Конспект урока "Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»" 10 класс

Разработка урока литературы в 10 классе учителя Совхозной СОШ
Фокиной Г.Н. (с использованием материала исследовательской работы
учениц 10 класса Голубевой В., Кузнецовой Л., Титовой С. на тему: «Дуэль в
русской литературе 19 века».)
Тема урока : Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цели урока:
1. Общеобразовательная: выяснить суть идейных расхождений между
«отцами» и «детьми»; рассмотреть, как Тургенев выявил сильные и
слабые стороны демократизма и аристократизма.
2. Развивающая: развитие умения аналитического прочтения текста.
3. Воспитывающая: формирование у учащихся нравственных качеств
личности, взглядов и убеждений.
Ход урока:
1. Из истории дуэли.
В дворянской, особенно в офицерской среде дуэли рассматривались как
поединки в защиту чести, поэтому по негласному внутреннему дворянскому
кодексу, отказ от вызова на дуэль считался проявлением трусости и означал
бесчестие. Дворянин, отказавшийся от дуэли, терял уважение, и ему
отказывали от общества.
А теперь, прежде, чем начать исследование роли дуэли в жизни общества
и в русской литературе XIXвека, необходимо выяснить значение этого слова
по толковому словарю.
Дуэль-
1) Поединок, бой (с применением оружия) между двумя лицами по вызову
одного из них. Условия дуэли заранее устанавливались противниками или
их представителями (секундантами) с соблюдением обычаев. Наиболее
распространена в средние века, хотя формально запрещалась и была
наказуема.
2) В дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная
борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии
секундантов.
3) Поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой,
имеющий целью восстановления чести, снятия с обиженного позорного
пятна, нанесенного оскорблением.
Дуэль начиналась с вызова. Этому, как правило, предшествовало
столкновение, в результате которого какая-либо сторона считает себя
оскорбленной, и в качестве таковой требовала удовлетворения. С этого
момента противники уже не должны были вступать в общение - это брали на
себя их представители - секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный
обсуждал с ними тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер
будущей дуэли от формального обмена выстрелами до гибели одного или
обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный
вызов (картель).
Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между
противниками, они, прежде всего, обязаны были приложить
максимальные усилия к примирению. Даже на поле боя секунданты
обязаны были предпринять последнюю попытку к примирению. Если
примирение оказывалось невозможным, они составляли письменные
условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры.
2. Инсценирование сцены дуэли.
Тургенев И.С. Записки охотника. Отцы и дети: Роман. М.: Дрофа: Вече,
2002. стр. 334 – 338
3. Беседа:
1) Сформулируйте тезис-предположение о своеобразии идейно-
композиционной роли дуэли в романе Тургенева «Отцы и дети».
2) Какой фазе развития основного конфликта романа соответствует
эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем? В какой
из глав романа она изображена?
3) Как ведут себя персонажи в сцене вызова? Какая художественная
деталь использована в ней и с какой целью?
4) С чего автор начинает описание утра поединка? В чем контраст
между пейзажной зарисовкой, появлением мужика с лошадьми и
предстоящим событием?
5) Отметьте приемы, с помощью которых автор придает
иронический оттенок процедуре подготовки к дуэли.
6) Психологическое состояние кого из героев изображает автор
более подробно? Почему? Каков характер переживания героя?
7) Охарактеризуйте поведение персонажей в кульминационный
момент дуэли. Каков эффект авторского комментария: «Струйка
крови потекла по его белым панталонам»?
8) Какой характер придает развязке дуэли обморок Павла
Петровича и поведение «усовершенствованного» лакея?
9) Каково психологическое состояние героев после дуэли во время
ожидания дрожек? Почему из авторского комментария исчезает
ирония? Какую роль в композиционном оформлении эпизода
дуэли играет второе появление мужика с лошадьми?
10) Сделайте вывод о том, что изменилось в поведении героев
и их отношении друг к другу после дуэли, способствовала ли она
разрешению основного конфликта и почему? С каким чувством
покидает Базаров имение Кирсановых? Как приблизила дуэль
сюжетную развязку романа? Как отъезд Базарова и эпизод дуэли
в целом отражают авторскую позицию в конфликте «отцов» и
«детей»?
4. Подведение итогов урока.
Материал для учителя:
Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения
Базарова
в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети».
В человеке существует много различных энергий. И у каждой из них есть
своя точка кипения, то есть такая точка, характеризующая её размерность,
в которой она уже не может существовать в таком виде, в каком она
существует. Есть пример и из истории: франко-прусская война.
Отношения между Германией и Францией так сильно накалились, что
достаточно было лёгкого повода, чтобы начаться войне.
Так случилось и с двумя героями романа «Отцы и дети». Павел
Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника
Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным
группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз
встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не
понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто
между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время
общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное
противостояние оставалось. Бомба была заложена, оставалось только её
сдетанировать. Сдетанировал её случай с Фенечкой. Павел Петрович
приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в
беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он
сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины
нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?».
Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной».
Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не
было, был только свидетель Пётр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел
Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили.
Базаров ранил Павла Петровича в ногу.… Хотя они должны были по
условию стрелять ещё раз, он подбежал к противнику и перевязал ему
рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю
Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.
Можно ли считать победу Базарова как намёк на то, что передовые
люди правы и однажды победят? Я считаю, что нет, с таким же успехом,
как победил Базаров, мог победить и Павел Петрович, просто тому не
хватило везенья, о том, кто кого победил, можно говорить во время их
ссоры, но не на дуэли, когда всё решает теория вероятности. Конечно же,
главными виновниками дуэли были они сами: никто их не подстрекал к
этому; так это прокомментировал сам Павел Петрович: «Мы немножко
повздорили с господином Базаровым, и я за это немножко поплатился».
Автор описывает утреннюю природу, на фоне которой шли Базаров
с Петром, как бы показывая, что они, дураки, рано встали, разбудили
природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем
хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение
Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже
Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он
хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец,
с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно,
разбойник!» – подумал во время дуэли Базаров.
Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих, результирующих
мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому
относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не
относиться.
Приложение к уроку.
Схема анализа эпизода (общие рекомендации)
I. Вступление.
1. Место эпизода в произведении, характер изображенного события,
действующие лица.
2. Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и
проблематикой произведения.
II. Основная часть.
1. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала
действия эпизода.
2. Участие персонажей в изображенном событии(2-3момента в развитии
действия).
3. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент
кульминации и развязки.
4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах,
идеалах, жизненных целях персонажей.
5. «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.
III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для
понимания идейного смысла произведения.