Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе

Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе
Учайкина Татьяна Николаевна ,
учитель русского языка и литературы
КОГОБУ СШ пгт Опарино
Экзамен по литературе по праву считается одним из самых
сложных. И это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо
помнить практически все произведения , начиная с пятого класса, но и их
содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных
героев произведений. Вот почему ЕГЭ по литературе выбирают только те,
кто читает художественную литературу, кто умеет размышлять, понимать
художественное произведение. А таких единицы. И все-таки часть ребят
выбирают этот экзамен, так как литература требуется не только при
поступлении на филологический факультет, но и в училище искусств, на
факультеты дизайна, культурологии, журналистики, лингвистики и др.
На протяжении ряда лет я работала в старших классах , и в
каждом выпуске были дети, которые сдавали ЕГЭ по литературе. Поэтому я
хочу поделиться с вами, как я готовила моих учениц к этому непростому
экзамену.
Во-первых , к литературе невозможно подготовиться за год, за полгода,
тем более за 2 месяца. В идеале такая подготовка должна проводиться
постепенно на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно
всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе, начиная с 10
класса на повторительно-обобщающих уроках, на групповых и индивидуальных
консультациях, в системе элективных курсов. Вот почему я уже в 10-м классе
спрашиваю ребят, кто будет сдавать экзамен по литературе .
Во-вторых, практика проведения ЕГЭ разных лет показывает, что
главное в учебной подготовке по литературе - хорошее знание текста
произведений. Именно оно во многом определяет успешность овладения
курсом в целом.
Главной задачей учителя литературы является построение учебного
процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали
произведения отечественной классики, освоили специфические законы
литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой
интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и
письменной форме.
Безусловно, ученику трудно удержать в памяти все изученные
произведения, поэтому в качестве помощи предлагаю вести таблицу , в
которой обязательно указывается автор и название произведения, отражаются
основные события и герои:
Писатель
Произведение
герои
Основное содержание,
проблемы
Подобная схема , записанная в тетради по литературе и постоянно
пополняемая в течение учебного года , позволит учащимся, во-первых,
постоянно обращаться к одному и тому же материалу, а во-вторых, создаст в
их голове стройную закономерность и зависимость тематики и проблематики
от периода русской истории и существования определенного литературного
направления.
В- третьих, надо учить учащихся писать сочинения по литературе по
различным темам на протяжении всех лет обучения, ибо это поможет им быть
успешными на экзамене. Это необходимо ещё и в связи с итоговым
сочинением в 11 классе. Рекомендуемое количество сочинений по классам
(курсы ИРО):
5-6 класс
4 сочинения по
литературе
3- классных
7-8 класс
5 сочинений
4 классных
9 класс
6 сочинений
5 классных
10-11 класс
7 сочинений
6 классных
В четвертых, практически ежегодно меняются форма заданий и
критерии их оценивания. Следовательно, для достижения положительного
результата, необходимо не только обеспечить самостоятельную подготовку
учащихся к этому экзамену, но и выработать определённую систему
подготовки к ЕГЭ.
Итак, с чего начинаю подготовку к экзамену?
1. Конечно, со знакомства с демоверсией, спецификацией и
кодификатором. Именно там содержатся элементы содержания и требования
к уровню подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе.
Демоверсия знакомит учащихся с КИМами, видами предлагаемых
заданий, критериями их оценивания.
Спецификация знакомит со структурой КИМа ЕГЭ, распределением
заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий , системой
оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работой в
целом.
Кодификатор со списком художественных произведений , сведени-
ями по теории и истории литературы.
2. Знакомлю выпускников со структурой экзамена по литературе
Структура экзамена
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в
себя 17 заданий.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического,
лироэпического или драматического произведения: 7 заданий с кратким
ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений
(8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5
заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в
объёме 5–10 предложений (15, 16).
Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно
выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ
в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится
3 часа 55 минут (235 минут) . Рекомендую не более 2 часов отвести на
выполнение заданий части 1, а остальное время на выполнение задания
части 2.
3. Вначале обращаю внимание на знание основных литературных
направлений, теоретико-литературных понятий.
Ученик должен уметь анализировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
система образов и т.д.), определять жанрово-родовую специфику
произведения, характеризовать особенности стиля писателя. Для того чтобы
перед экзаменом эти знания можно было «освежить», в начале 10 класса
предлагаю завести словарик литературоведческих терминов, в который
записываем литературные понятия, а затем отрабатываем их на практике,
используя презентации и тестовые задания разных уровней.
Какие же литературные понятия должен усвоить ученик, сдавший зачет?
Содержание произведения
Тема. Проблема. Идея. Конфликт.
Форма произведения
Сюжет. Композиция. Персонажи. Характеры. Приемы создания образов: через
действия и поступки, прямая авторская характеристика, портрет, описание
среды, психологический анализ, речевая характеристика. Пейзаж. Интерьер.
Художественная деталь. Речь художественная.( кодификатор)
4. Затем учимся определять стихотворный размер, вид рифмовки,
элементы композиции, видеть использование поэтом различных
изобразительных средств. В этом нам также помогает словарь, в который в
определённом разделе записываются и сведения об основах стихосложения
и изобразительно-выразительные средства, к которым мы регулярно
обращаемся в ходе дальнейшей работы не только при изучении лирического
произведения, но и прозаического текста. Повторяем стихотворные размеры.
5. Далее обращаю внимание на изобразительно- выразительные
средства языка. Для этого используем таблицу
Средство
изобразительности
Определение
Роль средства
выразительности
Пример
Антитеза
Приём контраста,
резкое
Является
средством
«Полюбил
богатый-
противопоставление
понятий, образов,
состояний
изображения
контрастов,
противоречий в
жизни. Помогает
выразить мысль,
создать
необходимую
эмоциональную
окраску тексту.
бедную,
//Полюбил
учёный
глупую….»
(М.Цветаева)
Можно выделить несколько типов заданий по вопросам теории
литературы:
1) на знание элементов композиции сюжета пьесы или романа
(повести, рассказа);
2) на понимание функции фрагмента текста (эпического или
драматического произведения) в целом произведении;
3) на определение тематики фрагмента произведения;
4) на определение жанровых особенностей произведения;
5) выявление мотивов поведения героев;
6) на определение художественного метода;
7) определение темы лирического стихотворения;
8) знание стиховедческой терминологии (рифма, размер, ассонанс,
аллитерация, стопа, строка, строфа и пр.);
9) умение определять виды и функции изобразительно-выразительных
средств;
10) выявление пафоса, эмоционального тона стихотворения;
11) обобщение проблематики произведения, включение его в
литературный контекст.
В процессе теоретической подготовки ученики должны научиться
понимать логику развития литературы, определять типологически
родственные явления, уметь сопоставлять их по предложенным в вопросах
признака.
II. Организация подготовки задания с развёрнутым ответом .
Разобравшись с теорией, приступаем к следующему пункту –
написание сочинений
Работа над сочинением – рассуждением- самый сложный этап подготов-
ки. Большая часть ЕГЭ по литературе состоит из сочинений (5 сочинений- 8-
9, 15-16, 17), различающихся по объему. Разберемся, что это за задания и как
именно писать разные сочинения по литературе.
Во – первых , это сочинения – рассуждения, поэтому их структура хорошо
известна: 1. Тезис
2. Аргументы
3. Вывод.
Но данные сочинения имеют свои особенности:
1. Сочинения 8-9,15-16 должны быть небольшие по объему- 5-10
предложений.
2. Сочинения 8,15 должны опираться на предложенный текст( лирический,
драматический, прозаический), которые даны в части первой . Поэтому
аргументы должны быть именно из этого текста( отрывка из произведения).
Примерные темы ЕГЭ по литературе задания 8
* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ
обоснуйте.)
* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?
* Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье Мармеладовых?
Примерные темы ЕГЭ по литературе задания 15
* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства,
охватившие лирического героя?
* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?
* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью
стихотворения?
Сочинения – рассуждения этой группы строятся по следующей схеме:
1. Вступление – 1 предложение
2. Тезис-
3. Аргумент 1.
4. Аргумент2.
5. Вывод
Критерии оценивания задания 8,15:
1. Соответствие ответа заданию.
2. Привлечение текста произведения для аргументации
3. Логичность и соблюдение речевых норм.
Максимальный балл -6
Пример 1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно.
Во-первых,..
Во-вторых,..(Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять
короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально
достоверны)
Таким образом, ...
Пример задания 8 ЕГЭ по литературе 2: «Чем объясняется негативная реакция
Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?»
Любовь Андреевна и Гаев не принимают лопахинский проект спасения
имения, потому что вишневый сад является их семейной реликвией, родовым
гнездом. Вырубка сада символизирует для Раневских распад семьи, разрыв со
счастливым прошлым, беспечным детством. Лопахин в продаже вишневого
сада видит только получение прибыли и удовлетворение собственных
амбиций (его дед и отец были рабами в поместье, а он станет хозяином). Но, с
другой стороны, это единственный для Раневских способ выбраться из долгов.
Поэтому их негативная реакция объясняется осознанием собственного
бессилия перед надвигающейся бедой — крушением последних надежд.
Пример задания 15 ЕГЭ по литературе: «В чем заключается основная мысль
стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая»…
Тема родины является ведущей в творчестве С. Есенина, который создал
неповторимый образ своей страны. Он один из первых воспел в лирических
произведениях крестьянскую Русь — простую, деревенскую, «избяную».
В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» тема родины в
сочетании с размышлениями о миссии поэта приобретает особое звучание.
Лирический герой открыто говорит о безграничной любви к России, к её
просторам, природе, но при этом не идеализирует её, честно признавая и
трудности: «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живётся на Руси».
Глубокие патриотические чувства, желание жить и умереть в России
не способна вытеснить из души поэта «чужая новь» города: «Дайте мне на
родине любимой/ Всё любя спокойно умереть!».
Он ощущает неразрывную связь собственной судьбы с судьбой Родины:
«Никакая родина другая/ Не вольёт мне в грудь мою теплынь».
Таким образом, основная мысль стихотворения заключается в том, что
лирический герой осознает своё истинное предназначение быть поэтом
деревни, «поэтом золотой бревенчатой избы».
Сочинения 9, 16 основаны на сопоставлении лирических, прозаических,
драматических произведений.
Выполняя задание 9,16 подберите для сопоставления два произведения
разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению
того автора, которому принадлежит исходный текст);
укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте
произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Примерные темы ЕГЭ по литературе задание 9
* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы
обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?
* В каких произведениях русской литературы изображены картины
крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с
«Обломовым»?
* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские
характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?
Примерные темы ЕГЭ по литературе задание 16
* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких
стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
* В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэтического
творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением
В.А. Кострова?
* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют кар-
тины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со
стихотворением А. А. Тарковского?
Критерии оценивания выполнения задания:
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным
текстом
3. Привлечение текста произведения для аргументации.
4. Логичность и соблюдение речевых норм.
Максимальный балл- 10
Схема ответа и строение сочинения 9,16
1. Вступление (= тезис)
2. Ответ на вопрос
а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении ,
приемах, подходе к материалу и т.д.
б) вторая позиция сопоставления , общее и различия в изображении ,
приемах, подходе к материалу и т.д.
3. Заключение(= вывод), соответствующий тезису.
Пример задания 9 ЕГЭ по литературе: «В каких произведениях русской
классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных
эпох и в чем эти произведения можно сопоставить с «Вишневым садом»?»
Основу сюжета многих произведений русской литературы составляет
конфликт представителей разных эпох.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» происходит
столкновение мировоззрений Чацкого («века нынешнего») и Фамусова («века
минувшего»). Чацкий, как и Лопахин, пытаясь привнести в свет новые идеи,
наталкивается на непонимание общества.
В свою очередь, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» нигилизм
Базарова как философия разночинцев-демократов была отвергнута
либеральными дворянами в лице Кирсановых.
Исход основного конфликта в этих произведениях во многом схож:
нравственно-философские позиции героев не воплощаются в жизнь и
остаются нереализованными.
Пример задания 16 ЕГЭ по литературе: «В каких литературных
произведениях герои размышляют о связи человеческих судеб с судьбами
Родины и в чем эти произведения созвучны стихотворениям С. Есенина?»
Размышления о связи человеческих судеб с судьбами страны занимают
значительное место в русской литературе.
Так, М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Родина» открыто говорит о
любви к России, принимая все трудности и тяготы деревенской жизни. Эта
любовь, как и чувство Есенина, исходит из самого сердца, не подчиняясь
разуму: «Люблю отчизну я, но странною любовью!/ Не победит её рассудок
мой». Очевидно сходство произведений в том, что лирический герой находит
красоту в богатстве русской природы, в простом, незамысловатом укладе
жизни крестьян и отождествляет свою жизнь с жизнью народа.
Созвучно мотивам есенинской лирики и стихотворение А. Блока «На
поле Куликовом». Описывая крестьянскую Русь, поэт создает неповторимый
образ родины-жены: «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ нам ясен долгий
путь!/… наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной». Лирический
герой не только становится соучастником исторических событий, он чувствует
боль всей России, и, ощущая духовное единение с родной страной, готов
встать на её защиту: «И вечный бой! Покой нам только снится!».
Уникальность изображения России сближает поэтические шедевры Блока и
Есенина.
Таким образом, произведения и Лермонтова, и Блока, и Есенина
объединяет мысль о том, что между человеком и его Родиной существует
нерасторжимая связь и только в единстве со своей страной можно обрести
душевную гармонию.
При подготовке к этому типу сочинений использую таблицы –
сопоставления сквозных образов , мотивов, сюжетов , приемов и т.д.:
- Образ Петербурга в прозе
-образ Петербурга в лирике
-лишние люди
-картины природы
- образ демона
-образ маленького человека и др.
Часть 2 . Сочинение 17.1, 17. 2, 17.3, 17.4
В задании 17.1-17.4 экзаменационной работы проверяется умение
построить связное высказывание на одну из четырех предложенных тем,
сформулированных как проблемные вопросы. В этой части работы у
учащегося есть возможность выбрать один из трех вариантов задания: первый
адресует к произведениям первой половины XIX века, второй к
произведениям второй половины XIX века, третий – к произведениям XX
века, четвертый - ...При этом формулировка задания может представлять
собой т