Презентация "Художественное описание картины Н.П. Крымова «Зимний вечер»"
Подписи к слайдам:
- Художественное описание
- картины Н.П. Крымова
- «Зимний вечер»
- Цели и задачи:
- 1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию
- по картине.
- 2. Помочь понять содержание картины и средства
- выражения замысла художника.
- 3. Активизировать лексику по теме «Описание
- природы (зимняя деревня)».
- 4. Воспитывать чувство любви к родной
- природе, вдумчивое, бережное отношение
- к ней, умение видеть прекрасное в скромных
- уголках родной природы.
- Н. Рыленков "Все в тающей дымке" Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.
- Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно
- связано с развитием русского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией.
- Крымов
- Николай Петрович
- (1884-1958)
- На выставке ученических работ небольшой этюд
- «Крыши под снегом» (1906) настолько заинтересовал преподавателя училища Аполлинария Васнецова, брата знаменитого Виктора Васнецова, что он приобрел эту работу. Абсолютная «случайность» композиции пейзажа напоминает современному зрителю кинематографический кадр, а мягкость
- цветового решения заставляет вспомнить
- быстро сменяющиеся «картинки» сна. Ученическую работу двадцатидвухлетнего Крымова оценили и другие художники, и через два года по решению Совета Третьяковской галереи она была куплена для музея.
- «Крыши под снегом» (1906)
- Уже самые первые картины молодого Николая Крымова продемонстрировали, что в русскую пейзажную живопись вошел городской житель, способный увидеть настоящую красоту природы среди городских домов и разноцветных крыш, почувствовать тайную жизнь среди городской суеты и шума.
- «Осенний вечер»
- «У мельницы»
- «Уборка сена»
- «Задворки»
- «Туча»
- Хранятся в Третьяковской галерее
- несколько зимних пейзажей,
- созданных Н.П. Крымовым: на них
- изображены уютные, занесенные
- снегом маленькие домики
- провинциального городка,
- освещенные золотистым светом
- заходящего морозного солнца.
- «Розовая зима»
- «Солнечный день»
- «Зимний день»
- «Зимний пейзаж»
- «Зимой в провинции»
- «К весне»
- «Мартовский мороз»
- «Вечер - одно из самых любимых Крымовым
- состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. Густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня".
- И.Б. Порто
- «Зимний вечер»
- Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.
- Н. Рыленков
- Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?
- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?
- Когда мы смотрим на картину Крымова
- «Зимний вечер», у нас создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.
- Что с первого взгляда привлекает в картине?
- Какие признаки наступающего вечера вы видите?
- Художник мог услышать глубокую тишину, нарушаемую лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц,
- приглушенные удары колокола...
- Холодно ли в этот вечер? Каково общее впечатление от картины?
- Люди одеты тепло.
- От картины, увиденной художником, веет тишиной, покоем, автор любуется вечерними сумерками, богатством вечерних
- зимних красок. Русская природа красива в любое время года!
- Большое расстояние подчёркивается
- маленькими размерами лошади и воза с сеном; неясными фигурками людей; строениями, в которых не видно деталей; деревьями, выступающими общей массой; птицами, выделяющимися чёрными точками на деревьях и на снегу.
- Откуда ведётся наблюдение за происходящим?
- Можно ли услышать какие – нибудь звуки, оказавшись в подобном месте?
- Глубокая тишина,
- лёгкое поскрипывание снега под ногами.
- Какие краски, цвета использует автор?
- Тёмно – синий цвет теней, падающих от предметов и людей; сине – зелёный цвет застывшего водоёма;
- нежно – голубоватый в местах, где ещё много света; белый на крышах домов.
- Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.
- Белый великолепный
- снежный роскошный
- белоснежный пышный
- Подберем синонимы
- Художнику удалось передать красоту зимнего вечера. Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим
- скрип полозьев; саней, нагруженных сеном.
- С первого взгляда нас привлекает в картине глубокий снег с лилово - голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца.
- Светлая полоса голубоватого снега
- оттеняет небо и подчеркивает
- затемненный передний план. Это прежде
- всего длинные предвечерние тени.
- О наступающем вечере свидетельствует
- также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.
- В чем особенность построения картины,
- ее композиции? Где находится художник?
- Что мы видим на переднем плане?
- Снег, сугробы, застывшая речка, кустарник под снегом, дорога, тропинка.
- Деревня, летом , вероятно, утопающая в зелени, сейчас деревья выступают общей коричневой массой, с трудом можно выделить могучие дубы; бревенчатые строения; заходящее солнце слева освещает окна домов, отражается в стёклах жёлтым светом.
- Что мы видим на заднем плане?
- В композиции картины есть особенность.
- Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам
- с высокими деревьями, в центр картины.
- Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие
- воз с сеном, создают впечатление движения,
- наполняют картину жизнью, указывают на связь
- человека с природой.
- Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой…
- Каким изобразил художник небо в предвечерний час?
- Какими изображены деревья?
- Опишите деревушку.
- Небо зеленовато-серое, местами розовато-лиловое.
- Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый
- оттенок.
- Справа видна могучая сосна с искривленными
- ветками и пышной кроной. Слева - густой
- лиственный лес, а в центре картины – высокие
- куполообразные деревья. Деревья окрашены в
- рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.
- В деревне бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай.
- Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?
- Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?
- Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами.
- Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот
- пейзаж? Опишите свои чувства.
- Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.
- Н. Рыленков
- Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!» — такой эпиграф можно подобрать к картине Н.П.Крымова. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!
- Хочется побывать в этом прекрасном
- уголке русской природы, насладиться
- тишиной сельской жизни в предвечерний
- час, подышать свежим морозным воздухом.
- «Пейзаж - портрет природы.
- Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»
- План
- Н.П.Крымов - художник-пейзажист.
- II. Зима в изображении художника:
- 1) снег;
- 2) небо;
- 3) тени;
- 4) особенности композиции (передний
- план, задний план, центр картины).
- III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
- Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской природы.
- Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил, сумел передать (передает), воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает, подчеркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину.
- Словарно-орфографическая работа
- II. Картина, полотно, холст, пейзаж.
- Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, дает возможность (узнать);
- вызывает впечатление, передает ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.),
- вся пронизана (солнечным светом и т. д.),
- звучит как (гимн красоте), доставляет зрителю (радость), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу...
- Словарно-орфографическая работа
- На переднем плане (картины мы видим, показаны...).
- ...начинается у края холста.
- Среди... (стоят). Далеко... (простирается).
- Рядом... (сидит). Слева... (тянется, темнеют...). Справа (от)... (виднеется).
- Вдаль, вдалеке, вдали... Вдали, на заднем плане картины... (тянется, виднеются, расстилаются, показался).
- На фоне... (выделяются, показаны).
- Перед (ним) выделяется (расстилается)... Возле... (растет). На краю... . Невдалеке... . Вверху... (парит)... В глубине картины... .
- Над... (отдаленными контурами ... виднеется...). Поблизости... . Вблизи.. У... (стоит)... Около... Вокруг... (стоят, виднеются)...
- За... виднеются (извиваются)... С левой стороны... Посредине... В углу у .... близ .... мы видим...(виднеется...)... Кругом... (виднеются)...
- По бокам... На другом конце... Прямо напротив... Из... (видно...)...
- Против (него)... По сторонам (дороги)...
- Автопортрет
- «Я умею писать только кусты и заборы, но это
- я делаю лучше всех..» -любил говорить Крымов.
- И хотя он никогда не жаждал почестей и наград - они сами нашли его. Н.П.Крымов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1942 году и Народного художника РСФСР в 1956 году.
- С 1949 года он был членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1954 году в связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени.
- Спасибо за работу на уроке
Литература - еще материалы к урокам:
- Анализ и интерпретация художественного произведения
- Повесть Бориса Васильева "Завтра была война» как реквием по несбывшимся мечтам"
- Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона "Новая планета"
- Сочинение в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»
- Презентация Н. Носов "Находчивость" 2 класс
- Конспект урока К. Драгунская "Лекарство от послушания" 4 класс