Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Подготовка, трудности написания

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ. ПОДГОТОВКА,
ТРУДНОСТИ НАПИСАНИЯ
Колесникова О.В.
МБОУ «СОШ №3» Дальнереченского муниципального округа,
учитель русского языка и литературы
С 2014/15 учебного года проводится итоговое сочинение (изложение) в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О
внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования № 923 от 05.08. 2014 года».
Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской
Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12.12.2013.г. в число
выпускных экзаменов вернуть сочинение.
Главными целями и задачами введения сочинения по литературе в 11 классе
является: «…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать
свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой
литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за её рамки…»
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не
только ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне
аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой
произведений. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина
раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Это итоговое сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить
школу без него нельзя. Зачёт, полученный за данную работу, является допуском к ЕГЭ.
Это сочинение может быть представлено в вуз, который сам организует проверку и
выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов это очень много. Значит, итоговое сочинение
может в ситуации конкурса стать решающим, поэтому к нему и нужно отнестись очень
серьёзно.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть
нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на
литературный материал.
Каждое тематическое направление в 2016/17 учебном году включает два понятия,
по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные
формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в
выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор
организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года
и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект включает 5 тем сочинений из
закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При
составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и
осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и чёткость
постановки проблемы. Темы позволяют выпускнику выбирать литературный материал, на
который он будет опираться в своих рассуждениях. Тематические блоки на 2016/17
учебный год: 1. «Разум и чувство». 2. «Честь и бесчестие». 3. «Победа и поражение». 4.
«Опыт и ошибки». 5. «Дружба и вражда».
В комплект тем итогового сочинения по Приморскому краю вошли: 1. «Что в
большей степени управляет человеком: разум или чувства?»; 2. «Когда возникает выбор
между честью и бесчестием?», 3. «Какую победу Вы бы назвали самой трудной для
человека?»;4. «Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?»; 5.
«Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы
порой приходится сносить и обиды?» Темы сочинений по Приморскому краю стали
доступными лишь 7 декабря 2016 года за 15 минут до написания итогового сочинения-
рассуждения.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация,
привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Работы
проверяются в школах совместно с независимыми экспертами.
Отказаться от сочинения в пользу изложения могут следующие группы:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-
курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и
оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании
заключения медицинской организации.
Как учащиеся готовились к сочинению?
Направления это то, к чему примерно можно было готовиться, то есть какие
произведения прочитать согласно поднятой теме/проблеме. Учащимся было предложено
готовиться не по одному, а по двум тематическим направлениям, чтобы иметь запасной
вариант сочинения. Поскольку основные тематические направления известны, учащимся
предложено для подготовки посетить соответствующие вебинары, ознакомиться с
литературой, перечитать необходимые книги.
Как выбрать тему сочинения? Выпускникам предложено определить, какая тема
кажется наиболее конкретной и понятной; подумать, какие произведения по
тематическому направлению им известны, поскольку без опоры на художественный текст
написать сочинение не получится. Так как пишется сочинение-рассуждение, то
непременно нужно помнить, что каждая тема содержит в себе вопрос, на который надо
ответить.
Если сформулировать основные тезисы по структуре сочинения-рассуждения, то
введение это то, что нам дано, то есть формулирование темы; основная часть то, что
нам требуется доказать; заключение то, что нам требовалось доказать. Поэтому нельзя
забывать о том, о чём сказано во введении. Рекомендуется именно во введении лучше
всего поговорить глобально о поднятой теме. В основной части желательно строить
рассуждение следующим образом: сначала привести пример, а потом свои мысли. Мысль
должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения, но лучше,
конечно, подтверждать.
При подготовке учащиеся должны усвоить алгоритм работы над сочинением:
выбрав тему для своего сочинения, нужно определить проблему (вопрос), который
содержится в теме сочинения. Следующий шаг формулирование тезисов, которые
раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос. Далее следует
подобрать одно-два произведения, на материале которых будет доказываться своя точка
зрения. Выпускники должны продумать композицию работы. Желательно написать план,
черновик, чтобы после того, как перечитаешь, ещё раз подумать - есть ли логика в
построении работы. Далее можно внести необходимую правку в построение текста,
перечитать ещё раз и поработать над речевым оформлением текста, а также над
орфографическими и пунктуационными ошибками.
Например, ученик выбрал тему «Что важнее при принятии сложных решений –
разум или сердце?» Если переосмыслить эту тему в проблему, то есть главный вопрос, на
который мы будем отвечать: «К чему должен прислушиваться человек, принимая решения:
к разуму или чувствам?»
Далее мы формулируем тезисы. Например: Мир, лишённый теплоты чувств, жесток
и бесчеловечен оголь «Шинель», «Мёртвые души» (капитан Копейкин), Достоевский
«Преступление и наказание», «Бедные люди»). Сердечные порывы бывают очень
привлекательны в людях (небогатый Гринёв отдаёт заячий тулупчик Пугачёву; Андрей
Болконский подхватывает упавшее знамя и увлекает бегущих солдат в атаку). Но не
следует забывать о том, что поддавшись чувствам, люди могут совершать непоправимые
ошибки (Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»). Конфликт разума и чувств
может быть разрушителен для человека (Достоевский «Преступление и наказание»;
Тургенев «Отцы и дети»). Человек может прийти к гармонии разума и чувств ( на примере
романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов, Наташа Ростова).
В заключение следует сделать вывод: разум и чувства должны дополнять друг
друга. Прислушиваясь только к голосу разума или полностью отдаваясь чувствам, люди
теряют полноту восприятия мира и совершают ошибки.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что в работе над сочинением очень помогает план.
Что такое хороший план сочинения? Это структура собственного текста, то есть кратко
сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в работе учащегося. На
черновике можно хаотично набросать всю сумму мыслей, которые пришли в голову. Здесь
же можно вспомнить и книги, которые послужат иллюстрациями собственных тезисов
автора. Кроме того, можно сделать наброски вступления и заключения.
Далее следует продумать логические переходы между частями сочинения.
При работе по теме «Мнимая и подлинная дружба» был разработан план. Во
вступлении учащимся предложено порассуждать по тезису «Дружба одна из вечных
человеческих ценностей. Что же является основой настоящей дружбы?». В основной части
нужно привести аргументы-примеры истинной и мнимой дружбы в изображении русских
писателей и поэтов: А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин». Онегин и Ленский,
отсутствие настоящей духовной близости, «от делать нечего друзья»; в романе И.С.
Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, со стороны Аркадия
подражание, слепое следование за старшим другом; И.А. Гончарова в романе «Обломов».
Обломов и Штольц, теплота отношений, доверие, забота; Л.Н. Толстого «Война и мир».
Андрей Болконский и Пьер Безухов, интеллектуальная и духовная общность, поиск
смысла жизни, страсть к познанию истины. На эту тему есть много других замечательных
произведений: Конан Дойль «Рассказы о Шерлоке Холмсе», Киплинг «Маугли», Андерсен
«Снежная королева», Денисова «Подумаешь, звёзды», Железников «Чучело» и др. В
заключении учащиеся пришли к такому выводу: друзья всегда нуждаются друг в друге и
готовы помочь. Они могут быть совершенно непохожими, но их связывает духовное
родство, близкие отношения. Настоящие друзья готовы многое простить друг другу, они
нужны не только в радости, но и в горе…
Некоторые выпускники моего класса выбрали направление «Честь и бесчестие».
План для сочинения рассуждения был составлен на тему «Что значит идти дорогой
чести?» Вступление раскрывалось по тезису: «Что такое честь, достоинство человека?»
Аргументом основной части являлась повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где
учащиеся рассуждали по тезису: «Жизненный путь Петра Гринёва – дорога чести и
добра». В этой части нужно было рассказать о доме и семье Гринёвых, заповедях отца
Петра Гринёва, первых самостоятельных шагах Гринёва (нелепый проигрыш в бильярд,
грубость по отношению к Савельичу; сопоставить Гринёва и Швабрина; Гринёва и
Пугачёва ( нравственный выбор – погибнуть или стать предателем; смелость Гринёва и его
верность долгу). Вывод сочинения был сделан по тезису: «Главная награда на пути чести
– доброе имя».
По направлению «Честь и бесчестие» учащиеся пробовали написать сочинение по
теме «Что помогает сделать человеку выбор между честью и бесчестьем?», используя
следующие тезисы: «Как я понимаю слова «честь и бесчестье»? вступление; основная
часть «Повесть Быкова «Сотников». Нравственный выбор между честью и бесчестьем»,
в которой выпускники рассуждали над вопросом: «Какие нравственные качества дают
человеку перед лицом смерти сделать выбор между честью и бесчестьем?» Учащиеся
отвечали на вопрос, сравнивая двух героев повести. Сотников работал в школе, в 1939
году его призвали в армию, на войне командовал батареей. В первом бою батарея была
разбита. Сотников попал в плен, бежал, очутился в партизанском отряде. Во время
разведки оказался в плену у полицаев, пытался взять вину на себя, чтобы спасти людей,
помогавших партизанам – старосту и Дёмчиху. Герой убеждён: лучше выбрать смерть, чем
оказаться предателем. Рыбак сильный человек, мужественный боец, был старшиной в
стрелковой роте. После ранения оказался в глухой деревне, где его выходили местные
жители. Рыбак уходит в лес к партизанам. Во время похода помогает больному Сотникову.
Попав в плен, Рыбак выбирает жизнь ценою бесчестья предательства. У него нет таких
нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться на момент выбора. Став
полицаем, он участвует в казни Сотникова. Его жизнь оплачена казнью невинных людей…
Вывод прозвучал такой: путь чести выбирают люди с твёрдыми нравственными
принципами, которые закладываются в детстве и укрепляются всю жизнь. Человек
должен стараться не позволять себе морально падать ни при каких обстоятельствах…
При завершении работы над собственным сочинением-рассуждением были даны
следующие рекомендации. Когда завершена работа над черновиком, необходимо сделать
следующее: свериться с планом, устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в
которых мысль выражена недостаточно полно; убедиться в том, что основная идея
проходит через всё сочинение; проверить, правильно ли выделены абзацы; сделать
речевую правку; проверить орфографию, пунктуацию и начать работать с чистовиком.
На зачёт учащимися были выбраны для написания сочинения-рассуждения
разные направления и такие произведения художественной литературы, как «Повесть о
Петре и Февронии Муромских», Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; Гоголь
«Тарас Бульба»; Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени», «Бородино», «Песня про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; Л.Н.
Толстой «Война и мир», А.Н. Островский «Гроза», Карамзин «Бедная Лиза», Грин «Алые
паруса», Достоевский «Преступление и наказание», Васильев «В списках не значился», «А
зори здесь тихие»; Шолохов «Судьба человека», Быков «Сотников», Полевой «Повесть о
настоящем человеке», Горький «Старуха Изергиль» и другие.
Какие затруднения испытывали учащиеся?
Большинство выпускников писали сочинение самостоятельно. Вместе с тем
отмечались случаи несамостоятельных сочинений, в которых заимствованный материал
использовался фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях, чаще всего во
вступлении или в характеристике литературных произведений. В сочинение вставлены
готовые элементы, которые частично перефразированы, но всё равно легко узнаваемы и
растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно
выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству
разных типов ошибок.
Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный
сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-
матрицами, толкающим учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по
созданию самостоятельного текста.
Министерство образования и науки хочет, чтобы школьники проявляли творчество
и нестандартность мышления при написании сочинения-рассуждения, которое является
допуском для ЕГЭ, так как оно позволяет проверить широту кругозора, умение мыслить и
доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения
отечественной и мировой литературы, владение речью.
И в заключение мне хотелось бы сказать, что творческий потенциал есть в каждом
ребёнке. Нужно дать ему возможность рассуждать и делать собственные выводы на
заданную тему с привлечением литературного материала. Поэтому основная задача
школы дать нравственное воспитание, подготовить человека к трудностям, научить
принимать правильные решения, самостоятельно мыслить и рассуждать.
Список литературы
1. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические
рекомендации для образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019.-94с.
2. Красовская С.И., Шутан М.И. , Певак Е.А. и др. Сочинение? Легко! 10-11 классы:
пособие для учащихся образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.- 69
с.
3. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы: пособие для
учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.-143с.
Приложение 1.
Памятка для участников итогового сочинения
1. Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения.
Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из
предложенных тем только одну.
2. Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3. Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании
сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой
литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения
устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные
источники.
4. В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на
основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему
выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия
темы с опорой на литературный материал.
5. Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём
сочинения не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и
служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
6. Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его
отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого
текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение
признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7. Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на
источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём
цитирования не превышал ваш собственный текст.
8. Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения.
Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
9. Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие
выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и
орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых
штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается
пользоваться орфографическим словарём.
Приложение 2
1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения,
соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении
менее 250 слов подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет» за невыполнение требования 1 и «незачет» за работу в целом
(такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по
памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и
(или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать
объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за
невыполнение требования 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не
проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается
по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по
одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной
проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в
нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного
замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный
материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику,
произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие
литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь
использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень
осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например,
тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения
в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения
литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или
литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для
аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между
тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять
термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи том числе речевые
ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
1
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти
ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования
Итоговое изложение пишется подробно.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения,
соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов – 250-300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен
исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов подсчёт включаются все слова, в том числе и
служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и
«незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
1
Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения
указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным
требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового
сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по
критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст
и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет»
за невыполнение требования 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение
не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям,
оценивается по критериям:
1. «Содержание изложения»;
2. «Логичность изложения»;
3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по
критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по
одному из других критериев.
Критерий № 1 «Содержание изложения»
Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.
«Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание
исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях
выставляется «зачет».
Критерий №2 «Логичность изложения»
Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание
исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности
внутри смысловых частей изложения.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»
Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля
исходного текста.
«Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют
элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику
и различные речевые конструкции.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи том числе грубые
речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
2
2
Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-
инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. Оценивание итогового
изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум
установленным требованиям «Объем итогового изложения» и «Самостоятельность написания
итогового изложения». Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям,
оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить
«зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев 3-
4.
При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и
слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны
Проверяется грамотность участника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более десяти
ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Приложение 3
Речевые клише для итогового сочинения
Клише для
вступления или
для оформления
тезиса
Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня
тем, что…
Могу предположить, что …(тезис)
Позволю себе высказать свою точку зрения
Переход к основной
части
В правильности такой точки зрения меня убеждает
художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в
которых раскрывается тема ...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям
художественной литературы
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО,
в котором…
Внутри основной
части (переход от
одного аргумента к
другому)
Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже
говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример.
В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
Заключение
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
Думаю, надо…
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском
опыте, убеждают нас в том, что…
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для
того, чтобы утверждать:
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что
люди должны…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Приложение 4
Требования к оформлению сочинений
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если
название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора
строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения, из
рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.
которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в
этой же строке указываем название произведения.
3. Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не
использовать эпиграф) пишем слово «план», ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех
частей:
I Вступление.
II Основная часть.
III Заключение.
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут
быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит
три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим
точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух
подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на
следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или
буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения, ставим точку. Следующая часть
формулировки пишется с заглавной буквы. При формулировании пунктов основной
части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же.
Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и
пишем формулировку подпунктов со строчной буквы, закончив, ставим точку с запятой.
Сформулировав последний подпункт, ставим точку, а формулировка следующего пункта,
следующей части пишется с заглавной буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в
короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.
Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения,
но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например:
«Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ
Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение
составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использовании цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату
пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с заглавной буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты, их пишем цифрами: год и число – арабскими, век
римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими
цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше
этого не делать.
14. Для написания цитат, оформления их лучше воспользоваться учебником русского
языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек и посередине листа
записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить о учащемся
достоверный портрет, который покажет культурную и интеллектуальную степень
развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени,
всего 3 часа 55 минут, поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и
пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том,
что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не
более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик, постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот
пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему, вы должны подумать какое из
предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы
можете привести критические статьи? Что и будет написано в сочинении.