Рабочая программа по литературе 9 класс 2021-2022 уч. год В.Я. Коровиной

02-12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 города
Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Председатель
НМС МБОУ СОШ №1,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_____________/И. В. Семенова/
протокол №1 от 31.08.2021г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 1 г. Бирска
______________ /З.А.Мингалеев/
Приказ № _236-К___
от «31» августа 2021 г.
Рабочая программа
по литературе для 9Б класса
на 2021-2022 учебный год
Составила учитель русского языка и литературы
Казыханова Венера Асхатовна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 г. Бирска
Протокол № 1 от «31» августа 2021 года
Руководитель ШМО ____ /Ишбулатова А.Е./
Сведения о
примерной
программе по
учебному предмету,
на основе которой
разработана рабочая
программа с
указанием
наименования,
автора и года
издания
Литература. 5-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений / под ред. В.Я.Коровиной, «Просвещение», 2021
Сведения об УМК
Учебник.«Литература». 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./В.Я.Коровина и др.-М.:
«Просвещение», 2017
Формы организации
учебных занятий
Основной формой организации учебных занятий в школе является урок, в основе которого лежит технология системно-
деятельностного подхода. Для повышения эффективности урока сочетаются следующие организационные формы:
фронтальная работа, где осуществляется проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;
работа в постоянных парах (группах) для тренажа, повторения, закрепления материала, предъявленного в
предшествовавшей фронтальной работе; работа в парах (группах) сменного состава для глубокого освоения отдельных
моментов материала по изучаемой теме; индивидуальная работа для самостоятельного выполнения заданий по теме
урока.
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа,
повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок
проблемного обучения, урок развития речи.
Планируемые
результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
- воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта
слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения
терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем
мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого
развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-
познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и
определять главную мысль произведения.
Содержание учебного предмета
Содержание
предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие
творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие
жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности
произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление
Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные
интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности.
Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое
изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности
повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория
литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в
повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской
литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в
русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта.
Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны
и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи
и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ
русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание
образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А.
Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я
вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» противоречие,
невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных
героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина.
Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр
романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX
века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа
мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр
драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской
литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.
Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и
реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы
ачальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков
«приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с
плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы.
Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к
пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его
видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи:
обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь
Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви
воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного,
склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в
понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его
стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными
недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний
монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к
маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие
талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 26 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской
усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.
Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика
Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ
Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера
повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы
героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие
направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о
подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое,
проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...»,
«Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные
образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие
стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы
больны не мной...», «С большою нежностью потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о
Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о
человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег
времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина
лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к
современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о
Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки
глубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н.
Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой
роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства
выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 7 ч.
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства,
духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом.
Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах
знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного
мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея
восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные
дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного
языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт),
сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета,
гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой
литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи
Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городскихворот»,
«Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй
части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как
движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения
Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ
к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм
любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как
вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение
10
Календарно- тематический план
урок
а
Сроки
проведения
Раздел
програ
ммы
Тема урока
Коли
честв
о
часов
Форма
обучения
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на уровне
учебных действий)
Техничес
кие
средства(
ТСО
Прим
ечани
я
Введен
ие
1
1
3.09
Введение. Литература как искусство
слова и её роль в духовной жизни
человека
1
Урок-
беседа
Литература как искусство слова.
Роль литературы в духовной жизни
человека. Национальная
самобытность русской литературы.
Выявление уровня литературного
развития учащихся.
Научиться определять свой уровень
литературного развития
Ноутбук,
смартфон
Литер
атура
Древн
ей
Руси
2
2
6.09
Литература Древней Руси.
Самобытный характер литературы.
«Слово о полку Игореве» -
величайший памятник древнерусской
1
Урок-
беседа
Обзорная характеристика
древнерусской литературы, ее
жанровое разнообразие. Основные
черты древнерусской литературы
Ноутбук,
смартфон
11
литературы
(исторический характер,
этикетность). «Слово о полку
Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы.
История рукописи.
Научиться определять тематическое
многообразие «Слова...»
3
10.09
Художественное своеобразие
«Слова…»: особенности языка,
содержания, специфика жанра и
система образов. Проблема авторства
«Слова…»
1
Урок-
беседа
Тема, идея, жанр произведения.
Исторические справки о князьях-
героях «Слова…». Подготовка к
домашнему сочинению
Научиться проектировать и
реализовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных
зон в изученных темах
Ноутбук,
смартфон
Русска
я
литера
тура
ХVIII
века
7
4
13.09
Классицизм в русском и мировом
искусстве. Характеристика русской
литературы ХVIII века. Особенности
русского классицизма
1
Урок-
беседа
Понятие о классицизме. Истоки
классицизма, его характерные
черты. Классицизм в русской и
мировой литературе. Иерархия
жанров классицизма. Развитие
сентиментализма. Творчество
Н.М.Карамзина. Значение русской
Ноутбук,
смартфон
12
литературы XVIII века
Научиться участвовать в
коллективном диалоге
5
17.09
М.В. Ломоносов ученый и поэт.
«Вечернее размышление о Божием
величестве при случае великого
северного сияния». Особенности
содержания и формы произведения.
1
Урок-
беседа
Слово о поэте и ученом М.В.
Ломоносове реформаторе
русского языка и системы
стихосложения. «Вечернее
размышление о Божием величестве
при случае великого северного
сияния». Особенности содержания
и форма произведения
Научиться определять жанровые,
языковые и выразительные
особенности произведений М.В.
Ломоносова
Ноутбук,
смартфон
6
20.09
М.В. Ломоносов. «Ода на день
восшествия на всероссийский престол
ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года». Ода как жанр лирической
поэзии
1
Урок-
беседа
М.В.Ломоносов. «Ода на день
восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года». Ода как жанр
лирической поэзии. Прославление
Родины, мира, науки и
просвещения в произведениях
М.В.Ломоносова.
Научиться владеть изученной
терминологией по теме,
выразительному чтению и
рецензированию выразительного
Ноутбук,
смартфон
1
13
чтения произведений
7
24.09
Г.Р.Державин: поэт и гражданин.
Обличение несправедливой власти в
оде «Властителям и судиям». Тема
поэта и поэзии в лирике
Г.Р.Державина. Стихотворение
«Памятник»
1
Урок-
беседа
Обращение к античной поэзии в
стихотворении «Памятник». Тема
поэта и поэзии. Оценка
собственного поэтического
творчества. Мысль о бессмертии
поэта.
Научиться участвовать в
коллективном диалоге
Ноутбук,
смартфон
8
27.09
А.Н. Радищев. Слово о писателе.
Главы «Путешествия из Петербурга в
Москву». Изображение российской
действительности. Обличительный
пафос произведения. Особенности
повествования, жанра путешествия и
его содержательного наполнения.
1
Урок-
беседа
Слово об А.Н.Радищеве
философе, писателе, гражданине.
Политические убеждения писателя.
Идея возмездия тиранам,
прославление свободы в оде
«Вольность». Изображение
российской действительности,
«страданий человечества» в
«Путешествии из Петербурга в
Москву». Обличение произвола и
беззакония»
Научиться владеть изученной
терминологией по теме, навыкам
устной, письменной, моно-
логической речи
Ноутбук,
смартфон
9
1.10
Н.М.Карамзин писатель и историк.
Сентиментализм как литературное
1
Урок-
беседа
Слово о Н.М.Карамзине - писателе
и историке. Убеждения и взгляды
Ноутбук,
14
направление. «Бедная Лиза».
Внимание писателя к внутреннему
миру человека
писателя, его реформа
литературного языка. Понятие о
сентиментализме. «Осень» как
произведение сентиментализма.
«Бедная Лиза». Внимание писателя
к внутренней жизни человека.
Утверждение общечеловеческих
ценностей.
Научиться участвовать в
коллективном диалоге
смартфон
10
4.10
Особенности изображения характеров
в повести «Бедная Лиза». Основные
черты сентиментализма. Новые черты
русской литературы.
1
Урок-
беседа
Сюжет и герои повести «Бедная
Лиза». Образ повествователя.
Значение произведения: воспитание
сердца, душевной тонкости, призыв
к состраданию, облагораживанию
жизни
Научиться понимать смысл повести
Н.М. Карамзина
Ноутбук,
смартфон
Из
русско
й
литера
туры I
полов
ины
ХIХ
века
27
15
11
8.10
В.А.Жуковский. Очерк жизни и
творчества. «Море», «Невыразимое» -
границы выразимого в слове и чувстве.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».
Особенности жанра. Богатый
духовный мир героини произведения
1
Урок-
беседа
Слово о В.А.Жуковском великом
поэте и переводчике (сообщения
учащихся). Повторение изученного
о творчестве поэта. В.А.Жуковский
зачинатель русского романтизма.
«Море». «Невыразимое». Границы
выразимого в слове и чувстве.
Возможности поэтического языка.
Отношение романтика к слову.
Обучение анализу лирического
стихотворения
Ноутбук,
смартфон
12
11.10
А.С.Грибоедов гражданин,
дипломат, поэт и человек.
Жизненный и творческий путь поэта.
1
Урок-
беседа
Слово об А.С. Грибоедове поэте
и драматурге. Разносторонняя
одаренность, талантливость натуры
писателя.
Научиться понимать, выразительно
читать текст комедии; производить
самостоятельный и групповой
анализ фрагментов текста
Ноутбук,
смартфон
13
15.10
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор
содержания. Анализ ключевых сцен
пьесы. Особенности композиции
комедии.
1
Урок-
беседа
Обзор содержания комедии «Горе
от ума». Комментированное чтение
ключевых сцен комедии.
Особенности сюжета, жанра и
композиции произведения.
Научиться анализировать текст
комедии с позиции ее идейно-
тематической направленности
Ноутбук,
смартфон
16
14
18.10
Фамусовская Москва в комедии «Горе
от ума». Чацкий в системе образов
комедии
1
Урок-
беседа
Фамусов, его представления и
убеждения. Гости Фамусова
общее и различное. Фамусовская
Москва: единомыслие, круговая
порука, приверженность старому
укладу, сплетни, косность,
приспособленчество,
чинопочитание, угодничество,
низкопоклонство, невежество,
боязнь просвещения
Научиться выявлять особенности
развития комедийной интриги
Ноутбук,
смартфон
15
22.10
Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума». Преодоление канонов
классицизма в комедии. И.А.Гончаров
«Мильон терзаний». Работа с
критической литературой.
1
Урок-
беседа
Чацкий в системе образов комедии.
Характеристика героя: ум,
благородство, чувствительность,
честность, образованность,
остроумие, независимость, свобода
духа, патриотизм. Конфликт
Чацкого с обществом. Чацкий и
Софья. Чацкий и Молчалин.
А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о
комедии А.С.Грибоедова.
Составление тезисного плана и
конспекта статьи И.А.Гончарова
«Мильон терзаний».
Научиться сопоставлять
литературных героев с их прототи-
пами
Ноутбук,
смартфон
17
16
25.10
Р/р Подготовка к домашнему
сочинению-размышлению
«Достойна ли Софья любви
Чацкого?»
1
Урок
развития
речи
Обучение структуре сочинения..
Научиться проектировать и реа-
лизовывать индивидуальный
маршрут сочинения
Ноутбук,
смартфон
17
8.11
Работа над ошибками. А.С. Пушкин.
Жизнь и творчество. Лицейская
лирика. Дружба и друзья в творчестве
А.С. Пушкина
1
Урок-
беседа
Слово об А.С.Пушкине (сообщения
учащихся). Михайловское в судьбе
поэта. Обзор творчества
А.С.Пушкина. Лицейская лирика.
Друзья и дружба в лирике поэта.
Научиться владеть изученной
терминологией по теме, навыками
анализа поэтического текста
Ноутбук,
смартфон
18
12.11
Лирика Петербургского периода.
Развитие темы свободы, служения
Родине в творчестве А.С. Пушкина.
1
Урок-
беседа
Лирика А.С.Пушкина
петербургского периода. Сочетание
личной и гражданской тем в
дружеском послании «К Чаадаеву».
Проблема свободы, служения
Отчизне. Стихотворение «К морю».
Образ моря как символ свободы.
Трагические противоречия бытия и
общества в стихотворении «Анчар».
Осуждение деспотизма,
бесчеловечности.
Научиться выявлять характерные
художественные средства и приемы
лирики А. С Пушкина
Ноутбук,
смартфон
18
19
15.11
Любовь как гармония души в
любовной лирике А.С. Пушкина.
Стихотворения «На холмах
Грузии…», «Я Вас любил…».
1
Урок-
беседа
Обзор любовной лирики
А.С.Пушкина. Адресаты любовной
лирики поэта. Искренность,
непосредственность, чистота,
глубина чувства, выраженные в
лирических стихотворениях. («На
холмах Грузии лежит ночная
мгла…», «Я вас любил…»
Научиться давать характеристику
лирических произведений
Ноутбук,
смартфон
20
19.11
Тема поэта и поэзии в стихотворении
А.С.Пушкина «Я памятник…».
Анализ стихотворения «Пророк»
1
Урок-
беседа
Стихотворение «Пророк» -
программное произведение
А.С.Пушкина. Служение поэзии,
родственное служению Пророка. «Я
памятник себе воздвиг
нерукотворный…»
Научиться владеть изученной
терминологией по теме, навыками
устной и письменной моно-
логической речи
Ноутбук,
смартфон
21
22.11
1
«Собранье пестрых глав». Творческая
история романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин». Система образов.
Онегинская строфа.
1
Урок-
беседа
Понятие о реализме. История
создания романа «Евгений
Онегин». Замысел и композиция
романа. Сюжет и жанр.
Особенности романа в стихах.
Онегинская строфа. Система
Ноутбук,
смартфон
19
образов романа.
Научиться аргументировать свою
точку зрения
22
26.11
Типическое и индивидуальное в
образах Онегина и Ленского.Татьяна и
Ольга Ларины. Татьяна –
нравственный идеал Пушкина
1
Урок-
беседа
Типическое и индивидуальное в
образах Евгения Онегина и
Владимира Ленского. Юность
героев. «Русская хандра» Онегина.
Противоречивость образа Ленского.
Вера Ленского в идеалы. Любовь
Онегина и любовь Ленского. Роль
эпизода дуэли в романе. Татьяна
«милый идеал» А.С.Пушкина.
«Русская душа» Татьяны, ее
естественность, близость к природе.
Роль фольклорных образов. Роль
образа няни. Соединение в образе
Татьяны народной традиции с
высокой дворянской культурой.
Сопоставительная характеристика
Татьяны и Ольги.
Научиться характеризовать героев
романа
Ноутбук,
смартфон
23
29.11
Эволюция взаимоотношений Татьяны
и Онегина. Анализ двух писем.
1
Урок-
беседа
Анализ писем Татьяны к Онегину и
Онегина к Татьяне. Значение писем
в раскрытии внутреннего мира
героев. Непосредственность чувств
в письме Татьяны.
Научиться понимать смысл
Ноутбук,
смартфон
20
произведения и видеть главное
24
3.12
Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений
Онегин» как энциклопедия русской
жизни». Реализм романа
1
Урок-
беседа
Автор как идейно-
композиционный и лирический
центр романа. Язык романа.
Простота языка, искренность и
глубина чувств и мыслей в
лирических отступлениях. Роль
лирических отступлений в
придании повествованию
достоверности. Отражение
исторической эпохи в романе
«Евгений Онегин». Своеобразие
романа (необычность композиции,
отсутствие романных штампов,
реализм, саморазвитие характеров).
Реальное и условное пространство
романов.
Ноутбук,
смартфон
25
6.12
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и
творчество. Мотивы вольности и
одиночества в лирике Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я другой…», «И
скучно и грустно…»
1
Урок-
беседа
Слово о М.Ю.Лермонтове.
Конфликт поэта с миропорядком,
Мотивы вольности и одиночества в
стихотворениях «Парус», «И
скучно, и грустно…», «Нет, я не
Байрон, я другой…», «Молитва»
Научиться составлять развернутый
цитатный план для обзора
материала
Ноутбук,
смартфон
21
26
10.12
Образ поэта – пророка в
стихотворениях М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я
жить хочу! Хочу печали»
1
Урок-
беседа
Конфликт поэта с окружающим
миром в стихотворении «Смерть
поэта». Образ поэта-пророка в
стихотворении «Пророк»
Научиться определять идейно-
эмоциональное содержание
стихотворений М.Ю. Лермонтова
Ноутбук,
смартфон
27
13.12
Адресаты любовной лирики М.Ю.
Лермонтова и послания к ним в
стихотворениях «Нет, не тебя так
пылко я люблю…», «Расстались мы,
но твой портрет»
1
Урок-
беседа
Научиться определять идейно-
эмоциональное содержание
стихотворений М.Ю. Лермонтова
Познавательные: уметь выделять и
формулировать познавательную
цель. Регулятивные: уметь
оценивать и формулировать то, что
уже усвоено. Коммуникативные:
уметь моделировать
монологическое высказывание,
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями
партнеров при выработке общего
решения в совместной
деятельности.
Ноутбук,
смартфон
28
17.12
Эпоха безвременья в лирике поэта.
(Стихотворения «Дума»,
«Предсказание»). Тема России в
стихотворении «Родина».
1
Урок-
беседа
Тема России и ее своеобразие.
Характер лирического героя и его
поэзии. «Странная» любовь к
Отчизне в стихотворении «Родина».
Научиться определять идейно-
эмоциональное содержание
Ноутбук,
смартфон
22
стихотворений М.Ю. Лермонтова
29
20.12
«Герой нашего времени» - первый
психологический роман. История
создания романа. Обзор содержания.
Сложность композиции.
1
Урок-
беседа
«Герой нашего времени» - первый
психологический роман в русской
литературе. Обзор содержания
романа. Особенности жанра романа.
Традиции романтической повести.
Своеобразие композиции, ее роль в
раскрытии характера Печорина.
Незаурядная личность героя
Научиться выстраивать
внутреннюю монологическую речь
Ноутбук,
смартфон
30
24.12
Печорин как представитель «портрета
поколения». Загадка образа Печорина
в главе «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
Урок-
беседа
Загадки образа Печорина в главах
«Бэла» и «Максим Максимыч».
Отношение горцев к Печорину.
Значение образов Казбича, Азамата,
Бэлы. Неискушенный взгляд на
Печорина Максимы Максимыча.
Образ странствующего офицера
Научиться составлять
характеристику героя (ев)
Ноутбук,
смартфон
31
27.12
«Журнал Печорина» как средство
самораскрытия его характера.
«Тамань». «Княжна Мери»,
«Фаталист»
1
Урок-
беседа
Печорин как представитель
«портрета поколения». «Журнал
Печорина» как средство раскрытия
характера героя. «Тамань»,
«Княжна Мери», «Фаталист».
Ноутбук,
смартфон
23
Научиться аргументировать свои
ответы
32
31.01
Печорин в системе мужских образов
романа. Дружба и любовь в жизни
Печорина. Романтизм и реализм
романа. Роман в оценке В.Г.
Белинского.
1
Урок-
беседа
Значение дружбы в жизни человека.
Печорин о дружбе. Отношения
Печорина с Максимом
Максимычем, Грушницким,
доктором Вернером. Неспособность
Печорина к дружбе
Значение любви в жизни человека.
Печорин и его взаимоотношения с
ближними. Любовь-приключение
(девушка-контрабандистка),
любовь-игра (Мери), любовь-
надежда (Бэла). Неспособность
Печорина к любвиНаучиться
выстраивать внутреннюю мо-
нологическую речь
Ноутбук,
смартфон
33
17.01
Р/р. Сочинение «Мое отношение к
Печорину»
1
Урок
развития
речи
Основные мотивы лирики
М.Ю.Лермонтова. Значение романа
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени»
Научиться проектировать и реа-
лизовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных
зон в изученных темах
Ноутбук,
смартфон
24
34
21.01
Работа над ошибками. Н.В. Гоголь.
Страницы жизни и творчества.
Проблематика и поэтика первых
сборников «Вечера …», «Миргород».
«Мертвые души». Обзор содержания.
1
Урок-
беседа
Слово о Н.В.Гоголе. Проблематика
и поэтика первых сборников
Н.В.Гоголя. Замысел и история
создания поэмы «Мертвые души».
Роль поэмы в судьбе Н.В.Гоголя.
Научиться анализировать текст
поэмы
Ноутбук,
смартфон
35
24.01
Замысел, история создания. Смысл
названия поэмы «Мертвые души».
Система образов поэмы «Мертвые
души». Образ города в поэме
«Мертвые души»
1
Урок-
беседа
Система образов поэмы «Мертвые
души». Составление плана
характеристики героев. Образы
помещиков. Понятие о
маниловщине.
Научиться определять роль героев в
раскрытии темы и идеи
произведения
Ноутбук,
смартфон
36
28.01
Чичиков как новый герой эпохи и как
антигерой. Эволюция его образа.
Поэма о величии России. «Мёртвые» и
«живые» души. Образ автора. Поэма в
оценке Белинского.
1
Урок-
беседа
Чичиков герой новой, буржуазной
эпохи, «приобретатель».
Жизнеописание Чичикова,
эволюция его образа в замысле
поэмы. Заветы отца.
Образ автора в поэме, его
эволюция. Поэма в оценке критики.
«И как чудна она сама, эта дорога!»
Образ дороги в «Мертвых душах».
Научиться составлять
характеристику героя произведения
диалог с другими людьми и
Ноутбук,
смартфон
25
достигать в нем взаимопонимания
37
31.01
Р Подготовка к домашнему
сочинению-размышлению по поэме
Н.В.Гоголя «Мертвые души»
«Чичиков и современные
предприниматели»
1
Урок
развития
речи
«Мертвые души» - поэма о величии
России. Причины незавершенности
поэмы. Соединение комического и
лирического начал в поэме. Поэма в
оценке критики.
Научиться конспектировать
критический материал как опору
для составления текста-рассужде-
ния
Ноутбук,
смартфон
Русска
я
литера
тура
второй
полов
ины
ХIХ
века
7
38
4.02
Работа над ошибками. А.Н.
Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Особенности
сюжета. Любовь в патриархальном
мире и ее влияние на героев в пьесе
«Бедность не порок». Комедия как
жанр драматургии.
1
Урок-
беседа
Слово об А.Н.Островском
драматурге, создателе репертуара
русского театра. Отражение в
пьесах реальных общественных
противоречий времени.
Особенности сюжета пьесы
«Бедность не порок»
Научиться определять идейно-
тематическое своеобразие текста.
Ноутбук,
смартфон
26
39
7.02
Вн.чт. Актуальное звучание пьес
А.Н.Островского в 21 веке
1
Урок-
беседа
Регулятивные: уметь выполнять
учебные действия (отвечать на
вопросы теста), планировать
алгоритм ответа, работать само-
стоятельно. Коммуникативные:
уметь строить монологическое
высказывание, формулировать свою
точку зрения, адекватно
использовать различные речевые
средства для решения
коммуникативных задач.
Личностные: формирование
устойчивой мотивации к индивиду-
альной и коллективной творческой
деятельности
Ноутбук,
смартфон
40
11.02
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип петербургского
мечтателя, черты его внутреннего
мира. Роль истории Настеньки в
повести «Белые ночи». Содержание и
смысл «сентиментальности» в
понимании Ф.М. Достоевского.
1
Урок-
беседа
Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор
творчества писателя. Роман «Белые
ночи». Тип «петербургского
мечтателя». Развития понятия о
жанре романа. Внутренний мир
мечтателя
Научиться составлять
литературный портрет писателя
Ноутбук,
смартфон
41
14.02
Л.Н. Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания
трилогии. Формирование личности
героя повести.
1
Урок-
беседа
Слово о Л.Н.Толстом. Обзор
содержания автобиографической
трилогии. Формирование личности
героя. Стремление героя к
совершенствованию. Нравственные
испытания, разочарования, падения
Ноутбук,
смартфон
27
и взлеты. Роль внутреннего
монолога в раскрытии души героя.
Научиться производить
самостоятельный и групповой
анализ фрагментов текста
42
18.02
А.П. Чехов. «Самый негромкий и
самый слышимый в мире писатель».
«Смерть чиновника». Эволюция образа
маленького человека в русской
литературе 19 века
1
Урок-
беседа
Слово об А.П.Чехове. Эволюция
образа «маленького человека» в
русской литературе XIX века. Образ
«маленького человека» в творчестве
А..Чехова. Смысл названия
рассказа. Соединение низкого и
высокого, комического и
трагического в рассказе
Научиться определять жанрово-сти-
листические черты произведения
Ноутбук,
смартфон
43
21.02
А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества
человека в мире. Образ многолюдного
города и его роль в рассказе.
1
Урок-
беседа
Тема одиночества человека в мире в
рассказе «Тоска». Причина
одиночества героя. Образ
многолюдного города и его роль в
рассказе
Научиться определять идейно-
эмоциональное содержание
рассказов А.П. Чехова
Ноутбук,
смартфон
44
25.02
Р/р. Сочинение «Какие проблемы в
своей прозе ставят писатели ХIХ
1
Урок
развития
Обсуждение темы сочинения «В
чем особенности изображения
Ноутбук,
смартфон
28
века
речи
внутреннего мира героев русской
литературы XIX века» (на примере
произведений А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,
А.П.Чехова). Составление плана,
подбор материала
Научиться редактировать текст
творческой работы по алгоритму
выполнения задания
Поэзия
второй
полов
ины
ХIХ
века
1
45
28.03
Работа над ошибками. Поэзия второй
половины ХIХ века. Н.А.Некрасов,
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное
богатство.
Урок-
беседа
Познавательные: уметь искать и
выделять необходимую
информацию из учебника;
определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать
аналогии. Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить
вопросы и обращаться за помощью
к учебной литературе.
Личностные: формирование
устойчивой мотивации к индивиду-
альной и коллективной творческой
Ноутбук,
смартфон
29
деятельности
Русска
я
литера
тура
ХХ
века.
Проза
9
46
4.03
И.А. Бунин. Слово о писателе. Цикл
рассказов «Тёмные аллеи». «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы. Мастерство
И. Бунина в рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования
1
Урок-
беседа
Исторические потрясения XX века
и их отражение в литературе и
искусстве. Влияние исторических
событий на судьбы русских
писателей. Эмиграция. Трагическое
разделение русской литературы.
Тема Великой Отечественной
войны и ее переосмысление в 50-
70-е гг.
Научиться определять идейно-
художественное содержание
произведений XX в.
Ноутбук,
смартфон
47
7.03
Вн.чт. Чистота и нежность женских
образов в цикле рассказов «Темные
аллеи»
1
Урок-
беседа
Поэзия» и «проза» русской
усадьбы. Мастерство писателя в
рассказе «Темные аллеи». Лиризм
повествования. Психологизм прозы
писателя. Драматизм, лаконизм
рассказа. Художественные средства
создания образов.
Научиться составлять
Ноутбук,
смартфон
30
характеристику героя (ев)
48
11.03
М.А. Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социально-
философская сатира на современное
общество. Система образов.
1
Урок-
беседа
Слово о М.А.Булгакове. История
создания и судьба повести
«Собачье сердце». «Собачье
сердце» как социально-
философская сатира на современное
общество. Идея переделки
человеческой природы. Система
образов повести
Научиться выполнять
индивидуальное задание в
проектной деятельности группы
Ноутбук,
смартфон
49
14.03
Поэтика повести М.А. Булгагова
«Собачье сердце». Гуманистическая
позиция автора, смысл названия.
1
Урок-
беседа
Поэтика повести. Мифологические
и литературные источники сюжета.
Смысл названия произведения.
Мотив превращения,
оборотничества в повести.
Символика имен, названий,
художественных деталей.
Шариковы и швондеры как
социальные типы, их живучесть
Научиться владеть изученной
терминологией по теме, навыками
устной и письменной моно-
логической речи
Ноутбук,
смартфон
31
50
18.03
М.А.Шолохов. Слово о писателе.
«Судьба человека». Образ главного
героя. Судьба человека и судьба
Родины.
1
Урок-
беседа
Слово о М.А.Шолохове. Смысл
названия рассказа «Судьба
человека». Судьба человека и
судьба Родины. Тема народного
подвига, непобедимости человека.
Образ главного героя. Особенности
национального характера
Научиться выстраивать
внутреннюю монологическую речь
Ноутбук,
смартфон
51
21.03
Особенности авторского
повествования в рассказе «Судьба
человека». Композиция рассказа, автор
и рассказчик, сказовая манера
повествования.
1
Урок-
беседа
Особенности композиции. Сказовая
манера повествования.
Противопоставление жизни и весны
смерти и войне, добра и
справедливости, жестокости и
бесчеловечности.
Научиться определять идейно-
тематическое своеобразие текста
Ноутбук,
смартфон
52
25.03
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины
послевоенной деревни. Образ
рассказчика. Тема «праведничества» в
рассказе
1
Урок-
беседа
Слово об А.И.Солженицыне. Обзор
творчества писателя. Картины
послевоенной деревни. Разрушение
советской деревни, деградация
крестьянства. Образ рассказчика.
Тема праведничества в рассказе.
Нравственная проблематика в
рассказе
Научиться определять роль средств
выразительности в раскрытии
замысла автора; производить
Ноутбук,
смартфон
32
самостоятельный и групповой
анализ фрагментов текста
53
1.04
Образ праведницы, трагизм её судьбы.
Нравственный смысл рассказа
притчи.
1
Урок-
беседа
Прототип образа Матрены
характерный народный тип русской
крестьянки. Самоотверженность,
подвижничество Матрены, трагизм
ее судьбы. Нравственный смысл
рассказа-притчи. Смысл финала
рассказа.
Научиться определять роль средств
выразительности в раскрытии
замысла автора; производить
самостоятельный и групповой
анализ фрагментов текста
Познавательные: узнавать,
называть и определять объекты в
соответствии с содержанием.
Ноутбук,
смартфон
54
4.04
РР. Подготовка к домашнему
сочинению «Нравственный подвиг
человека в произведениях
М.А.Шолохова и А.И.Солженицына»
1
Урок
развития
речи
Научиться определять роль средств
выразительности в раскрытии
замысла автора; производить
самостоятельный и групповой
анализ фрагментов текста
Познавательные: узнавать,
называть и определять объекты в
соответствии с содержанием.
Ноутбук,
смартфон
33
Русска
я
литера
тура
ХХ
века.
Поэзия
9
55
8.04
Работа над ошибками. Русская поэзия
Серебряного века.А.А.Блок. Слово о
поэте. Трагедия лирического героя в
«страшном мире». Своеобразие
лирических интонаций в
стихотворениях «О, весна без конца и
без краю», «О, я хочу безумно жить»
1
Урок-
беседа
Многообразие направлений,
новаторские идеи, богатство
образных средств в поэзии
Серебряного века.
Научиться выразительно читать
текст по образцу из
фонохрестоматии
Ноутбук,
смартфон
56
11.04
С.А.Есенин. Народно-песенная основа
лирики поэта. Тема Родины в
стихотворениях «Вот уж вечер…»,
«Разбуди меня завтра рано», «Край ты
мой заброшенный».
1
Урок-
беседа
Размышления о жизни, любви,
природе, предназначении человека
в лирике С.А.Есенина. Народно-
песенная основа, напевность
лирики С.А.Есенина. Элегическая
грусть в стихотворении
«Отговорила роща золотая…»
Судьба поэта в эпоху исторических
потрясений в стихотворении
«Письмо к женщине».
Ностальгические мотивы в
стихотворении «Шаганэ ты моя,
Шаганэ!» Народно-песенная основа
Ноутбук,
смартфон
34
лирика С.Есенина.
57
15.04
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.
Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта.
Словотворчество поэта.
1
Урок-
беседа
Слово о В.В.Маяковском. Понятие
о футуризме. Новаторство поэзии
В.В.Маяковского. «Послушайте»,
«А вы могли бы?», «Люблю».
Научиться выразительно читать
текст по образцу из
фонохрестоматии
Ноутбук,
смартфон
58
18.04
М.И.Цветаева. Особенности поэтики.
Стихи о поэзии, о любви, жизни и
смерти. Образ Родины в лирическом
цикле «Стихи о Москве». Традиции и
новаторство.
1
Урок-
беседа
Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и
настроения лирики. Своеобразие
стиха, ритма, рифмы, интонаций.
Беспощадная искренность и
свежесть чувства в стихотворениях.
«Бабушке», «Мне нравится, что вы
больны не мной…».
Научиться анализировать
поэтический текст
Ноутбук,
смартфон
59
22.04
Н.А.Заболоцкий. Философский
характер лирики поэта. Тема гармонии
с природой, любви и смерти.
1
Урок-
беседа
Слово о Н.А.Заболоцком. Тема
гармонии с природой, любви и
смерти в лирике поэта. Традиции
русской поэзии в творчестве поэта.
Философский характер,
метафоричность лирики.
Научиться анализировать
поэтический текст
Ноутбук,
смартфон
35
60
25.04
А.А.Ахматова. Слово о поэте.
Трагические интонации в любовной
лирике. Тема поэта и поэзии.
Особенности поэтики.
1
Урок-
беседа
Особенности поэтики
А.А.Ахматовой.
Научиться выразительно читать
текст по образцу из
фонохрестоматии
Ноутбук,
смартфон
61
29.04
Б.Л.Пастернак. Философская глубина
лирики поэта. Вечность и
современность. («Красавица моя, вся
стать», «Перемена», «Во всем мне
хочется дойти»
1
Урок-
беседа
Слово о Б.Л.Пастернаке.
Многообразие талантов
Б.Л.Пастернака. Вечность и
современность в стихах о природе и
любви. Стремление проникнуть в
существо и тайны бытия в
стихотворении «Во всем мне
хочется дойти…»
Научиться выполнять
индивидуальное задание в
проектной деятельности группы
Ноутбук,
смартфон
62
2.05
А.Т. Твардовский. Слово о поэте.
Раздумья о Родине и природе в лирике
поэта. Мечта о преображении Родины.
А.Т. Твардовский «Я убит подо
Ржевом». Проблемы и интонации
стихов войне.
1
Урок-
беседа
Слово об А.Т.Твардовском.
Раздумья о Родине и о природе в
лирике поэта. Одухотворение
природы, ощущение радости бытия
в стихотворениях «Урожай»,
«Весенние строчки». Философские
размышления об истинных
жизненных ценностях в
стихотворении «О сущем».
Научиться анализировать
Ноутбук,
смартфон
36
поэтический текст
63
6.05
Вн.чт. Песни и романсы на стихи
русских поэтов 19-20 веков.
1
Урок-
беседа
Понятие о жанре романса. История
русского романса, его особенности.
Поэтическая основа романса.
Разновидности русского романса
Научиться анализировать
поэтический текст
Ноутбук,
смартфон
Из
зарубе
жной
литера
туры
5
64
9.05
19/05
Античная лирика. Катулл. Чувства и
разум в любовной лирике поэта.
Гораций.
Традиции оды Горация в русской
литературе
1
Урок-
беседа
Понятие об античной лирике.
Катулл. Слово о поэте. Чувства и
разум в любовной лирике поэта.
Искренность, лирическая сила,
простота поэзии Катулла.
Научиться владеть изученной
терминологией по теме, навыками
устной и письменной моно-
логической речи
Ноутбук,
смартфон
65
13.05
19/05
Данте Алигьери. «Божественная
комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её
философский характер.
1
Урок-
беседа
Слово о Данте Алигьери. Сочетание
реального и аллегорического в
произведении. Реальные,
вымышленные, исторические
Ноутбук,
смартфон
37
персонажи поэмы. Моральное
восхождение героя к высотам духа.
Научиться определять идейно-
эмоциональное содержание поэмы
66
16.05
Итоговая контрольная работа
1
Урок
закреплен
ия
знаний.
умений и
навыков
Научиться владеть изученной
терминологией по теме, навыками
устной и письменной моно-
логической речи
Ноутбук,
смартфон
67
20.05
Работа над ошибками
.У.Шекспир. «Гамлет». Гамлет и его
одиночество в конфликте с реальным
миром. Трагизм любви Гамлета и
Офелии. Гамлет как вечный образ
мировой литературы.
1
Урок-
беседа
Слово об У.Шекспире. Обзор
творчества поэта и драматурга.
Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века»
Конфликт как основа сюжета
драматического произведения.
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философский характер трагедии.
Гамлет как вечный образ мировой
литературыНаучиться определять
идейно-этическую направленность
трагедии У. Шекспира
Ноутбук,
смартфон
68
23.05
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением
отдельных сцен). Философская
трагедия. Особенности жанра.
Противопоставление добра и зла.
Поиски справедливости и смысла
1
Урок-
беседа
Слово об И.В.Гете. Трагедия
«Фауст». Народная легенда о
докторе Фаусте и ее интерпретация
в трагедии И.В.Гете.
Ноутбук,
смартфон
38
жизни.
Научиться производить
самостоятельный и групповой
анализ фрагментов текста
итог
о
68
39
Контрольно-
измерительные
материалы
Критерии оценивания
контрольно-
измерительных
материалов
Сочинения
«Достойна ли Софья любви Чацкого?»
«Мое отношение к Печорину»
«Чичиков и современные предприниматели»
« Какие проблемы в своей прозе ставят писатели?»
«Нравственный подвиг человека в произведениях М.А. Шолохова и А.И. Солженицына»
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других
письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной
последовательности и составляют важное средство развития речи.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии:
- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение
событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных
положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и
обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков
учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и
других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать
выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и
других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать
40
выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех
речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на
тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается
недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из
путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью
словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении
излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «художественных средств
в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но
недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и
недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд
недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
41