Презентация к уроку литературы "Николай Васильевич Гоголь"
Подписи к слайдам:
Николай Васильевич Гоголь
Семья будущего писателяДетские годы прошли в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина), рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий.
Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Отец и мать Николая Васильевича Гоголя- В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь, Василий Афанасьевич (1777-1825) - талантливый рассказчик и писатель.
- Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской
- Мать Гоголя, Мария Ивановна, происходила из помещичьей семьи Косяровских. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине.
- Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам».
- Мария Ивановна отличалась повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью.
После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".
Александр Данилевский и его жена Ульяна Похвиснева , друзья Гоголя по Нежинской гимназии, с которыми он отправляется в Петербург
А.Г.Венецианов. Портрет молодого Гоголя. Личность Гоголя, его творчество – таинственны, загадочны. Никто еще до конца не отгадал эту загадку. Более того, эта загадка, эта тайна не придуманы. Они существуют. На этой картине Алексея Гавриловича Венецианова Гоголь то отдаляется от нас, то приближает нас к себе своим взглядом, улыбкой. Этот портрет – тоже тайна. Не всякую тайну сразу разгадаешь, но попробовать, попытаться можно. В Петербурге- «Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном – на юстиции. Неправосудие, величайшее в свете несчастье , более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага».
- Из письма Гоголя.
- В Петербурге Гоголь знакомится с трудом профессора Царскосельского лицея (учителя Пушкина) А.П.Куницына «Право естественное». В его книге, которая была запрещена и уничтожена после выхода, утверждалось: «Каждый человек внутренне свободен и зависит только от законов разума». Так Куницын провозглашает свободу мнения, свободу совести.
- Следуя этой логике, Гоголь в творческом воображении создает модель «общего состояния мира» – мира, каков он есть, и модель, каким он «должен быть».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - это поэтический рассказ о том, что дорого сердцу начинающего писателя.
В основу сюжета повестей легли сказания, песни, юмористические рассказы, которые не раз слышал он в детстве
«Вечера на хуторе близ Диканьки» – мир добра и справедливости Мир в этих поэтических рассказах таков, каким он должен быть. Поэтому Гоголь рисует людей в счастливом естественном состоянии, живущими в гармонии с миром справедливости и добра. Здесь нет крепостного права (как высшей несправедливости), а зло представляется нечистой силой. «Миргород»- «Скучно на этом свете, господа!»
- «Огромно и велико мое творение и не скоро конец его. Весь русский человек со всем многообразием богатства и даров, доставшихся на его долю, и со всем множеством тех недостатков , которые находятся в нем, отразится в моей поэме»
- Письмо к В.А.Жуковскому, 1836г.
- Гоголь, первый, увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; первый понял, что лицо черта есть не далекое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, реальное «человеческое, слишком человеческое» лицо, лицо толпы, лицо, «как у всех», почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, «как все».
- Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков — суть два современных русских лица, две ипостаси вечного и всемирного зла — «бессмертной пошлости людской». По слову Пушкина, то были двух бесов изображенья.
Доктор А.Т. Тарасенков,
наблюдавший Гоголя во время предсмертной болезни, вспоминал:
«На следующий день…больной находился в таком же положении, как и накануне; но слабость пульса усиливалась весьма заметно… В часу одиннадцатом он закричал громко:
«Лестницу поскорее, давай лестницу!»…
Казалось, ему хотелось встать»
Посещение Оптиной пустыниЛитература - еще материалы к урокам:
- Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина в 9 классе
- План - конспект урока по литературе "Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия" 8 класс
- Конспект урока по лирике "А.С. Пушкина Анализ стихотворения «Эхо»" 9 класс
- Тест "А.Н. Островский «Бесприданница»"
- Проверочный тест по произведению Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
- Контрольная работа по литературе XIX века