Презентация "Акмеизм как литературное течение" 11 класс

Подписи к слайдам:
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»
  • Акмеизм как литературное течение
  • 11 класс
  • Автор: Морозова Алла Станиславовна,
  • учитель русского языка и литературы
Цели:
  • познакомить обучающихся с понятием «акмеизм»;
  • выделить основные черты его поэтики;
  • показать значение акмеизма для развития русской литературы XX века.
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) 
  • Назвать, узнать, сорвать покровы
  • И праздных тайн, и ветхой мглы –
  • Вот первый подвиг. Подвиг новый –
  • Живой земле пропеть хвалы.
  • С. Городецкий
  • Ещё не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный…
  • Н.Гумилёв
Акмеизм (1912 – 1913). Понятие
  • Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
  • Как литературное направление акмеизм просуществовал около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол.
  • В других европейских литературах аналогов акмеизму нет
Предпосылки
  • «Преодоление» символизма
  • Преемственная связь
  • с символизмом
  • «Бунт» на «Башне»
  • В. Иванова
  • История возникновения
  • «Башня»
  • В. Иванова
  • «Цех Поэтов»
  • 1911
  • Акмеизм
  • 1912
  • Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова
  • Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.
  • На «Башне»
Истоки акмеизма
  • В 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале «Аполлон» со статьей «О прекрасной ясности», предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, «непонятному и темному в искусстве» Кузмин противопоставил «прекрасную ясность», «кларизм» (от греч. clarus — ясность).
  • М. Кузмин (1872 – 1936)
Теоретическое самоопределение
  • 1913 год
  • статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»
  • статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
  • Они были опубликованы в журнале «Аполлон» (1913), издававшемся под редакцией С. Маковского.
Из статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»:
  • «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
Из статьи С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»
  • С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир «соответствиями», обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».
  • С. Маковский (1877 – 1962)
  • Журнал «Аполлон» (обложка)
Основное свойство
  • реалистический взгляд на вещи
  • В основе эстетики
  • слово должно приобрести свой изначальный смысл
Основные принципы акмеизма:
  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
«Цех поэтов» был основан в октябре 1911 года в Петербурге
  • Возглавляли группу Н. Гумилев и С. Городецкий. В состав группы входили также А. Ахматова, Г. Адамович, К. Вагинов, М. Зенкевич, Г. Иванов, В. Лозинский, О. Мандельштам, В. Нарбут, И. Одоевцева, О. Оцуп, В. Рождественский. «Цех» издавал журнал «Гиперборей».
  • Из широкого круга участников «Цеха» в начале 1910-х годов (около 1911–1912) выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. В состав группы входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут (другие участники "Цеха", среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский, составляли периферию течения).
  • На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.
Акмеисты
  • А. Ахматова
  • (1889 – 1966)
  • Н.Гумилёв
  • (1886 – 1921)
  • О.Мандельштам
  • (1891 – 1937)
  • Акмеисты (адамисты)
  • С. Городецкий
  • (1884 – 1967)
  • М. Зенкевич
  • (1886 – 1973)
  • В. Нарбут
  • (1888 – 1938)
  • Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.
Судьба поэтов
  • Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.
Значение
  • Акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.
Источники
  • Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://www.licey.net/lit/poet20/acmeizm
  • http://slova.org.ru/n/akmeizm/
  • http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/AKMEIZM.html
  • Все фото и иллюстрации с сайта: https://musaget.ru/akmeizm-literaturnoe-napravlenie-i-ego-predstaviteli/