Литературно-исследовательская работа "Поучение Владимира Мономаха. Размышляя над прочитанным"

Литературно-исследовательская работа
"Поучение Владимира Мономаха".
Размышляя над прочитанным.
Автор Крылов Владимир Александрович
(2005 г.р.), ученик 8Б класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
"Ряжская средняя школа №2"
391960, г.Ряжск Рязанской области, ул. Высотная, д.12
тел.: (49132)2-28-20, 2-28-05
Домашний адрес: 391963, Рязанская область. г. Ряжск,
ул. Волгоградская, д. 3 , кв.66 ,
тел: 89006031371
Руководитель: Архипова Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Ряжск
Иностранцы напрасно пытаются раскрыть тайну загадочной русской души. Для них
необъяснимы многие наши поступки. Почему для нас ничего не стоит отдать последнее
нуждающемуся? Почему лучше иметь сто друзей, чем сто рублей? Почему, когда нас
бьют, мы становимся сильнее? Почему беда не разъединяет, а наоборот сплачивает нас?
Почему мы запросто смеёмся сами над собой? Почему мы так долго можем терпеть, но уж
если терпение заканчивается, тогда берегись, враг? Почему, если уж мы любим, то
навсегда? Почему мы прощаем своих врагов? Почему нам чужого не надо?
Когда она сложилась, русская душа? Кто воспитывал "русского человека", формировал
его характер? Наверное, чтобы узнать это, нужно заглянуть в глубь веков, на тысячелетие
назад. Нам трудно представить, как жили тогда люди, как выглядели, чем интересовались.
Чтобы хоть немного понять наших предков, осознать особенности души русского
человека современного в том числе), необходимо прикоснуться к литературным
источникам того времени.
«Поучение Владимира Мономаха» написано в XII веке и является ярким произведением
того далёкого времени. XI XII вв. суровые времена в истории нашей страны: Русь
задыхалась от междоусобных войн, брат проливал кровь брата, борясь за престол. Право
на княжение в любом из русских городов можно было получить двумя способами: по
наследству или военной мощью. А на окраины Руси совершали страшные набеги
половцы. То один из князей, то другой обращался за поддержкой к ним и приводил их
войска на Русь, смещая соперников с княжеского места. Христианству на Руси было всего
около ста лет...
Князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху выпало жить именно в эту тёмную эпоху.
Он прожил долгую жизнь даже по современным меркам: семьдесят два года! Его считают
самым талантливым из русских князей того периода нашей истории. Он известен своей
отвагой, мудростью, великодушием. Современники любили и уважали князя Владимира.
Вот в это трудное время Владимир Мономах пишет поучение сыновьям. Но мне кажется,
мудрый правитель был отцом для всего русского народа, заботился о его безопасности,
отражая набеги врагов, беспокоился о его духовной и нравственной жизни. Поэтому
«дети» для великого князя – это весь русский народ. Я бы и себя назвал его сыном, потому
что оттуда, из тех далёких времён, берёт своё начало русское благородство, храбрость,
порядочность, беззаветная любовь к родной земле, к истории, «к отеческим гробам» - все
лучшие человеческие качества, которые так непонятны иностранцам. Это к нам, всем
русским, обращается князь Владимир Мономах из глубины веков.
Прежде всего обратимся к толковому словарю и выясним значение слова «поучение». По
словарю Ефремовой, «поучение это назидательный совет, наставление». А с точки
зрения литературоведения, поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в
котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и
прославляются добродетели.
Владимир Мономах в "Поучении" ведёт простую беседу со своими современниками и
нами, потомками. Медленно, вдумчиво надо читать наставления великого князя, и тогда с
самых первых слов мы услышим его заботу о судьбе молодого поколения.
Во вступлении "Поучения" князь смиренно обращается к детям с просьбой не смеяться
над его речами, а "принять их в свое сердце". Он намеренно приуменьшает свои заслуги:
так было принято у многих писателей древней Руси и характерно для некоторых жанров
древнерусской литературы. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность
должна была расположить читателей к автору. А ведь князь Владимир пользовался
уважением современников прежде всего своими боевыми подвигами ради объединения
русских земель, тем, что усмирил кочевников. Он строил церкви и общественные дома,
укреплял каменными стенами старые города и возводил новые, строил мосты.
В следующей части «Поучения» князь прежде всего наставляет верить в Бога. Глубоко
верующий человек, он предлагает задуматься над полюбившимися ему словами из
Библии. Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив»
великий князь дает понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.
Основу нравственности Мономах видит в «страхе Божьем». Далее цитирует Псалтырь,
призывая к терпению и воздержанности. Затем он поучает своих детей о необходимости
«малых дел», призывает молиться молитвой «Господи помилуй».
В основной части - само наставление. Молодым своим современникам он советует
«иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим
покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». А
властителям он мудро указывает: «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте,
оправдывайте вдовицу». Не забывает Мономах и о помощи убогим, сиротам.
Гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и
призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не
умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не
застанет вас солнце в постели». Далее идут самые разные поучения, которые обязательно
нужно усвоить моим современникам: он выступает против гордыни в сердце, просит
почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев; в хозяйстве не лениться, не
полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
Князь Владимир был известным сторонником просвещения. Ставя в пример своего отца,
который знал много иностранных языков, он призывал молодых людей к обучению.
Мономах считал, что только образованные люди смогут развивать страну.
Хотя Владимир Мономах был хорошим стратегом и совершил много успешных походов
на половцев, он считал, что сохранить мир лучше, чем начать войну. Но предлагает
Мономах поучения и военным - не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде,
или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и
рано вставать. Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить
нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был
гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя
человека. Так считал Владимир Мономах, «ибо они, проходя, прославят человека по всем
землям, или добрым, или злым». Призывает князь навестить больного, не пропустить
человека, не поприветствовав его. Все эти советы-назидания очень уместны и сегодня,
особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в социальные сети,
компьютерные игры, совсем перестали замечать друг друга.
Князь советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.
Эти советы актуальны в наше время как никогда. Мономах призывает выполнять данные
обещания: "Если же вам придется крест целовать ..., то, проверив сердце свое, на чем
можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не
погубить души своей". Я думаю, к этому совету следует прислушаться и простому
человеку, а в особенности тому, кто стремится к власти и старается заручиться
поддержкой других, обещая им во время предвыборной компании то, чего выполнить не
может.
В наставлениях Владимира Мономаха мы видим образ идеального правителя, или по-
современному, чиновника, имеющего в своих руках хоть какую власть. По его мнению,
такой человек должен всегда заботиться о благе своей страны и о ее жителях. Плохой тот
правитель, который думает только о наполнении своей казны. Идеальный правитель
думает не о себе, а о других.
По мнению князя, главным принципом правителя должен стать библейский завет: «Не
соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут
истреблены». Князь учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить
общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? сегодня живы, а завтра
мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, - другие собранное нами
разделят».
Таким образом, красной нитью через всё "Поучение" проходят семейные и
государственные ценности. Великий князь - собиратель русских земель - уже в древности
осознавал, что семья - это абсолютная ценность, это основа государства. В семье
закладываются основы нравственности человека. К сожалению, эти простые истины
сегодня обесценились, семейные узы не имеют прежней силы, а это ведет к ослаблению
страны.
Владимир Мономах подробно, но со скромностью рассказывает о своих трудах. Он
пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров.
После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке
деятельном, активном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или
мирном событии, в семье или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому
своих детей и потомков он предупреждал не лениться.
Третья часть «Поучения» рассказывает о переписке Владимира Мономаха со своим
двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем. Между ними была
великая вражда: Олег Святославич при поддержке половцев отнял в 1094 году у
Владимира Мономаха Чернигов. В битве с ним погиб сын Мономаха Изяслав. Однако
князь Владимир подавляет желание отомстить во имя Христовой любви и прекращения
междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле говорит он
в обращении к Олегу. Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам пишет
обидчику: «Помиримся». Он научился прощать, научился ставить мир превыше любой
выгоды, какую только можно добыть мечом.
В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
«Поучение Владимира Мономаха» - произведение, где описан идеал человека, к
которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый
гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих
поколений. Ведь нравственность это ценность вечная. Жить по чести и совести вот
основы духовно-нравственных традиций русского народа еще с древних времен. А
«Поучение» Владимира Мономаха это заветы прошлых веков, это забота о будущем
страны, о нас с вами. И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное
значение, звучит как никогда актуально. Вечные истины, изложенные великим князем,
жили, живут и будут жить. Мы видим их в деяниях великого полководца А.В.Суворова, в
поэзии и делах Г.Р.Державина.
К сожалению, люди XXI в. убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны,
меняют принципы, вероисповедание. Все это безбожно, противоестественно,
античеловечно. Неужели и мы, русские, забудем наставления князя Владимира Мономаха
и станем подражать новомодным заграничным "героям"? Мономах учил добру и
послушанию, честности и человеколюбию, верности гражданскому долгу. Вновь и вновь
хочется вернуться к его словам: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло,
и живи во веки веков».