Урок литературы "Трагическая судьба Катерины" по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

1
Урок «Трагическая судьба Катерины»
Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Ход урока
I. Мотивация.
Выразительное чтение учителем:
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда
стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Попробовать нешто теперь?... Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу,
бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало,
рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме
полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,- у
нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу,
больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития
разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю.
Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Целеполагание.
Беседа:
1. О ком эти строки? И кому будет посвящен сегодняшний разговор?
2. Какова тема сегодняшнего урока?
II Беседа по тексту д. II — IV
Какими событиями наполнена жизнь героини?
Жила Катя в доме родителей свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила
с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых
было много в их доме. После замужества жизнь Кати сильно изменилась: из свободного, радостного мира
она попала в мир, полный обмана, жестокости. Кабаниха держит всю семью в страхе, который делает всех
безвольными и бездушными. В такой атмосфере лжи и притворства, страдая от одиночества, Катерина
полюбила Бориса.
Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком,
ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.
Как характеризует Катерину ее стиль общения? (Катерина очень немногословна.
Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем
самоутверждаться за счет других.
- Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?
этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается
сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее
характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою
независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня
никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все
дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)
Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их
характеризует?
Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи,
выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена
объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
2
Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе
его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С
чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это
еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что,
исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается
возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись,
как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи
привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)
Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье
Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые
стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по
речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая
себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной
жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково
значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя.
Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений,
повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь
становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение
бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и
поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками:
подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние
Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)
(Играет Щербинина)
Задание.
Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины.
Сделайте вывод.
(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной
поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую
страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», говорила исполнительница роли
Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния
героев в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом
целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по
тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз»,
«поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор
показывает эволюцию душевного состояния Катерины от растерянности к утверждению права
на любовь.)
Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?
(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее
лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
Задание.
Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает
напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.
(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный
колорит усиливается и сценой действия вместо панорамы Волги узкая галерея с гнетущими
сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее
отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка
3
Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа,
перед которым она чувствует себя виноватой, для нее пытка. Когда же в толпе появляется
Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)
Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...»
Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер
(«Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня
обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова
сопровождаются ударами грома.
В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?
(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода
барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV
«Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и
видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы сцене
всенародного покаяния Катерины.)
Задание к эпизоду Покаяние Катерины
Прочитайте явл. 6.Д4. Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе
Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной
норм религиозной нравственности.)
Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы, если бы Катерина не
раскаялась?
(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать,
продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к
окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)
Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее
высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе:
«Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему:
делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что
хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет
важную сторону духовной жизни, и во всенародном признании Катерины можно видеть
попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
III Анализ действия V
1. Краткий пересказ действия V.
Пояснение для учителя.
Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в
исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о
том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).
2. Беседа.
Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что
Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие
рекомендации она бы получила?
Современные психологи используют специальные психологические механизмы,
помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как
может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения
это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в
другой негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни»
Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:
4
Позитивные стороны
«Я буду жить, дышать, видеть небо,
следить за полетом птиц, ощущать на себе
солнечный свет...»
«Я буду перед Богом чиста, буду снова
молиться, замолю свои грехи...»
«Не дают мне весь мир воспринимать
свободно, вольно создам в доме свой мир, а
не получится в доме, создам свой мир в своей
душе. Этого мира у меня не отнять...»
«Запрут вот и будет тишина, никто
мешать не будет...»
«Мою любовь у меня никто не
отнимет...»
«Тихон слаб, но я могу сделать его
счастливей, если я защищу его от его
матери...»
«Кабанова стара, скоро ей понадобится
моя помощь...»
«Сколько радости принесут мне дети...»
Негативные стороны
«Найдут, силой поволокут домой...»
«Свекровь заест совсем...»
«Никогда не быть мне свободной...»
«Тихон не простит, снова придется
видеть его недовольное лицо...»
«Бориса никогда не увижу, снова эти
ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие
дни...»
Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом
закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями
и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить
его заново.
Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В
чем специфика окружающей среды?
(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже
это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не
особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты
уйдешь? Ты мужняя жена».
Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение
Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции
домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина
делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми
меня с собой, отсюда!» просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь
два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В
тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто
смог бы оказать ей психологическую поддержку.)
Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины
протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и
слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы
домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в
неволе.
IV. Сообщение «Образ Катерины в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И.
Писарева». Запись тезисов
Определите, какая оценка вам ближе, почему?
V. Обобщение материала по образу Катерины. Составление плана
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
5
2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц,
богомолок...).
3. Относительная свобода.
II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.
1. Болезненная впечатлительность, экзальтированность.
2. Романтическое отношение к жизни.
III. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
1. Жестокое отношение Кабанихи.
2. Постоянный духовный бунт.
3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
1. Осознание своей обреченности.
2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера:
1. Честность, непосредственность.
2. Моральная чистота.
3. Решительность, мужество.
4. Страстность натуры, глубина чувств.
5. Стремление к свободе.
6. Поэтичность натуры.
7. Незаурядный ум.
8. Доброта, бескорыстие.
Приложение
О народных устоях характера Катерины
В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность,
уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями
христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые
языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и
закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на
цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой
простор. В монологах Катерины оживают знакомые мотивы русских народных песен:
Какова-то молоденька,
Какова-то молоденька, я бывала,
По утру раным-раненько,
По утру раным-раненько я вставала...
Или:
Ах, да я у матушки жила, как цветок
цвела,
Как цветок цвела, Ах, да я у батюшки
жила, как венок плела,
Как венок плела.
В мироощущении Катерины бьется родник исконно русской песенной культуры и
обретают новую жизнь христианские верования.
Как молится Катерина, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто
светится». Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние -
образ житийного плана сродни «солнечнопрозрачной» Екатерине, героине чтимых
народом жизнеописаний святых. Но излучающая духовный свет земная героиня
Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. По правилам
«Домостроя» на молитве церковной надлежало с напряжением и неослабным вниманием
слушать божественное пение и чтение, а «телеснии очи долу имети». Катерина же
6
устремляет телесные очи «горе». Ее молитва - светлый праздник духа, пиршество
воображения: эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола,
перекликающиеся с пением странниц, щебетаньем птиц, всеобщей окрыленностью
земных и небесных стихий. «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не
помню, и не слышу, когда служба кончится». А ведь «Домострой» учил молиться «со
страхом и трепетом, со вздыханием и слезами». Далеко ушла жизнелюбивая
религиозность Катерины от изживающих себя норм старой патриархальной
нравственностью.
Радость жизни переживает Катерина в храме, солнцу кладет она земные поклоны в саду,
среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано
утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и
сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».
В мечтах юной Катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде
эдеме, возделывать который завещано было первородным людям. Жили они, как птицы
небесные, и труд их был трудом свободных и вольных людей. Они были бессмертны, как
боги, и время не имело над ними губительной власти:
«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,
наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю... Встану
я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все,
все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много». Очевидно, что легенда о рае
обнимает у Катерины и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу,
утренние посещения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. Позднее, в
трудную минуту жизни, Катерина посетует:
«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась
всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с
василька на василек по ветру, как бабочка». В ключе этих мечтаний Катерины и другое
нешуточное стремление - полететь: «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не
летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе,
так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать
нешто теперь? (Хочет бежать.)»
Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного
воображения, не каприз ли утонченной натуры? Нет. В сознании Катерины пробуждаются
вошедшие в плоть и кровь русского народного характера древние языческие мифы,
вскрываются глубокие пласты славянской культуры. Катерина молится утреннему солнцу,
так как искони считали славяне Восток страной всемогущих плодоносных сил. Задолго до
прихода на Русь христианства, они представляли рай чудесным садом, неувядаемым,
находящимся во владениях бога света, куда улетают все праведные души, обращаясь
после смерти в легкокрылых птиц. Этот рай находился у небесного ключа, над которым
радостно пели птицы, а возле цвели цветы, росли ягоды, зрели яблоки и всякая овощь.
Родники пользовались у славян особым почетом, им приписывалась целебная и
плодотворящая сила. У источников сооружали часовни, поутру, перед посевом наши
предки-крестьяне выходили к студенцам, черпали ключевую воду, окропляли ею семена
или умывались, лечили себя от недугов.
Даже заключение брачных союзов славяне совершали у воды. Не отсюда ли идут у
Островского поэтичные ночи на Волге, полные языческой силы и страсти?
Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях Катерины не стихийны. В них тоже
ощущается влияние народной культуры. «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести
была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж
темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж
нашли, верст за десять!» Ведь этот поступок Катерины согласуется с народной сказочной
7
мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой
спасти се, и речка укрывает девочку в своих берегах. П. И. Якушкин в «Путевых письмах»
передает легенду о том, как разбойник Кудеяр хотел похитить сельскую красавицу:
«Начал он уж дверь ломать. Девушка схватила икону пресвятой владычицы Богородицы,
что в переднем углу стояла, выскочила в окно и побежала к Десне-реке: «Матушка,
пречистая Богородица! Матушка, Десна-река! не сама я тому виною, - пропадаю от злого
человека!» - Сказала те слова и бросилась в Десну-реку; и Десна-река тот же час на том
месте пересохла и в сторону пошла, луку дала, так что девка стояла на одном берегу, а
Кудеяр-разбойник очутился на другом! Так Кудеяр никакого зла и не сделал; а другие
говорят, что Десна как кинулась в сторону, так волною-то самого Кудеяра захватила да и
утопила».
Народное сознание было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений:
реки, леса, камни, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого,
одухотворенного единства. Поэтическое описание из народного «Цветника»: «Трава
Улик, а сама она красно-вишневая, глава у ней кувшинцами, а рот цветет, аки желтый
шелк, а листвие лапками».
Катерина Островского обращается к буйным ветрам, травам, цветам по народному, как к
существам одухотворенным. Не почувствовав этой первозданной свежести ее внутреннего
мира, не поймешь жизненной силы и мощи ее характера, образной красоты ее языка.
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Метафора в контексте монологов Катерины
теряет оттенок условности, пластически оживает: цветущая заодно с природой душа
героини действительно увядает в мире Диких и Кабановых.
Катерина и раньше любила фантазировать, казалось в доме у Кабановых эти фантазии
должны исчезнуть но «охота строить воздушные видения» не только не пропала, но,
напротив, обострилась в семействе. Иначе откуда бы появиться знаменитому
восклицанию героини: «Отчего люди не летают!» И конечно в доме Кабановых Катерина
встречает не то же самое, а решительные перемены. «Здесь все как будто из-под неволи»,
здесь поселился суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, исчезла
жизнелюбивая щедрость народного мироощущения.
По ходу действия Катерина не видит и не слышит Феклуши, но принято считать, что
именно таких странниц немало перевидела и переслышала Катерина на недолгом своем
веку. Монолог Катерины, играющий ключевую роль в трагедии, опровергает подобный
взгляд. Даже странницы в доме Кабанихи другие, из числа тех ханжей, которые «по
немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают они о
«последних временах», о грядущей кончине мира. Здесь царит недоверчивая к жизни
религиозность, которая на руку столпам общества, деспотичным Кабанихам, злым
недоверием встречающим прорвавшую плотины, хлынувшую вперед народную жизнь.
В вещих снах видятся Катерине не «последние времена», а «земли обетованные»: «Или
храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и
кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах
пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху»'. И в снах - мечты о гармонической
счастливой жизни: сад у дома матушки превращается в райский сад, пение странниц
подхватывают невидимые голоса, душевная окрыленность переходит в свободный полет.
«Небесное» и в снах Катерины органически связано с повседневным, земным. В народных
верованиях снам отводилась особая роль.
В монологах Катерины воплощаются заветные народные чаяния и надежды. Островский
здесь не одинок. У тургеневского Касьяна, религиозного странника и правдоискателя,
христианский идеал рая тоже сводится с небес на землю: «А то за Курском пойдут
степи... И идут они, люди сказывают, до самых теплых морей, где живет птица Гамаюн
8
сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые
на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости».
В Катерине торжествует жизнелюбие русского народа, который искал в религии не
отрицание жизни, а утверждение ее. Здесь с особенной силой сказался народный протест
против аскетической, домостроевской формы религиозной культуры, протест, лишенный
нигилистического своеволия таких героев «Грозы», как Варвара и Кудряш. Душа героини
Островского - из числа тех избранных русских душ, которым чужды компромиссы,
которые жаждут вселенской правды и на меньшем не помирятся.
Сущность трагедии Катерины
В снах Катерины торжествует новое начало освящающее нравственно просыпающаяся
любовь к Борису. В народной мифологии голубь был символом чистоты, безгреховности,
непорочности. Тоска Катерины по земной любви духовно окрыленна, возвышенна,
песенно чиста: «Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на
хорошей, обнявшись».
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по
утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь, от нее
героиня ждет слишком много. Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Не потому
ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и
бескрылым увлечением Бориса?
Душевная культура Бориса совершенно лишена национального нравственного
«приданого». Он - единственный герой в «Грозе», одетый не по-русски. Калинов для него
- трущоба, здесь он чужой человек. Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых
по глубине и нравственной чуткости. Борис живет настоящим днем и едва ли способен
всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело -
и этого достаточно: «Надолго ль муж-то уехал?.. О, так мы погуляем! Время-то
довольно... Никто и не узнает про нашу любовь...» - «Пусть все знают, пусть все видят,
что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Какой
контраст! Какая полнота свободной и открытой всему миру любви в противоположность
робкому, сластолюбивому Борису!
Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене
последнего их свидания. Тщетны последние надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить,
может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-
нибудь»... Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина
просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое
прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он не сумеет: «Кто ж это
знал, что нам за нашу любовь так мучиться с тобой. Лучше б бежать мне тогда». Но разве
не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня,
исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис
Григорьевич, бросить надоть!..» Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите...» А сама
Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы!
Герой обо всем забыл, никакого нравственного урока для себя не вынес. Более того, у пего
не хватает смелости и терпения выслушать последние, признания Катерины. «Не застали
б нас здесь!» - «Время мне. Катя!..» Нет, такая любовь не может послужить Катерине
исходом.
Выступая всей жизнью своей против деспотизма, против авторитарной морали, Катерина
доверяется во всем внутреннему голосу совести. Пройдя через духовные испытания, она
нравственно очищается и покидает греховный калиновский мир человеком,
переболевшим его болезнями и муками своими одолевшим их.
9
Демократическому миросозерцанию Катерины неприемлем далекий и страшный бог
Кабановых. Воспитанная в народных традициях, она не принимает религии власти и
страха, в ее душе играет более живая и свободная религия любви, принимающая всю
полноту бытия, ничего в нем произвольно не усекая. Душа Катерины в калиновском
царстве раскалывается, проходя грозовое крещение между двумя противоположно
заряженными полюсами любви и долга, чтобы вновь прийти к гармонии и добровольно
оставить этот мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». Героиня
живет идеалами, снимающими крайности домостроевского аскетизма и анархического
разгула во имя более высокой и гармоничной нравственной идеи.
Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием,
с ощущением свободы и безгреховности после пережитых ею нравственных бурь. Теперь,
к концу трагедии, исчезает страх геены огненной, и героиня считает себя вправе предстать
перед высшим нравственным судом. «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И
если Катерина смерти не боится, значит, грехи искуплены.
Смерть Катерины наступает в момент, когда умереть для неё святее, чем жить, когда
смерть оказывается единственным достойный исходом, единственным спасением того
высшего, что в ней есть. Эта смерть напоминает молитву юной героини в храме природы,
возвращая нас к началу трагедии. Смерть освящается той же полнокровной и
жизнелюбивой религиозностью, которая с детских лет вошла в сознание Катерины,
религиозностью типично народной, которая в стихотворении Некрасова «Похороны»,
например, тоже оправдывает заезжего интеллигента-самоубийцу, заступника народного:
И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Вез церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка...
«Отпевание» совершается не в церкви, а в поле, под солнцем вместо свечей, под птичий
гомон, заменяющий церковное пение, среди колыхающейся ржи и пестреющих цветов. И
«упокоился» «бедный стрелок» по воле народной «под густыми плакучими ивами» со
всеми признаками утверждаемого народом бессмертия:
Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать...
Не то же ли самое проносится в сознании решающейся на самоубийство Катерины? «Под
деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком се мочит... весной
травка на ней вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие... Так тихо!
так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется». Жизнь Катерины в
Калинове превращается в прозябание и увядание, в смерти же видится полнота
утверждения истинной жизни, которая окрыляла героиню в юности и которой не нашлось
приюта в мире Диких и Кабановых, в кризисной буржуазной России.
Катерина умирает удивительно, ее смерть - последняя вспышка радостной и беззаветной
любви к деревьям, птицам, цветам и травам, к красоте и гармонии божьего мира.
10
Обобщение материала по образу Катерины. План
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
2. Времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок...).
3. Относительная свобода.
II. Черты характера, развившиеся под влиянием
жизни у родителей.
1. Болезненная впечатлительность,
экзальтированность.
2. Романтическое отношение к жизни.
III. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
1. Жестокое отношение Кабанихи.
2. Постоянный духовный бунт.
3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
1. Осознание своей обреченности.
2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера:
1. Честность, непосредственность.
2. Моральная чистота.
3. Решительность, мужество.
4. Страстность натуры, глубина чувств.
5. Стремление к свободе.
6. Поэтичность натуры.
7. Незаурядный ум.
8. Доброта, бескорыстие.
Обобщение материала по образу Катерины. План
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
2. Времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок...).
3. Относительная свобода.
II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни
у родителей.
1. Болезненная впечатлительность,
экзальтированность.
2. Романтическое отношение к жизни.
III. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
1. Жестокое отношение Кабанихи.
2. Постоянный духовный бунт.
3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
1. Осознание своей обреченности.
2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера:
1. Честность, непосредственность.
2. Моральная чистота.
3. Решительность, мужество.
4. Страстность натуры, глубина чувств.
5. Стремление к свободе.
6. Поэтичность натуры.
7. Незаурядный ум.
8. Доброта, бескорыстие.
Обобщение материала по образу Катерины. План
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
2. Времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок...).
3. Относительная свобода.
II. Черты характера, развившиеся под влиянием
жизни у родителей.
1. Болезненная впечатлительность,
экзальтированность.
2. Романтическое отношение к жизни.
III. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
1. Жестокое отношение Кабанихи.
2. Постоянный духовный бунт.
3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
1. Осознание своей обреченности.
2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера:
1. Честность, непосредственность.
2. Моральная чистота.
3. Решительность, мужество.
4. Страстность натуры, глубина чувств.
5. Стремление к свободе.
6. Поэтичность натуры.
7. Незаурядный ум.
8. Доброта, бескорыстие.
Обобщение материала по образу Катерины. План
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
2. Времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок...).
3. Относительная свобода.
II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни
у родителей.
1. Болезненная впечатлительность,
экзальтированность.
2. Романтическое отношение к жизни.
III. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
1. Жестокое отношение Кабанихи.
2. Постоянный духовный бунт.
3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
1. Осознание своей обреченности.
2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
V. Основные черты характера:
1. Честность, непосредственность.
2. Моральная чистота.
3. Решительность, мужество.
4. Страстность натуры, глубина чувств.
5. Стремление к свободе.
6. Поэтичность натуры.
7. Незаурядный ум.
8. Доброта, бескорыстие.