Научно – исследовательская работа "Духовно-нравственные основы образования прошлое, настоящее, будущее"

«Духовное возрождение моей малой родины»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Насоновская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Научно – исследовательская работа
«Духовно-нравственные основы
образования: прошлое, настоящее,
будущее».
Выполнил: обучающийся 8 класса
Сопов Артём
Куратор: учитель русского языка и литературы
Н.И. Куценко
2019 уч .год
Содержание.
1. Введение. Социальная и психологическая актуальность
темы «Возрождение России».
2. Основные вехи жизни и деятельности патриарха
Московского и всея Руси Алексия II.
3. Святое Белогорье.
4. Православная церковь в жизни Малой Родины.
5. Духовность - всеобщий смысл государственной
политики. (Обращение участников образовательного
форума к жителям Белгородчины от 24 августа 2015).
I.Социальная и психологическая актуальность темы
«Возрождение России».
Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием
российского общества, в значительной степени обострили социальные
проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его
части - детях.
Прежние устаревшие стереотипы проведения, нормативы и ценностные
ориентации разрушены.
Молодое поколение оказалось под давлением всё усиливающегося
социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей,
морали, нравственных устоев происходит стихийно, а жизненные навыки,
позволяющие принять и сохранить свою индивидуальность, выработать
здоровый и эффективный жизненный стиль, отсутствует у подавляющей массы
молодого поколения.(2)
Современные подростки и юноши находятся в своего рода нравственном
вакууме, многие из них затрудняются в выборе тех ценностей, которые
необходимо сделать своими внутренними ориентирами.
Это тем более печально, так как школьный возраст - это период, когда
формирование моральных, нравственных идеалов проходит весьма активно,
являясь одним из новообразований данного периода.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что она дает
толчок для дальнейшего исследования и осмысления нашей истории.
Цель исследовательской работы усвоение знаний с целью духовного
совершенства человека.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что роль школы, семьи,
как реального противовеса давлению телевидения в формировании
нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменимы для воспитания
психологической и духовно - здоровой гармоничной личности, способной
разбираться в сложностях взаимоотношений, ситуаций и делать верный выбор,
подсказанный совестью и правдой.(3)
Знание об общечеловеческих ценностях, нравственности, морали
подтверждают их существование, и помогает молодому поколению выработать
собственную морально - нравственную установку.
2. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия. Духовное
возрождение.
М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук,1999.- с.217
3. А.И. Половинкин. «Православная духовная культура». М: Владос, 2003. -
с. 103-106.
Задачи исследовательской работы:
1. Расширение культурного кругозора.
2. Формирование нравственных идеалов у молодого поколения.
3. Вовлечение школьников в активную краеведческую работу.
Объект исследования известные духовные деятели России,
Белгородчины.
Методы проведения исследования.
1. Накопление научного материала (ознакомление с теорией истории
вопроса, литературными источниками).
2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ.
3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, выводы
Источники письменные (газеты, журналы, литература),
изобразительные (фотографии), устные (беседа, интервью).
2.Основные вехи жизни и деятельности святейшего патриарха
Московского и всея Руси Алексия II.
Алексий миру Алексей Михайлович Ридигер), Патриарх Московский и всея
Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию.
Родился в Таллине, в «независимой» Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде
(1949 г.). В 1950 году рукоположен в сан священника. Окончил Духовную
академию в Ленинграде (1953 г.). Священник в Тарту (1957 г.). Протоиерей
(1958 г.). В 1961 году в Троицко-Сергеевской лавре принял монашеский постриг
с именем Алексий. Архиепископ (1964 г.). С 1964 по 1968 года управляющий
делами Московской патриархии. Председатель Комиссии христианского
единства и межцерковных отношений (1963-1979 гг.). Митрополит Таллинский и
Эстонский (1968 г.). Член ЦК Всемирного совета Церквей (1961-1968 гг.). Тесно
связан с Валаамским монастырем , главным центром иноческой жизни на Севере
России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986 г.). Сыграл главную
роль в канонизации святой Ксении в Петербурге и возвращении мощей святого
Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре.
После смерти Патриарха Пимена избран Патриархом Московским и всея Руси (7
июня 1990 г.). Совершил богослужения во многих известных русских соборах,
которые были закрыты после революции 1917 г. ( храм Василия Блаженного на
Красной площади , Успенский собор в Кремле , церковь коронации русских
царей, Исаакиевский собор в Петербурге ). Сделал заявление, что Декларация
Сергия (Старогородского) не может считаться выражением свободной воли
Церкви.)
Международная деятельность Алексея II.
С 1964 года – постоянный член Священного синода,
с 1966 года - президент Всемирной конференции «церковь и общество»,
с 1971 года - вице-председатель Президиума и совещательного комитета
(КЕЦ);
с 24 января 1990 года - член правления Советского фонда милосердия и
здоровья.
Ученые звания и почетное членство.
- Святейший Патриарх Алексий;
- Почетный член Санкт-Петербургской и Московской Духовных
академий;
- 1992 год - избран действительным членом Российской Академии
образования;
- 1993 год - присвоено звание почетного профессора Московского
Государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного
-
возрождения России.
- Почетный член Международного фонда милосердия и здоровья.
Церковные награды.
- Орден святого равноапостольного князя Владимира II;
- Орден Поместных Православных церквей.
Государственные награды.
1988 год - орден Трудового красного знамени;
1997 год - орден «За заслуги перед Отечеством
Почетные труды.
Более 450 статей работ Патриарха Алексия на богословские,
церковно-исторические, миротворческие темы. (5)
С 2000 года главный редактор «Православной Энциклопедии».
Исследование «Очерки по истории Православия в Эстонии», за которое в
1984 году удостоен степени доктора церковной истории.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий: Милосердность. Восшествие на
Патриарший престол. Его святейшество Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II совпало и с переменами в нашем обществе и в Церкви.
Церковь прирастает новыми храмами и тысячами храмов восстановленных.
Что особенно значимо не только для Церкви, но и для всей русской истории.
При патриархе Алексии церковь возвращается и к социальному служению,
помогает сиротам и убогим, создает приюты для детей. Православие освящено
солнцем искренней молитвы за Россию и служением тем, кто нуждается в
помощи и поддержке. Патриарха Алексия смело можно назвать Алексием -
Строителем. Выступая на празднике, в честь 60-летия Победы в Великой
Отечественной войне он сказал, обращаясь к молодому поколению: «Нужно
ли через 60, 100 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно, потому
что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи.
Старшее поколения, поколения которые выстояли, победили, показали
образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты
никогда и никем. Молодежь должна внятно знать историю России,
чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков»(6)
_____________________________________________________________________
4. В.О.Ключевский. «Православие в России».-М: Мысль, 2000. с.200-
201.
5. А.Ю. Низовский «Знаменитые люди».- М: Вече,2000. с.53-60.
6. А.Ю. Низовой «Знаменитые люди».- М: Вече, 2000. с.15-17
Надо воспитывать в себе нравственные устои, которые бы создавали
духовный мир человека. Человек - это храм. Работать над собой - это
задача земной жизни человека. Мне кажется, начинающие жить люди
должны строить свой храм, помня о малых делах. Не надо ждать времени.
Каких-то особых свершений. Улыбнись старому, протяни руку слабому.
То же самое мы должны делать и в отношении наших ближних.
ПАТРИОТИЗМ: патриотизм - это источник нравственности, глубокое,
благородное чувство, которое утверждалось в человеке веками.
Патриотизм - это любовь к своему народу, к своей Отчизне. Каждый,
даже самый малый народ гордится делами своей страны, города, села. У
России достаточно достижений, которые возвышают наше Отечество и
которыми гордятся не только соотечественники, но и все человечество. Я
бы сказала особенно обращаясь к юношам, любите свой народ, любите
свою Родину, ближних и берегите свою честь.(7)
ИСКРЕННОСТЬ: Человек искренен изначально. Человек искренний -
это человек более чистый, как мне кажется. Слушайте советы многих
людей, особенно опытных, но для себя находите золотую середину, с
которой вы согласитесь. С искренностью созвучным способность к
дружескому общению, доверительность, достоинство. Находите
возможности, чтобы реализоваться в этом мире. Помните, быть
личностью - от этого зависит будущее России (8).
В 1999 году издана книга Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II. «Россия: духовное возрождение». Это уникальный труд, первый и
единственный пока в новейшей истории России, проект по духовному
возрождению России, неискаженный прессой, незамутненный сплетнями.
Это книга - материал для самопознания, для раздумий и выбора
нравственных путей.
7. В.И. Давыдов «Храмы Белгородчины»,- Белгород.: издательский дом
«В. Шапавалов» 2000, с.3-4.
8.Д.А. Кураев «Школьное богословие».- М; Норма, 2005.с.11-12.
Борюсь, чтоб то,
что даровал мне Бог,
Мог людям я отдать
все без остатка.
И смысл жизни вижу
в этом
Что жизни смысл
Я вижу - в стремлении
отдачи постоянно
То истина, то свято
для меня.
(Алексий II)
9
8. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия, Духовное
возрождения. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических
наук, 1999.-с.18
3. Святое Белогорье.
В наше время, время видимой социально - экономической и социально -
политической нестабильности России, происходит её очищение от духовных
и нравственных пороков, насаждавшихся в течение семидесятилетий
господство тоталитарной системы.
Белгородчина также переживает время исторического оправдания и
духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, когда народ
обращается к Русской Православной церкви.
Русская Православная церковь постепенно возвращает себе историческое
место на Белгородской земле. Большинство белгородцев считают
Православие тем источником Духовности, социальной силы, который
способен помочь возродить униженную и оскорбленную страну, помочь
выстоять ее гражданам тяжелых житейских заботах, о хлебе насущном.
Духовную жизнь Белгородчины с 18 июня 1985 года возглавляет
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, в миру Попов
Сергей Леонидович. Родился 1 сентября 1960 года в городе Иркутске, в
семье служащих. Окончив с отличием среднюю школу, в сентябре 1977 года
поступил на исторический факультет Иркутского Государственного
университета имени А. Жданова. По окончании университета аспирантура в
Новосибирске. В 1983 году оставил преподавание и был принят в хор
Знаменского кафедрального собора г.Иркутска. В 1985 году в связи с
переводом Архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру, переехал в г.
Курск,
1985 году в городе Курске нес послушание келейника.
В 1989 году закончил Ленинградскую Духовную Академию. В 1990 году-
ректор возрождающегося Курского Духовного Училища.
18 июня 1995 года определение Священного Синода, в связи с
образованием Белгородско-Старооскольской епархии был назначен
Епископом Белгородским и Старооскольским.
В декабре 1995 года создал Миссионерский Православный
Благотворительный Фонд РПЦ.
29 сентября 1996 года в г.Белгороде для подготовки миссионеров была
создана специальная богословская школа – духовная семинария.
18 февраля 1999 года за многие труды по устроению Матери - церкви
возведен в сан Архиепископа. В настоящее время на территории
Белгородской и Старооскольской епархии действуют 180 храмов.
На территории Ивнянского района действуют 7 церквей: из них 3
построены в конце XX столетия - Никольский храм (поселок Ивня),
храм святых бессеребрянников Косьмы и Дамиана (село Курасовка,
1998). На открытии храма в с. Курасовка было много священников из
других районов во главе с Иоанном.
2004г.- в селе Верхопенье (Успенская церковь). Иоанн и его епархия
проводят большую миссионерскую деятельность: большую работу по
возрождению и освящению родников (2 родника открыты в селе Курасовка
и освящены).
Социальное служение. Открытие Звонницы и храма святых апостолов
Петра и Павла на Прохоровском поле.
Православие на Белгородчине не знает границ: это и встречи в школах,
крестные ходы, помощь детским домам, домам престарелым, инвалидам
войны и труда.
Все это способствует улучшению нравственного и патриотического
воспитания населения, особенно молодежи.
4. равославная церковь в жизни Малой Родины
Деревянная Косьмо -Дамианская церковь в с. Курасовка была построена в
1864 году, состав прихода был следующий: священник Е.П.Чехов,
псаломщик М.Ф. Марков. Здание храма не сохранилось. Но 13 декабря 1998
года было совершено освящение Нового Косьмо - Дамианского храма. За
активное участие в его строительстве Иоанн вручил архиерейские грамоты
В.Я. Родионову и главе местной администрации Глазуновой В.Н.
Отец Сергий - настоятель храма, частый гость в школе, ведет уроки
Православия, выступает на родительских собраниях, вечерах; учащиеся
коллективно посещают храм перед 1 сентября, экзаменами. Вся эта работа
направлена на воспитания у молодого поколения нравственных ценностей.
20 декабря 2008 г. в селе Рождествено Валуйского района Белгородской
области освещён храм Рождества Христова архиепископом Белгородским и
Старооскольским Иоанном. 30 лет не было храма в этом селе. И вот на
месте пепелища ( предыдущий храм сгорел) возведено новое здание храма в
точности повторяющее сгоревший но на много больше украшен резьбой.
Настоятель храма протоиерей Виталий Иванович Миршавка
5.Духовность - всеобщий смысл государственной политики
Выражая тревогу ростом негативных явлений, бездуховностью и
социальным расслоением части населения, снижением общей культуры,
учитывая социальный запрос российского общества на духовно -
нравственную, творческую, деятельную, патриотическую личность,
опираясь на духовно - нравственные национальные ценности и традиции
православной культуры, опыт школ по духовно - нравственному
воспитанию молодежи, участники образовательного форума приняли
обращение к жителям Белгородчины, в котором говорится: «Форум
единодушен в своем мнении о необходимости признания духовности
всеобщим смыслом государственной политики, на основе православных и
культурно-исторических традициях России» (10) и выражает надежду, что
руководители органов власти Белгородчины, работники культуры, педагоги,
родители объединят свои усилия в деле духовно-нравственного
возрождения России молодого поколения, которое столь необходимо
нашему народу».
10.Е.С. Савченко. Духовно-нравственные основы образования: прошлое,
настоящее, будущее.//Родина.- 2005.- 4 сентября.-с. 1
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Давыдов В.И. Храмы Белгородчины,- Белгород.: издательский дом
«В.Шапавалов», 2000
2. Костина Т.Я. Православная культура.- М.:Владос,2003
3. Ключевский В.О. Православие в России.- М.: Мысль,2000
4. Низовский А.Ю. Знаменитые люди.- М.: Вече,2000
5. Половинкин А.И. Православная духовная культура.- М.:
Владос,2003.
6. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия Духовное
возрождение. М.:Фонд содействия развитию социальных и
политических наук, 1999.
7. Савченко Е.С. Духовно-нравственные основы образования:
прошлое, настоящее и будущее. //Родина.- 2005. - 4 сентября.