Презентация "Образ Базарова в романе «Отцы и дети»"

Подписи к слайдам:
Иван Сергеевич Тургенев
  • «Образ Базарова в романе
  • «Отцы и дети»
Евгений Васильевич Базаров
  • Приемы создания образа
  • Портрет
  • Художественные детали
  • Противопоставление
  • - Базаров-Кирсановы
  • - Базаров – Кукшина, Ситников
  • - Базаров – Одинцова
  • - Базаров - мужики
Портрет (психологическая деталь)
  • Базаров – человек высокого роста. У него длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,
  • большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы Базарова чуть тронулись… Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали
  • крупных выпуклостей просторного черепа.
  • Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,
  • большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
  • оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
Художественная деталь в портрете
  • На нем длинный балахон с кистями. Базаров протянул обнаженную красную руку, отвечал он ленивым, но мужественным голосом.
  • Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы.
  • Чтобы образ Базарова стал яснее читателям,
  • Тургенев противопоставляет его Кирсановым.
  • Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.
  • Павел Петрович Кирсанов похож на английского сэра, он щеголь, франт. Разговаривая с крестьянами, он морщится и нюхает одеколон. Его либеральные рассуждения – дань моде. Он делает попытку расправиться с Базаровым на дуэли, но сцена дуэли производит комическое впечатление. Жизнь заканчивает в Германии, вдали от Родины. На его столе - серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это все, что осталось у него от России.
  • Павел Петрович Кирсанов.
Николай Петрович Кирсанов
  • Барин лет сорока с небольшим... У него хорошее имение в двести душ, две тысячи десятин земли. Любит Пушкина, читает наизусть «Онегина», играет на виолончели.
  • Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покосившиеся молотильные сарайчики».
Кто он, герой 60-х годов XIX века?
  • Кто же поведет Россию вперед? Кто займется реальными проблемами русской жизни? Вывод Тургенева однозначен: не «отцы». «Их песенка спета»,- говорит про них Базаров. «Архаическое явление»- такую характеристику Павлу Кирсанову дает не только Базаров, но и сам Тургенев.
Кто он, герой 60-х годов XIX века?
  • Может быть, будущее за Базаровым и его учениками?
Последователи Базарова
  • Ситников - человек небольшого роста, в славянофильской венгерке и чересчур элегантных перчатках. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и
  • смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
Авдотья Кукшина
  • Интерьер
  • Комната, в которой они очутились, походила скорее на
  • рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые
  • нумера русских журналов, большею частью неразрезанные,
  • валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные
  • окурки папирос.
  • Портрет
  • На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая
  • несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном,
  • платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливо
  • краснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и
  • невзрачной фигурке эманципированной женщины не было
  • ничего безобразного; но выражение ее лица было
  • неприятно. Она развязно вернула папироску своими
  • побуревшими от табаку пальцами.
Эмансипированная женщина
  • За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая... Евдоксия болтала без умолку; Ситников ей вторил. Много толковали они о том, что такое брак - предрассудок или преступление, и какие родятся люди - одинаковые или нет? и в чем собственно состоит индивидуальность? Дело дошло, наконец, до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом…
Аркадий Кирсанов
  • Аркадий – духовно слабый человек. Базаров говорит о нем так: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть! Ты робеешь, мало на себя надеешься… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а мы драться хотим…Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…»
Испытание любовью
  • Любовь... Вряд ли найдется на Земле человек, который не испытал бы этого великого и всепоглощающего чувства. И. С. Тургенев утверждал, что «только любовью держится и движется жизнь».
Анна Сергеевна Одинцова
  • Умна, рассудительна, красива, спокойна. «Герцогиня», - так называет ее Базаров. Холодная натура, слишком дорожит своим покоем. Базаров ей страшен: в нем бушуют страсти. Выйдет замуж по расчету за человека холодного, как лед.
Василий Иванович Базаров
  • Родители Базарова – прекрасные люди, но они далеки от идей сына. Между Базаровым и родителями нет взаимопонимания. Базаров сухо и холодно относится к ним.
Базаров и крестьяне
  • Иногда Базаров отправлялся в деревню и вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Что такое есть ваш мир?» -спрашивал Базаров. Но мужик его не понимал, а потом говорил другим крестьянам, что барину «язык почесать захотелось». В глазах мужиков Базаров был «шутом гороховым».
Трагическое одиночество
  • Есть ли рядом с Базаровым близкий, родной человек, кому бы он смог передать свои убеждения? Нет. Базаров трагически одинок.
Духовный кризис
  • Любовь к Одинцовой пошатнула убеждения Базарова. Он пришел к выводу, что любовь – не романтизм, не чепуха, не белиберда, а глубокая страсть, делающая человека счастливым. Так, может, его нигилизм – обман? Базаров понимает, что теряет веру в свои идеи, что он терпит катастрофу. Другим он сделаться не может. Остается одно – смерть. Так Тургенев развенчал нигилизм Базарова.
Финал романа
  • Тургеневу был дорог Базаров. «Я плакал, когда заканчивал роман»,- писал автор. Но принять нигилизм героя Тургенев не мог: для него это было сухая ложная теория. Автор верит в бессмертие, красоту, любовь, что и утверждает в финале романа.