Внеклассное мероприятие по литературе "И.А. Бунин - песнь русской души" 11 класс

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе
И.А. Бунин песнь русской души
1. 2015 год литературы. Слайд 1.
2. Вступительное слово учителя. Слайд 2. На фоне музыки чтение стихотв.
Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие,
Любил стальную, серую Оку,
Когда она, теряясь лентой длинной
В дали лугов, широкой и пустынной,
Мне навевала русскую тоску...
Чарует… А как прозрачно, чисто, неповторимо… И это «русская тоска». Что-
то в этом необычное магическое.
Сколько ни читаешь зарубежной литературы, нигде не встречаешь более
отточенной и вместе с тем простой мысли эпитета. Обо всех нациях сложено
определённое впечатление. Когда нам говорят о немце, то обязательно
вспоминаешь бережливого, опрятного бюргера, американец – неизменный
бизнесмен, отточенное бронзовое лицо, холодный немигающий взгляд,
твёрдый подбородок и плотно сжатые губы. А русские… Никто не может
определённо сказать, кто же они, но везде читаешь одно: «в ясных глазах
светилась печаль». Так было. Сыны скифов и поморов, волжских крестьян и
Рюрика, пережившие татарское нашествие, кровавые годы Ивана Грозного,
остановившие непобедимого Наполеона, первыми поднявшие революцию и
беженцы в прожжённых шинелях с пыльными золотыми эполетами,
интеллигенты с саквояжами, полными книг: все они бегут в неизвестность,
прочь от революции, им кажется, что впереди свобода…
Несчастное, усталое лицо с полных слёз глазами проступает сквозь
ветреный морской рассвет. Если приглядеться, видно всего человека: под
развевающими фалдами петербургского плаща тонкая аристократическая
фигура в чёрном. Он отвернулся, чтобы никто не видел его скупых слёз.
Солёный ветер сдувает их, а они всё набегают и набегают, такие же солёные.
Сквозь их радужные капли видится детство. Позади Россия. Хутор Бутырки
близ Ельца. Кто это? Это – Иван Бунин К этому времени уже всеми любимый
известный русский писатель – и вот вдруг само изгнание.
Сегодня у нас состоится разговор о русском писателе, эмигрирующем во
Францию - И.А. Бунине.
(Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена) (слайд 1)
Выступление 1. Иван Алексеевич Бунин одно из самых ярких имен русской
литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, сила
воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм лишь
некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.
Поэзия Бунина очень созвучна музыке Л. Бетховена.
(слайд 2)
СУ. Бунин вспоминал «..Гёте говорил, что он за всю жизнь был счастлив
всего лишь семь минут. Я все-таки, пожалуй, наберу, наберу счастливых
минут на полчаса - если с детства считать…»
(Чтение стихотворения подготовленным учеником на фоне музыки)
Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Выступление 2
Потомственный интеллигент, дворянин с древней родословной, он
поэтизировал окружающее, с детства был в природе. Бегал по солнечным
полянам, царапая ноги колючими малиновыми стеблями, гладил
морщинистые лица дубов, плача от беспредельной нежности к ним, ласкал
пугливого ёжика. Странный был барчук: гонял обеспокоенных кур по двору,
упиваясь беззаботным смехом; катался, смешно подпрыгивая, на поросёнке,
неистово крича: «но!» и дёргал бедного за уши. Но высшим наслаждением
было поймать большого весёлого пса, положить его передние лапы себе на
плечи и хохотать, а потом обхватить руками щетинистую грудь друга и
прижаться к большому и чёрному носу. А ещё Ваня очень любил лежать на
нагретом сене, вдыхая его пряный запах, и смотреть на пушистые облака как
они бегут и бегут куда-то, такие большие и снежные, жмурил глаза на солнце
и мечтал, мечтал…
Чтение стихотворения
И, радуясь, душа стремилась
Решить одно: зачем живу?
Зачем хочу сказать кому-то,
Что тянет в эту синеву,
Что прелость этих чистых красок
Словами выразить нет сил,
Что только небо - только радость
Я целый век в душе носил?
Выступление 3. Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в
имении отца Бутырки, расположенном в Елецком уезде Орловской губернии
- в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев,
Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих
великих земляков. (слайд имение Буниных)
Выступление 4
(Слайд родители Бунина)
Отец писателя, Алексей Николаевич, вспыльчивый, азартный, более всего
любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов, он,
из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное
наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, участвовал в крымской
кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже
севастопольцем.
Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость,
художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня
рос, окруженный лаской и любовью.
Несомненно, заметное влияние на формирование характера будущего
писателя оказала его мать, женщина впечатлительная, склонная к грусти, к
меланхолическому настроению. Ее Бунин очень любил: « Мать для меня
была особым существом среди прочих, нераздельным с моим
собственным…»
Выступление 5
(слайд гимназия)
В 1881 Бунин поступил в первый класс Елецкой гимназии. Отчислен в 1886
за неявку с каникул. Дальнейшая судьба во многом отмечена двумя важными
обстоятельствами: будучи дворянином, он не получил даже гимназического
образования, а после ухода из-под родительского крова никогда не имел
собственного дома и провел всю жизнь в отелях, чужих домах и съемных
квартирах.
Выступление 6
В мае 1887 года в журнале «Родина» появилось первое напечатанное
стихотворение Бунина «Деревенский нищий». Это событие ознаменовало
начало творческого пути писателя. Обозначилась главная тема его сочинений
человек. В 1891 году издается первый сборник его стихотворений.
(звучит стихотворение «Родине»)
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
СУ. Прозаик и поэт слиты в его произведениях воедино. Как стихотворения в
прозе написаны многие рассказы. Лиризмом пронизаны все творения Бунина.
Великим мастером изображения природы он проявил себя и в прозе, и в
поэзии. С каким совершенством описаны майские сумерки в начальных
строках рассказа «Мелитон»!
«Были светлые майские сумерки, я ехал верхом по нашему Заказу.
Лошадь шла узкой дорогой среди снежной поросли осин и орешника.
Кругом все было молодо, зелено, соловьи нежно выщелкивали по
сторонам, перекликались друг с другом. Уже давно село солнце, но лес не
успел стихнуть: Горлинки журчали где-то вблизи, кукушка куковала в
отдаленье… В майские ночи сон слаб и недолог, до рассвета брезжит, заря
зарю встречает. лайд )
Я выехал к поляне, где стояла караулка. В лощине за поляной лежал
большой, полноводный пруд. Над прудом, над столетними березками и
дубами, окружавшими его, слабо означался бледный и прозрачный круг
месяца».
Бунин всегда наслаждался каждым, даже мимолетным общением с
природой. Каждый порыв ветра, прозрачность воздуха, надвигающаяся
гроза, перемена освящения- все запечатлялось им мгновенно, волновало
и радовало. Он был неразрывно связан с природой». лайд )
Работа с текстом (в группах).
На карточках фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят
самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых
средств, использованных автором.
1-я группа.
Работа с фрагментом рассказа «Антоновские яблоки».
«...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми
дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сена, с дождиками в
самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима
хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом
паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на
бабье лето осень ядреная»... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню
большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи,
тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и
осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду
раздаются голоса и скрип телег.
Это тархане, мещане-садовники наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в
ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на
возу, смотреть в звездное небо, чувстовать запах дегтя в свежем воздухе и
слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой
дороге».
Примерный ответ
Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными
элементами (народными приметами, названием религиозного праздника)
создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший
писатель.
Анафорический повтор «вспоминается», «помню» сближает данный
прозаический текст с поэзией. В этом фрагменте вообще много повторов, что
характерно для стиля писателя. Звучит здесь и мотив звездного ночного неба,
так часто встречающийся в лирических стихотворениях
На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-
художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы,
запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег,
поскрипывание обоза по дороге).
2-я группа.
Работа с фрагментом рассказа «Поздний час».
«Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний,
горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени
до вечной несокрушимости, гимназистом я думал, что он был еще при
Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских
стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально,
не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что
изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река
была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева
от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем,
дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым,
так молчалив он был, — хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи
на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми
столбами: пароход точно на них и стоял».
Примерный ответ
В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные
проявления чувственного восприятия.
Используются не только прилагательные для обозначения цвета (золотой), но
и глагол со значением цвета (белел), который так же придает тексту динамизм,
как и причастия «в мерцающем, дрожащем свете».
Бунин передает ситуацию в восприятии конкретного лица, на что указывает
использование местоимения «месяц был слева от меня». Это делает
зарисовку более реалистичной и ставит в центр внимания внутреннее
состояние человека, которое раскрывается в воспринимаемых им картинах.
В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия
в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние
признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.
3-я группа
Работа с фрагментом рассказа «Косцы».
«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было
между ими (косцами) и нами и между ими, нами и этим хлебородным
полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и
мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже
розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по
пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели,
и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в
том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было
хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их не
надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не
сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была
Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом
откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Примерный ответ
В рассказе «Косцы» используется анафорическое построение (для данных
предложений характерно единоначалие), что сближает это прозаическое
произведение с поэзией. Этот фрагмент построен как лирический монолог.
Лирическая экспрессия создается повторами разных типов: лексический
повтор (слова было, этот), повтор однокоренных слов (в родстве,
хлебородном, родина), повторы слов с общей семантикой «общий» (общий,
родной, кровный, родство, вместе).
Звучит тема России, как и в большинстве произведений И. А. Бунина, словами
«мы дети своей родины», «наш общий дом» автор признается в любви к этой
стране, подчеркивая кровное родство с ее народом.
В данном тексте проявляется еще одна особенность, характерная для стиля
писателя: автор воздействует на разные чувственные восприятия читателя,
описывая цвет (розовеющий запад), запах (медвяные травы), подключает
даже вкус (ягод, которые «поминутно срывали и ели» косцы).
Просмотр ролика «Листопад»
Выступление 7
В 1910 г. Появляется рассказ «Деревня», где Бунин всесторонне описывает
жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того,
что было злобой дня, - войны и революции -, изображает современную ему
деревню без всяких приукрашиваний.
Не любит Бунин «тысячелетней русской нищеты», убожества и длительного
разорения русской деревни, но крест, но страдание, но «смиренные, родимые
черты» не позволяют не любить.
Без глубокого содроганья нельзя читать страниц «Суходола», посвященных
деревне. Не оградить себя от сострадания, читая страшную историю о
голодной смерти Анисьи, крестьянки-мученицы. Не кормил ее сын, бросил на
произвол судьбы; и, старая, всю жизнь недоедавшая, от голода уже давно
сухая, она умерла, когда цвела природа и «ржи были высоки, зыблились,
лоснились, как дорогой куний мех». Глядя на все это, «радовалась, по
привычке, Анисья на урожай, хотя уже давно не было ей никакой пользы от
урожаев».
Когда читаешь про это у Бунина, то не только жалость чувствуешь и болит
сердце, болит и совесть. Как много таких неблагодарно забытых людей и
сегодня!
Читая Бунина, понимаешь, что деревня для него не сюжет, с Русью он связан
навечно. Любовь к России с ее «Несмелой тысячелетней рабской нищетой» —
завещание писателя новому поколению.
СУ:
Ну, а чем же счастлив Бунин? Почему в его стихах и прозе так много
света, радости, любви, несмотря на постоянную тему душевного
одиночества? А счастлив он своей способностью обнять весь мир, любить
жизни во всех ее мелочах, в горестях и печалях, восторгаться каждой
травинкой, уметь быть безмерно богатым памятью о прошлом и верой в
будущее русского народа (слайд).
От праздности и лжи, от суетных забав
Я одинок бежал в поля мои родные,
Я странником вступил под сень моих дубрав,
Под их завесы вековые.
И, зноем истомлен, я на пути стою
И пью лесных ветров живительную влагу…
О, возврати, мой край, молодость мою,
И юных блеск очей, и юную отвагу!
Ты видишь - я красы твоей не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю…
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.
Выступление 8
С царством холода и льда ассоциируется у Бунина Россия после
Октябрьской революции. Ему, не принявшему революционного переворота,
нет теперь места в родной стране. Он вынужден эмигрировать во Францию,
где тоска по родине, ностальгия будут мучить его каждую ночь (слайд).
Только творчество будет спасать от тоски, переносить в милые сердцу елецкие
и задонские места. Да еще - третья и последняя его жена, Вера Николаевна
Муромцева (слайд), ставшая верным другом и помощником великому
писателю на всю оставшуюся жизнь. Спокойная, заботливая, холодновато-
сдержанная, выросшая в московской профессорской семье, она сумела дать
Бунину ту постоянную заботу, тот постоянный покой, которые были нужны
для творчества.
Выступление 9
Теперь Бунин жил в обречённом, трагическом обществе. Мережковский и
Гиппиус, Куприн и Рахманинов, Шаляпин вот наиболее известные
представители парижской эмиграции. Все они жили тесной семьёй,
заботились друг о друге, дорожили каждым русским, зная, что заменить будет
некем.
Утром неизменный кофе с бисквитом, прогулка по набережной Сены,
средневековые перезвоны колоколов Нотр Дам де Пари, милостыня бывшим
русским офицерам … и работа, работа, работа …
«Теперь и жизнь не жизнь, а так одно существование, только воспоминания
и остаются… Очень хочу домой», - пишет Бунин, оставшемуся в России
писателю Телешову.
Но! Никакой слабости! Жить, писать, что бы ни происходило. Воспевай
Россию ту, которую любишь, тех русских, которыми гордишься, пой любовь!
Выступление 10
Создаётся множество рассказов, автобиографический роман «Жизнь
Арсеньева» и знаменитый рассказ «Косцы». «Отказались от нас наши древние
заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы,
свернулись скатерти-самобранки, поруганы молитвы и заклятия, иссохла
Мать-Сыра Земля, иссякли животворные ключи настал конец, предел
божьему прощению».
Выступление 11
«Темные аллеи» по словам автора самое лучшее и оригинальное, что
было им написано. В рассказах цикла показано все многообразие
непостижимого чувства любви, такой страстной, горячей, пылкой. И
женщины, такие же прекрасные и несчастные… Чёрные блестящие глаза,
тугие, до пояса косы, долгое тело. И невольно понимаешь, что за образами
этих женщин мы видим родину поэта, такую, какой её видел Бунин,
измученную, уставшую, но все так же любимую…
СУ: Один. Всё тот же кофе с бисквитом, все те же прогулки по Монмартру
и воспоминания, воспоминания, воспоминания…
Чтение стихотворения на фоне музыки
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Выступление 12
В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию «за Строгое
мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» и
«за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной
прозе типично русский характер». Это была первая премия русскому
писателю, тем более писателю-изгнаннику. Бунин выделил в пользу русских
писателей-эмигрантов 100 тысяч франков. Но многие были недовольны, что
им дали не больше. Мало кто задумывался над тем, что Бунин сам жил в
несносных условиях, и когда принесли телеграмму о премии, у него не было
даже чаевых для почтальона, а полученной премии хватило лишь на два года.
Выступление 13
«Мне пошёл семьдесят девятый год, и так нищ, что совершенно не знаю,
чем и как буду существовать». Уже дважды Бунин отклонил обещанные
фашистами золотые горы за слово неправды о России, он с волнением следил
за Сталинградской битвой, прятал у себя людей, подвергавшихся
преследованием. Но на предложение Советского правительства вернуться на
родину ответил отказом. Для него существовала только одна Россия Россия
дворянской чести и барских поместий.
СУ: Какое благородство, скольки боли и тоски и как это всё не кричаще, не
броско, трагично…
Ролик «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»
Жизнь великого писателя прервалась 8 ноября в 1953 в Париже. Он
похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Список литературы:
1. Литература ХХ века под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II
полугодие
Ссылка: http://ansya.ru/health/literatura-hh-veka-pod-red-v-p-juravleva-i-
polugodie-ii-polugo/main.html
2. Своеобразие лирического повествования в прозе Бунина. Психологизм
бунинской прозы и особенности внешней изобразительности.
Ссылка: https://multiurok.ru/files/svoieobraziie-lirichieskogho-
poviestvovaniia-v-pro.html
3. Внеклассное мероприятие по литературе «Вечер посвященный И. А.
Бунину».
Ссылка: http://aplik.ru/ref/2536/