Готовимся к ЕГЭ по литературе "Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)"
Подписи к слайдам:
Автор: Валюк Екатерина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы
http://pedsovet.su
1. Основной конфликт романа Тургенева «Отцы и дети» - конфликт между поколениями. Он не является возрастным, это конфликт взглядов. Старое поколение не признает интересы и взгляды нового поколения. Братья Кирсановы, «отцы», и Евгений Базаров, «дети», - антагонисты.«Отцы и дети». Глава 10.
Спор Базарова с Павлом Петровичем.
Художник И. Архипов
2. Почему же так различны их взгляды? 2.1. Прежде всего потому, что идеи «детей» (Базарова) революционные для своего времени. А некоторые из этих идей и оскорбительны для «отцов». Например, для Базарова аристократы – бездельники, а Павел Петрович видит в аристократии основную общественную силу.«-Позвольте, Павел Петрович, -- промолвил Базаров, -- вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
Павел Петрович побледнел».
«Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем.
Художник Д. Боровский
2.2. Не разделяют братья Кирсановы взглядов Базарова на русский народ. Забитое, рабское положение народа вызывает у Базарова гнев, а необразованность и суеверность народа, по Базарову, препятствие на пути развития страны. «… когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».Базаров. Художник Д. Боровский.
А Павел Петрович видит спасение общества именно в патриархальности и религиозности народа. «— Нет, нет! — воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, — я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…»Павел Петрович Кирсанов.
Художник
Д. Боровский
«…любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью…»- «-- И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
- «Рафаэль гроша медного не стоит…» «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…»
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.
Художник П. Боклевский.
2.3. Особое раздражение у Кирсановых вызывают нигилистические взгляды Базарова - отрицание «всего»: любых человеческих чувств, красоты природы, искусства, поэзии.
- - Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, -- промолвил Базаров. -- В теперешнее время полезнее всего отрицание -- мы отрицаем.
- -- Все?
- -- Все.
- -- Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...
- -- Все, -- с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
- Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.
- -- Однако позвольте, -- заговорил Николай Петрович. -- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
- -- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
«Отцы и дети». Глава 24.
Финал дуэли Базарова с Павлом Петровичем.
Художник И. Архипов
Словарь литературных терминов- Антагони́ст — персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его (их) целей. В
- Антитеза - (от греч. anti – против и thesis - положение) - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов (например, Базаров и П.П. Кирсанов, Обломов и Штольц).
классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста главный герой,
однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и
запутанные конфликты.
3. Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения.
http://znatok.grodno.by/1/index_files/3/4.htm
http://ilibrary.ru/text/96/p.10/index.htm
http://enc-dic.com/litved/Konflikt-45/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1279663
https://yandex.ru/images/search?img
http://a4format.ru/book-titles.php
Pedsovet.su
Литература - еще материалы к урокам:
- Готовимся к ЕГЭ по литературе "Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И.С. Тургенев? (По роману «Отцы и дети»)"
- Презентация "«Мёртвые души» Н.В. Гоголя в оценке критиков"
- Презентация "Конференция по литературе посвященная году экологии в России"
- Методическая разработка "Речевая культура"
- Технологическая карта урока "Мастерство детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»" 6 класс
- Конспект урока "Мастерство детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»" 6 класс