная глухота, общается Бетховен при помощи разговорных тетрадей. Характер Бетховена всегда был вспыльчивым, в последние годы стал просто невозможным. При этом, Бетховен ни в чем не нуждался. Его шикарно содержали покровители. Венцы понимали, что Бетховен – это их достопримечательность. Знатные люди города договорились, что будут выплачивать стипендию Бетховену, только бы он никуда не уезжал. Последние годы Бетховен, можно сказать, купался в славе. Но ему уже до этой славы не было никакого дела… Похороны Бетховена Умер Бетховен 26 марта 1827 года. Свыше 20 тысяч человек шли за его гробом. Только императоров так хоронили. Великая русская исполнительница музыки Бетховена Мария Гринберг сказала о нем: «Бетховен не из тех, кто утешает. Его трагедии возвышают и очищают». «Адажио» из «Патетической сонаты»