Презентация "Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока"

Подписи к слайдам:
Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока Васильева Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 151 Санкт-Петербурга 2019 Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных образовательных технологий, которая позволяет каждому участнику «строить» свои знания через критическое отношение к поступающей информации и самостоятельно решать творческие задачи Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:  В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, обучающихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать,  осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» Алгоритм мастерской построения знаний: 1 этапиндукция: мотивируется деятельность; задание строится с опорой на личный опыт учащихся; 2 этапсоздание творческого продукта (в группе или индивидуально) состоит из деконструкции и реконструкции (текст разбирается на детали, которые используются как строительный материал); Алгоритм мастерской построения знаний: 3 этапсоциализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам; 4 этапобращение к новой информации, её обработка (словарные статьи, фрагменты чьих-то высказываний); 5 этаписправление или обновление созданного учеником продукта (индивидуальная или групповая работа); 6 этап – итоговая социализация ; 7 этап – рефлексия Законы мастерской: - равенство всех участников - право каждого на ошибку -безоценочная деятельность - предоставление свободы в рамках правил - элемент неопределённости в заданиях - диалог - организация и перестройка реального пространства - ограничение деятельности мастера-руководителя Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 1. Интерес к литературе возникает у тех, кто становится участником мастерской 2. Работа со словом оказывается делом первостепенным. Важны записи в тетрадях своих и чужих слов – это обучение работе с информацией, база для последующего творчества 3. Решается проблема самостоятельного и спонтанного письма обучающихся, в том числе на экзаменах по разным предметам (подготовка к сочинению) Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 4. Это путь к пониманию художественной литературы 5. Обучающиеся овладевают основами анализа художественного произведения. Мастерская обучает интерпретации, самоанализу и самоконтролю 6. Это основа развития коммуникативной компетентности
  • Притча – это особый рассказ, в нем говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о пороках человеческих и проявлениях добра.
  • Притча – это произведение-загадка, в котором нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с персонажами.
Приемы работы с притчей:
  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Придумать название притчи.
  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  • Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.
  • Инсценировка притчи.
  • Сокращение притчи (т.е. написание сжатого изложения); Подбор пословиц, поговорок.
  • Сравнение с басней (определить).
  • Определение ценностей, которые отражает притча.
Творческая мастерская «Чувства и поступки» Цели и задачи: Создание ценностно-смысловых ориентаций. Учитель, представляющий мастерскую: Васильева Т.А.. Аудитория: ученики 7-х - 11-х классов. Автор мастерской: доктор исторических наук Орлова О.В. (Санкт-Петербург). Время проведения : 60-90 минут. Предмет: урок литературы, классный час . Оборудование: компьютер, проектор, тексты, бумага для записей. Из опыта работы… Урок – мастерская построения знаний «Чувства и поступки» Алгоритм Ответьте письменно на вопрос: каково лексическое значение слова «притча» (или: что такое притча)? Записи: Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Эпический жанр в литературе XIXXX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. 4] короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость) 1. Индукция в группе
  • -решите, какая из предложенных фраз правильная :
  • «Чувства заставляют нас совершать те или иные поступки». «Поступок вызывает чувства» - обоснуйте решение примерами из живого опыта.
  • 2.Межгрупповая социализация решений
3. Работа с текстом
  • Фронтально: -прослушайте притчу
  • «О слепом» «Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».
  • Индивидуально:
  • - запишите, какие чувства рождает у вас эта запись.
  • 4. Фронтальная социализация чувств
5. Продолжаем знакомиться с притчей
  • «По- видимому, дела слепого шли не очень хорошо – в его шляпе всего одна монета. Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел , что его шляпа полна монет. Табличка с надписью стояла на том же месте».
  • 6. Социоконструкция Задание после прослушивания: в группе предложите, что мог написать этот прохожий (или свой вариант надписи на табличке), чтобы денег в шляпе прибавилось.
  • 7. Социализация надписей (вывешивание, озвучивание, возможна запись на доске) и их обоснований.
8. Дедукция На табличке было написано: «Сейчас весна , но я не могу ее увидеть». 9. Социоконструкция: -в группе дайте названию чувству, которое владело прохожим; - найдите объяснение, что сделала с людьми приписка прохожим новой фразы: 1. «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста». 2. «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
  • 10. Межгрупповая социализация названий чувств (с записью на доске) и объяснений к фразам.
  • ( «Усилилось сочувствие».)
  • 11. В группе :
  • - прочитайте новую притчу (выдается на группу текст начало притчи «Окно»); -дайте названия чувствам первого и второго больного.
  • 12. Социализация названий чувств с записью на доске.
Притча «Окно» «В больнице , в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия. Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот , что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел : что на улице идет дождь , сыплет снег или светит солнце, деревья то укрыты легким сверкающим кружевом , то подернуты легкой весенней дымкой… Что на улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. Второй больной слушал его и не понимал, почему не он лежит у окна, почему он не видит всего этого»?
  • 13. Прочтите продолжение притчи:
  • найдите, при каком условии второй больной мог бы вызвать медсестру с помощью горящей кнопки.
  • 14. Социализация выдвинутых условий.
«Его душила черная зависть… И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер».
  • 15. Прочтите продолжение притчи:
  • предположите, что он увидел.
  • 16. Социализация предложенных картин за окном.
«На следующий день второй больной попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Просьбу выполнили - и, наконец, он увидел…» . Содерж песни
  • 17. Дедукция. Окончание притчи.
  • «Окно выходило на глухую серую стену, за которой ничего не было видно».
  • 18. В группе:
  • - выпишите все чувства, с которыми вам сегодня пришлось столкнуться в притчах (и/или посмотрите на записи на доске); -разделите все эти чувства на группы, как вы сочтете нужными.
  • 19. Социализация (предполагается : отрицательные - положительные).
  • 20. Социоконструкция:
  • - в группе сформулируйте закон связи поступков и чувств, взвесив все, с чем работали на этой мастерской.
  • 21. Социализация выведенных законов .
  • 22. В группе :
  • -предложите, что делать человеку, если какое-нибудь отрицательное чувство уже поселилось в нем .
  • 23. Межгрупповая социализация предложений.
24. Дедукция (мастер может предложить психологические рекомендации): -признание отрицательного чувства; -активное отреагирование признанного чувства (написать, нарисовать и порвать записи и рисунок, выбросить клочки в мусоропровод; побить кулаками спортивную «грушу»); - использование метода пустого стула (высказать свои мысли вслух пустому стулу напротив, представив там человека - адресата); - прощение; -попросить вживую или мысленно прощение у того человека, из-за которого это чувство; -простить себя за то , что появилось такое чувство. 25. Рефлексия:
  • Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными
  • • Какие этапы были наиболее трудными?
  • • На какой ступеньке Вы находитесь:
  • Работать было легко и интересно
  • Испытывал незначительные затруднения (какие?)
  • Работать так пока трудно
  • Работать трудно, но интересно
  • Какими видами источниками информации мы пользовались?
  • Какие виды деятельности вы выполняли на занятии?
«Душевные» уроки – диалоги
  • Произведения К. Г. Паустовского «Телеграмма»; А. С. Пушкина «Станционный смотритель»; Ф.М.Достоевского «Преступление и накавзание»;И.С.Тургенева «Воробей», «Нищий», «Барельеф», «Щи», «Милостыня», «Два богача»; А.П.Чехова «Угроза»; В.Г.Короленко «Огоньки»; И. А.Бунина  «Скарабеи», «Именины»;
  • В.П.Астафьева «И прахом своим», «Лунный блик», «Костер возле речки», «Приветное слово», ;  А.И.Солженицына «Отраженье в воде», «Утенок», «Молния», «Лихое зелье», «Колокольня»
Технология педагогических мастерских -позволяет провести занятия содержательно и оригинально в соответствии с требованиями образовательных стандартов - побуждает учеников к учебно-исследовательской деятельности -развивает творчество, самостоятельное мышление, коммуникативные навыки при изучении литературных произведений Источники: 1. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности. Белова Н.И.,Орлова О.В. М., РУДН, 2019. 2.Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. Ерёмина Т.Я. М., «Просвещение», 2013. 3.Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.Даль. М., «Просвещение», 2005.